Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:44, лекция
Объем производства продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году. ВП совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Объем реализации продукции определяется в действующих ценах (оптовых, договорных). Включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями.
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основании плановых и фактических данных о выпуске продукции по объему, ассортименту и качеству за день и нарастающим итогом с начала месяца.
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура – перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем классификаторе продукции, а также шифров или порядковых номеров изделий.
1.
Амортизацию машин и
2. Затраты на их ремонт, эксплуатацию.
3. Расходы по внутризаводскому перемещению грузов.
4. Износ МБП и др.
При анализе ОПР и ОХР учитываются деление себестоимости по статьям затрат. По каждой статье выявляются отклонения от плана и его причины.
Коммерческие расходы включают в себя затраты по отгрузке продукции покупателям, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т.д.
Расходы по доставке товаров зависят от расстояния перевозки, веса перевезенного груза, транспортных тарифов, вида транспортных средств.
Расходы по погрузке и выгрузке могут изменяться в связи с изменением веса отгруженной продукции и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции.
Расходы
на тару и упаковочные материалы
зависят от их количества и стоимости.
Количество, в свою очередь, связано
с объемом отгруженной
В
заключение анализа косвенных затрат
подсчитываются резервы возможного
их сокращения и разрабатываются
конкретные мероприятия по их освоению.
22. Анализ структуры и динамики прибыли.
В анализе ПХД рассматриваются следующие показатели прибыли:
на единицу продукции; балансовая; прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг); прибыль от прочей реализации; финансовый результат от внереализационных операций; налогооблагаемая; льготируемая; остающаяся в распоряжении предприятия; чистая прибыль.
БП включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ, услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.
Прибыль от прочей реализации включает в себя прибыль от продажи товарно-материальных ценностей, прибыль от реализации продукции подсобных хозяйств, прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов.
Налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством.
Льготируемая прибыль – прибыль, не облагаемая налогом на прибыль или облагаемая по льготным ставкам.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
В процессе анализа необходимо изучить состав БП, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный период.
При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг представляет собой разницу между чистой выручкой (т. е. выручкой, оставшейся после уплаты акцизного налога, налога на добавленную стоимость и других отчислений из выручки в бюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.
Внереализационные финансовые результаты включают в себя:
- результат от долевого участия в совместных предприятиях;
-
от ценных бумаг (акций,
- результат (доходы и убытки) по валютным операциям;
- прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли;
- полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки;
-
убытки от списания
- убытки от стихийных бедствий;
-
финансовая помощь от других
предприятий и организаций.
23. Факторный анализ прибыли.
К факторам 1-го порядка относятся:
1.
Прибыль от реализации
2. Прибыль от прочей реализации.
3. Внереализационный результат.
ФМ: БП = ПР + ПП + ВР
Влияние
факторов 1 порядка рассчитывается
путем сравнения
ΔБП = БП1-БП0
ΔБПпр = ПР1-ПР0 = ПР1+ПП0+ВР0-(ПР0+ПП0+ВР0)
ΔБПпп = ПП1-ПП0
ΔБПвр = ВР1-ВР0
К факторам 2-го порядка относятся:
1.1. Изменение объема РП.
1.2.
Изменение структуры
1.3. Изменение цен на реализованную продукцию.
1.4.
Изменение полной
2.1.
Прибыль от продажи товарно-
2.2.
Прибыль от реализации
2.3.
Прибыль от реализации
3.1. Изменение доходов от долевого участия в СП.
3.2. Изменение доходов от ЦБ (акций, облигаций, депозитов).
3.3.
Изменение величины штрафов,
3.4.
Изменение величины убытков от
списания дебиторской
и т. д.
Рассмотрим факторы, влияющие на прибыль от реализации продукции.
1.
Величина влияния на прибыль
от РП изменения объема
2. Изменение структуры РП оказывает влияние на прибыль в связи с тем, что уровень рентабельности различных изделий неодинаков.
3.
Влияние изменения цен на
4. Влияние изменения себестоимости на сумму прибыли устанавливается сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж.
Кроме того, следует иметь ввиду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии.
1.
Изменение стоимостных границ
отнесения имущества к ОС или
к МБП, что влечет за собой
изменение суммы текущих
2. Изменение метода начисления износа по МБП.
3.
Использование метода
4. Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним.
5.
Выбор метода оценки
6.
Изменение порядка списания
7.
Изменение сроков погашения
8.
Изменение метода определения
прибыли от реализации
24. Показатели рентабельности, порядок их расчета, источники информации.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность деятельности СХ в целом, т. е. они характеризуют уровень прибыльности или убыточности производства. Кроме того, данные показатели характеризуют доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т. д. Показатели рентабельности более полно, чем показатели прибыли характеризуют окончательные результаты ПХД, т. к. их величина показывает соотношение эффекта с использованными или имеющимися ресурсами.
Показатели рентабельности:
1.
Показатели, характеризующие
2.
Показатели, характеризующие
3.
Показатели, характеризующие
4.
Показатели, характеризующие доходность
капитала.
В качестве основы для расчета показателей рентабельности могут выступать БП, ПР, ЧП.
Источники информации для расчета: бизнес-план, Ф.1, Ф.2, Ф.5Ф «Краткий отчет о финансовых результатах», Ф.5З «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции», плановые и отчетные калькуляции.
1.
Рентабельность
Данный показатель показывает, сколько рублей потенциальной прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного им на производство и реализацию продукции.
2. Рентабельность инвестиционных проектов.
Рентабельность инвестиционных проектов можно определить как отношение полученной или ожидаемой прибыли к Σ инвестиций в данный проект.
3.
Рентабельность продаж –
Этот показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
4.
Рентабельность (доходность) капитала
– отношение балансовой или
чистой прибыли к
25. Факторный анализ рентабельности.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная
модель этого показателя имеет вид: