Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 17:28, курсовая работа
Цель – изучение факторов макросреды предприятия.
Задачи маркетингового исследования:
изучить цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований;
изучить содержание и методы маркетинговых исследований;
изучить этапы и организацию маркетинговых исследований;
Группа является одним из крупнейших плательщиков в бюджеты разных уровней. Объем ежегодных налоговых отчислений холдинга превышает 1 млрд руб.
В рамках корпоративной социальной ответственности, Группа активно участвует в региональных социальных программах на всей территории присутствия агрохолдинга. Ежегодно компания инвестирует десятки миллионов рублей в социальную сферу, сфокусировав своё внимание на поддержке отраслевых, общественных, образовательных, спортивных и медицинских организаций, оказании помощи малоимущим семьям, пенсионерам и ветеранам Великой Отечественной Войны, участии в ключевых событиях регионов.
Т а б л и ц а 2.1 – Динамика экономических показателей деятельности предприятия за 2012-2014 гг.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
Объем произведенной продукции тыс. руб. |
967255,8 |
919489,2 |
752598 |
-214657,8 |
77,8075458 |
Выручка от реализации тыс. руб. |
921196 |
875704 |
716760 |
-204436 |
77,8075458 |
Себестоимость реализованной продукции тыс. руб. |
573290 |
579944 |
353631 |
-219659 |
61,6844878 |
Прибыль от реализации тыс. руб. |
347906 |
295760 |
363129 |
15223 |
104,375607 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, коп. |
59,2697402 |
63,07241 |
46,98803 |
-12,28170678 |
79,2782848 |
Рентабельность продукции, % |
60,6858658 |
50,99803 |
102,6859 |
41,99998471 |
169,208842 |
Среднесписочная численность , чел. |
131 |
78 |
90 |
-41 |
68,7022901 |
Фонд оплаты труда , тыс. руб. |
10636 |
7258 |
9021 |
-1615 |
84,8157202 |
Производительность труда, тыс. руб. на чел. |
7383,63206 |
11788,32 |
8362,2 |
978,5679389 |
113,253206 |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ), тыс. руб. |
194781 |
191105 |
191163 |
-3618 |
98,1425293 |
Фондоотдача, руб./руб. |
4,9658632 |
4,811435 |
3,936944 |
-1,028919336 |
79,2801514 |
Фондоемкость, руб./руб. |
5,134E-06 |
5,23E-06 |
5,23E-06 |
9,71669E-08 |
101,892626 |
Среднемесячная зарплата ,руб. |
6765,90331 |
7754,274 |
8352,778 |
1586,87447 |
123,453993 |
Аграрное направление: Это около 350 тыс. га земли, в том числе более 210 тыс. га – в обработке в 2014 г. Основные культуры - зерновые, сахарная свекла, рис-сырец, соя. В 2013 году выращено более 2 млн тонн сахарной свеклы и более 500 тыс. тонн зерновых и прочих культур, в т.ч. около 100 тыс. тонн риса.
Торговый дом и дистрибуция: Продукция Группы реализуется в крупнейших сетях: Mетро, Перекресток, Ашан, Mагнит, Koпейка, поставляется в госкомпании (Росрезерв, ОЗК) и переработчикам.
Зерновое направление: Производственные активы зернового направления включают в себя крупнейшую в РФ элеваторную сеть (мощности по единовременному хранению – 2,4 млн тонн), крупнейшие в стране рисоперерабатывающие комбинаты (мощность по переработке крупы – 370 тыс. тонн в год), мукомольные заводы.
Сахарное направление: контролирует около 10% сахарного рынка России. Производственные активы сахарного направления включают 10 сахарных заводов общей мощностью по переработке 4 млн тонн свеклы и 1,4 млн тонн сахара-сырца в год, и 1 молочно-консервный комбинат.
Группа "Разгуляй" является социально-значимой компанией в масштабах страны
Группа «Разгуляй» обеспечивает работой свыше 11 тыс. сотрудников. С компанией сотрудничают более 500 агрохозяйств из 16 регионов страны, поставляя на предприятия Группы сельскохозяйственную продукцию для хранения и переработки.
Хотя прибыль на 2014 год увеличилась по сравнению с 2012 годом, но она увеличилась за счет уменьшения себестоимости реализации, выручка же планомерно уменьшается с 2012 по 2014 года. Можно сделать вывод, что доля предприятия на рынке уменьшилась.
Чтобы преодолеть данную негативную тенденцию, предлагается провести изучение факторов макросреды, по продвижению сельскохозяйственной продукции фирмы.
