Анализ хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:44, лекция

Краткое описание

Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году. ВП совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основании плановых и фактических данных о выпуске продукции по объему, ассортименту и качеству за день и нарастающим итогом с начала месяца.
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем классификаторе продукции, а также шифров или порядковых номеров изделий.

Файлы: 1 файл

шпоры по АХД.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

    

    Расчет  влияния факторов первого ряда на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки.

    Затем необходимо сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных  видов продукции зависит от изменения  среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.

    Необходимо  также более детально изучить  причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального  деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.

    Затем надо установить, за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду товарной продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии.

    Примерно  также проводится факторный анализ рентабельности продаж.

    Уровень рентабельности продаж зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия.

    Аналогично  осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции, ее структуры, себестоимости, среднего уровня цен и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг.

    Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости  капитала, который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме  основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требуется дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходя из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияние на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличивается или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условиях неизменности остальных факторов.    
 

    26. Сущность и содержание  экономического анализа.

    Экономический анализ - это научный способ познания сущности экономических явлений  и процессов, основанный на расчленении  их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.

    Различают макроэкономический анализ, который  изучает экономические явления  и процессы на уровне мировой и  национальной экономики и ее отдельных  отраслей, и микроэкономический анализ, изучающий эти процессы и явления  на уровне отдельных субъектов хозяйствования (это и есть экономический анализ хозяйственной деятельности).

    Комплексный экономический анализ производственно-финансовой деятельности занимает центральное  место в системе управления предприятием. На его основе разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научною управления производством, обеспечивает его эффективность.

    Недооценка  роли анализа, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери.

    Важная  роль анализа в подготовке информации для планирования и прогнозирования результатов деятельности, оценки качества и обоснованности плановых показателей, в проверке и объективной оценке их выполнения. Разработка планов для предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени. При этом учитываются результаты деятельности за предыдущие периоды, изучаются тенденции развития экономики предприятия, выявляются и учитываются дополнительные резервы производства.

      Экономический анализ хозяйственной деятельности является средством не только обоснования планов, но и контроля за их выполнением с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы, корректировки планов и управленческих решений. Планирование начинается и завершается анализом результатов деятельности предприятия. Анализ позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным.

    Большая роль отводится анализу в деле определения и использования  резервов повышения эффективности деятельности субъекта хозяйствования в конкурентной среде на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта.

    Анализ  содействует экономному использованию  ресурсов, выявлению и внедрению  передового опыта, научной организации (руда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат, разных недостатков в работе и т.д. В результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность его деятельности. 
 
 

    27. Общая характеристика  приемов экономического анализа.

    Анализ  должен носить научный характер, т.е. базироваться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

    Анализ  должен быть комплексным. Комплексность  исследования требует охвата всех звеньев  и всех сторон деятельности и всестороннего  изучения причинных зависимостей в  экономике предприятия.

    Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда  каждый изучаемый объект рассматривается  как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой  и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности eго  отдельных элементов.

    Анализ  должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов.

    Анализ  должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты. Руководство предприятия должно быть своевременно информировано о  выявленных недостатках, просчетах и упущениях в работе. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, разработки конкретных мероприятий, обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается.

    Анализ  должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

    Анализ  должен быть оперативным. Оперативность  означает умение быстро и четко проводить  анализ, принимать управленческие решения  и претворять их в жизнь.

    Анализ  должен базироваться на государственном  подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологическое, международной политике и законодательству.

    Анализ  должен быть эффективным, т.е. затраты  на его проведение должны давать многократный эффект.

    Логические  способы обработки информации —  сравнение, метод относительных  и средних величин, графическое  и табличное представление данных, группировка, балансовый и эвристический методы.

    28.  Способ сравнения.

    - сопоставление    однородных    объектов    с     целью  выявления черт сходства либо  различий между ними.

    Типы  сравнений: 

    Сравнение фактически достигнутых результатов  с данными прошлых периодов.

    Сопоставление фактического уровня показателей с плановыми. Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана, для определения неиспользованных резервов предприятия.

    Сравнение с утвержденными нормами расхода  ресурсов (материалов, сырья, топлива, энергии, воды и т.д.).

    Сравнение с лучшими результатами, т.e. с  лучшими образцами труда, передовым  опытом, новыми достижениями науки  и техники.

    Межхозяйственный  сравнительный анализ, в процессе которого показатели анализируемого предприятия1 сопоставляются с показателями ведущих предприятий, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйствования.

    6. Очень часто в анализе - показатели исследуемого 
предприятия сравниваются со среднеотраслевыми данными 
или средними по министерству, объединению, концерну и др.

    7. Сравнение параллельных и динамических рядов - для

    определения и обоснования формы и направления  связи между разными показателями.

    8. Сравнение разных вариантов решения экономических 
задач, что позволяет выбрать наиболее оптимальный из них 
и тем самым полнее использовать возможности предприятия.

    9. При расчете влияния факторов  и определении величины резервов  широко используется также сопоставление   результатов   деятельности   до   и   после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации.

    Важное  условие, которое нужно соблюдать  при анализе, необходимость обеспечения  сопоставимости показателей, поскольку  сравнивать можно только качественно  однородные величины.

    Несопоставимость  показателей может быть вызвана 
разными причинами: разным уровнем цен, объемов 
деятельности, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными периодами и т.д.

    Сопоставимость  показателей в ряде случаев может  быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей используются поправочные коэффициенты. 
 
 
 

    29. Использование относительных  и средних величин  в анализе хозяйственной  деятельности.

    Относительные показатели показывают соотношение величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Их получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия, среднеотраслевые и т.д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100).

    В АХД используются:

    1.Относительная  величина пространственного сравнения

    2.0тносительная  величина планового задания

    3.Относительная  величина выполнения плана

    4.Относительные  величины динамики 5.Относительные  величины координации 6.Относительными  величинами интенсивности

    7.Относительные величины эффективности. Средние величины - используются в анализе для обобщенной количественной характеристики совокупности  однородных  явлений  по какому-либо признаку, т.e. одним числом характеризуют всю совокупность объектов.

    Широкое применение в экономическом анализе 
находит  группировка информации, деление

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности