Исследование конкурентоспособности товара на примере ОАО "Світанак"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

По мере перехода к рынку предприятие, получая экономическую самостоятельность в ведении производственно-хозяйственной деятельности, само на свой страх и риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции и услуг предприятий является их конкурентоспособность.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..
Основные факторы, характеризующие конкурентоспособность товара. Методы их исследования…...
Понятие конкурентоспособности товара, факторы ее характеризующие………………………………………………..
Основные методы оценки конкурентоспособности…….
Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Свiтанак» на основе изучения вторичных источников информации…….
Организация и проведение маркетингового исследования для поиска путей повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Свiтанак»…………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………
Приложения ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая МИ целая.docx

— 871.84 Кб (Скачать)

БЕЛКООПСОЮЗ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

__________________________________________________________________

Кафедра маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Маркетинговые исследования»

на тему «Исследование конкурентоспособности товара на примере ОАО "Світанак"»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

Коммерческого факультета

специальности «Маркетинг»

3 курса, группы Ю-31

Купцова Е.В.

 

Научный руководитель

 

ассистент  _____________ ______________ ___________________ Бурцева О.А.

(оценка) (дата)  (подпись)

 

 

 

 

 

Гомель 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..

  1. Основные факторы, характеризующие конкурентоспособность товара. Методы их исследования…...
    1. Понятие конкурентоспособности товара, факторы ее характеризующие………………………………………………..
    2. Основные методы оценки конкурентоспособности…….
  2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Свiтанак» на основе изучения вторичных источников информации…….
  3. Организация и проведение маркетингового исследования для поиска путей повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Свiтанак»…………………………………………………

Заключение…………………………………………………………..

Список  использованных источников………………………………

Приложения  ………………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

По мере перехода к рынку предприятие, получая  экономическую самостоятельность  в ведении производственно-хозяйственной  деятельности, само на свой страх и  риск определяет, какую продукцию, где, когда, какого качества производить, кому, на каких условиях и по какой цене её продавать. В связи с этим наиболее важной характеристикой продукции  и услуг предприятий является их конкурентоспособность.

Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха предприятия. В свою очередь, зависит от качества менеджмента и конкурентоспособности  выпускаемой продукции, то есть от того, насколько она лучше аналогов - продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. Рыночная конкуренция  уже сейчас стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все  неэффективные формы и методы хозяйствования.

Отсутствие  необходимых теоретических и  практических знаний сложного механизма  обеспечения конкурентоспособности  товаров и услуг зачастую приводит к серьезным просчетам при  установлении цен, что ведет в  ряде случаев к существенным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий.

Вместе  с тем, политика многих предприятий  в области обеспечения конкурентоспособности  продукции и услуг нередко  оказывается недостаточно квалифицированной.

Разработка  новых перспективных стратегий  обеспечения конкурентоспособности  становится в наше время все более  актуальной.

Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей  работы.

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности  в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: исследование механизма  оценки конкурентоспособности на примере конкретного предприятия и разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности.

Исходя из поставленной цели, задачами настоящей  работы являются:

- раскрытие  сущности понятия «конкурентоспособность»  и факторов, ее определяющих;

- исследование  организационно-экономических характеристик конкретного предприятия;

- разработка  предложений по повышению уровня  конкурентоспособности продукции  рассматриваемого предприятия на  базе проведенного анализа.

Поставленные  задачи определили структуру курсовой работы, которая включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.

В первой главе раскрыто понятие «конкурентоспособность», рассмотрены факторы, ее определяющие рассмотрены методы анализа конкурентных преимуществ.

Во второй главе дана организационная характеристика на рассматриваемом предприятии ОАО «Свiтанак». Проведен анализ конкурентоспособности продукции предприятия.

В третьей  главе представлены предложения  по повышению уровня конкурентоспособности  продукции рассматриваемого предприятия  на базе проведенного исследования.

Предметом исследования является конкурентоспособность  продукции ОАО «Свiтанак». Объектом исследования определена деятельность ОАО «Свiтанак».

Следует отметить, что вопросы, связанные  с рассматриваемой темой освещены в научной и периодической  литературе в объеме, достаточном  для написания работы.

Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические положения работ отечественных и зарубежных ученых в области товарного обращения, конкуренции, конкурентоспособности и экономики предприятия. Весомый вклад в теорию исследуемых проблем внесли Ф. Котлер, М. Портер, Р.А. Фатхутдинов, Х.А. Фасхиев, Е. П. Голубков, Н. К. Малхотра,  П. Г. Никитенко, Н. А. Дубровский, И. Э. Сорокина, Т. Г. Философова и др.

В числе  основных информационных источников работы использовались публикации в таких периодических изданиях, как «Маркетинг в России и за рубежом», «Экономика и управление», «Маркетинг и маркетинговые исследования». А также в работе использована официальная информация, содержащаяся в статистических изданиях Национального статистического комитета Республики Беларусь, концерна «Беллегпром».

Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, системном подходе, методах дедукции, сравнительного и  экономического анализа, экономико-статистических и социологических методах. Основными  методами изучения проблем конкурентоспособности  являются дифференцированный метод оценки конкурентоспособности товаров, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Курсовая  работа состоит из 46 страниц, включает 18 использованных источников, 1 приложение, 4 таблицы и 16 рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРА.  МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

1.1 Понятие  конкурентоспособности товара, факторы  ее характеризующие

 

Конкуренция и конкурентная борьба являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.

Конкуренция (от лат. Concurentia – состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. Другая трактовка термина «конкуренция» предлагает понимать под конкуренцией «процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции».

События последних десятилетий  особенно ярко высветили основополагающую роль конкуренции в развитии производительных сил, ее универсальное воздействие на национальную экономику и мирохозяйственные процессы.

В современном мире ключевым понятием является конкурентоспособность. Однако современная экономическая наука не дает как единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность», так и единого общепринятого подхода к методам ее оценки и формирования.

В общем случае под конкурентоспособностью принято понимать способность конкурировать на рынках товаров и услуг. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) конкурентоспособность определена как способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечить сравнительно высокий уровень дохода и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции.

Трактуя понятие «конкурентоспособность», многие авторы опираются на термин «конкуренция», определяя его как «экономическое соревнование».

Однако в современной экономике  все чаше термин «конкурентоспособность» используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и др. и, наконец, конкурентоспособность государства.

С понятием «конкуренция» тесно  связан и термин «конкурентное преимущество». Конкурентное преимущество с позиции субъекта рынка — это его активы и различные характеристики (например, для фирмы — оборудование, позволяющее экономить затраты, торговые марки на технически прогрессивную продукцию, права собственности на сырье и материалы и т.д.), дающие ему преимущества над соперниками в конкуренции.

Таким образом, конкуренция, с одной  стороны, является важнейшим условием существования и развития рынка, и именно конкуренция заставляет товаропроизводителей постоянно внедрять наиболее эффективные способы производства, обновлять номенклатуру изделий, обеспечивать их сбыт, формировать спрос, осуществлять поиски новых выгодных рынков сбыта. С другой — формы проявления и содержание конкуренции прежде всего обусловлены состоянием рынка, его тенденциями и цивилизованностью.

Конкурентоспособность товара, предложенного  какой-либо фирмой (успех в конкуренции), можно оценить сокращением (абсолютным или относительным) продаж других фирм конкурентов при сбыте традиционных товаров и сокращением потенциальных возможностей сбыта других компаний при сбыте новых изделий.

Все это заставляет продуцентов  внимательно исследовать факторы, определяющие конкурентоспособность разрабатываемых и выпускаемых на рынок товаров с целью выбора необходимых действий для усиления своих конкурентных позиций. Отметим, что управление конкурентоспособностью товара не является самоцелью, а служит эффективным средством решения поставленных задач, например закрепление или расширение определенного рыночного сегмента, определяющего в конечном итоге величину полученной прибыли и эффективность производственной и коммерческой деятельности предприятия и др. [12,5]

Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» — делающий, производящий [14, с.474], это даёт основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества.

В настоящее  время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности  продукции. В качестве примера приведем некоторые из них:

1. Классификация  Гарбацевича [5, c. 20].

  • внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включающие конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства;
  • внутренние факторы: определяются требованиями потребителей: цена, качество, сроки строительства, гарантийное и сервисное обслуживание.

2.Классификация Трубилина [11, c. 39].

  • факторы внешнего формирования — тенденции развития экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия;
  • показатели качества товара — показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; сюда же относятся гарантии безопасности, сохранность продукции;
  • экономические показатели — показатели, формирующие себестоимость и цену товара.

3. Наиболее  подробно и комплексно, на наш  взгляд, факторы конкурентоспособности  товара представлены у  Р. Фатхутдинова [12, c. 312]. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел их перечень, но и указал направленность их влияния на конкурентоспособность товара:

Внешние факторы:

  1. Уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  2. Уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  3. Уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  4. Уровень конкурентоспособности организации, выпускаемой товар (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и частные показатели конкурентоспособности товара);
  5. Сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  6. Сила конкуренции на входе системы, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  7. Сила конкуренции среди товаров-заменителей (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара);
  8. Появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность выпускаемого товара);
  9. Уровень организации производства, труда и управления у посредников и потребителей товаров, выпускаемых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товара);
  10. Активность контактных аудиторий (общественных организаций, общества потребителей, СМИ и т. д.) (с увеличением активности контактных аудиторий конкурентоспособность товара повышается).

Информация о работе Исследование конкурентоспособности товара на примере ОАО "Світанак"