Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:23, курс лекций
Предмет: изучение закономерностей формирования темпов и пропорций, масштабов и источников эффективного развития предприятия, а также изучение методов целенаправленного развития предприятия в современных рыночных условиях.
Планирование – процесс моделирования вариантов развития объекта на определенный период оценки, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей плана.
Исторический опыт планирования.
Основы методологии планирования.
Содержание внутрифирменного планирования.
Предмет, метод и содержание курса бизнес-планирования
Предмет: изучение закономерностей формирования темпов и пропорций, масштабов и источников эффективного развития предприятия, а также изучение методов целенаправленного развития предприятия в современных рыночных условиях.
Планирование – процесс моделирования вариантов развития объекта на определенный период оценки, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей плана.
Сущность планирования заключается в определении целей управления, в системах производства, а также средств и путей их достижения.
В планировании выделяют три основных стороны:
Основным отделом на предприятии является отдел планирования и бюджетирования, основными функциями которого являются:
Методологической базой
Исторический опыт планирования.
До 12 в. Планирование называлось планологией. С октября 1917 начинается этап централизованного (директивного) планирования. Основная плановая организация – Госплан (1921). В 1920 году был разработан план государственной электрификации России (ГоЭлРо). Выделялись цели и приоритеты развития экономики, учитывались внутренние и внешние факторы развития страны. Впервые применяется балансовый метод планирования.
На макроуровне Госплан разрабатывал годовые планы развития страны с 1925 года. Первый пятилетний план разработан с 1925 по 1932 гг. всего было разработано 12 пятилеток.
Директивное планирование – планирование производства в натуральном выражении. Цены играли вспомогательную роль и устанавливались вышестоящими организациями. Существовало лимитирование материально-технических ресурсов.
Новым этапом является индикативное планирование с начала 90-х годов ХХ века.
Индикативное планирование – косвенное планирование (децентрализованное), при котором только экономические стимулы заинтересованы в выпуске продукции.
Основы методологии планирования.
1. Понятие методологии
и основные принципы
Методология – совокупность основных принципов и методов разработки планов.
Принципы планирования – основные методические правила, на применении которых базируется разработка планов. Выделяют:
Партисипативное планирование – планирование основанное на принципе участия.
2. Последовательность разработки плана.
Выделяют пять основных этапов разработки планов:
Процент выполнения плана = факт / план. Показатель * 100%. Если %<100, то план не довыполнен. Если %>100, то перевыполнен. Если %=100, то оптимальный вариант.
Важным показателем качества планов является коэффициент напряженности планов. Рассчитывается как отношение планируемого (фактического) показателя к эталонному (нормативному). Если коэф-т = 1 то качество хорошее. Степень риска в планировании можно оценит как нормальную (при отклонении факт. данных от запланированных до 10%), как высокую (от 10 до 20%), как чрезмерную (20-40%) и недопустимую (свыше 50%).
3. Методы планирования
Выделяют две основные группы методов:
- балансовый;
- статистический;
- нормативный;
-
методы социологического
- экспертные.
-
методы математического
-
экономико-математический
- методы моделирования;
- сетевые методы.
4. Показатели планирования.
Выделяют три группы плановых показателей:
Натуральные характеризуют вещественный аспект воспроизводства продукта и устанавливаются в физических единицах.
Стоимостные выражают стоимостную структуру воспроизводства продукта, выражаются в текущих и сопоставимых ценах.
Количественные характеризуют экстенсивную сторону воспроизводства и его масштабы.
Качественные характеризуют интенсивные и структурные факторы развития экономики, эффективность производства (рентабельность, производительность и т.п.)
Абсолютные характеризуют содержание плановых задач в абсолютных величинах и определяются в натуральных и денежных единицах.
Относительные характеризуют динамику плановых величин и их структуру. Измеряются в процентах или коэффициентах.
5. Система планов на различных уровнях управления.
На макроуровне с 1993 разрабатываются прогнозы социально-экономического развития страны. ФЗ №115-Фз «О гос прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» от 1995 года. Прогнозы разрабатываются на долгосрочную (10 лет), среднесрочную (3-5 лет) и краткосрочную (на год) перспективу. Министерство экономики разрабатывает макроэкономические прогнозы совместно с Минфином, Росстатом и ЦБ. К основным параметрам прогнозов относят ВВП, объем промышленной продукции, производство товаров народного потребления (ТНП), капвложения, экспорт (импорт) и т.д.
На среднем уровне управления отраслевые министерства составляют прогнозы развития отраслей.
На микроуровне
предприятия самостоятельно планируют
свою деятельность исходя из спроса на
продукцию и необходимости
Содержание внутрифирменного планирования.
1.
Основные типы
1) По степени неопределенности:
1.1) Вероятностные плановые системы – предполагают недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации при принятии плановых решений.
1.2) Детерминированные плановые системы – действуют в полностью предсказуемой среде и неимеют недостатков информации.
2) По временной ориентации идей планирования:
2.1) Реактивное план-е (нацелено на прошлое организации). Осн. метод – генетический подход. Оно опирается на предшествующий опыт и осуществляется сверху вниз.
+ постоянное
обращение к истории и
- оно
не учитывает сегодняшний день
организации, не соблюдается
2.2) Инактивное план-е (приспосабливаться к настоящему дню). Осн. принцип – планировать минимум необходимого.
+ осторожность планирования
- не гибкое
планирование, слабое использование
творческого потенциала
2.3) Преактавное план-е (ориентируется на будущее организации) ориентируется на поиск оптимальных решений в будущем.
- слабое
использование накопленного
2.4) Интерактивное план-е (ориентируется на взаимодействие лучших идей в планировании). Цель – проектирование будущего организации. Основано на принципе участия.
3) Зависимость от горизонта планирования:
3.1) Долгосрочное план-е (от 10 и более лет)
3.2) Среднесрочное план-е (от года до 5 лет)
3.3) краткосрочное план-е (на год)
4) По содержанию:
4.1) Технико-экономическое план-е (ТЭП) – разрабатывает планы предприятия по всем технико-экономическим показателям.
4.2) Оперативно-производственное план-е (ОПП) – планирует параметры производственного процесса, наблюдает за ним и его реализует.
4.3) Бизнес-планирование инвестиционных проектов – дает оценку целесообразности осуществления какого либо проекта и привлечение инвестиций.
2.Ссистема
планов экономической
Информация о работе Предмет, метод и содержание курса бизнес-планирования