Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 21:46, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение маркетинговой деятельности торговой организации и ее влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;
провести анализ маркетинговой деятельности фирменного магазина ЗАО СП «Отико»;
предложить направления повышения эффективности маркетинговой деятельности фирменного магазина ЗАО СП «Отико».
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Сущность маркетинга и его принципы 6
1.2. Основные составляющие системы маркетинга 10
1.3. Разработка комплекса маркетинга и контроль маркетинговой деятельности 19
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЕННОГО
МАГАЗИНА ЗАО СП «ОТИКО» 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ составляющих маркетинговой деятельности фирменного магазина
ЗАО СП «Отико» 28
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА ЗАО СП «ОТИКО» 42
3.1. Совершенствование форм и методов работы с покупателями 42
3.2. Направления исследования качества торгового обслуживания 46
3.3. Проведение маркетинговых исследований – основа удовлетворения покупательского спроса 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………….……62
В условиях формирования рыночной экономики в нашей стране предприятия (организации, учреждения) вынуждены переходить на новую систему хозяйствования. На данном этапе развития экономики Республики Беларусь, предприятиям любых форм собственности, чтобы “выжить” в жесткой конкурентной борьбе нужно уделять внимание многим важным факторам, таким как: правильно выбранная стратегия, высокая квалификация служащих, хорошо налаженная система информирования, точное выполнение программы маркетинга. Любое предприятие должно преследовать одну цель: понимание и удовлетворение нужд потребителя на четко обозначенных целевых рынках. Предприятия должны создавать наивысшую потребительную ценность, обеспечивая полное удовлетворение потребностей клиентов. И только такой подход позволит получить желаемую долю рынка и прибыль.
Важнейшим принципом маркетингового подхода к управлению фирмой является целевая ориентация всех элементов производственной системы, а также производственной и социальной инфраструктуры, обслуживающей эту систему, на решение проблем, возникающих у потенциального потребителя товаров и услуг, выводимых фирмой на рынок.
Сегодня, как никогда раньше, руководители должны отдавать себе отчет в том, что самая современная техника и самая квалифицированная рабочая сила, огромные затраты на обучение и подготовку рабочих к работе на новом оборудовании - все это само по себе не гарантирует и не может гарантировать ни высокого уровня производительности, ни качества продукции - чисто управленческими средствами можно добиться куда более впечатляющих и результативных успехов.
Тема данной дипломной работы является очень актуальной. Без маркетинга сегодня немыслима деятельность ни одной организации, так как его игнорирование рано или поздно приведет к краху. Умелое и грамотное обращение менеджеров, управляющих всем наличным инструментарием маркетинга, позволит любому предприятию в полном объеме использовать свои конкурентные преимущества и соответственно занимать лидирующее положение в своей отрасли.
Цель дипломной работы – изучение маркетинговой деятельности торговой организации и ее влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
Объектом дипломной работы является фирменный магазин ЗАО СП «Отико».
Предметом дипломной работы является маркетинговая деятельность торговой организации.
При написании дипломной работы использованы методы сравнения, обобщения, систематизации, абсолютных и относительных разниц, графического и табличного построения.
В термин «маркетинг» специалисты вкладывают двоякий смысл: это и одна из функций управления, и цельная концепция управления в условиях рыночных отношений.
В качестве функции управления маркетинг имеет не меньшее значение, чем любая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д.
В качестве концепции управления (философии бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как «демократический» процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя.
Маркетинг - это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли [6, c.12].
Поскольку маркетинг – это способ убедить массы сделать покупку, большинство ошибочно отожествляют данное понятие со сбытом и стимулированием. Разница заключается в следующем: сбыт, главным образом, предполагает контакт лицом к лицу – продавец имеет дело с потенциальными покупателями. Маркетинг использует средства массовой информации и другие способы, чтобы завладеть вниманием и убедить многих людей – людей, которые могут вообще не иметь никакого прямого контакта ни с кем из компании данного сбытовика. Один из ведущих теоретиков по проблемам управления Питер Друккер, говорит об этом так: «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами» [12, c.8].
Маркетинг - явление сложное, многоплановое и динамичное. Этим объясняется невозможность в одном универсальном определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга.
Термин “маркетинг” возник в США на рубеже 20 века, а как ведущая функция управления, маркетинг стал рассматриваться с 50-х годов.
В настоящее время выдвинуто уже около 2000 определений маркетинга, каждое из которых рассматривает ту или иную сторону маркетинга либо делает попытку его комплексной характеристики.
Ф.Котлер предлагает следующее определение: «маркетинг – это социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидуумов и групп посредством предложения и обмена товарами» [22, c.28].
Общественный институт маркетинга Великобритании определяет маркетинг как «процесс управления, направленный на определение, предвидение и удовлетворение требований потребителя и получении прибыли» [9, c.11].
Басовский Л.Е. в качестве основополагающей предлагает следующую формулировку: "Маркетинг - это комплекс действий фирмы в условиях рынка, превращающий нужды потребителя в доходы фирмы". Этот лаконичный тезис хотя и не раскрывает функций маркетинга, но дает четкое представление о целях, условиях, субъектах маркетинга [2, с. 7].
Хруцкий В.Е. дает следующее определение маркетинга: "это такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет рыночного спроса, потребностей и требований конкретных потребителей к продукту для более обоснованной ориентации научно-технической и производственно-сбытовой деятельности фирмы на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах, с тем чтобы обеспечить фирме получение намечаемого уровня рентабельности". Подчеркивается, что маркетинг основан на принятии решений на базе многовариантных экономических расчетов и ориентирован на создание организационных, экономических и юридических условий для эффективного функционирования и развития фирмы [31, с. 14].
Некоторое сомнение вызывает ограничение сферы маркетинга рамками лишь внутрифирменного управления. Сама фирма не сможет долго и эффективно развиваться, если не будет влиять на развитие потребительского спроса, а это уже не может быть отнесено к внутрифирменному управлению. Более того, маркетинг нерационально представлять как функцию конкретных фирм: не только их объединения в различных формах, но и целые отрасли, такие, как торговля, рекламное дело, а также государство в целом и его органы могут и должны содействовать развитию маркетинга, реализовывать его принципы.
Таким образом, следует отметить, что выбрать лучшее определение маркетинга невозможно. Маркетинг - очень многоплановое явление. Это рыночная философия, стратегия и тактика мышления и действия всех субъектов рыночных отношений: не только производителей, посредников в коммерческой деятельности, но и потребителей, а также поставщиков, практических экономистов, ученых, целых организаций, вплоть до правительственных органов.
Маркетинг можно определять как научно-прикладную дисциплину, как вид профессиональной деятельности, как систему управления, как образ мышления, стиль поведения, комплекс конкретных функций и т.д. Простой анализ и учет особенностей и требований рыночной ситуации будут первой ступенью маркетинга, но в конечном счете он не может не выходить на проблемы прогнозирования и активного формирования спроса.
Маркетинг динамичен, изменчив в зависимости от сферы своего применения, времени действия, параметров окружающей рыночной среды и конечно же от интересов целевых потребительских групп. Маркетинг не может быть набором рецептов, мозаикой навыков активности, он продуктивен лишь при условии комплексности, системности.
Из сущности маркетинга вытекают основные принципы. Однако в отечественной и зарубежной литературе под «принципами маркетинга» определяются разные понятия. Рассмотрев позиции различных авторов, сравнив их, выделим следующие основополагающие принципы:
1. Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии экономических решений.
2. Создание условий
для максимального
3. Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы.
Маркетинговая деятельность представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на исследование таких вопросов, как:
Для осуществления
Важно отметить, что хотя ответственность за выполнение маркетинговых функций может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться.
Процесс маркетинга начинается с изучения покупателя и выявления его потребностей, а завершается приобретением товара покупателем и удовлетворением его выявленных потребностей.
Рынок, на котором действуют субъекты маркетинга, можно разделить на «рынок продавца», где предприятие реализует собственную продукцию, и «рынок покупателя», на котором оно приобретает нужные производственные компоненты. Таким образом, маркетинг в главной мере выгоден и продавцам и покупателям товара [2, c.40].
Однако прежде чем устанавливать контакты с интересующими партнерами, необходимо установить:
Связь и деловое общение
с действительными и
Очевидно, что тип маркетинга определяет и способ управления им. Управление маркетингом, по определению Ф. Котлера — это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п. [22, c.32].
Среди маркетологов термин «система маркетинга» используется достаточно часто, а его конкретное содержание не раскрывается. У зарубежных авторов конкретно-содержательного определения этого термина также нет. К числу общих определений можно отнести следующее: «…Маркетинговая система состоит из коллективных маркетинговых действий десятков тысяч прибыльных и бесприбыльных организаций…» [28, c.51]. Этот термин не раскрывает содержания данного понятия, а используют его на уровне общества и общих рассуждений, в нестрогом смысле, не вкладывая в него конкретного содержания.