Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение факторов чувствительности потребителей к цене, как ценовой фактор влияет на поведение потребителей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие ценовая политика фирмы, виды цен и их регулирование;
- определить факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровням цен;
- изучить влияние эластичности спроса на поведение потребителей,
- провести исследование влияния ценовой политики конкретной компании методом анкетного опроса,
- разработать рекомендации по совершенствованию ценовой политики данной компании.
Введение……………………………………………………………………….4
1.Теоретические основы управления ценовой политикой в условиях рынка
4
1.1.Сущность ценовой политике, виды цен и их регулирование…………..6
1.2.Факторы, определяющие чувствительность покупателей к уровням цен. ……………………………………………………………………………11
1.3.Влияние эластичности спроса на поведение потребителей…………………………………………………………………14
2.Изучение поведения потребителей на рынке косметики и парфюмерии под влиянием ценового фактора
2.1.Общая характеристика рынка косметики и парфюмерии Новосибирска на примере сети магазинов «Л-Этуаль»……………………........................18
2.2.Маркетинговое исследование ценовой политики фирмы методом анкетного опроса……………………………………………………………..20
2.3.Результаты и анализ маркетингового исследования чувствительности потребителей к цене………………………………………………………….26
3.Рекомендации по совершенствованию ценовой политики сети магазинов «Л-Этуаль» …………………………………………………………………...35
Заключение…………………………………………………………………...37
Список использованных источников……
Важными при рассмотрении цены как элемента конкурентной стратегии являются различные подходы к ее определению, а именно: стартовать от продукта и выводить цену или начинать с целевой цены и, исходя из нее, разрабатывать продукт. При первом подходе предприятие получает грубое представление о будущей цене. При втором - задается целевая цена, которая выступает в роли жесткого ограничителя затрат, связанных с разработкой нового продукта.[5]
С помощью
цен можно выявить конкурентную
позицию продукта (марки) предприятия,
т. е. определить, какие другие продукты
являются его конкурентами. Для этого
можно воспользоваться картой "цена-ценность",
оси которой образованы соблюдаемой
ценностью продукта и ценой.[9]
Сколько ценовых сегментов нужно использовать,
зависит от конкретной ситуации. Но, независимо
от числа сегментов, важно то, что из позиционирования
на карте "цена-ценность" вытекают
стратегии и определенная структура конкуренции.
Поэтому по возможности как можно раньше
должна быть установлена целевая цена.
Вместо последовательности: "разработка
продукта затраты цена позиционирование
на рынке" процесс должен протекать
в обратном направлении. В этом случае
желаемое позиционирование на рынке потребует
установления определенной цены, которая
определит приемлемые затраты, а они, в
свою очередь - определенное дизайнерское
решение продукта. Одним словом, цена определяет
затраты, а не наоборот.
Политика
цен предприятия заключается в определении
и поддержании оптимальных уровней, структуры
цен, взаимосвязей цен на товары в рамках
ассортимента предприятия и конкретного
рынка, в своевременном изменении цен
по товарам и рынкам с целью достижения
максимально возможного успеха в конкретной
рыночной ситуации.
Политика цен предприятия является составной
частью общей политики поведения предприятия
на рынке. Поведение предприятия на рынке
может быть пассивным и активным, что накладывает
соответствующий отпечаток и на политику
цен (активная и пассивная политика цен).
Пассивное поведение предприятия на рынке
заключается в его стремлении достичь
поставленной цели в рамках ограничений,
накладываемых на экономическое поведение
предприятия структурой затрат и спроса,
а также структурой рынка. При принятии
решений при таком поведении учитывается
ограниченное число переменных. Политика
пассивного поведения предприятия включает
принятие решений, последствия которых
могут содержать стабильную или снижающуюся
прибыль и даже выход из отрасли. Вытекающая
отсюда пассивная политика цен сводится
к тому, что цены строятся преимущественно
на основе затрат или предприятие в своем
ценообразовании следует за сложившимися
на рынке ценами или за ценовым лидером;
предприятие соглашается на длительное
время со своей долей рынка.
