Коммерческая деятельность по формированию ассортимента в розничной торговле» (на материалах ОАО «Продтовары» г. Брест)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 17:40, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является изучение коммерческой работа по формированию ассортимента товаров и разработка направлений ее совершенствования.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть форматы, включающие на формирование ассортимента товаров.
2. Изучить принципы и этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
3. Охарактеризовать методы формирования ассортимента и организации контроля за его состоянием.

Оглавление

Введение. 3
1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях. 5
1.1. Содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента розничного торгового предприятия. 5
1.2. Современные подходы к формированию ассортимента розничного торгового предприятия. 15
2. Организационно-экономическая характеристика 23
торгового предприятия. 23
3. Состояние коммерческой работы по формированию 31
ассортимента в розничной торговле. 31
3.1. Факторы, определяющие построение ассортимента товара предприятия розничной торговли. 31
3.2. Принципы и этапы формирования ассортимента предприятия розничной торговли. 40
3.3. Методы формирования ассортимента и контроль за его состояние, 49
результативность контроля. 49
Заключение. 61
Список литературных источников 67

Файлы: 1 файл

+Дипломная.doc

— 679.50 Кб (Скачать)

  Это особенно важно для поддержания отечественных производителей ведь как показывает практика, качество импортных продуктов питания зачастую значительно превосходит качество отечественных.

  Ассортиментные перечни для конкретных магазинов разрабатываются с учетом типа магазина, его торговой площади, месторасположения, ассортимента, наличия конкурентов, контингента обслуживаемого населения.

  Ассортиментные  перечни устанавливаются для предприятий всех форм собственности и обязательны к исполнению. Указанные в перечне товары должны присутствовать в продаже всего рабочего дня. Данный фактор является зачастую сдерживающим в расширении ассортимента. Ведь включив в перечень определенные товары предприятия зачастую не в стоянии предсказать спрос и обеспечить оптимальный запас товара или объем поступления, а за отсутствие в продаже товара указанного в ассортиментном перечне предусмотрено применение штрафных санкций. Поэтому в перечень стараются включать минимальный ассортимент товара обеспечение которого не вызывает больших трудностей. В соответствии с постановлением Министерства торговли  № 34 от 7 июля 2003 года ассортиментные перечни утверждаются исполнительными властями по представлению соответствующих субъектов торговли, а также согласовываются со службой главного санитарного врача. Перечни разрабатываются и утверждаются  сроком на два года и доводятся до предприятий торговли не позднее 10 дней до его наступления. При изменении ситуации перечни подлежат переутверждению.

  Исходя  из вышесказанного при формировании ассортимента фирма  «Продтовары» также использует в своей деятельности ассортиментные перечни. При формировании товарного ассортимента большое внимание уделяется изменениям номенклатуры выпускаемой продукции. В современных условиях конкуренции, когда не стоит вопрос по обеспечению товарными ресурсами встает вопрос сбыта товаров. Это способствует расширению выпускаемой номенклатуры товаров, освоению выпуска новых товаров. В соответствии с этим происходит постоянное расширение и торгового ассортимента. Рассмотрим данные таблицы 3.3.1. 

Таблица 3.3.1. Сравнительная характеристика ассортиментных перечней магазинов ОАО «Продтовары» за 2003-2005 гг.

Магазин Количество  товарных групп Количество  разновидностей Отклонение  по глубине (+;-) к Отклонение  по широте (+;-) к
2003 2004 2005 2003 2004 2005 2003 2004 2003 2004
№ 1 89 96 117 614 725 826 28 21 101 212
№ 12 66 80 80 380 443 525 14 0 82 145
 

  Как видно из представленных в таблице  данных за анализируемый период отличается расширение торгового ассортимента как по глубине так и по широте ассортимента. Естественно, что данная тенденция вызвана, прежде всего, развитием конкуренции и производства. На сегодняшний день предприятие будет занимать более выгодные конкурентные позиции, а также получит предпочтение у покупателей, если сможет предложить покупателю  оптимальный ассортимент товаров по сравнению с конкурентами.

