Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:32, доклад
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Применяя технические барьеры, члены ВТО должны придерживаться принципов национального режима и режима наиболее благоприятствуемой нации, чтобы предотвратить вероятность создания искусственных ограничений в торговле. При этом принцип национального режима распространяется на установление размеров оплаты услуг и порядок оплаты услуг по подтверждению соответствия товара тем или иным техническим требованиям.
В целом Соглашение по техническим барьерам в торговле предусматривает требования не только к законодательству стран-участниц, но и к процедурам подготовки и принятия нормативных актов, включая предварительное информирование заинтересованных лиц и их участие в обсуждении нормативных актов. Соглашение по техническим барьерам в торговле основывается на аналогичном соглашении, которое было выработано в ходе Токийского раунда многосторонних торговых переговоров (1973-1979гг.). Как и его предшественник, это Соглашение направлено на то, чтобы технические нормы и стандарты, а также процедуры, регламентирующие проведение испытаний и сертификацию, не создавали ненужных препятствий на пути торговли.
Соглашение признает право стран-членов принимать такие меры в той степени, в какой они считают это необходимым, например, для охраны здоровья и жизни человека, контроля за болезнями животных и растений, охраны окружающей среды или в интересах потребителей. Более того, странам-членам ВТО не запрещается принимать такие меры, которые необходимы для соблюдения установленных норм и стандартов. Соглашение поощряет страны использовать международные стандарты в тех случаях, когда это возможно, но не требует от них внесения каких-либо изменений в национальные уровни защиты и безопасности в результате такой стандартизации. Соглашение также устанавливает кодекс поведения при подготовке, принятии и применении стандартов центральными правительственными органами, а также содержит положения, в соответствии с которыми местные органы управления и неправительственные организации должны устанавливать и использовать технические нормы.
Кроме того, в соответствии с Соглашением, процедуры, которые используются, чтобы установить, насколько те или иные изделия соответствуют национальным стандартам, должны быть справедливыми и строиться на принципах равноправия между изделиями национального производства и эквивалентными импортными товарами (принцип "национального режима"). Соглашение также поощряет взаимное признание результатов испытаний на соответствие стандартам (статья 6). Иными словами, если власти страны-экспортера установят, что продукция соответствует определенному техническому стандарту, то власти страны-импортера, как правило, должны признавать это заключение.
Для того, чтобы экспортеры во всем мире могли иметь доступ ко всей необходимой информации о национальных технических нормах и стандартах, а также процедурах проверки продукции на соответствие таким нормам и стандартам, правительства всех стран-членов ВТО обязаны создать соответствующие национальные Информационные центры (статья 10).
Соглашение по СФС устанавливает базовые правила для стандартов безопасности пищевых продуктов и здоровья растений и животных.
Все страны принимают меры, которые гарантируют, что пищевые продукты безопасны для потребителей и предотвращено распространение вредителей или болезней среди животных и растений. Для целей Соглашения санитарные и фитосанитарные меры определены как любые меры, применяемые:
■ для защиты жизни человека и животных от рисков, источником которых являются пищевые добавки, загрязнители, токсины или патогенные организмы в пищевых продуктах;
■ защиты жизни человека от болезней, переносимых растениями или животными;
■ защиты жизни растений или животных от вредителей, болезней, или патогенных организмов;
■ предотвращения или ограничения другого ущерба, который может быть нанесен стране от ввоза, акклиматизации или распространения вредителей.
Сюда входят меры, принятые для защиты здоровья рыб и дикой фауны, лесов и дикой флоры.
СФС меры могут принимать различные формы:
■ требования, чтобы продукция прибывала из свободных от болезней регионов;
■ осмотр продукции;
■ определенная обработка;
■ установление допустимых максимальных уровней остатков пестицидов;
■ разрешение использовать только некоторые добавки в пищевых продуктах.
Санитарные (здоровье человека и животных) и фитосанитарные (здоровье растений) меры применяются к пищевым продуктам, произведенным внутри страны, к местным болезням растений и животных, а также к продукции, поступающей из других стран.
СФС меры по самой их природе могут привести к ограничениям в торговле. Основная цель Соглашения по СФС состоит в том, чтобы поддержать суверенное право любой страны на обеспечение уровня защиты здоровья, который считается приемлемым, и гарантировать, что эти независимые права не используются для протекционистских целей и не приводят к ненужным барьерам в международной торговле.
Меры, определяемые Соглашением по СФС, распространяются на следующие объекты:
■ пищевые добавки, загрязнители, токсины в продуктах и напитках;
■ остатки ветеринарных препаратов и пестицидов в пищевых продуктах;
■ сертификация пищевой продукции, здоровья животных и растений;
■ влияние методов переработки на безопасность пищи;
■ требования к маркировке, имеющие прямое отношение к безвредности пищевой продукции;
■ карантин животных и растений;
■ требования к созданию зон, свободных от паразитов и болезней;
■ процедуры по предотвращению распространения, контролю или уничтожению паразитов и болезней в стране.
Соглашение признает за всеми странами право вводить названные меры, при этом санитарные и фитосанитарные нормы должны быть обоснованы на достаточных научных основаниях и принципах, опираться на международные стандарты, предписания и рекомендации. Эти меры должны ограничивать торговлю не больше, чем требуется для достижения надлежащего уровня санитарной и фитосанитарной защиты. Соглашение позволяет большую гибкость в отходе от международных стандартов в случаях, обусловленных разницей географического и климатического характера, или фундаментальными технологическими проблемами. Оно разрешает любой стране устанавливать более высокий уровень санитарной и фитосанитарной защиты по сравнению с международными стандартами, при условии достаточного и, прежде всего, научного обоснования. Все участники Соглашения должны публиковать необходимую информацию о действующих национальных нормах и правилах, создавать информационные пункты и извещать заблаговременно другие страны о своем намерении ввести новые или изменить старые нормы. Страны-участники должны взаимно признавать санитарные и фитосанитарные нормы в случае, если экспортирующая страна сумеет доказать, что ее нормы соответствуют действующему уровню санитарной и фитосанитарной защиты импортирующей страны. В рамках Совета по торговле товарами ВТО действует Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам, в компетенцию которого входят все вопросы, регулируемые Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер.
Список литературы:
1. Е.А. Галушкина. Членство Кыргызстана в составе ВТО: угрозы и возможности.: Вестник КРСУ №1,2003 г.
2. А.Жапаров. Вступление Кыргызстана в ВТО: плюсы и минусы.
3. Т. Филиппова. Кыргызстан и ВТО: подводя итоги десятилетия.2008 г.
4. Соглашение по техническим барьерам в торговле
5. Соглашение по санитарным и фитосанитарным нормам
6. www.google.ru
12