Интеграция западных ПР методов музыкального шоу-бизнеса на российский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 02:12, курсовая работа

Краткое описание

Шоу ПР в России основывается чисто на интуитивных, нигде не написанных принципах, можно сказать, что он развивался своим, отличным от западного путём, что обуславливали культурные различия и различия в менталитете. Однако в настоящий момент, шоу ПР становится всё более значимым, поскольку развивается и шоу бизнес в целом.

Оглавление

Введение
Шоу-корни ПР
Краткий обзор истории российского ПР
Основные PR методы в музыкальном шоу бизнесе
ТВ как метод PR
Метод организации турне и концертов
Работа с прессой как PR метод
Бренд билдинг
Телевидение (ситуация в России)
Телевидение (западный опыт – специализированные каналы)
Пресса
Концертная деятельность
ПР и брендинг
Заключение и выводы

Файлы: 1 файл

Интеграция западных ПР методов музыкального шоу-бизнеса на российский рынок.docx

— 84.92 Кб (Скачать)

«Исторически  сложилось так, что музыкальным  телевидением в нашей стране занимаются компании, работающие не только на телевизионном  рынке. Музыкальные программы (а  иногда и целые каналы) создаются  силами структур, занимающихся шоу-бизнесом в самом широком смысле этого  слова - организацией концертов, выпуском дисков и т.д. Судите сами: на сегодняшний  день музыкальную политику на первом канале определяют «Rise-Лис'С» и «ОРТ Рекордз»; Российское телевидение снабжает музпродукцией фирма «АРС»; канал  «Муз-ТВ» работает с фирмой Media Star, а музыкальными программами ТВ-6 ведают многочисленные ЗАО, созданные  под крылом компании «ВиД» и лично  Ивана Демидова и Александра Горожанкина («Музобоз», «Диск-канал» и Ger Entertainment).

У большинства  этих компаний (за исключением, пожалуй, музыкальных структур ТВ-6) в сфере  шоу-бизнеса есть свои четко выраженные интересы. Существуют артисты, с которыми эти компании работают на постоянной основе, чьи концерты они организуют, чьи диски они выпускают. Несложно понять, что и в том телевизионном  пространстве, которое эти структуры  контролируют, интересы их «родных» артистов не учитываться не могут. Вообще работа с каждой из этих компаний для артиста, стремящегося засветиться на телеэкране, становится крайне выгодной: ведь любая  из музыкально-телевизионных структур учитывает не только свои интересы, но и интересы коллег-конкурентов  по бизнесу. Поэтому артист Х, которого раскручивает, к примеру, Media Star, непременно появится не только в программах этой фирмы, но и на телевизионных площадках  других акул музыкального телевидения; Media Star, в свою очередь, непременно поможет  вышеупомянутым акулам с раскруткой их артистов.

Однако главный  интерес, заставляющий шоу-компании работать с телевидением, заключается не только и не столько в промоушне подконтрольных им музыкантов. Как и всякого телепроизводителя, эти компании интересуют прежде всего  поступления от рекламы, размещаемой  в их программах. Впрочем, слово «реклама»  на российском музыкальном телевидении  имеет не совсем привычное для  непосвященного значение. По логике телепроизводителей от шоу-бизнеса, любой клип, размещаемый  в их программах, - это тоже в каком-то смысле реклама. Не раз доводилось слышать  из уст облеченных властью теледеятелей такого рода рассуждения: «Артисту необходимо заявить о себе. Сделать это  он может только с помощью телевизионной  раскрутки. Следовательно, за показы клипа  необходимо платить. Ведь это же реклама  для артиста!» Таким образом, появление клипа (или, если хотите, «музыкального рекламного ролика») в программе должно быть мотивировано соответствующей финансовой поддержкой.

Резоны для  такого рода «работы с артистом»  могут быть самые уважительные. Производители - тоже люди, и им нужно не только заработать на хлеб с маслом, но и  профинансировать производство собственных  программ (эта потребность тем  более актуальна в тот момент, когда каналы не в состоянии платить  производителям за программы). «Деньги - не самоцель, а средство к существованию, - подмечает генеральный продюсер Media Star Александр Толмацкий. - Сначала  нужно наладить жизнь в стране, а уже потом обсуждать, кто, сколько  и за что берет». Пока жизнь в  стране не налажена, прокрутка клипов по прайс-листу зачастую остается самым  удобным способом окупить расходы. «Это действительно проще всего, - говорит генеральный продюсер «Нашего  радио» Михаил Козырев, не раз сталкивавшийся с бытом и нравами ТВ. - Гораздо  сложнее заставить рекламную  службу работать, учиться продавать  эфирный продукт. За рекламодателя  нужно бороться - а артист или  его продюсер придут и принесут деньги сами».

