Предпринимательство и бизнес в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство как субъект экономики существует почти десять лет. На эти годы пришелся самый трудный для него период - период становления. Создавалась нормативно правовая база, разрабатывались механизмы поддержки малого предпринимательства, формировались структуры для реализации поставленных задач
За 1992-1995 года число малых предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность, возросло почти в 20 раз. Но в 1996 году впервые за годы реформ зафиксировано снижение количества малых предприятий. Но с тех пор количество малых предприятий росло и продолжает расти.

Оглавление

Содержание
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Развитие малого предпринимательства
1.1. Характерные особенности малого предпринимательства. . . . . . . . . 4
1.2. Проблемы развития малого предпринимательства и пути их преодоления в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2. Государственная поддержка малого предпринимательства
2.1. Государственная политика в области малого
предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2. Участие государственных органов и фондов поддержки малого предпринимательства в его развитии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.3. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности малых предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
2.4. Система законодательных актов, направленных на развитие и поддержку малого предпринимательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.2011.docx

— 42.33 Кб (Скачать)

Морозовский проект - широкомасштабная программа развития предпринимательской  активности путем подготовки и переподготовки предпринимательских кадров; содействия в разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, соответствующих мировым стандартам; отбора наиболее перспективных из них и поиска потенциальных инвесторов для финансирования отобранных проектов; информационной поддержки предпринимателей и инвесторов и др. Реализуются цели и задачи Морозовского проекта через систему взаимодействия вузов - учредителей Академии менеджмента и рынка и сети учебно-деловых и опорных центров во многих регионах России.

Перспективная цель Морозовского проекта - создание системы поддержки  малого предпринимательства в регионах России.

Другой пример общественной организации, оказывающей всестороннюю поддержку отечественным предпринимателям - Торгово-промышленная палата РФ, свыше 80 % членской базы которой составляют малые и средние предприятия.

Среди конкретных примеров поддержки отечественного малого бизнеса  ТПП можно назвать участие  в подготовке федеральной и региональных программ развития малого бизнеса , в  обсуждении Налогового кодекса и  федерального бюджета. ТПП категорически  возражает против отмены так называемых налоговых каникул для вновь  создаваемых предприятий малого бизнеса, считает недопустимым тот  факт, что в федеральном бюджете  на 1998 год не предусмотрено было выделение средств на нужды малого предпринимательства и другое.

Нельзя не упомянуть о  различных международных программах поддержки российского предпринимательства. В роли «доноров» выступают правительства  зарубежных стран и международные  финансовые институты (Мировой банк, Европейский банк реконструкции  и развития). Поддержка оказывается  в виде консультаций, а также различных  форм финансирования.

Так, по данным группы поддержки  программ Большой семерки в России со стороны стран и организаций-доноров  приходится примерно 2,6 млрд. долларов.

 

 

 

 

 

2.3.Упрощенная  система налогообложения, учета  и отчетности малых предприятий

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства преследует цели развития и поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации; снижения налогового бремени  для данной категории налогоплательщиков; упрощения ведения бухгалтерского учета. Данная система налогообложения, учета и отчетности предусматривает  добровольный порядок перехода на ее применение субъектами малого предпринимательства  вне зависимости от вида осуществляемой ими деятельности.

По состоянию на 1 января 2001 года упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности применяли  около 3 % малых предприятий и 4,2 % индивидуальных предпринимателей от общего числа поставленных на налоговый  учет. Ежегодное снижение числа индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, объясняется введением  в действие региональных законов  о едином налоге на вмененый доход  и переводом части индивидуальных предпринимателей по определенным видам  деятельности на его уплату.

Нельзя не отметить положительные  стороны упрощенной системы налогообложения  учета и отчетности:

В соответствии с Федеральным  законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета  и отчетности для субъектов малого предпринимательства» малые предприятия  с численностью работающих до 15 человек  и объемом выручки от реализации продукции не более 100 000 МРОТ имеют  право вести бухгалтерский учет по упрощенной форме - в Книге учета  доходов и расходов.

Кроме того, указанные предприятия  вместо множества налогов, предусмотренных  ст.19-21 Закона РФ от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об  основах налоговой системы в  Российской Федерации», уплачивают единый налог и ряд неналоговых платежей (таможенные платежи, госпошлину, лицензионные сборы, отчисления в государственные  социальные внебюджетные фонды).

Таким образом, субъектам  малого предпринимательства предоставлены  преимущества в виде сокращения издержек на ведение бухгалтерского учета  и составления налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности снимает необходимость  постоянно следить за изменениями  в налоговом законодательстве, что  оценивается бухгалтерами как неоспоримое  преимущество. В большей степени  это относится к исчислению единого  налога от валовой выручки, в меньшей - к исчислению единого налога от совокупного дохода.

В то же время применение упрощенной системы выявило и  ряд недостатков:

В целях применения Федерального закона № 222-ФЗ отсутствует определение  статуса субъекта малого предпринимательства.

В настоящее время единственным законодательным актом, определяющим статус субъекта малого предпринимательства, является Федеральный закон от 14.06.95 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации», который не относится  к законодательству Российской Федерации  о налогах и сборах.

Кроме того, действующая  норма об отнесении всех физических лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица, к субъектам малого предпринимательства без каких-либо ограничений по численности наемных  работников в настоящее время  приводит к массовой перерегистрации  юридических лиц как индивидуальных предпринимателей и следовательно, к потерям бюджетов всех уровней.