Цель маркетингового исследования – изучить влияние факторов макросреды предприятия ОАО «Разгуляй».
Гипотезы маркетингового исследования – изучение факторов макросреды предприятия будет способствовать формированию маркетинговой политики предприятия; снижение выручки вызвано негативными факторами макросреды фирмы.
Будет исследован сегмент рынка, представленный мелкими и средними фермерами, агрохозяйствами, птицефабриками, прослойкой населения заинтересованной в удешевлении зерновой продукции на прилавках магазинов, фасовочных цехов. Исследование будет проводиться при помощи экспертного опроса.
Экспертный опрос позволит выявить влияние факторов макросреды. Экспертный опрос будет в экспертных центрах.
Опросный лист для экспертов будет состоять из 10 вопросов закрытого типа.
Было опрошено 80 человек.
В таблице 2.2 представлены результаты маркетингового исследования. Маркетинговое исследование заключалось в анкетировании двухсот человек. Результаты опроса показали, что самыми слабыми по влиянию факторами являются политические факторы, демографические факторы, социокультурные факторы, наибольшее влияние на увеличение продаж продукции фирмы оказали экономические факторы. Экологические факторы также существенно повлияли на рост потребления товаров фирмы.
Т а б л и ц а 2.2 – Влияние факторов макросреды.
Фактор макросреды |
Влияние фактора, % |
Политический |
7,5 |
Демографический |
17 |
Социокультурный |
15 |
Экономический |
69,5 |
Природно-климатический |
39 |
Г р а ф и к 2.1 – Влияние факторов макросреды.
7,5% потребителей увеличили потребление товаров фирмы благодаря речам президента.
17% потребителей увеличили
потребление товаров фирмы
15% потребителей увеличили
потребление товаров фирмы
69.5% потребителей увеличили
потребление товаров фирмы
39% потребителей увеличили
потребление товаров фирмы
39.5% потребителей устраивает цена продукции.
Качество продукции приемлемо для 88% потребителей.
Потребители чаще всего приобретают: сахар – 34%, рис – 16%, пшеница – 0%, подсолнечник – 25.5%, ячмень – 1%, комбикорма – 10%, соя – 3.5%, рож – 5%, кукуруза – 5%.
66.5% потребителей нашли товар фирмы легко.
Продукцию фирмы выбрали сознательно 29% потребителей.
Т а б л и ц а 2.3 – Матрица SWOT-анализа
SWOT-анализ |
Внутренние сильные стороны (S) |
Внутренние слабые стороны (W) |
1.Большая доля рынка. 2.Проверенный менеджмент 3.Развитая логистика |
1.Изношенная техника 2.Подорванная, репутация | |
Внешние возможности фирмы (О) |
SO-стратегия |
WO-стратегия |
1.Способность обслуживать 2.Способность использовать навыки и технологическое ноу-хау в выпуске новой продукции или в новых видах уже выпущенной продукции. 3.Снижение торговых барьеров на привлекательных иностранных рынках. 4.Ослабление позиций фирм конкурентов. 5.Возможность быстрого развития в связи с высоким спросом на рынке. 6.Появление новых технологий. |
1. При развитой логистике можно
без труда развить способность
обслуживать дополнительные 2. Проверенный менеджмент |
1. За счет появления новых
технологий справиться с 2. За счет ослабления позиций фирм конкурентов восстановить свою репутацию. |
Внешние угрозы фирмы (Т) |
ST-стратегия |
WT-стратегия |
1.Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками. 2.Рост продаж продуктов-субститутов. 3.Медленный рост рынка. 4.Неблагоприятные изменения курса политики иностранных правительств. 5.Дорогостоящие законодательные требования. 6.Высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла развития бизнеса. 7.Растущая требовательность покупателей и поставщиков. 8.Изменение потребностей и вкусов покупателей. 9.Неблагоприятные демографические изменения. |
1. Растущая требовательность 2. Высокая доля рынка поможет
справиться с выходом на рынок
иностранных конкурентов с |
1.Медленный рост рынка вместе
с проблемой изношенности 2. Изменение потребностей и |
PEST-анализ (иногда обозначают как STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании.
Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики — это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социального компонента PEST-анализа. Последним фактором является технологический компонент. Целью его исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
Т а б л и ц а 2.4 – Матрица PEST-анализа
Описание фактора |
Влияние фактора |
Экспертная оценка |
Средняя оценка |
Оценка с поправкой на вес | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||||
Политические факторы |
||||||||
Устойчивость политической власти и существующего правительства |
1 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4,6 |
0,12 |
Вероятность развития военных действий в стране |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1,8 |
0,07 |
Бюрократизация и уровень коррупции |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
0,56 |
Экономические факторы |
||||||||
Уровень инфляции и процентные ставки |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2,2 |
0,15 |
Курсы основных валют |
3 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4,6 |
0,49 |
Уровень развития банковской сферы |
1 |
5 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2,2 |
0,06 |
Социально-культурные факторы |
||||||||
Образ жизни и привычки потребления |
2 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3,8 |
0,16 |
Отношение к натуральным и экологически-чистым продуктам |
1 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4,2 |
0,11 |
Поло-возрастная структура населения и продолжительность жизни |
3 |
1 |
2 |
5 |
5 |
5 |
3,6 |
0,37 |
Технологические факторы |
||||||||
Уровень инноваций и технологического развития отрасли |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,2 |
0,06 |
Степень использования, внедрения и передачи технологий |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1,6 |
0,03 |
Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1,8 |
0,08 |
Итого |
23 |
37,6 |
2,26 |
Самое большое влияние оказывают следующие факторы: бюрократизация и уровень коррупции, курсы основных валют, поло-возрастная структура населения и продолжительность жизни.
Т а б л и ц а 2.5 – Сводная таблицы PEST-анализа
Политические факторы |
Экономические факторы | ||
Фактор |
Вес |
Фактор |
Вес |
Устойчивость политической власти и существующего правительства |
0,12 |
Уровень инфляции и процентные ставки |
0,15 |
Вероятность развития военных действий в стране |
0,07 |
Курсы основных валют |
0,49 |
Бюрократизация и уровень коррупции |
0,56 |
Уровень развития банковской сферы |
0,06 |
Социально-культурные факторы |
Технологические факторы | ||
Фактор |
Вес |
Фактор |
Вес |
Образ жизни и привычки потребления |
0,16 |
Уровень инноваций и технологического развития отрасли |
0,06 |
Отношение к натуральным и экологически-чистым продуктам |
0,11 |
Степень использования, внедрения и передачи технологий |
0,03 |
Поло-возрастная структура населения и продолжительность жизни |
0,37 |
Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств |
0,08 |
Т а б л и ц а 2.6 – Финальная форма для анализа.
Политические факторы |
Изменение в отрасли |
Изменение в компании |
Действия |
Устойчивость политической власти и существующего правительства |
Стабильность государственной власти |
Рост стоимости акций |
Привлечение новых акционеров |
Вероятность развития военных действий в стране |
Гражданская война на территории Украины |
Приток дешевой рабочей силы |
Кадровые перестановки |
Бюрократизация и уровень коррупции |
Откаты |
Большие убытки |
Поддержка инициатив президента в этой сфере |
Экономические факторы |
|||
Уровень инфляции и процентные ставки |
Рост инфляции |
Убытки для фирмы |
Брать кредиты в иностранной валюте |
Курсы основных валют |
Удешевление национальной валюты |
Уменьшение прибылей от внутреннего рынка |
Экспорт в другие страны |
Уровень развития банковской сферы |
Большое количество банков |
Возможность брать большое количество кредитов |
Переоснащение и закупка нового оборудования |
Социально-культурные факторы |
|||
Образ жизни и привычки потребления |
Потребление большого количества хлеба и каш. |
Стабильность сбыта на внутреннем рынке |
Выпуск новых продуктов на основе этих продуктов. |
Отношение к натуральным и экологически-чистым продуктам |
Движение за полезную и здоровую пищу. |
Спрос на продукцию фирмы. |
Акцентирование внимания на пользе продукции увеличит продажи. |
Поло-возрастная структура населения и продолжительность жизни |
Много людей старшего возраста с малыми доходами |
Фирма торгует как раз дешевыми продуктами |
Удешевление продукции для вытеснения конкурентов. |
Технологические факторы |
|||
Уровень инноваций и технологического развития отрасли |
Новое оборудование |
Закупка этого оборудования |
Увеличение посевных площадей и выручки. |
Степень использования, внедрения и передачи технологий |
Новые агрокультуры |
Использование новых агрокультур |
Занятие новых ниш на рынке. |
Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств |
Торговля через интернет |
Торговая интернет-площадка |
Появление новых покупателей. |
Информация о работе Исследование факторов макросреды предприятия ОАО «Разгуляй»