Изучение факторов чувствительности потребителей к цене

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение факторов чувствительности потребителей к цене, как ценовой фактор влияет на поведение потребителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие ценовая политика фирмы, виды цен и их регулирование;
- определить факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровням цен;
- изучить влияние эластичности спроса на поведение потребителей,
- провести исследование влияния ценовой политики конкретной компании методом анкетного опроса,
- разработать рекомендации по совершенствованию ценовой политики данной компании.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
1.Теоретические основы управления ценовой политикой в условиях рынка
4
1.1.Сущность ценовой политике, виды цен и их регулирование…………..6

1.2.Факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровням цен. ……………………………………………………………………………11
1.3.Влияние эластичности спроса на поведение потребителей…………………………………………………………………14
2.Изучение поведения потребителей на рынке косметики и парфюмерии под влиянием ценового фактора
2.1.Общая характеристика рынка косметики и парфюмерии Новосибирска на примере сети магазинов «Л-Этуаль»……………………........................18
2.2.Маркетинговое исследование ценовой политики фирмы методом анкетного опроса……………………………………………………………..20
2.3.Результаты и анализ маркетингового исследования чувствительности потребителей к цене………………………………………………………….26
3.Рекомендации по совершенствованию ценовой политики сети магазинов «Л-Этуаль» …………………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………...37
Список использованных источников……

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 863.00 Кб (Скачать)

           Товары с эластичным спросом по цене:

     - Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)

     - Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)

     - Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

           Товары с неэластичным спросом по цене:

     - Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)

     -Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)[12]

     - Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

           Эластичными (по цене) считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) больше изменения цены (|E|>1).

     Неэластичными считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) меньше изменения цены (|E|<1).

     Эластичность  для участка 1—2: 

                                                   ,                                         (1)

     где Q – спрос (количество); P - цена.

           Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность спроса (price elasticity of demand) — относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %.

                                  ,                      (2)

     Для измерения процентного изменения  величины спроса используется формула  средней точки Аллена.

                                              ,                     (3)

                                               ,                      (4)

     Встречается так же упрощённый расчёт:

                                                ,                          (5)

                                                 ,                           (6)

     Различают точечную и дуговую эластичность.

           Точечная  эластичность — эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения;

     Точечная  эластичность может быть определена, если провести касательную кривой спроса. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона касательной.

           Дуговая эластичность — это показатель средней реакции спроса на изменение цены выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

     На  эластичность влияют сроки хранения и особенности производства.

           В зависимости от значения коэффициента Ed различают:

     - совершенную неэластичность (коэффициент Ed = 0).

     К товарам с совершенно неэластичным спросом по цене относятся товары, без которых невозможно обойтись, например, соль, инсулин для диабетиков.

     - неэластичный спрос (коэффициент |Ed| < 1);

     - спрос, имеющий единичную эластичность (коэффициент |Ed| = 1).

     - эластичный спрос (коэффициент |Ed| > 1);

     - совершенно эластичный спрос (коэффициент |Ed| = бесконечности)

           Данный вид эластичности характерен для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной.

           Для подавляющего большинства  товаров зависимость между ценой  и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать, и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена

     Факторы, влияющие на эластичность:

     - Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

     - Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем больше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса.

     - Размер дохода.

     - Качество товара. Если товар — предмет роскоши, спрос эластичен; если товар первой необходимости, спрос неэластичен.

     - Размеры запаса. Чем больше запас, тем эластичней спрос.

     - Ожидания потребителя.[11]

 

     

     2. ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ КОСМЕТИКИ И ПАРФЮМЕРИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦЕНОВОГО ФАКТОРА 

     2.1 Общая характеристика рынка косметики и парфюмерии Новосибирска на примере сети магазинов «Л-Этуаль» 

     Рынок парфюмерии и косметики считается  одним из самых быстрорастущих в  мире. 

     В настоящее время создание новой  косметики идет по двум направлениям:

     - создание новых кремовых основ,  базирующееся на достижениях  химии;  
 - поиск активных компонентов, составляющих основное действующее вещество современных косметических средств. 

           Традиционно парфюмерно-косметический  рынок делится на три части:

     - Косметика

     - Парфюмерия

     - Средства личной гигиены.

     Минимум из 6 косметических средств, которыми пользуется практически каждый из нас: это мыло, шампунь, кондиционер, дезодорант, зубная паста и увлажняющий крем. 

           Самая большая доля в объеме продаж косметических средств, как  в России, так и в Новосибирске, приходится на средства по уходу за волосами. На втором месте – декоративная косметика. Далее в Новосибирске по продажам лидируют: гигиенические средства для полости рта, парфюмерия, средства для душа.

     Белая косметика в нашем городе по объему продаж занимает только шестое место. 