  В соответствии с этим в ассортиментных перечнях магазинов ОАО «Продтовары» происходит расширение наименований товаров. Так в 2005 году по сравнению с 2003 годом широта ассортимента по магазину № 1 увеличилась на 101 позицию, по сравнению с 2004 годом – на  212 позиций. Те же изменения наблюдаются и по количеству групп. В ассортиментном перечне магазина № 1 в 2005 году по сравнению с 2003 на 28 позиций больше, по сравнению с 2004 – на 21 позицию. В магазине № 12 в 2005 году по сравнению с 2003 увеличилось количество товарных групп (подгрупп) на 14 позиций, по сравнению с 2004 изменений не произошло. Изменения торгового ассортимента под воздействием совершенствования номенклатуры вырабатываемой продукции рассмотрим на примере магазина № 1 ОАО «Продтовары» г. Бреста. Данные представленные в таблице 3.3.2 показывают, что в 2005 году по сравнению с 2003 расширился ассортимент молочной продукции. В первую очередь это связано с увеличением спроса на данные изделия чему послужило развитие производства. Кроме этого видно, что ассортиментный перечень ориентирован на продукцию отечественного производства, а в частности местного производителя. Естественно, что практическое наличие данного вида продукции значительно шире и в основном за счет поставщиков из других областей, а также импортной продукции, но в первую очередь ассортимент ориентирован на отечественного производителя. 

Таблица 3.3.2. Сравнительная характеристика ассортимента молочной продукции за 2003, 2005 годы по ассортиментным перечням магазина № 1 ОАО «Продтовары».

Наименование  продукции Количество  наименований всего В том  числе «Брестский молочный комбинат»
2003 2005 2003 2005
молоко 1 3 - 2
кефир 1 2 - 1
сливки 1 1 - 1
сметана 1 3 - 1
творог 1 2 - 2
масло 2 8 - 2
сыворотка или паста - 1 - 1
напиток «Свежесть» или «Берестье» - 1 - 1
йогурт, десерт - 4 - 3
 

  В ассортиментных перечнях ОАО «Продтовары» удельный вес товаров отечественного производства должен составлять не менее 81 %.

  Данная  ограничительная мера направлена на поддержание отечественного производителя  и защиты потребительского рынка от импортных товаров. Данная мера имеет свою наибольшую значимость в период перехода к рыночным отношениям пока отечественная продукция не всегда в силе конкурировать с импортной. Как показывают данные таблицы 3.3.3 удельный вес товаров отечественного производства в ассортименте ОАО «Продтовары» на протяжении анализируемого периода составляет от 81 в 2003 году, до 96 в 2005. Соответственно это свидетельствует о соблюдении коммерческой службой ОАО «Продтовары» действующего законодательства. 

Таблица 3.3.3. Удельный вес товаров отечественного производства в ассортиментных перечнях магазинов ОАО «Продтовары» г. Бреста за 2003-2005 гг.

  2003 2004 2005
маг. № 1 маг. № 12 маг. № 1 маг. № 12 маг. № 1 маг. № 12
Количество  разновидностей по перечню всего 614 380 725 443 826 526
В том  числе отечественного производства 550 305 688 412 740 505
Импортного  производства 64 75 37 31 86 21
Удельный  вес товаров отечественного производства 90% 81% 95% 93% 90% 96%
 

  Как правило, такой подход к формированию ассортиментных перечней, когда коммерческой службой торгового отдела учитываются изменения рыночной ситуации, способствует безубыточной работе предприятия. О чем свидетельствуют показатели финансово-хозяйственной деятельности фирмы, рассмотренные ранее.