2) В связи с тем, что  Правительством РФ до настоящего  времени не 

определен орган государственной  власти, занимающийся

регистрацией субъектов  малого предпринимательства. Данный

пробел в законодательстве затрудняет работу как налоговых

органов, так и органов  государственной власти, занимающихся

вопросами поддержки и  развития малого предпринимательства.

Федеральным законом №222-ФЗ не определен порядок подтверждения налогоплательщиком статуса субъекта малого предпринимательства, т. е. неясно, в каком периоде необходимо подтверждать данный статус - при сдаче квартального отчета или при получении нового патента.

В Федеральном законе № 222-ФЗ порядок перевода организаций-субъектов  малого предпринимательства на общеустановленную  систему налогообложения прописан не полностью. В настоящее время  такой порядок определен только для случаев превышения установленной  численности работающих, в то время  как существует условие и по ограничению  размера валовой выручки. Бесконтрольность за размером валовой выручки позволяет  налогоплательщикам, принимающим данную систему налогообложения часть  выручки, которую следует облагать налогами в общеустановленном порядке.

В упрощенной системе налогообложения  не соблюден принцип равенства налогообложения  в отношении индивидуальных предпринимателей. Так, уплата индивидуальными предпринимателями  годовой стоимости патента не освобождает их от уплаты прочих налогов  и сборов, как юридических лиц.

Применение упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности организациями не освобождает их, в частности, от уплаты страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды. Поэтому для организаций  по-прежнему оказывается невыгодным показывать в полной мере заработную плату своих работников. Работники  получают зарплату иным образом, минуя  предусмотренную из касс организаций.

Подводя итог, можно отметить, что действующая упрощенная система  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства  несовершенна и требует серьезной  доработки.

Как показала практика, рассмотренная  система налогообложения целесообразна  для применения организациями, осуществляющими  не более одного вида деятельности при численности работников, не превышающей 5-7 человек, где не требуется ведение  бухгалтерского учета в полном объеме

 

 

 

 

 

 

2.4.Система законодательных  актов, направленных на развитие  и поддержку малого предпринимательства

Рассматривая законодательные  документы, необходимо отметить, что  регламентирование деятельности малых  предприятий осуществляется в хронологическом  порядке. Этапы более раннего  закрепления развития малого предпринимательства  отражены в приложении.

К более поздним нормативным  документам относятся:

Закон РФ «О предприятиях и  предпринимательской деятельности»

Указ Президента РФ от 08.07.1994 года № 1482 «Об упорядочении государственной  регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации»

Закон РФ «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках»

Гражданский кодекс РФ Эти  нормативные документы составили  правовое поле государственного регулирования  предпринимательской деятельности в РФ. Кроме того, принято достаточно много законов, указов, постановлений, регламентирующих различные стороны  деятельности малых предприятий. Один из первых примеров: постановление  Правительства РФ «О мерах по поддержке  и развитию малых предприятий  в РСФСР». Им были определены критерии отнесения предприятий к малым, а также основные направления  их государственной поддержки. Особую роль в развитии малых предприятий сыграл закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определивший основные позиции Правительства в отношении малых предприятий, а также Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Кроме того, следует отметить постановление Правительства РФ от 28.10.1995 г. № 1045 «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства», постановление Правительства РФ от 14.12.1995 г. № 1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства», постановление Правительства от 23.04.1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд», Соглашение Правительств государств-учасников СНГ от 17.011997 г. № б/н «Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах-участниках СНГ» и многие другие.              Таким образом, можно считать, что нормативно-правовая слабая существует. Ее же дальнейшее развитие зависит от дальнейшей экономической политики

Заключение

Таким образом, можно сделать  вывод, что потенциал малого предпринимательства  реализуется пока лишь частично, а  его становление тормозится многочисленными  проблемами, от решения которых зависит не только судьба малого предпринимательства, но и рыночных реформ в целом.

Для того чтобы потенциал  российского малого предпринимательства  смог реализоваться, необходимо достичь  уже в ближайшие годы некоторой  критической массы 2,5 - 3,5 млн. предприятий. Сопоставление же экономики России с экономикой развитых стран показывает, что современная структура народного  хозяйства в масштабах России предполагает наличие 10 - 12 млн. малых  предприятий, работающих на предпринимательских  началах.

Существуют прогнозы, что  в России малые предприятия будут  создавать к концу первого  десятилетия XXI в 40 % ВВП, а затем приблизится  к 60 % как в развитых странах. При  этом число занятых в этом секторе  экономики может достигнуть более 50 млн. человек.

Малое предпринимательство  является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста. Вот почему возникла актуальность государственного регулирования данного  сектора и написания этой курсовой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «о государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий  и организаций» (с изм. и доп.).

Постановление Совмина РСФСР  от 18 июня 1991 г. № 406 «о мерах по поддержке  и развитию малых предприятий  в РСФСР».

Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. Малое  предпринимательство и его государственная  поддержка в России. Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство (АООТ «Ростиздат»), 1997 год.

Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. Органы власти и поддержка малого бизнеса  М.: «Издательство Приор», 1998 год.

Предпринимательство: Учебник  для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999 год.

Андреев В.. Государственная  поддержка малого предпринимательства. - Российская юстиция, № 12 за 2000 год.

Емельянова Л.В.. Две системы  налогообложения. - Управление собственностью, № 3 за 2001 год.

О мерах государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства (По материалам парламентских слушаний).- Управление собственностью, № 4 за 2000 год.

 


Информация о работе Предпринимательство и бизнес в Российской Федерации