Исследование конкурентоспособности товара на примере ОАО "Світанак"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..
Основные факторы, характеризующие конкурентоспособность товара. Методы их исследования…...
Понятие конкурентоспособности товара, факторы ее характеризующие………………………………………………..
Основные методы оценки конкурентоспособности…….
Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Свiтанак» на основе изучения вторичных источников информации…….
Организация и проведение маркетингового исследования для поиска путей повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Свiтанак»…………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………
Приложения ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая МИ целая.docx

— 871.84 Кб (Скачать)

а) совпадения позиций предприятия и его  конкурентов в конкуренции на рынке;

б) расстояния между позициями предприятия  и его конкурентов и их опасности;

На основании  данного анализа принимается  решение о необходимости перепозиционирования предприятия относительно конкурентов  и его направления.

Матрица Портера построена на основе концепции конкурентной стратегии: в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка [8, c. 17].

На основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции предприятия, М. Портер разработал матрицу конкуренции (рис.1.3):

 

 

 

 

Преимущество товара

Преимущество себестоимости

Вся отрасль

Дифференцированность

Лидерство по затратам

Один сегмент рынка

Концентрация на сегменте


 

Рисунок 1.3 –  Матрица Портера

 

1.Лидерство  по затратам: все действия и  решения фирмы должны быть  направлены на сокращение затрат. Прочие характеристики являются  подчиненными.

2.Стратегия  дифференциации: продукт фирмы должен  отличаться от продукта конкурентов  и иметь нечто неповторимое  с точки зрения потребителей.

3.Концентрация  на сегменте: обработка одного  или нескольких сегментов рынка  и достижение там лидерства  по затратам, или особого положения,  или того и другого вместе.

Недостатки  концепции конкурентной стратегии:

Данная  концепция предусматривает наличие  особой позиции по отношению к  конкурентам, неизвестны способы достижения этих позиций.

Концентрация  на одной из этих стратегий может  быть опасна при быстрых изменениях рыночных условий.

Основным  недостатком рассмотренных методов  является их ограниченность: или оценивается  какая-либо одна группа факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, и на основе полученных данных делается вывод об уровне конкурентоспособности  всего предприятия, или метод  является слишком сложным и трудоемким для практического использования. В разных методах оценки конкурентоспособности  предприятия используются  различные  группы факторов, в основном выявленные с помощью экспертных оценок. Использование  только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности предприятия. Поэтому при оценке конкурентоспособности  товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод.

 

Выводы: Конкурентоспособность можно  определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени  соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на его удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей

Оценка уровня конкурентоспособности  различных объектов представляет собой  очень сложную работу, так как:

- во-первых, в конкурентоспособности  фокусируются все показатели  качества и ресурсоемкости работы  всего персонала по всем стадиям  жизненного цикла объектов;

- во-вторых, в настоящее время  отсутствуют международные документы  (по аналогии со стандартизацией  других объектов) по оценке конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ  КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ  ОАО «СВIТАНАК» НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ВТОРИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

 

Легкая  промышленность – совокупность отраслей и производств, перерабатывающих сельскохозяйственное и химическое сырье и выпускающих  ткани, одежду, обувь и другие предметы потребления.

Легкая промышленность является одной из важнейших составных  частей промышленного комплекса  Республики Беларусь.

В легкой промышленности Беларуси самой  крупной по объему выпускаемой продукции  и числу занятых рабочих является текстильная промышленность, объединяющая производство всех видов тканей, трикотажа, валяльно-войлочных и других изделий на основе волокнистого сырья.

В Беларуси в настоящее время  насчитывается свыше 200 предприятий  текстильной промышленности. Они  производят различные ткани, пряжу, гардинно-тюлевые изделия и т.д. Однако, как свидетельствуют данные, производство основных видов текстильной  промышленности продолжает снижаться  или увеличивается незначительно. Это объясняется широким завозом  в республику продукции из Китая, Турции и других стран.

