Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 17:40, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является изучение коммерческой работа по формированию ассортимента товаров и разработка направлений ее совершенствования.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть форматы, включающие на формирование ассортимента товаров.
2. Изучить принципы и этапы формирования ассортимента товаров в магазинах.
3. Охарактеризовать методы формирования ассортимента и организации контроля за его состоянием.
Введение. 3
1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях. 5
1.1. Содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента розничного торгового предприятия. 5
1.2. Современные подходы к формированию ассортимента розничного торгового предприятия. 15
2. Организационно-экономическая характеристика 23
торгового предприятия. 23
3. Состояние коммерческой работы по формированию 31
ассортимента в розничной торговле. 31
3.1. Факторы, определяющие построение ассортимента товара предприятия розничной торговли. 31
3.2. Принципы и этапы формирования ассортимента предприятия розничной торговли. 40
3.3. Методы формирования ассортимента и контроль за его состояние, 49
результативность контроля. 49
Заключение. 61
Список литературных источников 67
Введение.
Преобразования, произошедшие за последнее десятилетия в торговле и связанные с развитием формированием собственности, появление конкуренции на розничном рынке, и реорганизацией предприятий торговли, находят отражение в сфере формирования ассортимента. Между тем, формирование ассортимента на предприятиях розничной торговли является важнейшей составляющей частью их коммерческой деятельности, т.е. вопросы обеспечения населения республики необходимыми товарами стоят весьма остро.
В условиях перехода к рыночным отношениям работа по формированию ассортимента товаров в магазинах значительно усложняется. С развитием и совершенствованием производного расширяется ассортимент товаров, возрастают требования покупателей к ассортименту, качеству и внешнему вишу предлагаемых товаров. В соответствии с этим от правильного формирования ассортимента товаров зависит обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и рост основных экономических показателей деятельности торгового предприятия.
От этого насколько правильно (оптимально) будет спланирован ассортимент предприятия, зависит его конкурентоспособность на рынке, признание данного предприятия покупателями. В коммерческой работе при формировании ассортимента товар должен рассматриваться не как отдельный продуктов, а как совокупность слагаемых, обеспечивающих наличие удовлетворение покупательской потребности.
Так как спрос в течение года подвержен сезонным колебаниям, на отдельные товары он в течение года складывается не одинаково. Широта и глубина ассортимента реализуемых товаров во многом зависит от квалификации работников магазина и коммерческих служб, которые должны располагая источников возможного поступления товаров, уровне цен и другой рыночной информацией. В связи с этим тема дипломной работы рассматривающей коммерческую деятельность по формированию ассортимента товаров в магазинах ОАО «Продтовары» г. Бреста является весьма актуальной на современном этапе.
Целью написания дипломной работы является изучение коммерческой работа по формированию ассортимента товаров и разработка направлений ее совершенствования.
В дипломной работе поставлены следующие задачи:
1.
Рассмотреть форматы,
2.
Изучить принципы и этапы
формирования ассортимента
3.
Охарактеризовать методы
Дипломная работа выполнена на материалах ОАО «Продтовары» г. Бреста. В ходе написания дипломной работы была изучена специальная литература, использовались данные бухгалтерской и статистической отчетности, финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Продтовары» г. Бреста за 2003-2005 г.
Дипломная работа выполнена
на ______ листах, содержит _____ таблиц,
______ приложений, ______ источников литературы.
1.
Сущность и содержание
коммерческой деятельности
по формированию
ассортимента в современных
условиях.
1.1.
Содержание коммерческой
деятельности по
формированию ассортимента
розничного торгового
предприятия.
Обеспечение постоянного, устойчивого ассортимента, а также рациональная ассортиментная политика является зоологом коммерческого успеха. Для достижения этих целей немаловажным фактором является знание классификации ассортимента товаров.
Сначала давайте рассмотрим понятие ассортимент товаров. Ассортимент товаров - это совокупность их видом, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающих по определенному признаку. В свою очередь основными группировочными признаками товаров являются:
В соответствии с этим различают два вида ассортимента товаров:
Понятие производственный ассортимент включает в себя номенклатуру товаров, выпускаемых промышленности и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями товаров. В отличие от торгового сортимента производный ассортимент отдельного предприятия намного уже, нежели торговый ассортимент какой-либо организации.
