Предмет, метод и содержание курса бизнес-планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:23, курс лекций

Краткое описание

Предмет: изучение закономерностей формирования темпов и пропорций, масштабов и источников эффективного развития предприятия, а также изучение методов целенаправленного развития предприятия в современных рыночных условиях.
Планирование – процесс моделирования вариантов развития объекта на определенный период оценки, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей плана.

Оглавление

Исторический опыт планирования.
Основы методологии планирования.
Содержание внутрифирменного планирования.

Файлы: 1 файл

ЛК Бизнес-планирование.docx

— 24.66 Кб (Скачать)

Предмет, метод  и содержание курса бизнес-планирования

Предмет: изучение закономерностей формирования темпов и пропорций, масштабов и источников эффективного развития предприятия, а также изучение методов целенаправленного развития предприятия в современных рыночных условиях.

Планирование – процесс моделирования вариантов развития объекта на определенный период оценки, выбора и разработки промежуточных и конечных показателей плана.

Сущность  планирования заключается в определении целей управления, в системах производства, а также средств и путей их достижения.

В планировании выделяют три основных стороны:

  1. Экономическая сторона, которая выражается в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов предприятия.
  2. Методологическая сторона. Методология отражается на диалектику, ее законы на основные принципы и методы разработки плана.
  3. Организационная сторона охватывает вопросы совершенствования структуры плановых органов, а также на их взаимодействие друг с другом.

Основным  отделом на предприятии является отдел планирования и бюджетирования, основными функциями которого являются:

  1. Планирование экономического развития всего предприятия;
  2. Разработка бизнес-планов для новых проектов;
  3. Разработка планов производства и реализации продукции, научно-технического прогресса, инновационной деятельности, издержек производства, финансовых ресурсов, социального развития персонала и экологической деятельности.
  4. Управление эффективностью производственной деятельности;
  5. Планирование деятельности подразделений предприятия, организация внутрихозяйственного расчета.
  6. Контроль за выполнением планов, подготовка для руководства аналитических материалов.

Методологической базой планирования явл-ся экономическая теория.

Исторический опыт планирования.

До 12 в. Планирование называлось планологией. С октября 1917 начинается этап централизованного (директивного) планирования. Основная плановая организация – Госплан (1921). В 1920 году был разработан план государственной электрификации России (ГоЭлРо). Выделялись цели и приоритеты развития экономики, учитывались внутренние и внешние факторы развития страны. Впервые применяется балансовый метод планирования.

На макроуровне Госплан разрабатывал годовые планы развития страны с 1925 года. Первый пятилетний план разработан с 1925 по 1932 гг. всего было разработано 12 пятилеток.

Директивное планирование – планирование производства в натуральном выражении. Цены играли вспомогательную роль и устанавливались вышестоящими организациями. Существовало лимитирование материально-технических ресурсов.

Новым этапом является индикативное планирование с  начала 90-х годов ХХ века.

Индикативное планирование – косвенное планирование (децентрализованное), при котором только экономические стимулы заинтересованы в выпуске продукции.

Основы методологии  планирования.

1. Понятие методологии  и основные принципы планирования.

Методология – совокупность основных принципов и методов разработки планов.

Принципы планирования – основные методические правила, на применении которых базируется разработка планов. Выделяют:

  1. Научность планирования – все плановые решения должны базироваться на научном подходе.
  2. Принцип целевой направленности
  3. Принцип гибкости – означает последовательную или текущую корректировку плановых показателей.
  4. Принцип много вариантности
  5. Принцип непрерывности – составляются ежегодно.
  6. Принцип участия – означает, что каждый работник становится участником плановой деятельности независимо от должности

Партисипативное планирование – планирование основанное на принципе участия.

  1. Принцип точности – планы должны быть конкретизированы и детализированы, а также выражаться в конкретных цифрах.
  2. Принцип системного подхода – план это система объединяющая ряд взаимосвязанных планов.
  3. Принцип двойного планирования – долгосрочный стратегический план необходимо увязать с краткосрочными оперативными планами.

 

2. Последовательность разработки  плана.

Выделяют  пять основных этапов разработки планов:

  1. Анализ исходного уровня экономического развития любой системы. Анализ необходим для определения недостатков деятельности предприятия, для выявления их причин, а также для определения резервов повышения эффективности.
  2. Составление прогнозов развития системы. Прогноз – научное обоснованное суждение о возможном состоянии объекта в будущем. Основной функцией прогнозирования является предвидение. Прогноз носит вероятностный характер и позволяет повысить научную обоснованность  плана.
  3. Выбор и обоснование целей планового периода (максимизация прибыли, экономия затрат общественного труда, максимальное удовлетворение потребностей людей). Здесь необходимо учесть ряд факторов: спрос на продукцию, производственные мощности, достигнутый уровень удовлетворения потребителей, рациональные нормы потребления продуктов.
  4. Оптимальное и сбалансированное обеспечение целей плана ресурсами.
  5. Выполнение плана, контроль и анализ его результатов.

Процент выполнения плана = факт / план. Показатель * 100%. Если  %<100, то план не довыполнен. Если %>100, то перевыполнен. Если %=100, то оптимальный вариант.

Важным показателем качества планов является коэффициент напряженности планов. Рассчитывается как отношение планируемого (фактического) показателя к эталонному (нормативному). Если коэф-т = 1 то качество хорошее. Степень риска в планировании можно оценит как нормальную (при отклонении факт. данных  от запланированных до 10%), как высокую (от 10 до 20%), как чрезмерную (20-40%) и недопустимую (свыше 50%).

 

3. Методы планирования

Выделяют две основные группы методов:

  1. Общие методы – определяют общую методологическую и логическую направленность процесса обоснования планового решения. К ним относят: метод системного анализа, диалектический метод, методы анализа и синтеза.
  2. Конкретные методы – позволяют более детально охарактеризовать плановый процесс. Они включают в себя:
    1. Методы получения и анализа исходной плановой информации:

- балансовый;

- статистический;

- нормативный;

- методы социологического изучения  действительности;

- экспертные.

    1. Методы составления сбалансированного оптимального плана (методы оптимизации плановых решений):

- методы математического программирования;

- экономико-математический метод;

- методы моделирования;

- сетевые методы.

 

4. Показатели планирования.

Выделяют три группы плановых показателей:

  1. натуральные и стоимостные.

Натуральные характеризуют вещественный аспект воспроизводства продукта и устанавливаются в физических единицах.

Стоимостные выражают стоимостную структуру воспроизводства продукта, выражаются в текущих и сопоставимых ценах.

  1. количественные и качественные.

Количественные характеризуют экстенсивную сторону воспроизводства и его масштабы.

Качественные характеризуют интенсивные и структурные факторы развития экономики, эффективность производства (рентабельность, производительность и т.п.)

  1. абсолютные и относительные.

Абсолютные характеризуют содержание плановых задач в абсолютных величинах и определяются в натуральных и денежных единицах.

Относительные характеризуют динамику плановых величин и их структуру. Измеряются в процентах или коэффициентах.

 

5. Система планов на  различных уровнях управления.

На макроуровне  с 1993 разрабатываются прогнозы социально-экономического развития страны. ФЗ №115-Фз «О гос прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» от 1995 года. Прогнозы разрабатываются на долгосрочную (10 лет), среднесрочную (3-5 лет) и краткосрочную (на год) перспективу. Министерство экономики разрабатывает макроэкономические прогнозы совместно с Минфином, Росстатом и ЦБ. К основным параметрам прогнозов относят ВВП, объем промышленной продукции, производство товаров народного потребления (ТНП), капвложения, экспорт (импорт) и т.д.

На среднем  уровне управления отраслевые министерства составляют прогнозы развития отраслей.

На микроуровне  предприятия самостоятельно планируют  свою деятельность исходя из спроса на продукцию и необходимости обеспечения  производственного и социального  развития предприятия. Основу планов составляют договоры (контракты)заключенные с потребителями продукции (ФЗ №445 от декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности»).

 

Содержание внутрифирменного планирования.

1. Основные типы внутрифирменного  планирования. Различают:

1) По степени  неопределенности:

1.1) Вероятностные плановые системы – предполагают недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации при принятии плановых решений.

1.2) Детерминированные плановые системы – действуют в полностью предсказуемой среде и неимеют недостатков информации.

2) По временной  ориентации идей планирования:

2.1) Реактивное план-е (нацелено на прошлое организации). Осн. метод – генетический подход. Оно опирается на предшествующий опыт и осуществляется сверху вниз.

+ постоянное  обращение к истории и прошлому  опыту предприятия, сохранение  традиций, сильное ощущение преемственности  в управленческих решениях.

- оно  не учитывает сегодняшний день  организации, не соблюдается принцип  гибкости, не соблюдается принцип  участия.

2.2) Инактивное план-е (приспосабливаться к настоящему дню). Осн. принцип – планировать минимум необходимого.

+ осторожность  планирования

- не гибкое  планирование, слабое использование  творческого потенциала сотрудников.

2.3) Преактавное план-е (ориентируется на будущее организации) ориентируется на поиск оптимальных решений в будущем.

- слабое  использование накопленного опыта, недостаточное внимание к повседневным нуждам организации.

2.4) Интерактивное план-е (ориентируется на взаимодействие лучших идей в планировании). Цель – проектирование будущего организации. Основано на принципе участия.

3) Зависимость от горизонта планирования:

3.1) Долгосрочное план-е (от 10 и более лет)

3.2) Среднесрочное план-е (от года до 5 лет)

3.3) краткосрочное план-е (на год)

4) По содержанию:

4.1) Технико-экономическое план-е (ТЭП) – разрабатывает планы предприятия по всем  технико-экономическим показателям.

4.2) Оперативно-производственное план-е (ОПП) – планирует параметры производственного процесса, наблюдает за ним и его реализует.

4.3) Бизнес-планирование инвестиционных проектов – дает оценку целесообразности осуществления какого либо проекта и привлечение инвестиций.

 

2.Ссистема  планов экономической организации.


Информация о работе Предмет, метод и содержание курса бизнес-планирования