Трикотажная подотрасль специализирована на выпуске верхнего и бельевого  трикотажа, трикотажного полотна, чулочно-носочных и других изделий. В текстильной  промышленности Беларуси преобладают  крупные предприятия, которые являются монополистами по производству отдельных видов продукции. Поэтому для повышения конкурентоспособности текстильной отрасли целесообразна реструктуризация ее отдельных крупных предприятии в мелкие и средние, что будет способствовать их более активному приспособлению к потребностям рынка.

В концерне «Беллегпром» разработана  концепция повышения конкурентоспособности  продукции текстильной отрасли. Она включает техническое перевооружение предприятий, обновление и расширение ассортимента выпускаемой продукции с учетом местного сырья и спроса покупателей, активизацию поисков рынков сбыта. Намечается также освоение и внедрение прогрессивных технологий при производстве пряж, тканей, трикотажных полотен и т.д. 

ОАО  "Элма"  г.Брест,  РУПП  "Барановичская трикотажная фабрика "Баверти",   ОАО   "Пинское  ПТО  "Полесье",  ОАО  "КИМ"  г.Витебск,

ОАО ПТФ "8  Марта" г. Гомель, ОАО "Бобруйсктрикотаж", ОАО "Купалинка" г.Солигорск,   ОАО   "Свитанок"   г.Жодино,   ОАО  "Алеся"  г.Минск, ИП Гиль Р.Л., предприятия    концерна    "Белхудожпромыслы", "Белместпром", ГО "Белбыт";

Остановимся на открытом акционерном обществе «Свiтанак».

Открытое  акционерное общество "Свiтанак" - один из ведущих белорусских изготовителей трикотажных изделий из хлопка для мужчин, женщин и детей всех возрастов. Предприятие работает на этом рынке уже более 25 лет. Удельный вес выпуска продукции предприятий, входящих в состав концерна «Беллегпром» за 2007-2008 годы, представлен табл. 2.1.

 

Таблица 2.1 – Удельный вес выпуска продукции  предприятий, входящих в состав концерна «Беллегпром» за 2007-2008гг.

Наименование предприятия

Выпуск, тыс. шт.

Удельный вес в отрасли, %

2007 год

2008 год

2007 год

2008 год

Витебск, ОАО «КИМ»

3890

3300

9,6

10,4

Гомель, ПТФ «8 Марта»

4512

2800

11,1

8,8

Барановичи, трикотажная фабрика 

138

110

0,3

0,3

Минск, ПТФ «Алеся»

692

183

1,7

0,6

Жодино, ОАО «Свiтанак»

17165

16112

42,4

50,8

ОАО «Бобруйсктрикотаж»

2191

2144

5,4

6,8

Брест, ПТФ «Элма»

528

335

1,3

1,1

Пинск, «Полесье»

4715

3385

11,6

10,7

Солигорск «Купалинка»

6684

3327

16,5

10,5

Всего по отрасли:

40515

31696

100,0

100,0


Примечание. Источник: [17]

 

Как видно  из табл. 2.1, удельный вес продукции ОАО «Свiтанак» в общем объёме произведенной продукции по отрасли в 2007 году составлял 42,4 %, в 2008 году - 50,8 %, что соответствует наибольшему значению.

История предприятия начиналась в 1975 году, когда  была образована Жодинская швейно-трикотажная  фабрика — филиал Минского производственного  объединения «Прогресс». В 1986 году Жодинская  швейно-трикотажная фабрика была преобразована в самостоятельный  субъект хозяйствования — «Жодинское производственное швейно-трикотажное  объединение».

В начале 90-х гг. в новых экономических  условиях требовались большая гибкость и способность быстрее реагировать  на изменение конъюнктуры рынка. Поэтому в 1991 году Производственное швейно-трикотажное объединение  было преобразовано в Жодинскую  промышленно-торговую фирму "Свiтанак". Логическим продолжением начатых в 1991 году перемен стало акционирование предприятия в 1994 году и его преобразование в ОАО «Свiтанак».