         Наибольшую лояльность средний потребитель проявляет при выборе парфюма, средств по уходу за волосами. Также в этих сегментах, как правило, самая высокая доля потребителей, проявляющих «абсолютную лояльность», то есть в течение длительного времени покупающих только одну определенную марку косметики.

    Наиболее известные косметические фирмы, чья продукция представлена в магазинах Новосибирска: Mary Kay, L-Oreal, Max Factor, Maybelline. [14]

     На  сегодняшний день сеть магазинов  парфюмерии и косметики Л'Этуаль занимает прочное лидирующее положение на российском рынке и продолжает осваивать новые территории. Первый магазин Л'Этуаль открылся в Москве в сентябре 1997 года (Смоленская площадь).

     В Москве насчитывается более 150 магазинов, в Новосибирске 14 магазинов, а на территории России число магазинов превышает 650, открытых более чем в 180 городах.

     Открывающиеся магазины имеют разный формат, обусловленный месторасположением, но объединенные в единый корпоративный стиль. Это узнаваемый логотип с сине-бело-желтой волной, высокий профессионализм продавцов-консультантов, и гибкая система скидок, единые для всей сети. Огромный ассортимент продукции, более десятка тысяч наименований и более 150 марок-производителей, среди которых такие известнейшие, как Christian Dior, Guerlain, Chanel, Givenchy, Sisley, Kenzo, Estee Lauder, Clarins и многие другие.

     Компания  является эксклюзивным продавцом парфюмерии Lulu Castagnette, Banana Republic и знаменитой испанской марки LOEWE.  В Л’Этуаль широко представлены высокотехнологичные средства по уходу за кожей Eisenberg и Швейцарские кремы la Vallee.  Мечта всех девушек - креативная марка декоративной косметики BENEFIT, с коллекцией стильных ароматов.

     Л’Этуаль  одни из первых ввели в своих магазинах  систему самообслуживания, популярную во всем мире, отказавшись от прилавков, которые часто психологически мешали клиентам самостоятельно сделать правильный выбор.

     Количество  постоянных покупателей неуклонно  растет, на сегодняшний день их более 9 миллионов! Являясь сетью магазинов  №1 в России, мы можем предложить своим покупателям новые коллекции  макияжа и парфюмерии от мировых производителей, запуск которых происходит одновременно во всем мире. Как и прежде, клиентов встречают профессиональные консультанты, которые постоянно проходят специальную подготовку на внутренних и международных тренингах, проводимых фирмами-производителями элитной парфюмерии и косметики.

     В сети Л' Этуаль открыто 6 салонов красоты, работающих на лучшем зарубежном оборудовании, использующих косметические средства ведущих мировых марок в области ухода за кожей, и предоставляющих полный спектр косметологических услуг.[15] 

     2.2. Маркетинговое исследование ценовой политики сети магазинов  «Л-Эуталь» методом анкетного опроса 

     Маркетинговая оценка влияния ценовой политики сети парфюмерно-косметических магазинов  «Л-Этуаль» на поведение потребителей проводилась методом социологического опроса населения города Новосибирск в ноябре 2011 года.

     Респондентам  предлагалось заполнить анкету (Приложение 1), состоящую из 19 вопросов, 5 из которых составляют блок информации о респонденте.

     Цель  анкетирования: исследовать влияние  ценовой политике фирмы на поведение  покупателей. 

     Задачи:

     - выяснить, чем руководствуется потребитель,  решая в каком магазине приобрести  товар.

     - определить популярность магазина  «Л-Этуаль».

     - выявить конкурентов «Л-Этуаль».

     - ознакомлены ли потребители с акциями по снижению цен на товары в «Л-Этуаль».

     - исследовать отношение потребителей  к ценовой политики 

     «Л-Этуаль».

     - выяснить какую сумму покупатели  готовы потратить на парфюмерно-косметические товары ежемесячно.

     - выявить портрет целевого потребителя  магазина «Л-Этуаль».

     При формировании выборочной совокупности применялся метод случайного отбора. Опросы проводились на улице с  прохожими.

     В анкетировании приняли участие 20 человек в возрасте от 15 и старше. Из них по половому признаку:

     - 80%(32 чел) женщин и 20%(8человека) мужчин. (Рисунок 1)

     

     Рисунок 1 - распределение респондентов по полу

     - по возрасту: от 15 до 20 лет - 30 %(12 чел.), от 21 до 30 лет – 25% (10 чел.), от 31 до 40 лет – 20 % (8 чел.), 41-50 лет – 10% (4 чел.), от 51 и старше – 15% (6 чел.). (Рисунок 2)

     

     Рисунок 2 – распределение респондентов по возрасту 

     - по семейному положению: замужем \ женат – 55%(22чел.),

     не  замужем \ холост – 45% (18 чел.). (Рисунок 3)

Информация о работе Изучение факторов чувствительности потребителей к цене