Россия и Всемирная Торговая Организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ отношений России и ВТО, а также последствий при возможном вступлении России во Всемирную торговую организацию.

Оглавление

Введение
1. Присоединение к ВТО
1.1 Принципы и правила ВТО
1.2 Цели и задачи присоединения
1.3 Условия присоединения к ВТО
2. Вступление России в ВТО
2.1 Ход переговоров
2.1.1 Переговоры по тарифным вопросам
2.1.2 Переговоры по сельскохозяйственной проблематике
2.1.3 Переговоры по доступу на рынок
2.1.4 Переговоры по системным вопросам
2.1.5 Таможенный союз
2.1.6 Энергетика
2.1.7 Финансовые отношения
2.2 Контролирование за ведением переговоров
3. Последствия для России
3.1 Плюсы и минусы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.55 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский Государственный  Университет

Экономический факультет

Кафедра мировой экономики

Курсовая работа

« Россия и Всемирная Торговая Организация»

Выполнила:

студентка дневного отделения

группы МЭ-21.

Журавлева Валерия Владимировна

Научный руководитель:

доцент, профессор

Алпатов Геннадий Евгеньевич

Санкт-Петербург 2010г.

 

Содержание:

Введение

1.      Присоединение к ВТО

1.1    Принципы и правила ВТО

1.2    Цели и задачи присоединения

1.3    Условия присоединения к ВТО

2.      Вступление России в ВТО

2.1    Ход переговоров       

2.1.1 Переговоры по тарифным  вопросам

2.1.2 Переговоры по сельскохозяйственной  проблематике

2.1.3 Переговоры по доступу  на рынок

2.1.4 Переговоры по системным  вопросам

2.1.5 Таможенный союз

2.1.6 Энергетика

2.1.7 Финансовые отношения

2.2    Контролирование за ведением переговоров

3.      Последствия для России

3.1    Плюсы и минусы

Заключение

Список литературы

 

Введение:

Всемирная торговая организация (World Trade Organization) — это международная  организация, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ВТО  была создана в 1995 году с целью  либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной  торговли.

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом она контролирует более широкий  спектр торговых соглашений (включая  торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Уже в 1986 году СССР обратился  с заявкой о получении статуса  наблюдателя еще в Уругвайском  раунде переговоров, с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав  это тем, что СССР является страной  с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. И только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя. В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 году Всемирной торговой организации в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО. На сегодняшний день эта Рабочая группа наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.

К данному моменту Россия, вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной  монополии внешней торговли, может  и должна развивать со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Именно поэтому она активно налаживает связи с международными экономическими организациями. Россия стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности  Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда  и Международного банка реконструкции  и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время  все еще готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO.

Целью работы является анализ отношений России и ВТО, а также  последствий при возможном вступлении России во Всемирную торговую организацию.

 

1.  Присоединение к ВТО

1.1 Принципы и правила  ВТО

Уже с 1947 года обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация  мировой торговли и обеспечении  справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются:

·  взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

·  взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

·  регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

·  отказ от использования количественных и иных ограничений;

·  транспарентность торговой политики;

·   разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Важнейшими функциями ВТО являются:

·  контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

·  проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

·  разрешение торговых споров;

·  мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

·  техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

·  сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

·  более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;

·  устранение дискриминации в торговле с помощью механизма ВТО по разрешению споров, который обеспечивает защиту национальных интересов, в случае, если они ущемляются партнерами;

·  возможность реализации своих торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают  обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким  образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой  своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и  правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и  услугами.

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет по совокупности более 50 МТС и других правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые  к нему МТС.

1.2 Цели и задачи присоединения

Членами Всемирной торговой организации на сегодняшний день являются уже 153 государства мира, и  в ближайшие годы их число будет  увеличиваться. Это значит, что практически  любое государство, претендующее на создание современной, эффективной  экономики и равноправное участие  в мировой торговле, стремится  стать членом ВТО. И Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными  целями присоединения для России можно считать следующие:

·  получение лучших, в сравнении с существующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

·  доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

·  создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

·  расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

·  создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения иностранных товаров, услуг и инвестиций на российском рынке;

·  участие в разработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

·  улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров  о присоединении – добиться наилучших  условий присоединения России к  ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения  преимуществ и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью бывшего министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

 

1.3 Условия присоединения  к ВТО 

 

Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как можно увидеть на опыте стран-соискателей, этот процесс занимает около 5-7 лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО (в РГ по присоединению России на сентябрь 2008 года значилось 60 стран, при этом ЕС считается как одна страна). Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг). А также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы). В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай так и не смог добиться получения всех этих прав в полной мере). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с процедурой результаты всех проведенных переговоров  по либерализации доступа на рынки  и условия присоединения оформляются  следующими официальными документами:

·  доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель готова принять на себя;

·  список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;

·  перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);

·  протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.

Одним из обязательных условий  при присоединении новых стран  к ВТО является приведение их национального  законодательства и регулирования  внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями  пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе  присоединения происходит ратификация  национальным законодательным органом  страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей  Группы и утвержденного Генеральным  советом. После этого указанные  обязательства становятся частью правового  пакета документов ВТО и национального  законодательства, а сама страна-кандидат становится членом Всемирной торговой организации.

 

2.   Вступление России в ВТО

2.1 Ход переговоров

Переговорный процесс  по присоединению России к ВТО  начался в 1995 году. Его первый этап заключался в рассмотрении на многостороннем уровне в рамках Рабочей группы (РГ) торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После того, как Россия представила  в 1998 году свои первоначальные предложения  по доступу на рынок товаров и  по уровню поддержки сельского хозяйства  начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году при рассмотрении членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и  проект Списка изъятий из режима наибольшего  благоприятствования (РНБ). Начиная  с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть стали охватывать все аспекты  процесса присоединения России к  ВТО.

В дальнейшем в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 года – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов, ЕС - как один член). С февраля 2007 года в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 года – Саудовская Аравия, в декабре 2007 года членом Рабочей Группы стали ОАЭ и в мае 2008 года – Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 стран-членов, а по доступу на рынок услуг – около 30. Итогом данных переговоров стало подписание соответствующих двусторонних протоколов о их завершении.

Согласно с установленными процедурами переговоры по системным  вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных  заседаниях РГ, где проводились переговоры по сельскому хозяйству и обсуждение других не менее актуальных проблем, а также о неофициальных консультациях  с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки проходят в  Женеве, в Москве или в других соответствующих столицах наших  партнеров.

Основой для проведения переговоров  являются документы и предложения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. В рамках процесса по присоединению российская делегация  проводит переговоры по семи направлениям.

2.1.1  Переговоры по тарифным вопросам

Информация о работе Россия и Всемирная Торговая Организация