Сегодня ОАО «Свiтанак» — признанный лидер  Беларуси по производству трикотажного белья и верхнего трикотажа для  детей и взрослых. Площадь предприятия  составляет 10 700 га.

Фирменный стиль и логотип брэнда "Свiтанак" был создан предприятием в 1989 году.

Рисунок 2.1 – Товарный знак ОАО  «Свiтанак»

Примечание. Источник: [18]

 

Название  брэнда – само название предприятия. Название представляет собой слово  на белорусском языке. В переводе с белорусского языка слово обозначает рассвет. Рассвет – период времени  перед восходом солнца. В это время  солнце оставляет свои блики на воде, все живое купается в ярких  солнечных лучах, с теплом и утренней свежестью встречает предстоящий  день. Рождение нового дня связано  с рождением новой мысли, а  значит и с рождением новых  идей в конструировании и моделировании  производства продукции. Брэнд символизирует  рассвет надежды и веры в завтрашний день.

Фирменные цвета ОАО "Свiтанак" - оранжевый и белый. В этих цветах оформлено здание предприятия в г. Жодино, все фирменные магазины ОАО "Свiтанак", а также эти цвета используются при оформлении выставочных стендов ОАО "Свiтанак".

Кроме основного  брэнда "Свiтанак", на предприятии имеется сравнительно молодой брэнд "Эго", разработанный специально для молодежи.

Фирменный стиль  и логотип брэнда "EGO" был создан предприятием в 2002г. Название брэнда представляет собой перевод с латинского - "Я"

Комбинированный товарный знак представляет собой черный квадрат, в центре которого выполнено  стилизованное изображение глаза  и словесного обозначения "EGO"

Слоган с  обоснованием выбора "EGO" - будь заметным". Этот слоган был выбран для торговой марки "EGO" с целью более четкого позиционирования молодежной линии в одежде.

Предприятие имеет в своем составе вязальный, красильный, подготовительно-закройный  и швейный цеха, в которых работают более 3 тысяч работников. Ассортимент  изделий постоянно обновляется: внедряются новые модели, артикулы трикотажных полотен, разрабатываются  колориты для набивных рисунков, новые  рецептуры для крашения. Ежемесячно выпускается около 500 моделей одежды. Все коллекции одежды от «Свiтанка» — результат кропотливой работы дизайнерского центра предприятия.

В настоящее  время в составе ОАО "Свiтанак" 4 филиала: в г. Бресте, Витебске, Гомеле и Могилеве, с фирменным магазином на базе каждого из них (у Витебского филиала два фирменных магазина). Также имеются 6 фирменных магазинов, находящихся на балансе непосредственно предприятия: 2 в г. Жодино и по одному в городах Минске, Гродно, Горки и Молодечно.

Основной  целью деятельности ОАО "Свiтанак" является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли. Предприятие осуществляет производство и реализацию трикотажных изделий и полотна, а также оказывает услуги по вязанию, крашению и отделке полотна из сырья заказчика. Производственная мощность предприятия составляет 28258 тыс. штук изделий в год по готовым изделиям и 7091,4 тонн - по полотну.

Ежегодно  ОАО «Свiтанак» направляет на модернизацию производства около $1 млн. На предприятии  произошло обновление значительной части швейного оборудования, а также  модернизация красильно-отделочного  и вязального производства. Сегодня  наше предприятие располагает широким  парком современного оборудования ведущих  производителей из Германии, Нидерландов, Швейцарии, Италии, которое дает возможность  предприятию выпускать свыше 7 тысяч  тонн трикотажного полотна и более 17 миллионов изделий в год. Постоянная модернизация оборудования позволяет  улучшать качество выпускаемой продукции  и способствует обновлению ассортимента.

Все изделия  ОАО "Свiтанак" изготавливаются только из хлопкосодержащих материалов. Это делает их гигиеничными для любой поры года и любого климатического пояса. Особое внимание уделяется одежде для самых маленьких. Вся одежда для них изготавливается из чистого хлопка, в отделке используются только специальные красители.

Информация о работе Исследование конкурентоспособности товара на примере ОАО "Світанак"