Исследование конкурентоспособности товара на примере ОАО "Світанак"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..
Основные факторы, характеризующие конкурентоспособность товара. Методы их исследования…...
Понятие конкурентоспособности товара, факторы ее характеризующие………………………………………………..
Основные методы оценки конкурентоспособности…….
Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Свiтанак» на основе изучения вторичных источников информации…….
Организация и проведение маркетингового исследования для поиска путей повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Свiтанак»…………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………
Приложения ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая МИ целая.docx

— 871.84 Кб (Скачать)

 

 

Рисунок 3.6 – Диаграмма распределения  респондентов по оценке товаров ОАО «Свiтанак»

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Как показывают результаты исследования, чаще всего покупатели не довольны скромной гаммой цветов трикотажных изделий (26 %), небольшим ассортиментом выпускаемой продукции (24 %), немодным  дизайном одежды (20 %) и неустойчивостью к стирке (15 %).  Еще 15 % респондентов не смогли ответить на вопрос. Наглядно структура ответов представлена на рисунке 3.7.

 

 

Рисунок 3.7 – Диаграмма распределения  респондентов относительно недостатков ОАО «Свiтанак»

Примечание. Источник: собственная разработка

 

По данным опроса, если цены на продукцию ОАО "Світанак" увеличатся 39 % опрошенных продолжат приобретать продукцию предприятия, 18 % респондентов откажутся от продукции предприятия в пользу других производителей. 32 % опрошенных возможно продолжат приобретать продукцию, но не уверены. 11 % не знают как поступят в данной ситуации. Наглядно структура ответов представлена на рисунке 3.8.

 

Рисунок 3.8 – Диаграмма распределения  респондентов по ответу на вопрос: «Если  цены на продукцию увеличатся, Вы будете приобретать продукцию предприятия?»

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Согласно  полученным данным ОАО "Світанак" следует :

  • Увеличить ассортиментную серию (35 %);
  • Повысить износостойкость выпускаемых изделий (31 %);
  • Использовать насыщенные и яркие цвета (15 %);

12 % опрошенных все устраивает  в нынешней ситуации, а  11 % респондентов  не смогли ответить на вопрос.  Наглядно структура ответов представлена  на рисунке 3.9.

 

 

Рисунок 3.9 – Диаграмма распределения  респондентов по ответу на вопрос: «Что, по вашему мнению, следует улучшить в продукции ОАО «Свiтанак»?»

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Данное  исследование дало информацию где потребители  предпочитают покупать трикотажную  одежду. В структуре ответов доминирующее место занимают фирменные магазины фирмы-производителя (33 %). Далее следуют  магазины одежды (31 %), универмаг (22 %), рынок (13 %). Всего 1 % респондентов предпочитает шить одежду на заказ. Наглядно структура  ответов представлена на рисунке  3.10.

 

Рисунок 3.10 – Диаграмма распределения  респондентов относительно предпочитаемых мест приобретения трикотажной одежды

Примечание. Источник: собственная разработка

 

На вопрос «Откуда Вы получаете информацию о новинках трикотажной продукции» 31 % опрошенных ответили, что узнают о новинках видя новый незнакомый продукт в продаже. Далее следует  печатная реклама (25 %), реклама в  точках продаж (20 %), ТВ (18 %), радио (6 %). Наглядно структура ответов представлена на рисунке 3.11.

 

Рисунок 3.11  – Диаграмма распределения  респондентов по источникам информации о новинках на рынке трикотажной продукции

Примечание. Источник: собственная разработка

 

По результатам  исследования было выявлено, что для 67 % опрошенных реклама влияет на решение  о покупке и выборе одежды. Наглядно структура ответов представлена на рисунке 3.12.

 

Рисунок 3.12 – Диаграмма распределения  респондентов по влиянию рекламы  на решение о покупке и выборе одежды

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Так, в  результате маркетингового исследования для ОАО "Світанак" могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности :

  • изменение комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
  • расширение позиций ассортиментных групп;
  • совершенствование коммуникационной политики ОАО "Світанак";
  • изменение порядка проектирования продукции;
  • изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки;
  • изменение цен на продукцию;
  • изменение порядка реализации продукции на рынке;
  • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Подводя итог можно  суммируя выделить 3 главных пути повышения  конкурентоспособности:

  1. Повышения качества товара
  2. Снижение цены на товар
  3. Улучшение сбыта товара.

Последнему  посвятим несколько  отдельных строк 

Стимулирование  продаж имеет многоцелевую направленность. Выбор цели зависит от объекта  предстоящего воздействия. Существует несколько типов целевых аудиторий:

  1. Потребитель: он, безусловно, обладает наибольшей значимостью, и вся политика маркетинга сводится к воздействию именно на потребителя. Цели стимулирования, обращенного к потребителю, сводятся к следующему:
  • увеличить число покупателей;
  • увеличить количество товара, купленного одним и тем же покупателем.
  1. Продавец: способность и умение продавца продать товар не должны быть оставлены без внимания со стороны производителя. В интересах предприятия стимулировать, поощрять и наращивать эти качества. Цель стимулирования, обращенного к продавцу:
  • превратить безразличного к товару продавца в высоко мотивированного энтузиаста.
  1. Торговый посредник: являясь естественным звеном между производителем и потребителем, он представляет собой специфический объект стимулирования, выполняющего в данном случае регулирующие функции. При этом цели стимулирования могут быть следующими:
  • придать товару определенный имидж, чтобы сделать его легко узнаваемым;
  • увеличить количество товара, поступающего в торговую сеть;
  • повысить заинтересованность посредника в активном сбыте той или иной марки и так далее.