Впрочем, упрек  в сторону рекламных служб  стоит адресовать не производителям программ, а, скорее, самим телеканалам, которых ситуация с заведомо проплаченными  клипами тоже не слишком коробит - каналы заранее просчитывают возможные  поступления от музыкальных программ (не от размещения в них рекламы, а от размещения их самих в собственном  эфире). Как правило, канал заключает  с компанией-производителем договор, по которому получает гарантированную  оплату за цикл музыкальных программ. Говорят, в свое время представители  одной из крупнейших шоу-компаний пришли заключать годичный контракт с одним  из центральных телеканалов, прихватив  с собой $2,5 млн наличными. Самое  смешное, что контракт заключить  им не удалось - руководство канала в тот момент задумало создать  собственную шоу-структуру.

На первый взгляд, в этой схеме нет ничего зазорного (если не считать, конечно, чемоданов  с налом) - артистам есть где «раскручиваться», производителям есть чем финансировать  производство, телевизионные каналы тоже не в убытке. Кстати, есть и еще  один плюс (плавно переходящий в  минус): ни производителю, ни каналу, окупившим  за счет артистов собственные расходы, нет смысла заботиться о качестве программ и звучащей в них музыки. Равно как нет смысла заботиться о рейтинге программы и привлекательности  ее для рекламодателя».1

Подведём итог:

 а) с точки  зрения потребителя, этот метод  совершенно неэффективен, нам «впаривают»  ту музыку, которую мы не хотели  бы видеть и слышать; 

б) разваливается, не родившись, музыкальная индустрия  в целом - артисты, чтобы окупить  телевизионную раскрутку, вынуждены  требовать от звукозаписывающих  компаний астрономических гонораров, которые невозможно окупить никакими объемами продаж кассет и дисков. В  такой ситуации выживали только компании, допущенные к телевизионной кормушке, наподобие «ОРТ-Рекордз» - они расплачивались с артистами не гонорарами, а эфирами; впрочем, сегодня «ОРТ-Рекордз», пользовавшаяся сверхльготным доступом к эфирному времени, доживает последние дни. Вместо нее с каналом ОРТ работает компания REAL Records, но уже на других, более  цивилизованных принципах. Поэтому  для артиста воплощение этого  метода неэффективно тоже.

Телевидение (западный опыт – специализированные каналы).

Единственным  телевизионным каналом, не относящимся  к видео клипам как к рекламным  роликам - проще говоря, не берущим  за них деньги - остается на сегодняшний  день «MTV-Россия». Отказ от традиционных для России методов работы был  едва ли не главным условием со стороны  западных учредителей. Стоит снять  шляпу перед президентом канала Борисом Зосимовым - одному Богу известно, чего ему стоило наступить на горло  своим добрым отношениям с бесчисленной армией российских продюсеров и артистов, привыкших к тем самым «традиционным  методам». «MTV-Россия» сегодня может  позволить себе не мелочиться: инвестиции в создание канала со стороны корпорации MTV Networks составляют порядка $30 млн. Успехи канала впечатляют: его работникам удалось с самого начала запустить  два десятка оригинальных программ, создать ультрасовременное оформление канала (пакет заставок российского MTV выдвинут на премию ТЭФИ) и, самое  главное, выстроить в целом музыкальный  канал, притягивающий к себе внимание огромной части аудитории (в первую очередь молодежи) и диктующий моду на музыкальном рынке.

1. http://www.ko.ru/document.asp?d_no=452&p=1 (22.01.2004)

Канал «Муз-ТВ», возникший в 1996 году не без участия  все того же Бориса Зосимова, строит свою политику на несколько иных принципах. В противовес MTV «Муз-ТВ» стремится  сегодня стать 

именно российским каналом, ориентируясь на вкусы широких  народных масс. В начале этого года появились сведения о вхождении  в состав учредителей «Муз-ТВ»  «Русского радио»; соответствующие  переговоры затормозились на начальной  стадии, однако сам факт такого предложения  весьма показателен. Александр Толмацкий  считает, что канал необязательно  должен быть модным и продвинутым: если он в фоновом режиме работает в  офисах, клубах и других присутственных местах, то это уже показатель успеха. «Муз-ТВ» оставило в эфире минимальное  количество западной музыки и считает, что публике в регионах гораздо  интереснее их продукт, а не кислотно-молодежные программы MTV. К осени руководство  канала готовит пакет новых программ, собирается обновить межпрограммное пространство и довести региональную сеть до 100 городов. Кстати, если верить Александру Толмацкому, посткризисный обвал  рекламного рынка на канале сказался меньше, чем на конкурентах: «У нас  падение объемов рекламы не превысило 25%, в то время как на центральных  каналах оно достигало 75%». Что  же касается особенностей размещения клипов на «Муз-ТВ», то здесь ситуация мало чем отличается от общей картины. «У нас на канале присутствуют все  артисты, - уклончиво замечает Толмацкий. - Это не значит, что все они  платят деньги».

