Теоретические вопросы в изучении потребительских цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2015 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Индекс потребительских цен является одним из важнейших статистических показателей для целей разработки экономической политики. Индекс потребительских цен привлекает большое внимание средств массовой информации, органов государственного управления и общественности многих стран. Несмотря на его кажущуюся простоту, индекс потребительских цен является сложной концепцией, которая основана на многих положениях экономической и статистической теории и требует проведения сложных операций с данными.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Нохрина Вера. 2 курс.docx

— 178.75 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Высшая школа бизнеса

Отделение финансов, статистики и предпринимательства

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН

Нохрина Вера Сергеевна

 

 

 

Руководитель:

канд. экон. наук, доцент

__________________ Г. А. Иващенко

Автор работы

Студент группы №___________

___________________ В. С. Нохрина

 

 

Томск 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Индекс потребительских цен является одним из важнейших статистических показателей для целей разработки экономической политики. Индекс потребительских цен привлекает большое внимание средств массовой информации, органов государственного управления и общественности многих стран. Несмотря на его кажущуюся простоту, индекс потребительских цен является сложной концепцией, которая основана на многих положениях экономической и статистической теории и требует проведения сложных операций с данными.

Индекс потребительских цен представляет собой показатель изменений совокупности цен за некоторый период времени. Индекс потребительских цен измеряет изменения цен на товары и услуги, потребляемые домашними хозяйствами. Такие изменения влияют на реальную покупательную способность доходов потребителей и уровень их благосостояния. Поскольку темпы изменения цен на различные товары и услуги не всегда одинаковы, индекс цен может отражать только их среднюю динамику. Как правило, индексу цен присваивается значение, равное единице или 100 за базисный период, при этом значения индекса в другие периоды времени должны отражать среднее пропорциональное или процентное изменение цен по сравнению с этим базисным периодом цен. Индексы цен могут также применяться, чтобы измерять различия в уровнях цен для разных городов, регионов или стран на один и тот же момент времени.

 

 

 

 

 

1. Теоретические вопросы в изучении потребительских цен

1.1. Сущность потребительских цен

Цена – это денежное выражение стоимости. Цена, как и деньги, является фундаментальной экономической категорией, возникшей и сформировавшейся в процессе разделения общественного труда, развития товарного производства и обмена товаров.

На каждом этапе развития общества цена играла и играет важную роль в решении производственных, экономических, социальных и политических задач. Она также значительно влияет на экономическую систему. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг. С помощью цен предприятия измеряют и контролируют затраты труда и результаты производства, стимулируют рост и совершенствование производства, а также улучшают структуру воспроизводства и распределение ресурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикой и. орудие конкурентной борьбы, важный экономический инструмент для самофинансирования.

В рыночной экономике роль цены имеет очень важное значение, причем в равной степени как для предприятия, так и для населения. Для той или иной семьи цены на товары и услуги определяют покупательную способность ее доходов. А цены на продукцию в рыночной экономике являются определяющим фактором деятельности предприятия.

В условиях рыночной экономики большинство важнейших экономических решений принимается под влиянием сложившихся на рынке цен. Так, население решает, сколько потратить денег и на что, в зависимости от цен на те или иные товары. А предприятия, в свою очередь, решают, что и сколько производить. Цены повышаются или снижаются в зависимости от спроса и предложения до тех пор, пока спрос не будет равен предложению. В таких условиях цены выполняют функцию сигнала, указывая предприятиям, что именно необходимо потребителю и, следовательно, какую конкретно продукцию следует выпускать.

Роль цены и ее главное значение в рыночной экономике определяют содержание и предмет одного из важней разделов статистики – статистики цен. Предметом статистики цен является всестороннее изучение цен и ценообразования. Статистика цен изучает уровни и структуру цен, соотношения цен и динамику цен, вариации цен и эластичность цен в различных аспектах, а также анализирует влияние цен на важнейшие стоимостные социально-экономические показатели. Особое внимание статистика цен уделяет оценке стоимости жизни населения и изучению влияния индекса потребительских цен на объем, структуру потребления и уровень реальных доходов различных социальных групп. 

