Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 17:40, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является изучение коммерческой работа по формированию ассортимента товаров и разработка направлений ее совершенствования.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть форматы, включающие на формирование ассортимента товаров.
2. Изучить принципы и этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
3. Охарактеризовать методы формирования ассортимента и организации контроля за его состоянием.
Введение. 3
1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях. 5
1.1. Содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента розничного торгового предприятия. 5
1.2. Современные подходы к формированию ассортимента розничного торгового предприятия. 15
2. Организационно-экономическая характеристика 23
торгового предприятия. 23
3. Состояние коммерческой работы по формированию 31
ассортимента в розничной торговле. 31
3.1. Факторы, определяющие построение ассортимента товара предприятия розничной торговли. 31
3.2. Принципы и этапы формирования ассортимента предприятия розничной торговли. 40
3.3. Методы формирования ассортимента и контроль за его состояние, 49
результативность контроля. 49
Заключение. 61
Список литературных источников 67
Одним из немаловажных факторов, оказывающих влияние на деятельность фирмы, являются качественный состав аппарата управления фирмы (см. таблицу 2.3.).
Влияние
данного фактора оказывает
Как важный фактор, оказывающий воздействие на формирование и деятельность фирмы, является ее расположение. Город Брест расположен в приграничной зоне, здесь пересекаются транспортные пути, и по сути город является «западными воротами» Республики Беларусь.
Этот фактор оказывает сильное воздействие на формирование ассортимента:
-
частое посещение жителей
- кроме этого Брест является визитной карточкой Беларуси, создает первое впечатление о государстве.
Соответственно и требования к торговле со стороны государства значительно выше.
Это в значительной степени усложняет работу торгового предприятия, налагает дополнительные требования. С другой стороны у фирмы имеется хорошая возможность на основе изучения требований повысить свою конкурентоспособность.
Магазины ОАО распложены как в центре города Бреста, так и в микрорайонах и являются неотъемлемой частью инфраструктуры города, выполняя основную социальную функцию торговли – современное и качественное обеспечение населения товарами, в основном продуктами питания. Расположение магазинов ОАО в различных районах города требует индивидуального подхода к формированию ассортимента. Это в большей степени касается товаров сложного ассортимента, где наиболее заметны предпочтения различных слоев населения.
За
время своего существования фирма
достойно заняла свое место на местном
рынке. ОАО «Продтовары» широко известны
и узнаваемы, пользуются стабильным спросом,
как у жителей города, так и у гостей. Об
этом может свидетельствовать доля рынка,
занимаемая предприятием в общем товарообороте
обслуживаемого сегмента. В таблице 3.1.2
представлены данные об анализе розничного
товарооборота ОАО «Продтовары» г. Брест
и удельного веса этого показателя в общем
товарообороте всех торгующих сетей г.
Бреста.
Таблица 3.1.2. Доля рынка, занимаемая ОАО «Продтовары» в общем товарообороте Бреста за 2003-2005 гг.
Показатели | Годы | Динамика, % | |||
2003 | 2004 | 2005 | 2005 к 2003 | 2005 к 2004 | |
Общий товарооборот всех торгующих систем г. Бреста, млн. руб. | 103467,0 | 104854,3 | 105332,8 | 101,8 | 100,4 |
Розничный товарооборот ОАО «Продтовары», млн. руб. | 40005,6 | 48792,0 | 61708,0 | 154,2 | 126,5 |
Удельный вес товарооборота ОАО «Продтовары» в общем товарообороте г. Бреста, % | 38,7 | 46,5 | 58,6 | 19,9 | 12,1 |
Данные представленные в таблице являются подтверждением лидирующего положения ОАО «Продтовары» в г. Бресте. Так в 2005 году по сравнению с 2003 доля рынка, занимаемая ОАО «Продтовары» возросла до 58,6%, увеличение составило 19,9 процентных пункта.
На
рисунке представлены данные об увеличении
доли рынка ОАО «Продтовары»:
Рисунок
3.1.3. Доля рынка ОАО «Продтовары»
в общем товарообороте города.
