Франчайзинг - инструмекнт развития МСП

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы было всесторонне рассмотреть теоретические основы франчайзинга, определить достоинства и недостатки данного явления, проанализировать опыт отечественных и мировых компаний, рассмотреть современные тенденции развития и дать оценку перспективности развития франчайзинга в малом и среднем бизнесе в России. Первая глава работы посвящена теоретическим основам: понятию, экономической сущности франчайзинга, его достоинствам и недостаткам, правовым аспектам исследуемого явления, а также истории развития франчайзинга в России и за рубежом. Во второй нашло отражение современное состояние развития франчайзинга в Российской экономике и на мировом рынке. Третья посвящена стратегиям регионального развития, и последняя глава ...

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 8
1.1. Понятие, экономическая сущность франчайзинга. Характеристика субъектов франчайзинговых отношений 8
1.2. Основные преимущества и недостатки применения франчайзинга 17
1.3. Правовые аспекты франчайзинга 20
1.4. История развития франчайзинга в России и за рубежом 24
Глава 2. Анализ структуры рынка франчайзинга 28
2.1. Современные тенденции развития франчайзинга на мировом рынке 28
2.2. Современное состояние и развитие франчайзинга в экономике России 38
Глава 3. Стратегии развития франчайзинга в регионах 55
3.1. Территориальные стратегии развития франчайзинга 55
3.2. Развитие бизнеса по системе франчайзинга на конкрентном примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 64
3.3. Расчёт доходности предприятия торговли на примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 71
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Список сносок………………………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 409.77 Кб (Скачать)

Однако, касательно сроков окупаемости, а также низкой закрываемости магазинов исход данного расчёта, на мой взгляд, несколько дезинформирует потенциальных франчайзи и выдаёт более позитивную картину развития нового проекта.

Все подводные камни увидеть  сразу не представляется возможным.

Минусами работы по системе  франчайзинга, считаю сроки поставок в регионы. К примеру, доставка в  Томск, по словам Аллы Быковой, владелицы  сети GULLIVER в Томске и Омске, составляет 7-10 дней, в Омск продукция приходит несколько раньше, на пятый день.  [35]

Удалённость складов поставщика создаёт определённые проблемы. Возникает  необходимость формирования заказов  заблаговременно, что естественным образом создаёт риск нехватки товара или же наоборот его избытка.

Договорные обязательства  перед франчайзером, обязывают партнера оплачивать и закупать товары не реже 4 раз в месяц, при этом ассортимент  должен состоять из всех групп товаров, выпускаемых GULLIVER; еженедельно предоставлять отчеты о выручке; выплачивать штрафы за нарушение платежной дисциплины и т. д.

Как пример, в Омске, в 2010 году прекратили свою работу два фирменных  магазина GULLIVER, потому что, по некоторым данным, хозяйка не смогла выйти на докризисные объемы продаж и продала точку одному из местных бизнесменов. Таким образом, вспоминая статистику по закрываемости магазинов, можно отметить, что компания быстро находит замену франчайзи и её репутации это не вредит. Чего нельзя сказать о самом франчайзи.[35]

Или, например случаи, когда  франчайзеры изменяют прежде нерушимому условию предоставления  мастер-франшизы «на город» и в одном населенном пункте появляются несколько торговых точек под этой маркой, управляемых разными предпринимателями.  Так, в том же Омске, несмотря на проблемы у франчайзи с 7-ми летним опытом сотрудничества открылись два новых магазина GULLIVER, созданные двумя разными предпринимателями, что разумеется создало дополнительную конкуренцию и усугубило проблемы традиционного партнера. В целом, такие случаи редкие, но имеют место быть, а значит риск всё же есть. Многие франчайзеры концентрируются на открытии собственных магазинов и их поддержке, а франчайзи становятся «запасным аэродромом» сбыта. Пример такого поведения – Твоё, Rikki Tikki и другие. Соответственно аналогичная ситуация возможна и в случае с GULLIVER.

Или риск поднятия цен франчайзером. Франчайзи не может влиять на ценообразование  в компании, а разорвать франшизу без потерь  не так-то просто. Но для  компании - франчайзера это может  обернуться также потерями. Однажды  GULLIVER уже удалось «растянуть» свой бренд, повысив цены. Но если дальше двигаться в этом направлении, придется разрушать репутацию продавца доступной одежды хорошего качества. Так с учетом того, что по условиям франшизы франчайзи должен выкупать всю линейку продукции франчайзера это создает дополнительные риски для региональных торговых точек, которые ориентируются на более доступную одежду.

