Теоретические вопросы в изучении потребительских цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2015 в 21:25, курсовая работа

Краткое описание

Индекс потребительских цен является одним из важнейших статистических показателей для целей разработки экономической политики. Индекс потребительских цен привлекает большое внимание средств массовой информации, органов государственного управления и общественности многих стран. Несмотря на его кажущуюся простоту, индекс потребительских цен является сложной концепцией, которая основана на многих положениях экономической и статистической теории и требует проведения сложных операций с данными.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Нохрина Вера. 2 курс.docx

— 178.75 Кб (Скачать)

Индексы цен являются важнейшей характеристикой состояния рынка, с помощью которой формируется информация, необходимая для принятия важных общегосударственных решений. Так постоянный рост цен на те или иные товары, отражаемые в индексе, во многом свидетельствуют о нарушении баланса между спросом и предложением, и является сигналом для развития соответствующих производств. Без информации об индексах цен невозможно выработать действенные противоинфляционные мероприятия.

Под индексом цен понимается относительный показатель, который характеризует изменение во времени или соотношение в пространстве цен какого-либо товара, отдельной товарной группы или всей их совокупности.

В экономике в условиях рыночных отношений особое место среди индексов качественных показателей отводится индексу потребительских цен. С его помощью осуществляется оценка динамики цен и пересчет важнейших стоимостных показателей системы национальных счетов.

Рассмотрим принцип построения агрегатных индексов качественных показателей на примере индекса цен.

Если нам необходимо выявить изменения цен на различные продукты и товары или количества товаров и продуктов, то необходимо привести определенное количество товаров и продуктов по определенным ценам к общей стоимости. Для этого мы должны соизмерить "вес" каждого элемента (будь то цена или кол-во товара).

При отражении изменения цен на товары в качестве весов будет выступать количество товара. Если же необходимо отразить изменение количества товаров, то в роли "весов" будут выступать цены. Но возникает проблема: на уровне какого периода зафиксировать веса (базисного или отчетного).

Существует два способа расчета индексов цен: индексы цен Пааше и Лайспейреса.

Индекс цен Ласпейреса предполагает использование весов базисного периода 

. Впервые был введен в 1864 году экономистом Э. Ласпейресом.


 — стоимость продукции реализованной в базисном (предыдущем) периоде по ценам отчетного периода

 — фактическая стоимость продукции в базисном периоде

Индекс цен Ласпейреса показывает, насколько изменились цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, но на товары, реализованные в базисном периоде. Иначе говоря, индекс цен Ласпейреса показывает, во сколько товары базисного периода подорожали или подешевели из-за изменения цен в отчетном периоде.

Индекс цен Пааше — это агрегатный индекс цен с весами (количество реализованного товара) в отчетном периоде.


 — фактическая стоимость продукции отчетного периода

 — стоимость товаров реализованных в отчетном периоде по ценам базисного периода

Индекс цен Пааше характеризует изменение цен отчетного периода по сравнению с базисным по товарам, реализованным в отчетном периоде. То есть индекс цен Пааше показывает, насколько подешевели или подорожали товары.

Значения индексов цен Пааше и Ласпейреса для одних и тех же данных не совпадают, так как имеют разное экономическое содержание и, следовательно, применяются в разных ситуациях.

В отечественной статистике до перехода к рыночным отношениям отдавали предпочтение индексу цен Пааше. Но из-за особенностей расчета, начиная с 1991 года, вычисление общего уровня цен на товары и услуги начали проводить по формуле Ласпейреса. Связано это с тем, что во время инфляции или экономических кризисов многие товары могут выпасть из потребления. При исчислении по формуле Пааше не учитываются товары, спрос на которые упал, поэтому при исчислении индекса цен по формуле Пааше необходим частый перерасчет информации для формирования правильной системы весов. В связи с этим и в международной практике прибегли к расчету индексов цен по формуле Ласпейреса.

