Россия и Всемирная Торговая Организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ отношений России и ВТО, а также последствий при возможном вступлении России во Всемирную торговую организацию.

Оглавление

Введение
1. Присоединение к ВТО
1.1 Принципы и правила ВТО
1.2 Цели и задачи присоединения
1.3 Условия присоединения к ВТО
2. Вступление России в ВТО
2.1 Ход переговоров
2.1.1 Переговоры по тарифным вопросам
2.1.2 Переговоры по сельскохозяйственной проблематике
2.1.3 Переговоры по доступу на рынок
2.1.4 Переговоры по системным вопросам
2.1.5 Таможенный союз
2.1.6 Энергетика
2.1.7 Финансовые отношения
2.2 Контролирование за ведением переговоров
3. Последствия для России
3.1 Плюсы и минусы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 40.55 Кб (Скачать)

Их цель – это определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право по применению которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных  товаров на российский рынок завершены  со всеми членами РГ по присоединению  России к ВТО, которые выразили желание  вступить в такие переговоры.

В рамках уже достигнутых  двусторонних договоренностей начальный  уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины  не ниже действующих в настоящее  время, и в первый год после  присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет  снижена.

Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается  ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия даже имеет право увеличить ставки таможенных пошлин на переходный период. Так как мораторий на пошлины, который был введен еще в 2007 году, и был два раза продлен правительством под давлением ЕС, заканчивает  сове действие 1 января 2011 года. А вопрос о продлении моратория формально  решает комиссия по защитным мерам  во внешней торговли Российской Федерации  во главе с вице-премьером Виктором Зубковым.

Импортные таможенные пошлины  на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень «связывания» составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 % (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной  пошлины) составляют соответственно 14,8 % и 11,5% .

Отечественные сторонники вступления России в ВТО считают, что членство в организации позволит стране ежегодно добавлять к ВВП один процент. Противники присоединения страны к  ВТО опасаются, что это нанесет  серьезный ущерб российской промышленности, так как россияне в условиях свободной  торговли будут предпочитать импортные  товары.

Недавние переговоры первого  вице-премьера Игоря Шувалова позволяют  окончательно проследить итоговую схему  переговоров РФ и ЕС. Итоги будут  оглашены только 7 декабря, однако предварительно, как рассказывают собеседники в  правительстве, Москва согласилась  продлить мораторий на повышение  пошлин на 2011 год, а с 2012 года вообще отменить их. В обмен ЕС может  согласиться в кратчайшие сроки  завершить переговоры, с тем чтобы  Россия вступила в ВТО не позднее 31 декабря 2011 года. Таким образом, на пути Москвы в организацию теперь может возникнуть только одна проблема — возможное вето Грузии, которая добивается появления своих таможенников на российско-грузинской границе — в Рокском тоннеле, связывающем Северную и Южную Осетию, а также на границе РФ и Абхазии. Впрочем, Москва надеется, что Запад поможет убедить Тбилиси отказаться от этих претензий.

россия всемирный торговый организация

2.1.2   Переговоры по сельскохозяйственной проблематике

Кроме обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры затрагивают  вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные  экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный  характер.

22 апреля 2008 года состоялась  очередная многосторонняя встреча  по сельскому хозяйству, на  которой прошло обсуждение распространенных  ранее консолидированных документов  по «янтарному» и «зеленому»  ящикам, а также уточненные таблицы  по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 года.

23 апреля и 18 июня 2008 г.  в переговорах по сельскому  хозяйству принял участие бывший  Министр сельского хозяйства  Российской Федерации А.В. Гордеев.  Он представил аргументы в  поддержку позиции России на  переговорах по сельскому хозяйству,  подчеркнув необходимость согласования  заявленного ранее объема поддержки  сельского хозяйства для реализации  Государственной программы развития  сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год).

В сентябре же на встрече  в Женеве представители Минсельхоза  гобещали США и еще 19 государствам, что господдержка агропромышленному  комплексу России сократится в соответствии с регламентом ВТО. Как рассказала министр сельского хозяйства  Елена Скрынник, позиция России, которую поддержали участники переговоров  по ВТО, состоит в том, что до 2012 года уровень поддержки останется  на текущем уровне - девять миллиардов долларов в год. А с 2013 по 2017 годы она снизится более чем в два раза - до 4,4 миллиарда долларов в год. Кроме того, Россия уже соответствует требованиям ВТО в части отсутствия экспортных субсидий.