По сравнению с 2004 годом доля рынка увеличилась на 12,1 процентных пункта, что является довольно высоким показателем. Данные таблицы и рисунка подтверждают грамотную работу фирмы, однако для удержания лидирующего положения необходимо постоянно совершенствовать как структуру управления, ассортиментную политику, так материально-техническую базу.
Учитывая, что розничная торговая сеть является составной частью материально-технической базы торговли и ее состояние и развитие оказывает серьезное влияние на финансово-хозяйственные показатели деятельности фирмы. Начиная с 1994 года в ОАО «Продтовары» произведена реконструкция, модернизация и капитальный ремонт 14 магазинов, которые благодаря этому достигли современного уровня не только в формировании интерьера, но и в организации и качества обслуживания покупателей. Во всех магазинах фирмы произведен возврат к торговле по методу самообслуживания с единым узлом расчета, состоящим из 3-10 кассовых кабин. Кроме этого за этот период в состав фирмы вошли два новых магазина.
В соответствии с рисунком 2.2 на сегодняшний день в состав ОАО «Продтовары» входят 16 магазинов по продаже продовольственных товаров, три оптовых склад в г. Бресте и два филиала: в г. Пинске и в г. Барановичи.
Более
подробно анализ структуры розничной
торговой сети ОАО «Продтовары» за 2003-2005
годы представлен в таблице 3.1.4.
Таблица 3.1.4. Структура розничной торговой сети ОАО «Продтовары» г. Бреста за 2003-2005 гг.
Показатели | Торговая площадь, м2, кол-во ед. | Отклонение (+;-) 2005 к | ||||||||
2003 | 2004 | 2005 | 2003 | 2004 | ||||||
кол-во ед. | торг. S
м2 |
кол-во ед. | торг. S
м2 |
кол-во ед. | торг. S
м2 |
кол-во ед. | торг. S
м2 |
кол-во ед. | торг. S
м2 | |
Всего розничных торговых предприятий | 16 | 4380 | 18 | 4446,4 | 18 | 4446,4 | +2 | +66,4 | 0 | 0 |
В т.ч. стационарной торговли: | 15 | 4240 | 16 | 4380,4 | 16 | 4380,4 | +1 | +140,4 | 0 | 0 |
Магазины | 1 | 140 | 2 | 66 | 2 | 66 | +1 | -7,4 | 0 | 0 |
Удельный вес магазинов | 93,8 | 100 | 88,9 | 100 | 88,9 | 100 | -4,9 | 0 |
Как видно из представленных в таблице данных основными торговыми единицами ОАО «Продтовары» являются неспециализированные магазины розничной торговли продовольственными товарами.
Количество розничных торговых единиц ОАО «Продтовары» в 2005 году по сравнению с 2003 годом возросло на 2 единицы. Наблюдается увеличение торговой площади на 66,4 м2. Вместе с тем ОАО практикует сдачу в аренду нерентабельных площадей, что позволяет фирме сократить издержки и получить дополнительную прибыль. На нерентабельных площадях размещаются аптечные киоски, цветочные киоски, аудио и видео прокаты.
Хотя с другой стороны это уменьшает экспозиционные возможности магазинов. Учитывая, что розничная торговая сеть представлена в основном стационарными магазинами, удельный вес магазинов составляет в среднем 88-93%.
Кроме расширения розничной торговой сети, в последние годы была проведена целенаправленная работа по переоснащению предприятий торговли современным торгово-технологическим оборудованием, преимущественно импортного производства. Часть оборудования приобретена в лизинг, что позволило высвободить значительную часть средств, получить своего рода товарный кредит.
Несомненно, что наличие в торговом предприятии разнообразного холодильного оборудования способствует расширению ассортимента реализуемых товаров, а также улучшению сохранности потребительских свойств. Поэтому фирма провела переоснащение и замену старого холодильного оборудования на новое современное. О наличии в магазинах фирмы разнообразного холодильного оборудования свидетельствуют данные таблицы 3.1.5.