  Кроме рассмотренного выше формирования торгового  ассортимента существует также более прогрессивный метод -  метод потребительского комплекса. В его основе лежит принцип комплексного удовлетворения спроса. При этом он ориентирован на более полное удовлетворение определенных потребностей, обеспечивается экономия времени покупателей, облегчается выбор товаров и услуг, способствует совершению импульсных покупок. И все же, несмотря на преимущество формирования ассортимента по методу потребительского комплекса в период становления рыночных отношений предпочтения  все же отдаются ассортиментному перечню.

  В ОАО «Продтовары» формирование ассортимента осуществляется на основе ассортиментного перечня. Следует отметить, что при его разработке учитываются рыночные изменения, тенденции развития промышленности, возможность предприятия и предпочтения покупателей. Однако не полностью учитываются различия магазинов по торговой площади и типу, а также недостаточно полно учитываются различия покупателей в различных районах города.

  Механизм  реализации ассортиментной политики требует действия системы многоуровневого контроля за устойчивостью ассортимента. Регулирование ассортимента в магазинах ОАО «Продтовары» осуществляется путем увеличения или уменьшения количества разновидностей на основе изучения спроса,  товарооборачиваемости, рыночной ситуации.

  Контроль  за соблюдением ассортиментного перечня осуществляется на основе Приказа по форме о закреплении товароведов торгового отдела за конкретными магазинами.

  Согласно Приказа проверки осуществляются ежемесячно. Кроме этого разработан перечень вопросов подлежащих рассмотрению во время проведения проверки.

  По  результатам проверок составляются справки, в которых отражаются все выявленные нарушения. На основе справок товароведов производится анализ полноты и устойчивости ассортимента, а также применяются меры материальной и дисциплинарной ответственности за выявленные нарушения.

  За  нарушение ассортиментного перечня  в качестве материальной ответственности применяется лишение прогрессивной доплаты в размере до 100%, а при неоднократных нарушениях применяется выговор.

  Так по результатам проверок за 1 квартал 2005 года (таблица 3.3.4) в магазинах ОАО «Продтовары» было проведено 65 проверок соответствия практического ассортимента ассортиментному перечню. В ходе проверок нарушений ассортиментного перечня выявлено не было, что свидетельствует о грамотной организации товароснабжения и планирования объемов заявок в фирме. 

Таблица 3.3.4. Сведения по контролю соблюдения ассортиментных перечней по ОАО «Продтовары г. Брест за 1 квартал 2005 года.

Всего проверок соблюдения ассортиментных перечней В том числе  нарушений соблюдения

ассортиментных  перечней

Удельный вес  нарушений

к общей  численности проверок, %

65 нет нет
 

  Рассмотрим  применение данного вида контроля на примере проверки магазина № 3 «Сатурн» ОАО «Продтовары»

  Полнота ассортимента товаров характеризуется коэффициентом полноты (Кп) и рассчитывается по формуле:

    
 
 

Кп – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;

Рф – практическое наличие разновидностей товаров в момент проверки;

Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем.

  Значение  коэффициента может варьироваться  от 0 до 1. Но в отдельных случаях он может быть больше 1, когда в магазине ассортимент представлен полнее, чем предусмотрено ассортиментным перечнем. Чем ниже значение  коэффициента, тем хуже выбор товаров и  соответственно магазин несет скрытые потери оборота за счет несовершенных  покупок. Естественно, что такое положение предприятия отрицательно сказывается на его имидже. Для получения более объективной оценки торгового ассортимента, его полноту целесообразно определять за определенный период по данным нескольких проверок ассортимента магазина. Для этого производят расчет коэффициента устойчивости ассортимента по следующей формуле:

    
 

Ку – коэффициент устойчивости ассортимент в магазине за период;

Рф + Рф + … Рф – практическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;

Рн – количество разновидностей товаров предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем,

n – количество проверок.

Информация о работе Коммерческая деятельность по формированию ассортимента в розничной торговле» (на материалах ОАО «Продтовары» г. Брест)