Ранее российская сторона  настаивала на том, чтобы как минимум  сохранить текущий объем субсидий на сельское хозяйство или увеличить  его. Так, предыдущий глава Минсельхоза  Алексей Гордеев в 2006 году предупреждал, что если Россия ради вступления в  ВТО ограничит участие в АПК, то доля страны в мировом экспорте снизится с 1,3 до 1 процента, доля в импорте  увеличится с 1,9 до 2,3 процента, а затраты  экономики составят четыре миллиарда  долларов.

2.1.3  Переговоры по доступу на рынок

Эти переговоры также имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.

Накануне нынешнего брюссельского  саммит российские и европейские  переговорщики добились прорыва  на одном из ключевых направлений  — по вопросу о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО). "Мы решили все вопросы с  ЕС. Теперь Россия не имеет никаких  препятствий для вступления в  ВТО",— заявил 24 ноября 2010 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов  после переговоров с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу, верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и еврокомиссаром по торговле Карелом де Гюхтом. По словам господина Шувалова, итоговый документ, в котором Москва и Брюссель детально опишут свои шаги для устранения последних  разногласий, будет принят на саммит седьмого декабря 2010 года.

2.1.4  Переговоры по системным вопросам:

Данные переговоры посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров.

В июне-июле 2008 года было проведено  многостороннее обсуждение версии Доклада  РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров  с 2004 года, проведены консультации с  делегациями заинтересованных стран  по вопросам обязательств России в  области поддержки сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, сельского хозяйства и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которых удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам.

2.1.5  Таможенный союз

В середине 2009 года стало  известно, что Россия желает вступить в ВТО в рамках Таможенного  союза с Казахстаном и Белоруссией. Решение это было принято на совещании  в Москве 9 июня. Все эти три  страны не могут стать членами  Всемирной торговой организации  уже более 10 лет.

Соглашение о Таможенном союзе было подписано еще в  октябре 2007 года в рамках более широкого экономического объединения бывших стран СССР - ЕврАзЭс. Таможенный союз предполагает отсутствие таможни на границах между странами-участниками, а также общий таможенный тариф, который начнет действовать с 1 января 2010 года.

Так и ожидалось, что Таможенный союз трех стран будет создан к 2010 году, когда стороны полностью  синхронизируют таможенные пошлины  и избавятся от таможни на границах между государствами. Но позднее  представитель РФ в Евросоюзе  Владимир Чижов пояснил, что Россия намерена присоединиться к организации  самостоятельно, а члены Таможенного  союза "присоединятся к ВТО  как отдельные объекты, но синхронизировано и с общей позицией".

 

2.1.6  Энергетика

9 декабря 2010 года в  присутствии двух лидеров гендиректор  ООО "Газпром экспорт" Александр  Медведев и президент бельгийской  компании «Fluxys» Вальтер Пеерер  подписали меморандум о взаимопонимании  в области подземного хранения  газа (ПХГ). "Мы уверены, что  получим возможность долгосрочной  аренды ПХГ. Этот проект самый  удобный и гибкий. Он позволит  нам иметь свыше 300 миллионов  кубометров активного газа в  своем портфеле ежегодно",—  пояснил Александр Медведев.

"Газпром" же, в свою  очередь, конечно, заинтересован  в хранении газа в Бельгии,  поскольку ему необходим запас  собственного газа для обеспечения  спотовых контрактов с потребителями  Западной и Северной Европы.

2.1.7  Финансовые отношения

Возможное вступление в ВТО  означает, что большей части российских компаний придется резко учиться  работать по международным правилам. Причем это касается не только предприятий, но и финансовых организаций.