Кроме
этого благодаря хорошей
Данные
таблицы 3.1.5 показывают, что магазины
ОАО «Продтовары» хорошо обеспечены
современным холодильным оборудованием.
Это является положительным и многозначительным
фактором при формировании торгового
ассортимента.
Таблица 3.1.5. Количество холодильного оборудования в магазинах ОАО «Продтовары» по состоянию на 01.01.05.
№
магазина |
Торговая S магазина, м2 | Количество установленного оборудования | ||||
банета низкотемпературная | банета среднетемпературная | лари низкотемпературные | охлаждающие витрины | холодильные камеры | ||
1 | 705 | 8 | 8 | 5 | 14 | 7 |
2 | 440 | 4 | 6 | 4 | 11 | 5 |
3 | 335 | 3 | 5 | 4 | 9 | 6 |
4 | 205 | 1 | 2 | 3 | 8 | 5 |
5 | 145 | 3 | 4 | 3 | 9 | 5 |
6 | 420 | 2 | 4 | 4 | 5 | 6 |
7 | 135 | 1 | 1 | 4 | 7 | 4 |
8 | 250 | 2 | 3 | 4 | 11 | 5 |
9 | 249 | 2 | 2 | 5 | 6 | 5 |
10 | 185 | 2 | 2 | 4 | 6 | 4 |
11 | 144 | 1 | 2 | 4 | 7 | 4 |
12 | 175 | 2 | 2 | 5 | 7 | 5 |
13 | 235 | 1 | 4 | 3 | 5 | 5 |
14 | 269 | 1 | 1 | 4 | 10 | 4 |
16 | 223 | 2 | 4 | 3 | 6 | 6 |
17 | 230 | 2 | 2 | 4 | 5 | 5 |
Итого | 4380 | 37 | 52 | 63 | 127 | 81 |
Наличие холодильного оборудования, способного обеспечить разные температурные режимы (низкотемпературный, среднетемпературный, охлаждающий), позволяет расширить ассортимент реализуемых товаров, требующих особых условий хранения (замороженные продукты, фрукты, овощи). Кроме этого значительно улучшается качество торгового обслуживания за счет осуществления продажи в летнее время охлажденных напитков, пива, широкого ассортимента мороженного; продлеваются сроки реализации товаров и лучше сохраняется качество. Все факторы, рассмотренные выше, относятся к специфическим факторам.
Немаловажное значение на работу фирмы, а также на формирование ассортимента оказывает и половозрастная структура населения г. Бреста. Проанализируем данные таблицы 2.1.
Данные представленной таблицы показывают, что в анализируемом периоде наблюдается тенденция роста численности населения г. Бреста.
Так в 2005 году по сравнению с 2003 численность возросла на 2,4 тыс. чел., по сравнению с 2004 г. на 2 тыс. чел.
Несомненно,
что изменение структуры
В силу того, что данная информация оказывает непосредственное влияние на формование ассортимента разных торговых предприятий, специалистам коммерческой службы необходимо постоянно отслеживать изменения численности населения, его половозрастного состава, рода занятий, уровня доходов и жизненный цикл семей.
Общая численность населения оказывает влияние на объем спроса в целом по предприятию, а половозрастная структура на групповую и внутригрупповую структуру ассортимента.
В соответствии с таблицей 2.1 представлен рисунок 3.1.6.
Рисунок
3.1.6. Динамика половозрастного состава
населения г. Бреста.
Важным фактором, оказывающим влияние на формирование ассортимента торговых предприятий, является развитие производства. В условиях рыночных отношений, когда практически не стоит вопрос дефицита товаров, у торговых предприятий появляются широкие возможности по выбору предлагаемой продукции. В борьбе за рынки сбыта производители расширяют номенклатуру выпускаемой продукции, ассортимент наиболее востребованных товаров. Естественно, что показателем оптимальности торгового ассортимента выступает прежде всего спрос на представленные товары. Формируя торговый ассортимент, предприятие стремится включить в него как товары наиболее популярные у покупателей, так и приносящие наибольший доход.