Политика активного
поведения предприятия подразумевает
стремление предприятия модифицировать
и (или) раздвинуть ограничения во времени,
обеспечивая достижение поставленной
цели. Активное поведение предприятия
включает такие формы, как исследование,
разработку, диверсификацию, рекламу продукта,
поглощение и слияние предприятий, влияние
на отраслевую структуру. При активном
поведении предприятие стремится освободиться
от отраслевых ограничений, манипулировать
окружающей средой, используя более широкий
набор переменных, и активно влиять на
структуру рынка и ограничения, в пределах
которых оно будет работать.
Если активное поведение предприятия
рассматривается как влияющее на отраслевую
структуру, затраты, условия спроса, с
которыми приходится сталкиваться предприятию,
то можно предположить, что это поведение
больше подходит для крупных предприятий,
а пассивное поведение для малых. Однако
многие факты говорят об обратном.
Роль политики цен как детерминанта успеха предприятия и элемента маркетинга постоянно подвергается изменению.
Если доходы покупателей низкие, а возможности предприятия для дифференциации продукции посредством рекламы, дистрибьюции, упаковки, образования марки ограничены, то главная роль в достижении поставленной цели принадлежит цене. С повышением доходов, улучшением возможностей профилировать продукт посредством других инструментов маркетинга роль политики цен уменьшается.[6]
Политика цен предприятия тесно связана с каналами сбыта. При определении цен на свои товары предприятие всегда принимает во внимание каналы сбыта, через которые оно собирается реализовывать или уже реализует свои товары. Цены товаров в большинстве случаев определяются с учетом оптовых и торговых наценок (скидок).
Оптовые и торговые наценки (скидки) являются элементами оптовых и розничных цен. По своей сути они представляют собой цены за услуги, оказываемые, каналами сбыта производителям.
Оптовые наценки
(скидки) включают затраты связанные
с покупкой, транспортировкой, хранением,
обработкой, реализацией продукции, таможенные
пошлины и сборы (платежи) за таможенные
операции, прибыль участников оптовых
каналов сбыта. Оптовые наценки (скидки)
могут устанавливаться самими участниками
оптового звена, а могут регулироваться
и устанавливаться исполнительной властью
субъектов РФ.
Торговые наценки (скидки) включают
затраты розничных продавцов, связанные
с доставкой продукции от поставщиков
и продажей ее конечным потребителям,
а также прибыль и налог на добавленную
стоимость. Торговые наценки могут быть
свободными и регулируемыми. Например,
регулируются торговые наценки на продукты,
реализуемые на предприятиях общественного
питания при школах, средних и высших учебных
заведениях. Торговые наценки, как правило,
дифференцируются по отдельным товарам,
товарным группам, торговым системам.
Производитель может использовать прямой
канал, когда товар перемещается прямо
от производителя к конечному потребителю
без посредников. Можно использовать и
косвенные каналы, когда товар перемещается
от производителя к конечному потребителю
через сеть независимых посредников (оптовую
и розничную торговлю). В зависимости от
соотношения сил лидером в ценообразовании
может быть производитель, оптовый или
розничный продавец.
Конечная
цена назначается торговлей и определяется
либо как "затраты плюс", либо с учетом
максимизации прибыли.[4]
1.2.
Факторы, определяющие
чувствительность покупателей
к уровням цен
Определение экономической ценности обязательно должно дополняться анализом факторов, влияющих на восприятие цены покупателями. Выделяют восемь основных факторов, определяющих чувствительность покупателей к уровням цен:
Эффект уникальности товара. Чем уникальнее товар по своим свойствам, тем менее чувствительны покупатели к уровню его цены при сравнении с альтернативными товарами.
Для создания у покупателя ощущения уникальности товара проводят специальные маркетинговые мероприятия: товар должен обладать особенными свойствами, а покупатель – хорошо информирован о них. В таком случае покупатель не ориентируется на «цену безразличия», и его чувствительность к цене заметно снижается.
Эффект заменяющих товаров. Покупатель обычно плохо ориентируется в море товаров на рынке. Эффект заменяющих товаров состоит в следующем: чувствительность покупателя к цене тем выше, чем выше цена данного товара по сравнению с ценами на товары, выступающие для покупателя как аналоги. В силу недостоверной рекламы, своей неопытности и т. д. покупатель может заблуждаться, воспринимая различные товары, по их свойствам как заменяющие или не заменяющие друг друга. Поэтому продавцы должны стремиться подчеркивать особые свойства своего товара по сравнению с похожими более дешевыми товарами, претендующими на роль заменителей (но таковыми не являющимися).
Эффект затрудненности сравнений. Покупатели менее чувствительны к ценам товаров широко известных марок, если сравнение по свойствам и ценам затруднено.
При покупке продуктов
покупатели (особенно консервативные)
обычно стараются не рисковать и
не приобретают неизвестные
Чем более развит
рынок, тем более изощренные средства
придумывают фирмы-
Эффект оценки качества через цену. Чем больше покупатель воспринимает цену как сигнал об уровне качества, тем менее он чувствителен к ней.
Выделяют две группы товаров, о качестве которых покупатель судит по их цене: имиджевые и эксклюзивные.[7]
Имиджевые товары еще называют товарами престижного спроса. Например, некоторые марки автомобилей по соотношению «цена – качество» (стоимость в эксплуатации) уступают более дешевым моделям, но пользуются спросом у определенного круга покупателей как традиционно престижные.
Высокую цену могут положительно воспринять также покупатели эксклюзивных товаров и услуг: она ограничивает круг желающих получить данный продукт покупателей наиболее состоятельными и заинтересованными.
Эффект затрат на переключение. Суть данного эффекта состоит в том, что покупатель оценивает новый товар не только на основе его полезности и цены, но и с учетом затрат, необходимых при переключении на этот новый товар.
Подобный эффект ярче всего проявляется на рынке сложных технических товаров. Например, если какая-то фирма хочет перейти на новое, более дешевое оборудование другой марки, такой переход обычно требует времени и затрат на переобучение персонала. Поэтому разница в цене должна быть столь существенна, чтобы она оправдала дополнительные издержки и потраченное время фирмы-покупателя.
Эффект дороговизны товара. Чувствительность покупателя к цене тем больше, чем выше затраты на покупку в процентах от располагаемых доходов или по абсолютной величине. Иначе говоря, при выборе дорогих товаров покупатель склонен обращать большее внимание на различия в цене, тогда как при покупке дешевых потребительских товаров усилия по поиску более выгодной альтернативы не окупаются.
Кроме того, завышенные цены оправдывают себя в престижных магазинах, так как их клиенты – люди обеспеченные, предпочитающие приобрести все необходимое в одном месте, экономя время.
Эффект разделения затрат. Покупатели тем менее чувствительны к цене, чем большую часть затрат несут третьи лица.
К примеру, бессмысленно вести ценовую конкуренцию на рынке услуг для бизнесменов (авиабилеты, гостиница), так как подобные затраты компенсируют их компании.
Эффект создания запасов. Чем более продукт пригоден для хранения, тем сильнее покупатели реагируют на временное изменение его цены.
Особенно действенно неожиданное снижение цен. Оно разрушает привычное поведение покупателя и побуждает его делать запасы ради дополнительной выгоды. Данный эффект также проявляется при высокой инфляции: делая запасы на будущее, покупатель стремится защитить себя от роста цен.
По Веблену, удовлетворив
основные материальные потребности, люди
начинают вести себя по «закону демонстративного
расточительства». Они покупают товары
для того, чтобы подчеркнуть свой успех
в жизни; особенно характерно такое поведение
для наиболее богатых слоев общества.
В качестве примера Веблен приводил женскую
моду на дорогостоящие изделия ручной
работы. Подобные товары идентичны продукции
массового производства, но редки и поэтому
удовлетворяют тщеславие состоятельных
дам, готовых переплачивать за эксклюзивность
немалые деньги.[8]
1.3.
Влияние эластичности
спроса на поведение
потребителей
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной.
Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.
Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.[10]
Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей
товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том на какую величину изменится объем
спроса и предложения при изменении цены.
Эластичность (англ.
Информация о работе Изучение факторов чувствительности потребителей к цене