Индекс цен Фишера представляет собой среднюю геометрическую из произведений двух агрегатных индексов цен Ласпейреса и Пааше:


Идеальность заключается в том, что индекс является обратимым во времени, то есть при перестановке базисного и отчетного периодов получается обратный индекс (величина обратная величине первоначального индекса).

Индекс цен Фишера лишен какого-либо экономического содержания. В силу сложности расчета и трудности экономической интерпретации используется довольно редко (например, при исчислении индексов цен за длительный период времени для сглаживания значительных изменений).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономико-статистический анализ  потребительских цен в Томской области

2.1. Статистический анализ индекса потребительских цен в Томской области

Организация наблюдения за ценами на товары и услуги осуществляется органами государственной статистики с использованием рекомендаций международных организаций и учетом практического опыта в области статистики цен.

Органы статистики РФ осуществляют систематическое наблюдение за ценами в следующих направлениях:

  • на товары и услуги потребительского рынка;
  • на товары предприятий-производителей по отраслям промышленности;
  • на материально-технические ресурсы (цены приобретения);
  • по капитальным вложениям и элементам технологической структуры;
  • на продукцию, реализованную сельскохозяйственными товаропроизводителями;
  • тарифы на грузовые перевозки;
  • тарифы на платные услуги;
  • цены на первичном и вторичном рынках жилья.

Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается индекс потребительских цен, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением.

Данный набор разрабатывается Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) с учетом предложений территориальных органов государственной статистики и согласовывается с заинтересованными экономическими ведомствами и остается неизменным в течение года.

Индекс потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года к сумме произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100 %.

.

Потребительский набор товаров и услуг состоит из трех крупных групп:

  • продовольственные товары;
  • непродовольственные товары;
  • платные услуги.

Количество наблюдаемых товаров и услуг – 538.

Рисунок 1 – Продажи наблюдаемых товаров.

Из рисунка 1 видно, что на продовольственные товары приходится более половины всех наблюдаемых товаров, а другая часть почти поровну поделена между непродовольственными товарами и услугами.

 

Табл. 1. Индексы потребительских цен (тарифов) на товары и услуги

(декабрь к декабрю  предыдущего года)

Годы

Все товары и услуги

в том числе

продовольственные товары

непродовольственные товары

платные услуги населению

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

116,7

114,4

111,8

111,1

107,8

111,3

112,4

108,9

107,9

106,1

107,4

106,6

111,2

112,1

112,8

109,3

107,5

113,8

117,1

105,4

111,0

105,2

108,8

107,2

110,5

111,6

107,2

108,4

106,8

106,7

109,0

110,8

107,1

106,7

106,7

105,8

142,6

124,9

116,9

119,1

110,2

115,0

111,9

110,4

104,4

106,7

106,0

107,1


Рисунок 2 – Динамика индексов цен на потребительском рынке по Томской области (декабрь к декабрю предыдущего года).

 

Табл. 2. Индексы потребительских цен на отдельные группы продовольственных товаров (декабрь к декабрю предыдущего года)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Продовольственные товары

112,1

112,8

109,3

107,5

113,8

117,1

105,4

111,0

105,2

108,8

107,2

Куры (кроме куриных окороков)

