Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:44, лекция
Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году. ВП совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основании плановых и фактических данных о выпуске продукции по объему, ассортименту и качеству за день и нарастающим итогом с начала месяца.
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем классификаторе продукции, а также шифров или порядковых номеров изделий.
1. Анализ выполнения производственной программы.
Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году. ВП совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Оперативный
анализ выпуска продукции
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем классификаторе продукции, а также шифров или порядковых номеров изделий.
Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.
Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется:
1. По методу наименьшего процента.
2.По способу среднего процента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции. При этом изделия, выпущенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. В любом случае план по ассортименту не может быть выполнен более чем на 100%.
Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению ее структуры.
Структура – это соотношение отдельных изделий в общем их выпуске.
Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
Для расчета влияния структурных сдвигов используются следующие методы:
1.Метод средних цен:
2.Метод
прямого счета:
2. Анализ ритмичности выпуска продукции.
Важное значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства продукции. Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.
Для оценки степени выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, показатель аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, отношение удельного веса продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.
Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.
Коэффициент ритмичности производства - определяется делением выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ритмичности ( ), на плановый выпуск продукции. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактический выпуск продукции, но не более запланированного. Данный коэффициент оценивает точное соблюдение графика производства.
В
выполнение плана по ритмичности
выпуска продукции
Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделя, декада). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
Внутренние причины аритмичности – тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля.
Внешние
причины – несвоевременная
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого применяются следующие методы:
а) Разность между плановым и зачтенным выпуском продукции;
б) Разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства;
в) Разность между наибольшим и наименьшим среднесуточным (среднедекадным) выпуском продукции, умноженным на фактическое количество рабочих суток (декад) в анализируемом периоде;
г) Разность между фактическим объемом и возможным, рассчитанным при условии, что наибольший фактический выпуск составляет плановый удельный вес в общем объеме выпуска.
В
заключение анализа разрабатывают
конкретные мероприятия по устранению
причин неритмичной работы.
3. Анализ выполнения плана по качеству продукции.
Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции. Качество продукции – совокупность свойств продукции, удовлетворяющих определенные потребности покупателя в соответствии со своим назначением.
Различают следующие показатели качества продукции:
1. Единичные (индивидуальные) показатели качества продукции – характеризуют одно из ее свойств (полезность, надежность, технологичность, эстетичность).
2. Комплексные показатели – характеризуют несколько свойств продукции.
3. Обобщающие показатели – отражают совокупность свойств продукции независимо от ее вида и назначения. К ним относятся:
удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
удельный вес продукции высшей категории качества;
удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высоко развитые промышленные страны.
4. Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Задачи анализа качества продукции:
1. Оценка технического уровня продукции;
2. Выявление отклонений технического уровня продукции по отдельным изделиям по сравнению с базовым и теоретически возможным уровнем;
3. Анализ структуры выпущенной продукции по параметрам, характеризующим качество выполнения и поставки;
4. Определение факторов, сдерживающих рост технического уровня продукции и определение резервов повышения качества продукции, сокращение брака и потерь.
Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими периодами, с планом, с данными других предприятий.
Для
обобщающей оценки выполнения плана
по качеству продукции используют разные
методы. Сущность балльного метода
оценки состоит в определении
средневзвешенного балла
Анализ отступлений от норм по качеству изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. Необходимо изучить динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске ТП, определить потери от брака.
Если
предприятие выпускает
Косвенным показателем качества продукции является брак.
Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).
Выпуск
брака ведет к росту
В
процессе анализа изучают динамику
брака по абсолютной сумме и по
удельному весу в общем объеме
выпущенной продукции, определяют потери
от брака и потери продукции.
4.Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
В процессе анализа необходимо изучить изменения не только в объеме производства ТП, но и в объеме ее реализации, т. к. от объема продаж зависят финансовые результаты предприятия.