Если обобщить сказанное, то ОАО  «Свiтанак» для того чтобы увеличить объем продаж необходимо:

    • увеличить число потребителей
    • повысить количество товара, покупаемого каждым потребителем
    • ускорить продажу наиболее выгодных товаров
    • избавиться от излишних запасов
    • придать популярность сбыту сезонного товара
    • оживить продажу товаров, сбыт которых переживает застой и др.

Выводы: По результатам проведенного маркетингового исследования  становится очевидным необходимость повышения  конкурентоспособности продукции  ОАО. Повышение конкурентоспособности  можно производить главным образом за счет совершенствования качества выпускаемой продукции  и совершенствования ценовой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

 

Проведенное в курсовой работе исследование позволило  сделать следующие выводы:

В первой главе курсовой работы были раскрыты понятия конкурентоспособность товара, факторы ее характеризующие и методы исследования конкурентоспособности.

Таким образом, конкурентоспособность продукции  — это комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и цены к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации.

На конкурентоспособность  оказывают свое влияние определенные движущие силы или факторы. В настоящее  время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности  продукции. Наиболее подробно и комплексно, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности  товара представлены у  Р. Фатхутдинова. Автор, разделив все факторы на внешние  и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния  на конкурентоспособность товара

Всякий  товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности  к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить  конкурентоспособность товара, производитель  должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует  потребитель.

Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность  промышленных товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки и  условия гарантии и т. д.).

Обеспечение конкурентоспособности продукции  предполагает необходимость ее количественной оценки, которая может быть получена различными как аналитическими, так  и графическими методами. Так как  использование только какого-то одного метода не дает полного представления  об уровне конкурентоспособности, при  оценке конкурентоспособности товара и предприятия необходимо использовать комплексный метод.

Во второй главе была дана общая характеристика открытого акционерного общества «Свiтанак». А также на основе дифференциального метода была проведена оценка конкурентоспособности продукции предприятия.

По результатам  проведенного анализа конкурентоспособности  продукция ОАО «Свiтанак» оказалась менее конкурентоспособной, так как единичные и суммарные индексы конкурентоспособности ниже чем у конкурента ( ОАО «8 Марта»)

В третьей  главе было проведено маркетинговое  исследование для поиска путей повышения  конкурентоспособности продукции.

С целью  повышения конкурентоспособности  продукции необходимо внедрять комплексные  мероприятия по повышению конкурентоспособности  соответствующего предприятия, отрасли, страны.

В результате исследования конкурентоспособности продукции производителем могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности :

  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья,  полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
  • изменение порядка проектирования продукции;
  • изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы  контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и  монтажа;
  • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и  цен на запасные части;
  • изменение порядка реализации продукции на рынке;
  • изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и  сбыт продукции;
  • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве  продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
  • изменение системы стимулирования поставщиков;
  • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Главным подходом при этом является выпуск как можно  большего количества новой, пользующейся повышенным спросом продукции, цены на которую будут ниже, чем у  конкурентов, а качественные характеристики – выше.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Ахматова М.А. Теоретические модели конкурентоспособности/ М. А. Ахматова, Е.В. Попов // Маркетинг. – №4. – 2003. – С. 25-38.
  2. Воронов А. Производительность труда и конкурентоспособность: две стороны медали. / А. Воронов. // Человек и труд. – 2002. – №12. – С.66-69.
  3. Голубков Е.П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе. // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – №2. – С.27-43.
  4. Голубков, Е. П. Маркетинг для маркетологов: Предплановые маркетинговые исследования и стратегический анализ / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – 2. – 106-125.
  5. Гарбацевич С.Л. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь: Автореферат диссертации / С.Л. Гарбацевич. // Мн. Акад. Упр. При Президенте., 2002. – 20 с.
  6. Дихтль Е.Г.  Практический маркетинг/ Дихтль Е.Г., Хершген Х.М. // М.: Высшая школа, 1995. – 64 с.
  7. Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь / Золотогоров В.Г. // – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. – 720 с.
  8. Савицкая, Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / Г. В. Савицкая. – М.: ИНФРА-М, 2007. -384
  9. Сорокина, И. Э. Методы оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов / И. Э. Сорокина // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. - №4. – с. 63-74.
  10. Тер-Григорьянц Р.Г. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции и предприятия. // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». – №1. – 2003. – С.12-15.
  11. Трубилин А. Конкурентоспособность – главный фактор эффективного производства. // АПК: экономика, управление. – 2002. –  №12. –  С.39-46.
  12. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. Серия "Высшее образование" – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.
  13. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для вузов/ Т. Г. Философовой. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 271 с.
  14. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 1997. –   576 с.
  15. Шкардун В.Д. Комплексный метод оценки конкурентоспособности нового товара: на примере кондиционеров. // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2001. – №4. – С.15-25.
  16. Юдин В.Е. Роль качества в экономической политике и обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2000. – №5. – С.13-16.
  17. Программа действий концерна «Беллегпром» по импортозамещению в 2009 году [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.bellegprom.by/export_import/ . – Дата доступа:  19.10.2011
  18. Официальный сайт ОАО «Свiтанак» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svitanak.by/. – Дата доступа: 03.11.2011

Информация о работе Исследование конкурентоспособности товара на примере ОАО "Світанак"