Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:20, контрольная работа
Развитие производительных сил, производственных отношений, наращивание объемов производства, расширение обмена содействовало выделению экономического анализа как самостоятельной отрасли науки.
Если общетеоретический экономический анализ как научный подход значительное развитие получил в трудах экономистов еще прошлого столетия, то анализ хозяйственной деятельности как наука (специальная отрасль знаний) выделился сравнительно недавно.
Становление АХД обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой новой отрасли знаний.
Изучите
и раскройте письменно
содержание следующих
вопросов:
Развитие
производительных сил, производственных
отношений, наращивание объемов
производства, расширение обмена содействовало
выделению экономического анализа
как самостоятельной отрасли
науки.
Если общетеоретический экономический
анализ как научный подход значительное
развитие получил в трудах экономистов
еще прошлого столетия, то анализ хозяйственной
деятельности как наука (специальная отрасль
знаний) выделился сравнительно недавно.
Становление АХД обусловлено общими объективными
требованиями и условиями, которые свойственны
возникновению любой новой отрасли знаний.
Во-первых, это удовлетворение практической
потребности. Она возникла в связи с развитием
производительных сил, совершенствованием
производственных отношений, расширением
масштабов производства. Интуитивный
анализ, примерные расчеты, прикидки в
памяти, которые применялись на кустарных
и полукустарных предприятиях, стали недостаточными
в условиях крупных производственных
единиц. Без комплексного всестороннего
АХД невозможно управлять сложными экономическими
процессами, принимать оптимальные решения.
Во-вторых, это связано с развитием экономической
науки вообще. Как известно, с развитием
любой науки происходит дифференциация
ее отраслей.
Экономический анализ хозяйственной деятельности сформировался в результате дифференциации общественных наук. Раньше функции экономического анализа (когда они были сравнительно не такими весомыми) рассматривались в рамках существовавших в то время таких научных дисциплин, как балансоведение, бухгалтерский учет, финансы, статистика. В рамках этих наук появились первые простейшие способы аналитического исследования. Однако для обоснования текущих и пятилетних планов экономического и социального развития предприятий появилась потребность в комплексном всестороннем исследовании деятельности предприятий. Вышеназванные науки уже не могли обеспечить все запросы практики. Возникла необходимость выделения АХД в самостоятельную отрасль знаний. В дальнейшем роль экономического анализа возрастала соответственно цене ошибки в хозяйственной деятельности. Интерес к нему заметно возрос. Началось более-менее комплексное аналитическое изучение производства. Анализ стал важным средством планового управления экономикой предприятия, выявления резервов повышения эффективности производства.
Освещая историю становления и развития АХД как науки нужно иметь в виду два обстоятельства: во-первых, разработку теоретических вопросов науки и, во-вторых, их практическое использование. Первые специальные книги по АХД появились в начале XX ст. Они были посвящены анализу баланса и имели явно методическую направленность, что можно принять за точку отсчета развития АХД. В 30-е гг. курс АХД был введен в программы вузов СССР. Появились первые учебники и пособия по АХД. Их авторами были Н.Р.Вейцман, С.К.Татур, М.И. Баканов и др. Именно в 30-е гг. произошло становление АХД как науки, и он стал широко применяться на практике для комплексного системного изучения экономики предприятий и поиска резервов увеличения производства продукции. За предвоенные годы по вопросам экономического анализа было издано около трехсот книг и примерно шестьсот научных статей.
Во время второй мировой войны вопросы перестройки бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности применительно к запросам военного времени нашли отражение в трудах названных и других авторов.
Послевоенное время можно охарактеризовать как период основательной разработки теоретических вопросов анализа. В это же время анализ органически вписывается в практику управления хозяйством на уровне как предприятия, так и национальной экономики. Постепенно разрабатываются самостоятельные направления методологии экономического анализа: сравнительный, технико-экономический, оперативный, экономико-математический, функционально-стоимостный и т.д.
Большой
вклад в развитие методологии
комплексного анализа хозяйственной
деятельности внесли такие ученые-экономисты,
как М.И.Баканов, А.Д.Шеремет, С.Б.Барнгольц,
В.Ф.Палий, И.И.Поклад, П.И.Савичев, И.И.Каракоз,
Е.В.Долгополов, М.Ф.Дьячков, А.Ш.Маргулис,
А.И.Муравьев, В.И.Самборский, Н.В.Дембинский,
Г.М.Таций, Н.Г.Чумаченко, В.И.Стражев, С.Г.Овсянников,
Н.А.Русак, Л.И.Кравченко, Б.И.Майданчик,
Р.С.Сайфулин, А.Ф.Аксененко и многие другие.
Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя только в мультипликативных моделях. Здесь используются относительные приросты факторных показателей, выраженные в виде коэффициентов или процентов. Рассмотрим методику расчета влияния факторов этим способом для мультипликативных моделей типа Y = abc.
Изменение результативного показателя определяется следующим образом:
Согласно
этому правилу для расчета
влияния первого фактора
Чтобы рассчитать влияние второго фактора, нужно к базовой величине результативного показателя прибавить изменение его за счет первого фактора и затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора.
Влияние третьего фактора определяется аналогично: к базовой величине результативного показателя необходимо прибавить его прирост за счет первого и второго факторов и полученную сумму умножить на относительный прирост третьего фактора и т.д.
Способ
относительных разниц удобно применять
в тех случаях, когда требуется
рассчитывать влияние большого комплекса
факторов (8—10 и более). В отличие
от других способов здесь значительно
сокращается число вычислительных процедур,
что обусловливает его преимущество.
Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще определяется не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей. Например, эффективность использования основных средств производства характеризуют уровень фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, производительности труда и т.д. В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлений и процессов (объектов исследования) является важным методологическим вопросом в АХД. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа.
Так как в анализе используется большое количество разнокачественных показателей, необходима их группировка и систематизация.
По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. К количественным показателям относятся, например, объем изготовленной продукции, количество работников, площадь посевов, поголовье скота и т.д. Качественные показатели показывают существенные особенности и свойства изучаемых объектов. Примером качественных показателей являются производительность труда, себестоимость, рентабельность, урожайность культур и др.
Изменение количественных показателей обязательно приводит к изменению качественных, и наоборот. Так, например, рост объема производства продукции ведет к снижению себестоимости. Рост производительности труда обеспечивает увеличение объема производства продукции.
Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей национальной экономики, другие - только в отдельных отраслях. По этому признаку они делятся на общие и специфические. К общим относятся показатели валовой продукции, производительности труда, прибыли, себестоимости и др. Примером специфических показателей для отдельных отраслей и предприятий могут быть калорийность каменного угля, влажность торфа, жирность молока, урожайность культур и т.д.
Показатели, используемые в АХД, по степени синтеза делятся также на обобщающие, частные и вспомогательные (косвенные). Первые из них применяются для обобщенной характеики сложных экономических явлений. Частные показатели отражают отдельные стороны, элементы изучаемых явлений и процессов. Например, обобщающими показателями производительности труда являются среднегодовая, среднедневная, часовая выработка продукции одним работником. К частным показателям производительности труда относятся затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида или количество произведенной продукции за единицу рабочего времени. Вспомогательные (косвенные) показатели используются для более полной характеики того или иного объекта анализа. Например, количество рабочего времени, затраченного на единицу выполненных работ.
Аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели выражаются в денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость. Относительные показатели показывают соотношения каких-либо двух абсолютных показателей. Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах.
Абсолютные показатели в свою очередь подразделяются на натуральные, условно-натуральные и стоимостные. Натуральные показатели выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем и т.д.). Условно-натуральные показатели, применяются для обобщенной характеики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента (например, условные пары обуви в обувной промышленности, тысячи условных банок на консервных предприятиях, условные кормовые единицы в сельском хозяйстве). Стоимостные показатели показывают величину сложных по составу явлений в денежном измерении. В условиях товарного производства, действия закона стоимости они имеют большое значение.
При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные.
Если
тот или другой показатель рассматривается
как результат воздействия
Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.
По способу формирования различают показатели нормативные (нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормы амортизации, цены и др.); плановые (данные планов экономического и социального развития предприятия, плановые задания внутрихозяйственным подразделениям); учетные (данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета);
отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности); аналитические (оценочные), которые исчисляются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия.
Все
показатели, которые используются в
анализе, взаимосвязаны и
Комплексное изучение экономики предприятий предусматривает систематизацию показателей, потому что совокупность показателей, какой бы исчерпывающей она не была, без учета их взаимосвязи, соподчиненности, не может дать настоящего представления об эффективности хозяйственной деятельности. Необходимо, чтобы конкретные данные о разных видах деятельности были органически увязаны между собой в единой комплексной системе.
Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в следующие подсистемы.
Показатели, которые образуют подсистемы, можно разбить на входящие и выходящие, общие и частные. С помощью входящих и выходящих показателей осуществляется взаимосвязь подсистем. Выходящий показатель одной подсистемы является входящим для других подсистем.
Система показателей комплексного АХД
Показатели исходных условий деятельности предприятия характеризуют:
а)
наличие необходимых