110,3

129,6

117,0

100,3

108,2

122,2

102,1

96,7

102,4

113,6

94,5

Колбасные изделия и копчености

107,3

125,4

113,1

105,4

108,3

125,7

103,5

107,5

112,1

107,4

104,3

Мясные консервы

103,6

106,4

117,9

103,6

103,4

130,3

108,1

99,6

106,9

101,4

106,6

Рыбопродукты

108,9

112,7

115,7

103,5

108,5

113,4

109,7

112,5

108,5

99,5

107,2

Сливочное масло

110,3

99,6

104,9

108,3

133,8

113,8

108,7

112,7

104,1

107,1

113,5

Подсолнечное масло

107,5

98,9

101,1

94,2

155,9

126,9

76,6

135,4

102,8

101,9

94,6

Молоко и молочная продукция

115,6

109,2

108,9

107,5

119,1

118,6

99,2

118,5

106,3

105,5

109,9

Сыры

110,8

108,4

110,9

102,8

160,9

91,4

107,1

115,3

101,3

97,4

124,0

Яйца

111,3

127,4

88,7

103,7

106,1

114,2

90,6

111,3

102,6

104,0

130,7

Сахар-песок

97,1

105,6

102,0

112,7

94,5

109,7

146,6

118,8

75,3

104,5

102,3

Кондитерские изделия

111,1

109,2

105,6

110,8

113,6

125,5

109,1

107,1

109,5

106,3

105,1

Хлеб и хлебобулочные изделия

120,1

113,3

101,6

111,9

128,8

127,6

100,5

111,5

105,7

114,5

107,7

Крупа и бобовые

122,4

112,9

97,6

115,2

122,4

132,4

91,3

154,9

86,4

96,2

101,2

Макаронные изделия

114,7

115,5

103,7

98,3

121,7

138,9

97,7

98,7

91,6

114,6

102,1

Алкогольные напитки

108,5

110,5

109,9

108,5

107,7

110,9

110,9

108,0

109,0

111,6

112,6


 

 

 

 

 

Табл. 3. Индексы потребительских цен на отдельные группы непродовольственных товаров (декабрь к декабрю предыдущего года)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Непродовольственные товары

111,6

107,2

108,4

106,8

106,7

109,0

110,8

107,1

106,7

106,7

105,8

Хлопчатобумажные ткани

106,8

101,7

106,7

101,5

111,6

103,1

121,5

113,7

139,2

104,9

122,2

Шерстяные ткани

108,8

101,9

105,2

105,4

104,0

101,0

105,2

101,0

101,9

103,4

108,0

Шелковые ткани

108,2

104,1

105,3

105,0

106,6

103,7

108,3

101,4

109,0

112,3

114,5

Льняные ткани

105,5

100,4

111,4

101,9

Одежда и белье

118,5

108,8

111,2

111,9

110,4

113,4

111,3

109,4

107,9

108,2

105,9

Верхний трикотаж

126,6

107,4

105,6

107,1

109,5

111,9

113,1

111,0

110,9

114,6

112,1

Бельевой трикотаж

114,2

107,8

108,9

110,1

116,1

117,7

117,9

111,0

110,9

106,4

106,8

Чулочно-носочные изделия

102,2

105,7

107,5

107,2

108,1

112,6

117,0

104,4

104,3

105,9

105,0

Кожаная, текстильная и комбинированная обувь

115,6

109,2

110,3

109,6

104,7

109,7

113,6

110,8

108,7

105,2

107,8

Моющие и чистящие средства

107,0

103,0

105,2

105,6

108,9

115,2

112,4

102,5

107,5

104,4

102,6

Парфюмерно-косметические товары

107,5

107,0

105,2

110,7

113,5

111,7

115,8

104,6

104,1

104,8

104,6

Галантерея

108,3

106,7

105,8

105,9

107,4

112,4

110,3

109,7

107,4

110,0

110,6

Табачные изделия

104,5

105,6

103,0

108,4

105,0

122,4

118,2

119,6

119,0

121,8

132,1

Телерадиотовары

98,5

97,4

101,8

100,7

100,7

102,7

107,3

101,5

103,8

102,5

99,8

Электротовары и другие бытовые приборы

110,2

103,3

104,0

103,8

103,2

105,4

110,6

102,7

101,3

101,9

100,5

Строительные материалы

113,9

108,5

114,5

114,3

113,7

110,2

101,7

105,2

115,2

104,3

106,5

Мебель

116,5

108,4

109,6

104,5

113,2

111,0

112,6

110,8

103,5

104,0

107,3

Часы

111,0

107,5

109,5

102,1

109,5

110,7

122,7

104,3

106,6

109,5

105,3

Ювелирные изделия

111,1

103,8

108,8

124,7

116,1

124,7

143,1

105,9

138,1

106,2

89,4

Информация о работе Теоретические вопросы в изучении потребительских цен