Франчайзинг - инструмекнт развития МСП

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы было всесторонне рассмотреть теоретические основы франчайзинга, определить достоинства и недостатки данного явления, проанализировать опыт отечественных и мировых компаний, рассмотреть современные тенденции развития и дать оценку перспективности развития франчайзинга в малом и среднем бизнесе в России. Первая глава работы посвящена теоретическим основам: понятию, экономической сущности франчайзинга, его достоинствам и недостаткам, правовым аспектам исследуемого явления, а также истории развития франчайзинга в России и за рубежом. Во второй нашло отражение современное состояние развития франчайзинга в Российской экономике и на мировом рынке. Третья посвящена стратегиям регионального развития, и последняя глава ...

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 8
1.1. Понятие, экономическая сущность франчайзинга. Характеристика субъектов франчайзинговых отношений 8
1.2. Основные преимущества и недостатки применения франчайзинга 17
1.3. Правовые аспекты франчайзинга 20
1.4. История развития франчайзинга в России и за рубежом 24
Глава 2. Анализ структуры рынка франчайзинга 28
2.1. Современные тенденции развития франчайзинга на мировом рынке 28
2.2. Современное состояние и развитие франчайзинга в экономике России 38
Глава 3. Стратегии развития франчайзинга в регионах 55
3.1. Территориальные стратегии развития франчайзинга 55
3.2. Развитие бизнеса по системе франчайзинга на конкрентном примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 64
3.3. Расчёт доходности предприятия торговли на примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 71
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Список сносок………………………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 409.77 Кб (Скачать)

Осмысление (с 2003 года). Франчайзеры поняли, что без должной подготовки им трудно будет убедить потенциальных партнеров в выгодах совместной работы. Доказательством тому служит быстрый рост таких компаний, как «Грильмастер», «Мастерфайбр», «Эконика-обувь», «Sela», «Бельпостель», «Glance» и многих других. Свою роль сыграло и появление консалтинговых компаний, профессионально занимающихся подготовкой и продажей франшиз.

Сегодня франчайзинговых  компаний больше чем когда-либо, что  говорит о хорошем росте развития данного сегмента рынка. По последним  данным в России существует более 500 франчайзеров – производителей товаров, и тех, кто предоставляет какие-либо услуги и около 3000 франчайзи, которые  имеют право на использование  бренда. Большая часть отечественного франчайзинга – это розничная торговля, а именно супермаркеты. Расширяются сети фитнесс-клубов, салонов красоты, баров и ресторанов. Франчайзинг часто используется в пищевой, косметической и текстильной промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ структуры  рынка франчайзинга.

2.1. Современные тенденции развития франчайзинга на мировом рынке.

 

Современный мировой рынок  франчайзинга растет и считается  одним из самых перспективных. Эта  форма бизнеса успешно используется более чем в 80 странах, где около 13 процентов валового национального продукта создаются франчайзинговыми предприятиями. Многие специалисты считают, что в ближайшее время половина розничных продаж будет осуществляться торговыми точками в рамках системы франчайзинга.

Наибольшее распространение  франчайзинг получил в таких  отраслях экономики как: заведения  фаст-фуд – около 20 процентов общемирового количества франчайзи; розничная торговля (в том числе продуктами питания) – 15 процентов; сфера услуг (в том числе спортивных и туристических) – приблизительно 12 процентов, автомобильные перевозки и обслуживание – 8 процентов; строительство – 7 процентов (рис 2.1). {17}

Примерно половина всех франчайзинговых сетей мира работают в сфере торговли, где ключевое место принадлежит заведениям быстрого питания (фаст-фуд), ресторанам, магазинам промышленных и продовольственных товаров (по данным FRANDATA Corporation). {18}

Рис 2.1. Процентное распределение франшиз на общемировом  рынке

Франчайзинг во всём мире выступает  основным механизмом развития бизнеса. При этом основную роль в продвижении  и поддержки этого вида предпринимательской  деятельности играют коммерческие банки. В Европе, США и Азии коммерческие банки открывают отдельные подразделения (отделы и департаменты) для обслуживания субъектов франчайзинга. Мировыми лидерами по предоставлению услуг по обслуживанию франчайзинга являются: Bank of Ireland, Bank of New Zealand, Lloyds Bank, Canada Trust Bank, National Westminster Bank, Ulster Bank, Royal Bank of Scotland, Royal Bank of Canada, Midland Bank, HSBC Bank, Bank of Nova Scotia, Bank of Montreal, Canadian Imperial Bank of Commerce, Credit Lyonnais, ABN Amro Bank. {19}

Европейские и американские коммерческие банки, осознавая эффективность  и перспективность развития франчайзинговых отношений, разрабатывают, как правило, специальные, более льготные условия при кредитовании франшиз. Например, к таким условия можно отнести установление более низких процентных ставок, чем при кредитовании самостоятельного бизнеса; возможность регулирования процентных ставок в зависимости от отраслевых условий создания франшизы; и наиболее распространенной льготой при кредитовании франчайзи является возможность отсрочки выплаты как самого кредита, так и процентов по его использованию.

В зарубежной практике существует несколько схем кредитования франчайзинга. Во-первых, кредиты выдаются под  государственную гарантию, когда  государство поручается за участника  франчайзинговых отношений, т.е. в  случае непогашения кредита, денежные средства возвращаются из бюджета. При  этом за кредит под государственную  гарантию взимается комиссия в размере 2,5-5 процентов, в зависимости от суммы взятого кредита. Банки выдают кредиты франчайзерам под брэнд. Но для этого компании необходимо иметь известное имя, стоимость которого была бы соизмерима с размером взятого кредита. Франчайзер имеет возможность использовать такую схему кредита, как факторинг, т.е. банк взимает проценты по кредиту не с франчайзера, с франчайзи в виде роялти. Кредитные организации предоставляет также кредиты франчайзи под поручительство франчайзера, что облегчает первому возможность получения кредита. Также используются венчурные механизмы инвестирования в увеличение капитализации компаний-франчайзи.    