Вполне возможно, что специализированные музыкальные  каналы в России ждет блестящее будущее: по здравой мысли того же Толмацкого, «музыкальные каналы интересны наиболее активной части населения - тем, кто  ходит на концерты, тратит деньги на компакт-диски, аудио- и видеотехнику и прочие потребительские товары. И рекламодатели рано или поздно должны это понять». Приоритет специализированных каналов перед музпрограммами на обычных каналах может получить еще одно подтверждение, если музыкальные  программы исчезнут с центральных  каналов. При всей неожиданности  этой идеи в ней нет ничего удивительного: как замечает Михаил Козырев, «на  основных телевизионных каналах  западных стран клипов нет вообще. Существуют специальные информационные программы, в которых могут появиться  фрагменты из новых видеороликов, но сами по себе музыкальные клипы  показываются только на специализированных телеканалах». О возможности такого поворота событий говорить пока рано, однако, по некоторым сведениям, руководство  крупнейших центральных телеканалов  не прочь отказаться от сотрудничества с пришлыми шоу-структурами, размещающими в эфире проплаченные клипы.

И крайне сложно представить, что может произойти, если эти намерения станут реальностью. С деньгами, которые крутятся сейчас в этом бизнесе, расстаться всем его  участникам будет тяжеловато.

Однако практика работы данных специализированных каналов  показывает, что именно за ними будущее, поскольку они привлекают гораздо  больше аудитории, которая смотрит  их только ради любимых исполнителей, которых выбирает сама. Привлечение  средств рекламой на этих каналах  растёт, что говорит о её эффективности. Именно эти каналы используют западный опыт работы с артистами, как говорилось выше. И именно они являются частью индустрии музыкального шоу бизнеса, с его культурой, ПР методами и  аудиторией. С точки зрения потребителя  – он за счёт интерактивности канала получает возможность смотреть только лучшие клипы своих любимых исполнителей – этот канал является наиболее предпочтительным. С точки зрения актёра он также более ПР- эффективен, хотя на него и сложно попасть. Но если это произошло, то в оборот тебя уже  взяли и начало карьеры положено. Так что мы считаем, что скоро  устаревшие российские методы ПР в  этой сфере со своими муз программами  на регулярных каналах отойдут в  прошлое и данную нишу целиком  и полностью займут специализированные муз каналы. 
 

Пресса

 

Метод работы с  прессой заключается в использовании  следующих инструментов: организация  интервью, других информативных статей, рекламы, публикаций различных рейтингов, новостей о жизни и деятельности артиста, пресс-релизов, рецензий на музыкальную  продукцию и т.п.

Ниже приведено  интервью с промо-менеджером Nuclear Blast, ведущего мирового лейбла, специализирующегося на тяжёлой музыке, в котором освещаются типичные методы работы с прессой европейской рекорд-компании. С этим лейблом в России сотрудничает компания Irond records, стремление которой перенять эти методы (массированная реклама в специализированной прессе (Dark City, Painkiller, Alive, Legacy и др.) и на радио (например, передача “Железный Занавес на радио Юность”), масштабные публикации различного характера о продаваемых группах, организация интервью, участие в организации концертов и т.д.) в высшей степени заметно.

Группа может сочинить гениальную музыку, виртуозно её исполнить, великолепно записать, профессионально спродюсировать и выпустить в виде роскошно оформленного альбома. Но диск так и останется невостребованным, пылясь на полках магазинов, если ему не будет сделан

достойный промоушн. О роли промо-менеджера, его  обязанностях и

особенностях  у нас и пойдет сейчас беседа с нашим  старым знакомым

- Маркусом Восгиеном,  который уже несколько  лет занимается  этим

ответственным делом, продвигая  в массы десятки  металлических

команд, выходящих на Nuclear Blast. 

- Расскажи, как вообще  становятся промо-менеджером и какими качествами

должен  обладать человек, чтобы  подойти для этой работы?

"Есть несколько  важных моментов, главным из которых, конечно же, является интерес к этой музыке; причем это должен быть даже не просто интерес, а любовь, граничащая с фанатизмом. В каталоге Nuclear Blast вы найдете множество групп самых разных направлений, и чтобы успешно работать с ними, нам требуется хорошо знать не только их настоящее, но и прошлое. Для меня совсем не проблема заниматься любой из этих групп хотя бы потому, что мои музыкальные вкусы достаточно широки, и я легко могу сработаться с командами самой разной направленности."

- Но любовь к  музыке - это, скорее, личное качество, нежели деловое.  А на работу  в серьезные компании  принимают всё  же по совокупности  определенных профессиональных навыков.

"Безусловно, помимо увлечения тяжелой музыкой,  вы должны быть очень организованным  и надежным человеком, обладающим к тому же нестандартным мышлением. Лично я начал свою работу в этом бизнесе с 14 лет - сначала я выпускал свой собственный фэнзин, потом начал писать и для других, более крупных изданий - чем я параллельно занимаюсь и по сей день. Благодаря этому я знаю и, так сказать, другую сторону промоутерской работы. А непосредственно промоу-терскими обязанностями я начал заниматься 5 лет назад

Информация о работе Интеграция западных ПР методов музыкального шоу-бизнеса на российский рынок