Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:32, доклад
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:
взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;
взаимное предоставление национального режима (HP) товарам и услугам иностранного происхождения
регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
отказ от использования количественных и иных ограничений;
транспарентность торговой политики;
разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.
Важнейшими функциями ВТО являются:
контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
разрешение торговых споров;
мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
сотрудничество с международными специализированными организациями.
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином «Многосторонние торговые соглашения». (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
Основной целью Кыргызстана при вступлении во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) была либерализация внешней торговли, увеличение ее объемов, стабилизация экономического развития республики. При вступлении в ВТО Кыргызстан пошел на серьезные уступки ведущим странам-членам данной организации и принял на себя многие обязательства, непосредственно не вытекающие из соглашений этой организации. Так, Кыргызская Республика взяла на себя обязательства присоединиться практически ко всем необязательным соглашениям и “секторальным” инициативам стран–членов ВТО. К их числу можно отнести присоединение к ряду отдельных соглашений ВТО по тарифным уступкам в отношении таких товарных групп, как химическая и фармацевтическая продукция, текстиль, сталь, цветные металлы, научные исследования, сельскохозяйственное оборудование, мебель, бумага, игрушки, иностранные технологии и т. д. Все это существенно ограничило возможность защиты и поддержки своего аграрного сектора и практически полностью открыло для нерезидентов рынок услуг во всех его секторах, включая финансовый. В частности, Кыргызстан обязался осуществить немедленную либерализацию аудиовизуальных услуг по производству, распространению и прокату кино- и видеопленок, услугам в области радио, телевидения, звукозаписи, а также по трансляции радио- и телевизионных программ. Что же касается сектора финансовых услуг, то здесь Кыргызстан обязался ввести режим без ограничений по доступу к рынку и национальному режиму в подсекторе страховых услуг с 2002 г., банковских – с 2003 г.
Переговорный процесс по присоединению Кыргызстана к ВТО занял около двух с половиной лет. По мнению бывшего вице-премьер-министра Кыргызстана Э. Омуралиева, вступление страны в ВТО – необходимый шаг, который был сделан своевременно и во благо страны. Благодаря членству в ВТО Кыргызстан получил совершенно новую модель экономического развития и правовую базу, соответствующую международным стандартам, которая стала основой для вывода экономики из глубокого кризиса, вызванного распадом СССР и мировым финансовым кризисом 1998 г . Среди основных выгод, полученных Кыргызстаном от членства в ВТО, отмечаются следующие:
• экспорт кыргызских товаров и услуг пользуется режимом наибольшего благоприятствования (РНБ) во всех странах–членах ВТО (при котором наши товары могут без каких-либо дискриминационных барьеров ввозиться в 142 страны, имеющих членство в ВТО. Это освободит от необходимости подписания многочисленных двухсторонних договоров, предоставит республике скрытые и емкие международные рынки, поскольку членство в ВТО гарантирует соблюдение дисциплины и правил этой организации всеми странами-членами без ограничительных мер, могущих нанести ущерб интересам других участников ВТО);
• внутреннее торговое и налоговое законодательство гармонизировано с правилами и нормами ВТО (Такая гармонизация законодательства была необходима для установления режимов, способствующих развитию торговли и привлечению инвестиций в экономику. Объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2010г. составили 234 млн. долларов и по сравнению с 1999г. выросли более чем в 5 раз. С 2001г. по 2008г. наблюдался стабильный рост ПИИ, и в 2008г. достигли самого высокого показателя со времен независимости КР – 377 млн. долл.);
• вновь принимаемые нормативно-правовые акты разрабатываются в соответствии с международными требованиями;
• создан предсказуемый режим для отечественных производителей и инвесторов – как в сфере торговли, так и в сфере услуг;
• США в 2000 г . отменили по отношению к Кыргызстану поправку Джексона–Вэника;
• географическое распределение торговли республики расширилось с 98 стран мира в 1998 г . до 120 стран в 2008 г .;
• появился доступ к оперативной международной торговой информации;
• cтрана присоединилась к ВТО раньше своих региональных партнеров (Китая, России, Казахстана, Узбекистана), что дало ей возможность влиять на сроки и условия присоединения к этой организации новых стран, в том числе требовать уступок для отечественных товаров и решать проблемы, возникшие в торговле с данными странами;
• у Кыргызстана появился доступ к механизму разрешения торговых споров ВТО;
• существует возможность участия в выработке новых правил международной торговли
Вступлением в ВТО Кыргызстан улучшил свой международный имидж и обеспечил широкую декларацию необратимости экономических реформ, направленных на формирование конкурентоспособной рыночной экономики.
