Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:36, курсовая работа
Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период - период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач
За 1992-1995 года число малых предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность, возросло почти в 20 раз. Но в 1996 году впервые за годы реформ зафиксировано снижение количества малых предприятий. Но с тех пор количество малых предприятий росло и продолжает расти.
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Развитие малого предпринимательства
1.1. Характерные особенности малого предпринимательства. . . . . . . . . 4
1.2. Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1. Государственная политика в области малого
предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2. Участие государственных органов и фондов поддержки малого предпринимательства в его развитии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.3. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.4. Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Федеральное агентство по образованию
Московский Государственный Университет
Технологии и Управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Экономическая теория
на тему:
«Предпринимательство и бизнес в Российской Федерации»
Выполнила студентка 1 курса
Факультета «Экономики и бизнеса»
Специальность 080502ПФО Экономика и управление на
предприятии»
Дмитриева Ольга Михайловна
Проверил : ____________________________
Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Развитие малого
1.1. Характерные особенности малого предпринимательства. . . . . . . . . 4
1.2. Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1. Государственная политика в области малого
предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2. Участие государственных органов и фондов поддержки малого предпринимательства в его развитии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.3. Упрощенная система
налогообложения, учета и
2.4. Система законодательных
актов, направленных на
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Введение
Малое предпринимательство
как субъект экономики
За 1992-1995 года число малых предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность, возросло почти в 20 раз. Но в 1996 году впервые за годы реформ зафиксировано снижение количества малых предприятий. Но с тех пор количество малых предприятий росло и продолжает расти.
Но это происходит очень замедленными темпами. И сейчас по оценке специалистов не была выполнена программа, целями которой были:
увеличение количества малых предприятий до 3,5 - 4 миллионов с суммарной численностью задействованных в них 40 - 45 млн. человек
доля этих предприятий в валовом внутреннем продукте должна составлять примерно 40 %.
Для введения данной программы в действие необходимы определенные меры по обеспечению развития и поддержке малого предпринимательства. Они включают, в том числе и меры государственной поддержки, которые будут рассмотрены в данной работе.
В курсовой будут также
отражены особенности развития малого
предпринимательства, которые необходимы
для понимания проблем этой сферы,
а, следовательно, для выбора именно
тех мер государственной
1.1.Характерные
особенности малого
Формы предпринимательства
тесно связаны между собой, поэтому
было бы неверно пытаться абсолютизировать
какую-то одну из них. Так, малое производство
почти всегда было связано узами
кооперации с производством крупным.
Не составляет в этом смысле исключения
и нынешний этап развития экономики,
когда эффективность
Вместе с тем малое предпринимательство обладает рядом качественных особенностей, которые и предопределяют его место в экономике.
Однако прежде чем говорить о них, необходимо ответить на вопрос: каковы критерии определения субъектов малого предпринимательства?
Вопрос этот отнюдь не праздный, и от того, будет ли найден правильный ответ, зависит и судьба многих других проблем.
В этой связи представляется необходимым обратиться к мировому опыту решения данной проблемы.
Сегодня в мире насчитывается
более 50 статических критериев
качественные критерии (простота
системы управления, совмещение в
одном лице функций собственника
и менеджера, обладание небольшой
долей рынка и небольшая
количественные критерии (численность занятых на предприятии, стоимость основного капитала, объем продаж и т.п.)
Критерии отнесения
В Японии главными критериями определения мелких предприятий являются величина капитала, численность рабочих и отраслевая принадлежность.
В Германии при отнесении
предприятий к сектору мелкого
предпринимательства
единство собственности и управления;
так называемая обозримость предприятия, что позволяет достичь высокой степени трудовой мотивации работников;
особая роль руководителя такого предприятия (который оказывается непосредственно включенным в процесс производства);
так называемое семейное ведение дела;
особый характер финансирования (преимущественно за счет банковских кредитов), что порождает нехватку капитала.
В Великобритании используются критерии величины оборота, активов и средней численности занятых.
Количественный критерий положен в основу классификации предприятий и в России. В соответствии с законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % определенных законом предельных уровней.
Из критериев вытекают особенности малых предприятий, преимущества и недостатки, закономерности развития.
К преимуществам малых предприятий можно отнести:
дух инициативы и динамизма, свободу действий;
гибкость, способность к
оперативной перестройке
специализацию;
приближение производства к потребителю; более высокую оборачиваемость капитала;
возможность экономии на издержках
производства (за счет экономии на административно-управленческих
расходах, более полного использования
ресурсов, низкого уровня запасов, использования
недорогих средств
преимущества в управлении (простота коммуникации, возможность быстрой корректировки действий и др.).
Именно их реализация обусловила возрастание роли малого предпринимательства на Западе на нынешнем этапе НТР, когда начал действовать ряд факторов технологического, социального и экономического порядка.
Среди технологических факторов, обусловивших «предпринимательский бум», важнейшие:
стремительный прогресс техники в сочетании с широкими возможностями ее применения в самых различных областях;
быстрое моральное устаревание технологий;
резкое усиление технологической конкуренции и др.
К социальным факторам, вызвавшим в последние 20 лет бурное развитие малого предпринимательства на Западе, следует отнести:
изменение стиля жизни и ценностных установок некоторых социальных групп (например, молодежи);
неудовлетворенность определенной части работающих социально-психологическим «климатом» крупных иерархических структур;
формирование в общественном сознании привлекательного образа предпринимателя и др.
Экономические факторы, способствовавшие «взрыву» малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой:
усиление дифференциации платежеспособного спроса, а также рост возможностей его удовлетворения;
радикальные организационно-
усиление конкуренции
между предприятиями и, как следствие,
рост потребности в
появление глобальной конкуренции
и значительные изменения в международном
разделении труда, что усложняет
и обостряет ситуацию на локальных
рынках, побуждая предприятия искать
новые возможности
возникновение и бурное развитие рынка венчурного капитала;
государственная экономическая политика, нацеленная на поддержание конкурентных начал экономики и др.
Однако всегда следует помнить и о слабых сторонах малого предпринимательства:
небольшой «запас прочности»;
проблемы финансирования;
повышенный риск;
высокая интенсивность труда и относительно низкая доходность.
Но особенности малого
предпринимательства
1.2.Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления
Малые предприятия в России по своей деятельности сталкиваются с большими трудностями:
Основная проблема малых предприятий - недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая
Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
Положение едва ли может
измениться в позитивную сторону, если
не перейти от слов к делу в общественной
поддержке конструктивного
В соответствии с такой
исходной установкой должны конструироваться
механизмы льготного
Следующая проблема - это законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство.
Пока она несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство, но трудность в том, что:
нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий;
имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.
Проблема правовой основы
малого предпринимательства, в конечном
счете, будет убедительно решена
тогда, когда удастся избавиться
от правового нигилизма. Это никак
не исключает необходимости
В настоящее время малое
предпринимательство находится
в условиях, которые весьма отдалены
от тех, что должны быть присущи рыночным
отношениям. Напротив, ощущается тенденция
к тому, чтобы все больше «задвигать»
его в старые рамки планово-административной
системы с ее едва ли не всеохватанным
планированием и жесткой
Информация о работе Предпринимательство и бизнес в Российской Федерации