Именно в этой сфере  у России сохраняются значительные различия с мировой практикой, в  особенности по двум направлениям —  банковскому надзору и вопросам финансовой отчетности. Первым зарубежным партнером России, который обозначил  эту проблему, оказался Евросоюз. Именно поэтому в рамках сотрудничества в общем экономическом пространстве Еврокомиссия финансировала ряд  проектов, главной целью которых  стало сближение финансовых систем РФ и ЕС в плане регулирования.

Одним из главных направлений  работы стал вопрос о распространении  в России международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Так как  все компании в РФ обязаны вести  отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) — именно она является основной при взаимоотношениях компании с государством (прежде всего  по вопросу налогов). Между двумя  системами отчетности есть большие  различия, так как МСФО значительно  строже (в них, в отличие от РСБУ, заложен принцип консерватизма  при оценке финансового состояния  компании: расходы оцениваются по максимуму, а доходы — по минимуму).

Также не меньшую проблему создают плохие познания западных специалистов в РСБУ, следствием чего является отсутствие возможности адекватного использования  данных стандартов, например, при принятии инвестиционных решений. "Наличие  двух систем отчетности дезориентирует и аналитиков, и инвесторов. Достаточно сказать, что в прошлом году у  нас был достаточно большой убыток по МСФО и крупная прибыль по РСБУ — такой ситуации быть не должно, рассказывает президент банка ВТБ  Андрей Костин.— Мы за обязательный перевод российских банков на МСФО. Сейчас мы даже не комментируем свою российскую отчетность".

Однако и в России далеко не все банки и компании представляют себе, что такое МСФО. Для устранения этого еще в 2006 году Еврокомиссия запустила проект с бюджетом в 4 миллиона евро "Переход на МСФО в банковском секторе". Основным выгодополучателем  был Центробанк РФ (Банк России) в  лице департамента бухгалтерского учета и отчетности. В рамках этого проекта, осуществлявшегося консорциумом во главе с PricewaterhouseCoopers, проводился анализ российской законодательной базы и готовились рекомендации для совершенствования нормативной базы Банка России, разрабатывались требования к информационным системам для проведения бухучета по МСФО. Кроме того, проводились специальные тренинги для российских банковских служащих (всего обучено свыше 3 тысячь человек), включая бухгалтеров и аудиторов, а также организовывались учебные поездки в страны ЕС с посещением центробанков и регулирующих органов.

Другим направлением работы ЕС по адаптации финансового сектора  РФ к международным стандартам стала  совместная программа с Банком России по внедрению стандарта банковского  надзора "Базель-2", разработанного Базельским комитетом по банковскому  надзору. Целью проекта, который  со стороны ЕС вели Европейский центральный  банк и национальные центробанки  Австрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Нидерландов, Финляндии и Франции, стала подготовка перехода российской банковской системы на "Базель-2". Проект предусматривал изучение сложившейся  в российских банках системы управления рисками и капиталом, выявление  несоответствий базельским стандартам и подготовку рекомендаций по их устранению. В итоге к концу 2009 года предполагалось, что Банк России сделает "Базель-2" обязательным. Но перевод затормозился из-за кризиса, а тем временем Базельский комитет разработал уже новый  стандарт — "Базель-3", который  в ноябре был одобрен в Сеуле  на саммите "большой двадцатки". Основные изменения затронули требования к капиталу банков. Долю капитала первого  уровня, в общем объеме минимально необходимого капитала банкам, рекомендовано  увеличить с 4% до 6%. Должна возрасти в нем и доля акционерного капитала, способного поглощать убытки, с 2% до 4,5%. Наконец, от банков потребуется  создание так называемого резервного буферного капитала первого уровня в размере дополнительных 2,5%, что  фактически поднимает коэффициент  достаточности капитала первого  уровня до 8,5%.

Переход на новые требования будет происходить постепенно —  с 2013 по 2019 год. По данным ЦБ, требованиям  нового стандарта в части, касающейся достаточности капитала, соответствуют  не менее 90% российских банков. Во многом это объясняется тем, что требования самого ЦБ к достаточности банковского  капитала даже жестче, чем предусматривает "Базель-3": по российским стандартам уровень достаточности капитала первого уровня банков составляет 12,4%, против требуемых в соответствии с "Базелем-3" 6%.

Информация о работе Россия и Всемирная Торговая Организация