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащий продаже в розничной торговой сети. Торговый ассортимент предприятия торговли складывается из отдельных производственных ассортиментов, правда не обязательно, что в одном предприятии торговли будет представлен весь производственный ассортимент предприятия, здесь это на практике очень сложно. Если предприятие специализируется на продаже обуви для детей, то в нем будет представлена часть производственного ассортимента, удостоверяющая признаку специализаций, а именно детская обувь. Учитывая специфику производства товаров, торговый ассортимент делится на две товарные отрасли:
В
дальнейшем этот признак определяет
типизацию и специализацию
Важным признаком классификации ассортимента товаров является их особые свойства. Так, с учетом ограниченности сроки реализации, необходимости создания особых режимов хранения товары делятся на подразделы:
Данный
признак классификации наиболее
актуален для магазинов
Наличие, у отдельных видов товаров, широкой внутренней классификации, определит выделение товаров простого и сложного ассортимента. Так к товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видом и сортов (овощи, соль, хозяйственное мыло), товары сложного ассортимента характеризуются признаком (фасоль, размер, цвет). Как правило, простой ассортимент можно представить в любых типах предприятий. Его реализация менее трудоемкая и менее затратна. Товары сложного ассортимента требует специализированных предприятий, в первую очередь, если ставиться цель предложить потребителю максимально возможный ассортимент разновидностей какого-либо товара.
Товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента) образуют товарные группы. К примеру, в зависимости от однородности сырья и материалом, из которых изготовлены товары, их подразделяют на изделия из металла, кожи; по потребительскому назначению товары подразделяют на изделия спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежду.
В свою очередь товарные группу делятся на товарные подгруппы, в состав которых товары входят по признаку единства производственного происхождения.
К примеру, товарная группа обуви делится на подгруппы кожаной, текстильной, валяной и резиновой обуви; группа посуда состоит из подгрупп металлической, стеклянной и фарфорофаянсовой посуды.
Каждая подгруппа товаров складывается из товаров различных видом. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги – женские, детские; мебель - для кухни, жилой комнаты). Внутри каждого вида товары могут отличаться друг от друга по особым признакам (артикулам, сортам), то есть подразделяться по разновидностям.
С учетом вышеперечисленного деления товаров на группы, подгруппы и виды принято выделить групповой и внутригрупповой ассортимент товаров.
Групповой ассортимент – это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру, а внутригрупповой ассортимент - представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров. Эти два понятия тесно связаны с понятиями широта и глубина ассортимента, где широта ассортимента определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина - количеством разновидностей товаров. Надо отметить, что наибольшую широту ассортимента можно развить в крупных торговых предприятия, имеющих большие площади торговых залов, но при этом довольно сложно добиться максимальной глубины ассортимента. Для сочетания широта и глубина ассортимента необходимы значительные затраты (материальные, трудовые). Наиболее глубокий ассортимент товаров можно представить в специализированных, узкоспециализированных магазинах, когда осуществляется торговля отдельными группами товаров.
Следующими признаками классификации являются:
В зависимости от частоты спроса товары подразделяют на три группы:
В зависимости от стабильности и подверженности спроса определенным колебаниям выделяют следующие группы товаров:
Кроме этого можно выделить группу сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды года.
Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, что очень удобно покупателям («Все для дома», «Детский мир»).
Коммерческая деятельность по формированию ассортимента предусматривает выполнение комплекс операций и управление ими. Она базируется на теоретических и практических знаниях ассортимента. Через коммерческую деятельность устанавливаются вязи изготовителей товаров с их потребителями.
При формировании ассортимента
используется соответствующая
Ассортимент товаров в розничной торговле представляет собой предложение товаров. Поэтому он должен стимулировать потребителя к покупке и быть шире, чем номенклатура спрашиваемых товаров с тем, чтобы обеспечить выбор. В таком случае ассортимент будет активно воздействовать на спрос, формировать новые потребности, а это путь к увеличению объемов продажи товаров.
Формирование ассортимента и управление им является важной задачей коммерческой деятельности в розничной торговле.
Управление ассортиментов комплексной задана система, формирования не только товар, но и его упаковку, маркировку, установление цены, сервисное обслуживание. Все эти слагаемые следует рассматривать в совокупности, так как они формируют «образ товара».
Задача торгового предприятия состоит в том, чтобы не просто предложить покупателю товар, а особенность комплексное удовлетворения его потребности.
Например, потребителю, который желает купить мебель должны быть предложена не отдельные предметы мебели, а возможность полностью решить проблему оформления удобного и эстетически привлекательно жилища с помощью мебельных компонентов гарнитуров и т.д. Таким образом, в коммерческой работе по формированию ассортимента товар должен рассматриваться не как отдельный продукт, обладающий даже самыми высокими потребительскими свойствами, а как совокупность слагаемых, обеспечивающих наилучшее удовлетворение покупательской потребности. Осуществлено это должно быть с наибольшей совокупной эффективностью для потребителя, складывающейся из преимуществ как в момент продажи. Так и в процессе потребления. К слагаемым, обеспечивающим комплексный подход к преобладанию товара в розничной торговле, относится сам товар, сервис, сопутствующие товары и услуги.