Логичнее создать новый  бренд в более высокой ценовой  категории и продвигать его в  регионах с высокими доходами. На этом рынке так поступают многие иностранные  компании, но они обладают большими финансовыми ресурсами. А что  касается Российских производителей, то если рынок больших городов  будет диктовать политику смещения в сторону более дорогой одежды, то региональные держатели франшизы GULLIVER могут просто выпасть из рынка и разориться.

Подводя итог вышесказанному, всё же хочу отметить, что с учетом отмеченных рисков, которые необходимо оговаривать с франчайзером отдельно, предложение GULLIVER заслуживает внимания и достойно детальной проработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение своей работы хотелось бы ещё раз отметить, что  франчайзинг является прекрасным инструментом для развития бизнеса, как для  крупного предпринимателя, так и  для только начинающего свой коммерческий путь.

Для крупной компании франчайзинг  послужит прекрасной возможностью расширения и продвижения в регионах, а  также на мировых рынках сети продаж, получения дополнительной прибыли, в качестве платежей за право работать под его товарным знаком и за счет снижения издержек.

Для малого бизнеса это  шанс открыть собственное предприятие, обеспеченное клиентской базой уже  с момента открытия за счет работы под известным брендом, получить бесценный опыт организации бизнеса, накопленный прошедшими конкурентный отбор компаниями, и занять определенное место на рынке.

Можно сказать, что франчайзинг  на сегодняшний момент, чуть ли  не единственный доступный инструмент, позволяющий повысить эффективность  развития малого бизнеса. Тем не менее, власти нашей страны до сих пор  не уделяют должного внимания франчайзингу.

Роль франчайзинга в экономике  страны, пока не столь велика как  в зарубежных странах. Однако сейчас, когда франчайзинг, несмотря на экономический  кризис, набирает «обороты» и всё  больше пользуется популярностью у  предпринимателей на российском рынке, его актуальность становится очевидной.

Франчайзинг это эффективный  способ развития каналов дистрибуции, по которым проходит поток товаров  и услуг не только в отдельно взятой стране, но и во всём мире. С другой стороны, франчайзинг это генератор  готового бизнеса, организованного  по высочайшим стандартам, и как  следствие генератор квалифицированных  кадров, способных впоследствии применять  полученный опыт в самых разных отраслях экономики.

Для развития франчайзинга в России имеются довольно широкие  возможности, но для их необходимо создание определенных условий.

Требуется инициатива от законодательных  органов власти, направленная на разработку отдельного закона о франчайзинге и  внесение поправок в законы и нормативные документы, касающиеся франчайзинга.

Также, на мой взгляд, необходимо включить в правительственную программу  поддержки малого бизнеса соответствующие  разделы, предусматривающие стимулирование развитие франчайзинга в различных  сферах предпринимательской деятельности.

В частности необходимо предусмотреть  поддержку начинающим предпринимателям при взаимодействии с кредитными организациями, упростить доступ к  информации в отношении существующих предложений по организации бизнеса, в котором государство заинтересовано выступать соинвестором, предусмотреть нормы позволяющие получать льготы при налогообложении.

В свою очередь, развитие франчайзинга позволит вывести из тени бизнес большинства  малых предприятий, обеспечить соблюдение норм налогового и трудового законодательства, повысить качество товаров и услуг, а также обеспечить диверсификацию экономики России.

Обобщая  результаты, полученные в ходе выполнения дипломной работы можно с уверенностью сказать, что  данная тема заслуживает внимания предпринимателей, желающих развивать свой бизнес, так  как система франчайзинга реально  работает на благо компании и в  случае с крупным бизнесом, и в  случае малого предпринимательства. Как  показывает практика, предприятия образованные по схеме франчайзинга развиваются  более стремительно и меньше подвержены рискам, нежели самостоятельные (не франчайзинговые) предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть вторая, глава 54, статьи 1027-1040)  «Коммерческая  концессия»;  http://www.grazkodeks.ru/

2.Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть четвёртая, глава  77, статьи 1225-1551)  «Право использования  результатов интеллектуальной деятельности  в составе единой технологии» 

3. Закон Российской Федерации  от 23.09.1992 №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров» (с  изменениями от 11.12.2002г.).

