Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:37, реферат
Всемирная торговая организация —международная организация, созданная в1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
Всемирная торговая организация
Всемирная торговая организация —международная организация, созданная в1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.
Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария.
Глава ВТО (генеральный директор) —Паскаль Лами.
На
июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны,
на долю которых в сумме приходилось 97%
мирового торгового оборота.
Члены ВТО и наблюдатели 153 стран-членов на 23 июля 2008
Albania, Antigua and Barbuda, Angola, Argentina, Armenia, Australia, Austria, Bahrain, Bangladesh, Barbados, Belgium, Belize, Benin, Bolivia, Botswana, Brazil, Brunei Darussalam,
Bulgaria, Burkina
Faso, Burundi, Cambodia, Cameroon, Canada, Cape Verde, Central African
Republic, Chad, Chile, China, Colombia, Congo, Costa Rica, Cote d'Ivoire,
Croatia, Cuba, Cyprus, Czech Republic, Democratic Republic of the Congo,
Denmark, Djibouti, Dominica, Dominican Republic, Ecuador, Egypt, El
Salvador, Estonia, European Communities, Fiji, Finland, France, Gabon,
The Gambia, Georgia, Germany, Ghana, Greece, Grenada, Guatemala, Guinea
Bissau, Guinea, Guyana, Haiti, Honduras, Hong Kong, China, Hungary,
Iceland, India, Indonesia, Ireland, Israel, Italy, Jamaica, Jordan,
Japan, Kenya, Korea, Republic of, Kuwait, The Kyrgyz Republic, Latvia,
Lesotho, Liechtenstein, Lithuania, Luxembourg, Macau, China, Macedonia,
Madagascar, Malawi, Malaysia, Maldives, Mali, Malta, Mauritania, Mauritius,
Mexico, Moldova, Mongolia, Morocco, Mozambique, Myanmar, Namibia, Nepal,
Netherlands, New Zealand, Nicaragua, Niger, Nigeria, Norway, Oman, Sultanate
of, Pakistan, Panama, Papua New Guinea, Paraguay, Peru, Philippines,
Poland, Portugal, Qatar, Romania, Rwanda, Saint Kitts and Nevis, Saint
Lucia, Saint Vincent & the Grenadines, Saudi Arabia, Senegal, Separate
Customs Territory of Taiwan, Penghu, Kinmen and Matsu, Sierra Leone,
Singapore, Slovak Republic, Slovenia, Solomon Islands, South Africa,
Spain, Sri Lanka, Suriname, Swaziland, Sweden, Switzerland, Tanzania,
Thailand, Togo, Tonga, Trinidad and Tobago, Tunisia, Turkey, Uganda,
Ukraine, United Arab Emirates, United Kingdom, United States, Uruguay,
Venezuela, Vietnam, Zambia, Zimbabwe
Государства-наблюдатели
Afghanistan,
Algeria, Andorra, Azerbaijan, Bahamas, Belarus, Bhutan, Bosnia and Herzegovina
Comoros, Equatorial Guinea, Ethiopia, Holy See (Vatican), Iran, Iraq,
Kazakhstan, Lao People's Democratic Republic, Lebanese Republic, Liberia,
Republic of Libya, Montenegro, Russian Federation, Samoa, Sao Tomé
and Principe, Serbia, Seychelles, Sudan, Tajikistan, Uzbekistan, Vanuatu,
Yemen
Примечание.
За исключением Holy See наблюдатели должны
начать переговоры о присоединении в течение
пяти лет с момента получения статуса
наблюдателей
История ВТО
Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.
Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на конференции в Бреттон Вудсе были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года. СССР не был приглашён к участию в Гаванской конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях, и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволят в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.
Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.
В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде, оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40% к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4% в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных, ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами. Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века— около 20%) принято Генеральное соглашение о торговле услугами(GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.
Таким
образом, спустя почти 50 лет после
неудачных попыток создания международной
организации и существования временной
конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы
внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО
приступила к работе.