Многоаспектный комплекс проблем, именуемый статистикой цен, существует как самостоятельный блок показателей и является составной частью социально-экономической статистики и статистики финансов.

Статистика цен всегда использовалась для решения всех государственных программ экономического и социального развития страны, для принятия и анализа выполнения перспективных планов. Значение всестороннего изучения цен в настоящее время трудно переоценить. Оно возрастает в связи с анализом осуществляемой в стране экономической реформы. 

В современных условиях цены являются сложной экономической категорией, основой рыночного механизма, а ценообразование – инструментом маркетинга. Взаимосвязь цен с системой народнохозяйственных, отраслевых и региональных экономических показателей в большинстве  случаев характеризуется тем, что цена выступает как один из факторов, оказывающих влияние на закономерности социально-экономических процессов и явлений. Цены оказывают влияние на все результативные стоимостные показатели: валовой выпуск товаров и услуг, ВВП страны, конечное потребление и накопление товаров и услуг и т.п. От уровня цен зависят: промежуточное потребление, издержки производства и обращения, величина валовой прибыли экономики и прибыли отдельных отраслей и предприятий, показатели рентабельности и эффективности производства. Цена является регулятором соотношения спроса и предложения; объема и структуры размещения производства по регионам страны. Цена существенно влияет на скорость обращения товаров, денежную эмиссию и формирование бюджетов – федерального, регионального и д.р. Цены выступают как экономический фактор, определяющий покупательную способность денежных доходов населения, величину прожиточного минимума отдельных групп населения. 

Динамика цен оказывает прямое воздействие на уровень и структуру потребления населения, на соотношение в потреблении материальных и духовных благ, уровень и качество жизни народа в целом и его различных социальных групп. 

Всестороннее изучение цен предполагает использование всего арсенала статистических методов: выборочные обследования, абсолютные и относительные величины, группировки, средние величины, индексы, ряды динамики, показатели вариации, корреляционный анализ, графический  метод и д. р. Практически государственная статистика более широко применяет выборочные обследования, метод средних величин, индексный и графический методы. В научных исследованиях в области статистики цен используются также другие методы.

Государственной статистикой предусматривается  перспективное совершенствование статистики цен как важнейшего блока социально-экономической статистики и статистики финансов. Первостепенное совершенствование российской статистики цен предусматривает реализацию двух генеральных направлений ее развития. Во-первых, построение системы показателей, объективно отражающих специфику и тенденции изменения цен в современных условиях. Во-вторых, разработку принципиально новой системы сбора статистической информации о ценах, принятой в мировой практике. 

На разных этапах экономического развития тип экономики определяет задачи статистики цен. В условиях рыночной экономики задачи статистики цен не только расширяются, но и коренным образом меняются. Они могут быть разными с точки зрения потребителя и пользователя статистической информацией и с точки зрения покупателя и продавца.

В основу современной классификации  концептуальных задач статистики цен, кроме анализа динамики цен, изучения структуры цен, региональных различий цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен на различные товары могут быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая классификация включает три концептуальные задачи.

1. Характеристика состояния (конъюнктуры) рынка. Решая эту общую  задачу в условиях рынка, статистика  рассматривает поведение цен  как опосредованную реакцию на  изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность  спроса и предложения, рост и  дифференциация доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные  товары, изменение уровня качества  товаров и требований к нему  и т. д.).

2. Характеристика цены  как инструмента управления рынком. С этой позиции статистика  изучает возможности и степень  воздействия цен на производство (в том числе и с помощью  налогов, заложенных в структуру  цены), обращение (от цены зависят  скорость оборота и издержки  обращения), спрос. Общепризнанная обратная  зависимость между ценой и  спросом не всегда подтверждается на практике, например в случае «престижной» цены или цены «показателя качества». Статистика цен имеет возможность обосновать экономические  рычаги для маркетингового регулирования рынка.

3. Анализ цен с позиции  маркетингового управления ценообразованием  и государственного регулирования  цен. Решение этой задачи предполагает  статистически выявить закономерности  ценообразования, поведения цен  и поведения покупателя, установить  влияние их на уровень жизни, смоделировать и осуществить  прогноз изменения цен.

Вторая классификация - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен.

1. С позиции государства: изучение цены как орудия социальной  и экономической эффективности  рынка, как фактора уровня жизни, как главной составляющей инфляционных  процессов; изучение влияния цен  на рынок труда, прогнозирование  последствий изменения цены; изучение  цены в роли дефлятора для  пересчета стоимостных показателей: как важнейшего фактора формирования  бюджета; статистическое изучение  цен, моделирование их закономерностей  для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным  обращением в стране; анализ цен  с целью регулирования уровня  цен на стратегические и жизненно  важные товары, для выявления  отраслей, в которые невыгодно  вкладывать капитал, где неэффективен  частный сектор, и т. д.

2. С позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента  маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней цен и  их дифференциации, моделирование  взаимосвязи цен и качественных  характеристик товара, структуры  цен в отрасли, изучение цен  альтернативных товаров и других  субрынков и т. д.

3. С позиции покупателя: изучение цен как фактора индексации  доходов, формирования потребительской  корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния  на уровень жизни раз личных  социальных групп населения; анализ  соответствия цен  качеству товаров и уровню доходов, предпочтениям потребителей; выявление ассортиментной дифференциации цен как фактора выбора (вынужденности) покупки и т. д.

Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают: 

- регистрацию цен, наблюдение  за их изменением; 

- анализ уровня цен, его  дифференциации; 

- характеристику структуры  цен; 

- изучение соотношений  цен различных товаров, субрынков  и перекрестной эластичности   цен;  

- оценку, анализ и моделирование  колеблемости, цикличности и сезонности цен; 

- региональный анализ  цен; 

- анализ и моделирование  динамики цен; 

- выявление и моделирование  факторов, влияющих на уровень, вариацию  и динамику цен;   

- прогнозирование цен.

 

 

 

1.2. Роль и значение индексного  метода в изучении потребительских цен  

Индексный метод - это метод статистического исследования, позволяющий с помощью индексов соизмерять сложные социально-экономические явления путем приведения анализируемых величин к некоторому общему единству. В роли единства могут выступать: денежная оценка, трудовые затраты и т.п. Этот метод применяется для изучения динамики явления, позволяет выявлять и измерять влияние факторов на изменение изучаемого явления. Используется для парных, многосторонних и региональных сопоставлений.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, изменение потребительских цен, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

Индексный метод имеет важное значение для статистического исследования движения цен. Он основан на построении и анализе индексов, позволяющих определить изменение цен всего многообразия товаров в различных отраслях экономики, его тенденции и закономерности, а также производить сопоставление цен в пространстве. С помощью индексного метода можно определить влияние изменения цены на объем товарооборота, покупательную способность денег, уровень жизни населения и т. д.

Если уровень цен и их движение для одного товара можно наблюдать и сопоставлять во времени на основании конкретных цен единицы товара и делать  определенные выводы, которые смогут удовлетворить исследователя, изучающего уровень и динамику цены одного конкретного вида товара за длительный отрезок времени, то совсем другое  дело, когда исследуют уровень и динамику цен 100, 1000 и более товаров, так как разнообразие цен для массы товаров и различная изменяемость цен совершенно исключает возможность улавливать какие-либо тенденции и закономерности для всего обилия товаров или даже какой-то их группы. Сложность задачи обусловлена тем, что требуется найти средний общий показатель для всей совокупности реализованных товаров. В условиях рыночной экономики существуют противоположные направления в движении цен: на одни товары цены повышаются, на другие – понижаются, на третьи – остаются без изменения. Интенсивность изменения цен в различных случаях различна, но как бы ни были разнообразны движения цен  на отдельные товары, существует общая, средняя тенденция этого движения. Чтобы узнать, как в среднем изменились цены на всю совокупность реализованных товаров, необходимо воспользоваться обобщающими показателями, к числу которых относятся индексы.

Информация о работе Теоретические вопросы в изучении потребительских цен