Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 21:46, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение маркетинговой деятельности торговой организации и ее влияния на конечные результаты хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы маркетинговой деятельности;
провести анализ маркетинговой деятельности фирменного магазина ЗАО СП «Отико»;
предложить направления повышения эффективности маркетинговой деятельности фирменного магазина ЗАО СП «Отико».
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Сущность маркетинга и его принципы 6
1.2. Основные составляющие системы маркетинга 10
1.3. Разработка комплекса маркетинга и контроль маркетинговой деятельности 19
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЕННОГО
МАГАЗИНА ЗАО СП «ОТИКО» 25
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ составляющих маркетинговой деятельности фирменного магазина
ЗАО СП «Отико» 28
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЕННОГО МАГАЗИНА ЗАО СП «ОТИКО» 42
3.1. Совершенствование форм и методов работы с покупателями 42
3.2. Направления исследования качества торгового обслуживания 46
3.3. Проведение маркетинговых исследований – основа удовлетворения покупательского спроса 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………….……62
Продолжение таблицы 2.1.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5. Уровень расходов на реализации в % к товарообороту |
5,84 |
6,96 |
1,12 |
- |
6. Прибыль от реализации, млн.руб. |
118,3 |
227,3 |
109 |
192,1 |
7. в % к товарообороту |
2,54 |
4,2 |
1,66 |
- |
8. Прибыль (убыток) от операционной деятельности, млн.руб. |
- |
- |
- |
- |
9. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн.руб. |
-105,2 |
-179,1 |
-73,9 |
170,2 |
10. Прибыль отчетного периода, млн.руб. |
13,1 |
48,2 |
35,1 |
367,9 |
11. в % к товарообороту |
0,28 |
0,89 |
0,61 |
- |
12. Чистая прибыль, млн.руб. |
4,8 |
33,4 |
28,6 |
695,8 |
13. в % к товарообороту |
0,1 |
0,62 |
0,52 |
- |
14. Среднесписочная численность работников, чел. |
9 |
9 |
- |
- |
15. Выработка на 1-го работника, млн.руб. |
517,7 |
600,7 |
83,0 |
116,0 |
16. Среднемесячная заработная плата одного работника, тыс.руб. |
1204,5 |
1780,4 |
575,9 |
147,8 |
17. Фонд заработной платы, млн.руб. |
130,1 |
192,3 |
62,2 |
147,8 |
18. в % к товарообороту |
2,79 |
3,56 |
0,76 |
- |
Как свидетельствуют данные таблицы 2.1 за 2010 г. розничный товарооборот фирменного магазина увеличился на 16% или на 746,8 млн.руб. и составил 5405,9 млн.руб.
Доходы от реализации за 2010 г. увеличились на 213,1 млн.руб. или 54,6% и составили 603,3 млн.руб. Уровень доходов от реализации увеличился на 2,79% и составил 11,16% за 2010 г. Расходы на реализацию увеличились за 2010 г. на 104,2 млн.руб., а их уровень увеличился на 1,12%. Прибыль от реализации увеличилась на 109,0 млн.руб.
Убыток от внереализационных операций за 2010 г. увеличился на 73,9 млн.руб. Прибыль отчетного периода за 2010 г. составила 48,2 млн.руб., увеличившись по сравнению с 2009 г. на 35,1 млн.руб. или в 3,5 раза. Удельный вес валовой прибыли в товарообороте за 2010 г. составил 0,89%.
Чистая прибыль увеличилась на 28,6 млн.руб. А удельный вес чистой прибыли в товарообороте за 2010 г. составил 0,62%, что больше на 0,51% по сравнению с 2009 г.
Среднесписочная численность персонала за 2010 г. не изменилась и составила 9 человек. Выработка на одного человека возросла на 83 млн.руб. и составила 600,7 млн.руб. Фонд заработной платы увеличился за 2010 г. на 62,2 млн.руб. и составил 192,3 млн.руб.. В процентах к товарообороту фонд заработной платы увеличился на 0,76% и составил 3,56%. Среднемесячная заработная плата увеличилась в 2010 г. на 575,9 тыс.руб.
Таким образом, фирменный магазин ЗАО СП «Отико» ведет эффективную хозяйственную деятельность, т.к. по итогам года была получена большая прибыль по сравнению с 2010 годом, увеличились доходы от реализации и выработка на одного работника.
Функции по управлению маркетинговой деятельностью фирменного магазина ЗАО СП «Отико» возложены на отдел маркетинга предприятия.
Основными задачами отдела маркетинга являются:
– оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих; разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;
– совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на рынке в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, относительно продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных методов продаж;
– анализ ассортимента в разрезе каждой товарной группы с использованием современных методов анализа, разработка рекомендаций по оптимизации ассортимента;
– проведение маркетинговых исследований, обработка их результатов и разработка рекомендаций по совершенствованию работы предприятия на основе полученных результатов;
– оперативное информационное
обеспечение маркетинговой
– выработка, исходя из ориентации
на рыночную деятельность, рекомендаций
по совершенствованию
– выработка рекомендаций по установлению контактов с внешними организациями, а в ряде случаев представление предприятия в его отношениях с другими организациями, предприятиями, кооперативами, частными лицами. Порядок и уровень подобных контактов определяются руководством предприятия;
– формирование благоприятного имиджа предприятия в глазах потребителей.
Рассмотрим основные функции, которые возложены на работников отдела маркетинга.
Начальник отдела маркетинга выполняет следующие функции:
– определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач, которые установлены “Положением об отделе маркетинга предприятия”, а также на основе указаний директора предприятия и первого заместителя директора несет всю полноту ответственности за результаты деятельности отдела;
– определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения в соответствии с возникающими задачами; принимает оперативные меры по изменению структуры отдела для решения конкретных задач;
– руководит процессом изучения рынка, определяет методы и способы изучения рынка, прогнозирования спроса, реализации продукции;
– определяет стратегию деятельности по продажам отдельных товаров; отвечает за качественную и своевременную подготовку и проведение рекламных мероприятий;
– организовывает для фирменного магазина выработку рекомендаций по совершенствованию методов продаж товаров;
– выявляет сильные и слабые стороны маркетинговой деятельности, анализирует эффективность принятых маркетинговых решений;
– осуществляет связи с общественностью (“паблик–рилейшнз”);
– определяет и представляет на утверждение директору предприятия планы маркетинговой деятельности, а также объемы и структуру бюджета маркетинга предприятия (ежеквартально, а в случае необходимости – на указанный период);
– несет ответственность за выполнение планов маркетинга и за эффективность расходования средств бюджета.
Функции специалиста по маркетингу:
– ежедневный сбор и анализ всех видов информации в том числе:
а) внутренняя первичная и вторичная информация (объемы продаж, ассортимент и т.д.);
б) внешняя первичная и вторичная информация (информация о конкурентах, новых товарах, о конъюнктуре рынка);
– приведение информации в формализованный вид;
– формирование отчетов по следующим направлениям:
а) оперативная информация;
б) тактическая информация;
в) стратегическая информация;
г) определение размера и направлений расходования средств для получения необходимой информации;
- разработка рекомендаций отделу организации торговли по оптимальным методам торговли, наиболее эффективным средствам внутримагазинной рекламы;
Основные функции специалиста по маркетинговым исследованиям:
Проведем SWOT-анализ фирменного магазина ЗАО СП «Отико».
SWOT–анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.
SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.
При прочих равных возможностях и ресурсах (а чаще всего исходные ресурсы - деньги), стратегия должна строиться так, чтобы максимально эффективно использовать свои сильные стороны, а также появляющиеся рыночные возможности, компенсировать слабые стороны, избегать или снижать негативное воздействие угроз.
По результатам ситуационного анализа можно оценить, обладает ли компания внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать имеющиеся возможности и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения. Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению так называемой «матрицы SWOT-анализа».
Для определения рыночных возможностей фирменного магазина ЗАО СП «Отико» автором был проведен SWOT - анализ. В результате проведенного автором SWOT-анализа были определены сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы для фирменного магазина, указанные в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
SWOT-анализ фирменного магазина ЗАО СП «Отико»
Сильные стороны |
Возможности |
Удобное местоположение Наличие постоянных покупателей Обновление ассортимента в 2012 г. Продажа сопутствующих товаров в магазине |
Повышение качества оказываемых торговых услуг Возможность предоставления накопительных скидок Расширение ассортимента реализуемых товаров Проведение рекламных акций с целью стимулирования роста объема продаж Повышение квалификации персонала |
Слабые стороны |
Угрозы внешней среды |
Устаревшая материально- Малая торговая площадь Недостаточный контроль качества обслуживания Высокие цены по сравнению с основными конкурентами Не проводятся маркетинговые исследования удовлетворенности покупателей, исследования спроса и предпочтений покупателей |
Вероятность появления на рынке новых конкурентов Изменения во вкусах и предпочтениях покупателей Нестабильная экономическая ситуация в стране Нестабильность налогового законодательства |
На основании внутреннего маркетингового аудита были проанализированы сильные и слабые стороны фирменного магазина ЗАО СП «Отико».
К сильным сторонам фирменного магазина ЗАО СП «Отико» можно отнести удобное местоположение, наличие приверженных торговой марке покупателей, обновление ассортимента в 2012 г. и продажа сопутствующих товаров в магазине.
К слабым сторонам можно отнести то, что магазин обладает не очень большой торговой площадью, что не позволяет расширить ассортимент реализуемых товаров. Фирменный магазин не осуществляет контроль качества обслуживания покупателей.
Возможностями фирменного магазина является повышение качества торговых услуг, разработка системы накопительных скидок, увеличения ассортимента реализуемых товаров за счет изыскания возможности расширения торговых площадей.
Основными угрозами, которые могут повлиять на эффективность деятельности фирменного магазина является появление новых конкурентов, изменение во вкусах и предпочтениях покупателей, нестабильная экономическая ситуация в стране, нестабильность налогового законодательства.
Исходя из проведенного SWOT-анализа, можно сделать вывод, что у фирменного магазина ЗАО СП «Отико» достаточно слабых стороны, требующие стратегических решений. Предприятию необходимо реализовать свои возможности и укрепить сильные стороны, максимально эффективно задействовать их для предотвращения угроз и достижения поставленных целей.
Проведем анализ товарной политики фирменного магазина ЗАО СП «Отико».
Товарная политика фирменного магазина ЗАО СП «Отико» заключается в формировании ассортимента реализуемой продукции.
Ассортимент фирменного магазина ЗАО СП «Отико» можно разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представлен мужской, женской и детской обувью.
В качестве сопутствующего ассортимента выступают товары по уходу за обувью: кремы и спреи, щетки и губки по уходу за обувью известных торговых марок: Salamander, Kiwi, Silver, Твист, Damaвik, а также рожки для обуви, носки, колготки, шнурки для обуви.
Наличие сопутствующего ассортимента дает возможность увеличения доходов фирменного магазина ЗАО СП «Отико», повышает его авторитет в глазах покупателя, является попыткой разнообразить ассортимент товаров и увеличить выбор покупателя, обеспечить покупателю возможность осуществления покупки в одном месте.
Принцип формирования товарного ассортимента в магазине - функциональный, то есть он призван удовлетворять потребности людей, прежде всего, в обувных товарах. Товарный ассортимент магазина является насыщенным, так как в продаже имеются аналогичные товары разнообразных производителей (торговые марки).