Основные соглашения и принципы ВТО
Страны-члены
ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной
торговой системы, где каждая страна получает
гарантии справедливого и последовательного
отношения к ее экспорту на рынках других
стран, обязуясь обеспечивать такие же
условия для импорта на свой собственный
рынок. В выполнении обязательств развивающимися
странами предусмотрены сравнительно
большая гибкость и свобода действий.
Основные правила и принципы ВТО отражены
в многосторонних торговых соглашениях,
которые затрагивают торговлю товарами
и услугами, а также торговые аспекты прав
интеллектуальной собственности, разрешение
споров и механизм обзора торговой политики.
Ключевые принципы ВТО были впервые сформулированы
в ГАТТ 1947 года. С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял
собой форум для проведения переговоров
по снижению таможенных пошлин и других
торговых барьеров; текст Генерального
соглашения оговаривал важные правила,
в частности, недискриминацию. Впоследствии
в результате переговоров Уругвайского
раунда (1986-1994) основные принципы были
расширены и получили развитие и уточнение
в других соглашениях. Так, были созданы
новые правила по торговле услугами, по
важным аспектам интеллектуальной собственности,
по разрешению споров и обзорам торговой
политики.
ГАТТ в новой редакции 1994 года сейчас является основным сводом правил ВТО по торговле товарами. Его дополняют соглашения, касающиеся специфических секторов, таких как сельское хозяйство и текстиль, а также отдельных тем, например, государственной торговли, стандартов на различную продукцию, субсидий и действий, предпринимаемых против демпинга.
Два фундаментальных
принципа ГАТТ – это недискриминация
и обеспечение доступа на рынок.
Принцип недискриминации реализуется
через применение режима наиболее благоприятствуемой
нации (РНБ), при котором страна обеспечивает
одинаковые условия торговли для всех
участников ВТО, и национального режима,
при котором импортированные товары не
могут подвергаться дискриминации на
внутреннем рынке.
Доступ на рынок обеспечивается, помимо
применения РНБ и национального режима,
также путем отмены количественных ограничений
импорта в пользу таможенных тарифов,
которые являются более эффективным средством
регулирования товарооборота, а также
гласностью и прозрачностью в вопросах
торговых режимов стран-участниц.
Принципы более свободного экспорта и
импорта услуг, независимо от способа
их поставки, будь то трансграничная торговля,
потребление услуг за рубежом, коммерческое
присутствие или присутствие физических
лиц, - были впервые документально закреплены
в новом Генеральном соглашении о торговле
услугами (ГАТС). Однако в силу специфики
торговли услугами режим наибольшего
благоприятствования и национальный режим
применяются здесь со значительными исключениями,
которые индивидуальны для каждой страны.
Аналогично, отмена количественных квот
носит выборочный характер, решения о
ней принимаются в ходе переговоров.
Члены ВТО берут на себя индивидуальные обязательства в рамках ГАТС, в которых они заявляют, какие из секторов услуг и в какой степени они готовы открыть для иностранной конкуренции.
Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) представляет собой свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. Под “интеллектуальной собственностью” понимаются авторские права, торговые марки, географические названия, используемые для наименования товаров, промышленные образцы (дизайны), топологии интегральных микросхем и нераскрытая информация, например, торговые секреты.
Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)
Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран – членов организации.
Организационная структура ВТО
Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит еще несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т.д.
Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом.
Комиссия по урегулированию споров
Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. За истекшие после основания ВТО годы Комиссия была вынуждена много раз решать сложные, нередко достаточно политизированные торговые проблемы между влиятельными странами — участницами ВТО. Многие решения Комиссии за истекшие годы воспринимаются неоднозначно. Большую озабоченность у активистов защиты окружающей среды вызывает, например, чрезмерная торговля между странами в ущерб интересам окружающей среды.
Отдельные решения
Некоторые решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной Торговой Организации, вызвавшие большой общественный резонанс: