Исследование конкурентоспособности товара на примере ОАО "Світанак"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..
Основные факторы, характеризующие конкурентоспособность товара. Методы их исследования…...
Понятие конкурентоспособности товара, факторы ее характеризующие………………………………………………..
Основные методы оценки конкурентоспособности…….
Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Свiтанак» на основе изучения вторичных источников информации…….
Организация и проведение маркетингового исследования для поиска путей повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Свiтанак»…………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………
Приложения ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая МИ целая.docx

— 871.84 Кб (Скачать)

Как отмечают специалисты, в применяемых теоретических  и методических подходах оценки конкурентоспособности  не нашел отражения тот факт, что  конкурентоспособность товара можно  оценивать с двух позиций: с точки  зрения покупателя и с точки зрения производителя. При этом позиция  покупателя отражает сегодняшнюю, сиюминутную, текущую конкурентоспособность. Производителя  же интересует долговременное устойчивое положение предприятия, определяемое перспективной, потенциальной конкурентоспособностью, которая зависит от того, на какой  стадии жизненного цикла находится  тот или иной вид продукции.

Для оценки конкурентоспособности продукции  можно использовать аналитические  и графические методы оценки. К  аналитическим методам можно  отнести:

  • Модель Розенберга;
  • Расчет интегрального показателя конкурентоспособности;
  • Оценка конкурентоспособности на основе уровня продаж;
  • Модель с идеальной точкой;
  • Методика Гребнева.

Графические методы оценки конкурентоспособности  включают:

  • Матрица БКГ;
  • Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»;
  • Построение карт стратегических групп;
  • Матрица Портера.

Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей [6, c. 64].

Она выражается формулой:

 

                                    Аj =

j  Iij ,                                              (1.1)

где   Аj — субъективная пригодность товара (отношение к товару);

Vj — важность мотива для потребителя;

Iij — субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.

С точки  зрения работы с товаром использование  модели связано с множеством проблем. Мотивы, важные для товара, часто  бывает трудно определить, оценка определяется субъективными взглядами экспертов. Высказывания опрашиваемых не дают указания на то, какие характеристики продукта должны быть изменены, нет сравнения  с идеальными характеристиками.

Положительной стороной данного метода является то, что каждому товару может быть поставлено в соответствие какое-либо число, что значительно облегчает  сравнение их конкурентоспособности: чем больше число, тем более конкурентоспособен продукт.

При расчете интегрального показателя конкурентоспособности определяют отдельные показатели конкурентоспособности товара путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями для товаров-конкурентов:

 

                                            Qi =

,                                              (1.2)

где   Qi — показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Pi — величина i-го параметра товара;

Pi0 — величина i-го параметра для товара-эталона.

Рассчитывается  интегральный показатель конкурентоспособности (сводный индекс конкурентоспособности):

 

                                               К =

,                                              (1.3)

 

где    n — число оцениваемых параметров;

 αi — вес i-го параметра.

Очевидно, чем ближе К приближается к  единице, тем ближе по набору оценочных  параметров данный товар соответствует  эталонному образцу. Можно сформировать некий гипотетически идеальный  товар, наделив его лучшими параметрами  товаров данной группы. Тогда К  характеризует степень отклонения оцениваемого продукта от этого идеала.

При оценке конкурентоспособности конкретного  товара его можно сравнить с подобными  продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых также было проведено  подобное сравнение с эталонным  образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности. Когда подобное сравнение проводится только с каким-то продуктом-конкурентом, то К<1 означает, что анализируемый  товар уступает образцу по конкурентоспособности; при К>1 — превосходит. При равной конкурентоспособности К=1.

При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы  он и оцениваемый товар были аналогичными по значению и условиям использования  и предназначались для одной группы потребителей [3, c. 30].

Особенность модели с идеальной точкой заключается в том, что в нее введена добавочная компонента — идеальная величина характеристики товара:

 

                      Qj =

k |Bjk – Ik|r ,                                             (1.4)

 

где    Qj — оценка потребителями марки j;

 Wk — важность характеристики k (k=1,…,n);

 Bjk — оценка характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

 Ik — идеальное значение характеристики k марки j с точки зрения потребителей;

r — параметр, означающий при r=1 постоянную, а при r=2 убывающую граничную пользу.

Смысл этой формулы: товар следует предпочесть  другому в случае, если его удаление от идеальной точки меньше [6].

Преимущества  метода заключаются в том, что  он дает представление об идеальном, с точки зрения потребителя, продукте.

Конкурентоспособность товара определяется по величине отклонения данной оценки от идеальной величины.

При оценке конкурентоспособности на основе уровня продаж предполагается, что уровень конкурентоспособности — это относительная характеристика товара, выражающая степень его предпочтения на данном рынке товару-аналогу. В этом случае критерием конкурентоспособности может служить относительная доля продаж B0i оцениваемого товара по сравнению с конкурентом:

 

                                            B0i =

,                                              (1.5)

 

где    М0 — объем продаж данного товара за определенный период;

 М1 — объем продаж товара-конкурента за тот же период.

Отрицательной предпосылкой данного метода является то, что в основе оценки лежит  экспертный метод, то есть оценка определяется субъективными взглядами экспертов.

Положительной стороной данного метода является то, что в данном методе учитывается  влияние различных факторов: технико-экономических, коммерческих, нормативно-правовых.

Алгоритм  расчета конкурентоспособности  товара Гребнева включает следующие этапы:

1. Разработка  на основе знания рынка и  требований к товару совокупность  показателей его качества.

2. Выбор  из этой совокупности несколько  важнейших показателей (параметров  качества).

3. Получение  количественных характеристик значимости (ai) каждого из i-го параметра путем опроса эксперта.

4. Формирование  модели эталона, т. е. образца  товара в разрезе выбранных  параметров с позиции покупателей,  с заданием его количественных  оценок.

5. Разработка  количественных оценок тех же  самых параметров качества по  своему изделию и по изделию  конкурентов.

6. Оценка  уровня качества или потребительского  эффекта своего товара и товара  конкурентов по формулам:

 

                                              К =

,                                              (1.6)

                                            К =

,                                              (1.7)

 

где   n — количественная оценка i-го параметра качества соответственно по своему изделию и по изделию конкурента;

n — количественная оценка i-го параметра качества эталона-образца с позиции показателя.

7.Расчет  цены потребления своего товара  и определение цены потребления  товара конкурента с учетом  отпускной или розничной цены  и эксплуатационных расходов  в период пользования товара.

8.Расчет  интегрального показателя конкурентоспособности  своего товара по формуле:

 

                                    

                                              (1.8)

 

9.Если  товар планируется экспортировать, то необходима проверка выбранных  параметров качества на соответствие  интернациональным или национальным  стандартам предполагаемого импортера.  Если хотя бы один из нормативных  параметров не соответствует  установленному стандарту, необходимо  такое несоответствие устранить.

 

                            

,                                              (1.9)

 

где   Пк — произведение всех показателей:

Пк = 1, если все показатели соответствуют стандарту,

Пк = 0, если хотя бы один из показателей не соответствует стандарту.

Считается, что если коэффициент конкурентоспособности  меньше единицы, то предприятие предлагает на рынок явно не конкурентоспособный  товар, и необходимо изменить его  технические и экономические  характеристики. Более того, считается, что превышение данного значения на 10-20% слишком мало, чтобы быть уверенным  в успехе на рынке. Однако если это  превышение составляет 30-50%, то считается, что предприятие занимает достаточно устойчивое положение. Превышение 50-70% говорит о верности выбранного направления  действия фирмы на рынке.

В основе построения матрицы БКГ лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла товара/услуги. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали — темпы роста/сокращения количества продаж в линейном масштабе; по вертикали — относительная доля совокупности товаров/услуг на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на быстрорастущем рынке, т. е. являются «звездами» (рис.1.1) [1, с.35].

Рисунок 1.1 –  Матрица Бостонской консалтинговой группы

 

Преимущество  метода заключается в том, что  при наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет  обеспечить высокую репрезентативность оценки.

Недостатками  метода являются исключение проведения анализа причин происходящего и  осложнение выработки управленческих решений.

Модель «Привлекательность рынка  — преимущества в конкуренции» представляет собой развитие описанной выше модели. Определяющими в модели являются привлекательность рынка и преимущества в конкуренции. Привлекательность рынка складывается из характеристик просто рынка, качества рынка, основы снабжения и прочих условий. Преимущества в конкуренции определяются относительной позицией на рынке, потенциалом продукта, исследовательским потенциалом, а также квалификацией менеджеров и сотрудников (рис.1.2) [1, с.36].

 

 

 

 

 

 

Высокая

     

Привлекательность

рынка

 

Средняя

     
 

 

Низкая

     
   

Малые

Средние

Большие

   

Преимущества по отношению к конкурентам


 

Рисунок 1.2 –  Модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции»

 

Данная  матрица позволяет определить положение  рассматриваемого товара/предприятия  на рынке относительно других конкурентов, а также позволяет выработать стратегические рекомендации по улучшению  уровня конкурентоспособности товара/фирмы.

К недостаткам  модели можно отнести следующие:

  1. Определение факторов модели требует большого количества информации, которая чаще всего бывает просто недоступна.
  2. Трудно количественно оценить качественные характеристики.
  3. Модель статична и отражает только заданный промежуток времени.

Карта стратегических групп характеризует позиционирование предприятия в конкуренции в каждой из целевых стратегических зон хозяйствования, т. е. в каждом отдельном сегменте внешнего окружения, на который предприятие имеет или желает получить выход. Каждая карта стратегических групп строится по двум переменным позиционирования, которые должны быть количественными (или дискретными). На карту наносится положение предприятия в конкуренции по рассматриваемым переменным, а также его главных конкурентов. После построения карты необходимо провести ее анализ относительно:

Информация о работе Исследование конкурентоспособности товара на примере ОАО "Світанак"