способность влиять на сроки и условия вступления в ВТО стран претендентов
Кроме того, как развивающаяся страна с малой экономикой, республика может получить ряд преференций от развитых стран на снижение тарифов по некоторым товарам, если она обратится с такой просьбой. Однако нельзя говорить о несомненности этих преимуществ, поскольку, во-первых, торговые преференции, распространяются только на конечные товары и в меньшей степени на сырье, следовательно, выгоды Кыргызстана, как экспортера сырьевых ресурсов будут незначительны; во-вторых, выгоды от членства в ВТО, связанные с улучшением доступа на другие рынки, могут быть ощутимы в более долгосрочном плане и только в том случае, если страна имеет относительно развитые и конкурентоспособные производственные возможности, хорошо подготовленный и скоординированный правительственный механизм, готовый защитить права страны в сложных механизмах системы ВТО. Еще одной возможностью открывающейся для промышленности Кыргызстана после вступления республики в ВТО является увеличение объема инвестиций вследствие создания благоприятной и предсказуемой экономической среды. Членство Кыргызстана в ВТО не принесло ожидаемых дивидендов. Кыргызстан фактически не может воспользоваться преференциями, предоставляемыми членам ВТО, так как большая часть его экспортной продукции - особенно обрабатывающей промышленности - неконкурентоспособна. Это создает скрытую опасность того, что страна пойдет по характерному для большинства государств "третьего мира" зависимому пути развития в роли "сырьевого придатка", что приведет к стагнации многих секторов промышленности. Поток дешевых и конкурентоспособных товаров из стран - членов ВТО ухудшил положение кыргызских производителей. Участие Кыргызстана в ТС открывает для республики возможности, которых она лишена на рынках развитых стран: возможности производственной кооперации, экспорта продукции обрабатывающей промышленности (рынок стран СНГ имеет не столь высокие требования к качеству производимой продукции) и т.п. Но главное преимущество от вступления Кыргызстана в ВТО, по мнению канд. экон. наук Анаркан Рахмановой, - это свободный транзит товаров через все страны-члены ВТО. Наши товары не будут облагаться дополнительными пошлинами, налогами, запретами. - возможность проведения консультаций со всеми странами-членами ВТО для поиска потенциальных партнеров и новых рынков сбыта для кыргызских товаров и услуг;
Однако существует ряд проблем, которые мешают шире использовать преимущества вступления страны в ВТО:
• небольшой внутренний рынок и низкий уровень доходов населения;
• низкое качество отечественной продукции, устаревшие стандарты;
• низкий уровень инноваций;
• недостаточный интерес со стороны иностранных инвесторов.
По мнению А. Жапарова, отсутствие заинтересованности иностранных инвесторов во многом объясняется низким темпом реформы в сфере технического регулирования, таможенных процедур (таких, как введение «единого окна») и защиты прав интеллектуальной собственности. Однако такая ситуация складывается не только в Кыргызстане, но и во всем регионе: пока в нем не будут созданы стабильная, предсказуемая правовая база и привлекательная инвестиционная среда, невозможно говорить об эффективном применении инструментов ВТО. Тем не менее, эксперты признают, что выгоду от вступления в ВТО Кыргызстан все же сможет ощутить – после вхождения в нее традиционных экономических партнеров по СНГ.
Некоторые эксперты считают, что Кыргызстан не смог извлечь ощутимых экономических выгод от вступления в ВТО и что это был лишь политический шаг. Так, Р. Могилевский из Центра экономических исследований пишет: «Преимущества, которые Кыргызстан извлек из членства в ВТО, заключаются, главным образом, в том, что был закреплен ранее избранный курс на формирование конкурентоспособной рыночной экономики. Видимых же немедленных и непосредственных выгод страна не получила». Отрицательных последствий, если верить аналитикам, оказалось гораздо больше, и опыт участия Кыргызстана в ВТО в целом рассматривается другими участниками СНГ как негативный по следующим причинам:
• из-за слишком быстрого вступления в ВТО недостаточно проработаны условия присоединения – страна взяла на себя слишком высокие обязательства на уровне развитой страны, каковой Кыргызстан не является;
• страна пошла на серьезные уступки (Кыргызстан присоединился почти ко всем секторальным инициативам и необязательным соглашениям ВТО, что резко ограничило возможность защиты национального рынка);
• открытие внутреннего рынка привело к росту доли импортного сырья в производстве из-за неспособности конкурировать с более дешевыми и качественными иностранными товарами;
• произошло резкое ухудшение отношений с традиционными торговыми партнерами, не являющимися членами ВТО (соседи Кыргызстана ввели таможенные ограничения для защиты своих товаропроизводителей);
• членство в ВТО препятствует активному участию республики в процессе интеграции на постсоветском пространстве;
• не произошло ожидаемого роста прямых иностранных инвестиций в экономику.
По мнению доктора экономических наук Айылчы Сарыбаева, членство в этой организации выгодно для государств с развитой промышленностью, а Кыргызстан трудно отнести к таковым: «Вступление в ВТО нужно тем странам, у которых активно развивается экспортная продукция, а, к сожалению, наша республика очень маленькая, и, вступив в ВТО, мы проиграли в экспортном отношении: сейчас соотношение импорта к экспорту составляет один к трем. Внутренний рынок насыщен товарами массового потребления со всех стран мира, а свое отечественное производство мы потеряли».
По словам Нура Омарова, членство в ВТО обернулось для Кыргызстана «дорогой с односторонним движением». После вступления в организацию страна постепенно начала терять обороты экономического развития. Кому нужна наша продукция за рубежом? Зато промышленно развитые страны получили уникальную возможность заполнить наш рынок дешевыми товарами. Так что с точки зрения защиты отечественного производителя и развития экономики Кыргызстан, вне всякого сомнения, только проиграл. Но не только этот момент важен. После вступления в ВТО у республики серьезно испортились отношения с партнерами по СНГ. Кыргызстан оказался в фактической изоляции, так как наши соседи были вынуждены защищать свои рынки от дешевых товаров уже с нашей территории.
Безусловно, вступление Кыргызстана в ВТО не привело к моментальному экономическому эффекту. Участие в ВТО – лишь один из инструментов устойчивого развития: своеобразная поддержка, но не гарантия увеличения экспорта, развития технологий, притока инвестиций, экономического роста и улучшения условий жизни. Достижение этих целей возможно лишь при условии роста эффективности национальной макроэкономической политики, развития рыночных механизмов, активного участия общественности в выработке экономического курса.
В рамках Всемирной торговой организации были разработаны Соглашения по техническим барьерам в торговле (Соглашение по ТБТ) и Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение по СФС).
В Соглашении по ТБТ зафиксировано, что любая страна имеет право на принятие мер для обеспечения качества экспортных товаров и защиты здоровья и жизни людей, животных и растений, защиту окружающей среды и предотвращение нежелательной практики применения товаров в таких масштабах, в каких она посчитает это необходимым, и с соблюдением норм этого Соглашения. Важнейшими из них являются недопущение использования технических барьеров как средства дискриминации в отношении отдельных стран и в качестве средства, которое препятствует развитию международной торговли.