4. Толковый экономический  и финансовый словарь: Фр., рус., англ., нем., исп. терминология : В 2 т. : [Пер. с фр.] / Ив Бернар, Жан-Клод Колли ; Под общ. ред. Л. В. Степанова; Ред. В. Б. Рыбаков, 782,[1] с. : ил., 22 см, М. Междунар. отношения 1997г.

5. Багдасарян А. Ф. Договор  коммерческой концессии (франчайзинг). Гражданско-правовые проблемы заключения  договора. Издательство: Статут, 2009 г.  Твердый переплет, 224 стр.

6. Довгань В.В. Франчайзинг:  путь к расширению бизнеса.  Практическое пособие для предпринимателей. - Тольятти: Дока-Пресс, 1994. - 231 с.

7. Земляков Д.Н., Макашев М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учебн. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. Ф - с.142.

8. Кац Р.Б. Франчайзинг:Постороение предприятия, бухгалтерский учёт, правовые аспекты/ (2-е изд., перераб. и доп.)-М.:ИД «Гросс-Медиа»:РОСБУХ, 2011.-136с

9. Колесников В. Построение  франчайзингового бизнеса. Курс  для правообладателей и пользователей  франшиз. Издательство: Питер, 2008 г.-288г

10. Рыкова И.В. Франчайзинг:  новые технологии, методология, договоры. - М.,2000. 224 с.

11. Практикум по франчайзингу  для российских предпринимателей. Под ред. Силинга С.А. – СПб.: Фонд развития науки, техники и франчайзинга. 1997г. – 194 с.

12. Филина Ф. Н. Франчайзинг.  Правовые основы деятельности. Издательства: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008 г.-192 с.

13. Скотт А. Шейн От  мороженого к интернету. Франчайзинг  как инструмент развития и  повышения прибыльности вашей  компании.  Днепропетровск: «Баланс  Бизнес Букс», 2007г. -208с. 

14. Спинелли-мл., Стивен, Розенберг, Роберт М., Берли, Сью. Франчайзинг-путь к богатству.:Пер.с англ.-М.:ООО «И.Д.Вильямс», 2007.-384с.:ил.-Парал.тит.англ.

 

Интернет-ресурсы, в частности:

15. http://ru.rusfranch.ru/ Российская  ассоциация франчайзинга

16. http://rarf.ru/ Российская ассоциация  развития франчайзинга

17. http://franchising.org.ua/ Сайт ассоциации  франчайзинга (Украина)

18.  http://www1.fips.ru/ Федеральная  служба по интеллектуальной собственности,  патентам и товарным знакам.

19. http://www.cf1.ru/ Группа компаний F1

20. http://www.beboss.ru/

21. http://www.vedomosti.ru/ Ведомости  - Деловая газета.

22. www.cafla.com/ сайт агентства  CAFLA,  посвященный вопросам франчайзинга  и лицензирования в Казахстане.

23. http://www.marketing.spb.ru/  Энциклопедия  маркетинга

24. http://www.GULLIVER.ru/ Официальный сайт корпорации GULLIVER

25. http://spp.tomsk.ru/ Служба Поддержки  Продаж

26. http://www.kreditbusiness.ru/ Кредитный  Портал Кредит Бизнес. ru

27. http://www.deloshop.ru/ Магазин готового  бизнеса

28 http://www.buybrand.ru/ Портал о  франчайзинге и партнёрском бизнесе

29. http://www.bizbroker.ru/

30. http://franch.bl.by/ Обзор предложений  по кредитованию

31. http://delovoybazar.ru/ Деловой Базар

32. http://www.franchisinguniverse.ru/ Интернет-справочник. Вселенная Франчайзинга 

33. http://www.startbiz.ru/  СтартБизнес

34. http://www.frshop.ru/ Делошоп магазин франшиз

35. http://www.omskinform.ru/ Региональное информационное агентство Омскинформ

36. http://www.food-n-goods.ru/ Журнал о продуктах питания, товарах и услугах

37. http://www.shveimash.spb.ru/

38. http://www.business-magazine.ru/ Бизнес журнал

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Франчайзинг - инструмекнт развития МСП