Таким образом, видно, что  западные кредитные организации, осознавая  перспективность развития франчайзинга, выделяют работу с его субъектами в отдельные подразделения, оказывают  практически весь спектр услуг по обслуживанию этого направления  и предоставляют возможность  выбора различных схем кредитования.

Подобными действиями банки  снижают и собственные риски  по кредитованию как франчайзеров, так и франчайзи, так как они  обслуживают данный бизнес с момента  его появления и участвуют  в его разработке, а, следовательно, видят реальную картину и перспективу бизнеса. {20}

Более того, обслуживая субъектов  франчайзинга, повышается степень устойчивости коммерческого банка к макроэкономическим кризисам, поскольку франчайзинговые  компании осуществляют свою деятельность даже в условиях экономических катаклизмов, обеспечивая тем самым регулярный доход банку.

Безусловным мировым лидером  и родоначальником современного франчайзинга являются США. Одним из самых успешных примеров развития и становления франчайзинговой системы в это стране, является деятельность всемирно-известной корпорации «McDonald's» – безусловного лидера в индустрии фаст-фуда.

Так, по данным Международной  Ассоциации Франчайзинга в 2010 году в  США было создано 909253 франчайзинговых компаний, что позволило обеспечить более 11 млн. рабочих мест, или 8,1 процента от национальной рабочей силы частного сектора.

Американский франчайзинг, его стандарты и законы, его  капиталы и идеи являются эталоном для всего мира. Успеху американского  франчайзинга во многом способствуют четко прописанные законы, финансовая поддержка государства, серьезное  отношение к продвижению торговых марок, устойчивость стратегий, сильные  маркетинговые  позиции, образовательные  программы; принятие, совершенствование  и выполнение стандартов качества как продукта, так и бизнес-систем в целом; отлаженная работа франчайзинговых ассоциаций. Из многих успешных и известных американских франчайзеров можно выделить такие, как «Subway»; «McDonald's» «Burger King»; «Baskin Robbins»; «Pizza Hut»; «Domino's Pizza», «Holiday Inn» и многие другие.

Годовой объем продаж в  рамках системы франчайзинга в этой стране превышает $1,5 триллиона, при  этом около 50% предприятий розничной  торговли являются франчайзинговыми. Франчайзинг в сфере розничной  торговли обеспечивает приблизительно 15процентов ВВП США. Примерно 60 процентов ВНП страны производится предприятиями малого и среднего бизнеса, более 50 процентов которых работает по системе франчайзинга. По данным администрации малого бизнеса США, за последние пять лет в стране более 85 процентов малых предприятий по тем или иным причинам прекратили свое существование. За тот же период только 14 процентов предприятий-франчайзи были закрыты. Таким образом, в среднем из восьми созданных франшизных предприятий в течение первых пяти лет только один прекращает свое существование. {21}

По данным IFA по категориям франчайзинговых компаний США превалируют  в основном франшизы бизнес-формата (см. рис. 2.2). 81,1 процента франчайзинговых предприятий США относятся к франчайзингу бизнес-формата и лишь 18,9 процента франчайзинговых предприятий США относятся к франчайзингу товара. Производственный франчайзинг, по-видимому, используется для американских производителей, но за пределами страны (см. рис. 2.2).

Рис 2.2. Франчайзинговые  предприятия США по виду франчайзинга

Распределение объектов франчайзинга по отраслям в США в 2011 году (%) представлено на диаграмме на рисунке 2.3.

Рис 2.3. Распределение  объектов франчайзинга по отраслям в США в 2011 году

Из данной диаграммы, напрашивается  вывод, что в США наиболее развитыми  отраслям являются: услуги для бизнеса (В2В); общественное питание (фаст-фуд) и персональные услуги.

Степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в США. Среди европейских  стран Франция занимает лидирующие позиции по распространению франчайзинга и насчитывает  более 1037 франчайзеров и около 35 тысяч франчайзи. Рынок франчайзинга во Франции, на сегодняшний момент, развивается динамично и довольно стабильно.

Ситуация на рынке франчайзинга Германии довольно благоприятная, что способствует также и развитию иностранных франшиз. В Германии насчитывается более 910 франчайзинговых сетей и более 55 700 франчайзи. Такие французские брэнды как «Ив Роше», «Промод», «Пимки» уже долгое время развиваются и занимают определенное место на немецком рынке. В Германии 40 процентов всего рынка занимают услуги, 28 процентов – рестораны и отели, и 8 процентов – торговля.

После Франции и Германии по количеству франчайзинговых предприятий  идёт Великобритания. В этой стране насчитывается около 800 франчайзеров и более 340 000 франчайзи. Годовой объём  продаж составляет 21,7 миллиардов долларов.

В Италии франчайзинг играет важную роль в экономике страны. Даже в ситуации экономической стагнации  он стал одним из немногочисленных секторов, продемонстрировавших положительные  тенденции в динамике роста. По показателям развития франчайзинга, Италия приблизилась к таким признанным европейским лидерам, таких как Франция, Германия и Великобритания. Стабильный прирост новых успешных франшиз и появление позитивных отзывов в итальянских деловых изданиях способствовал укреплению мнения о франчайзинге, как о наиболее современной концепции ведения бизнеса. Выделяют 9 основных подсекторов, которые составляют широчайший спектр всех основных видов деятельности в Италии:

- Специализированные розничные продавцы продуктов питания.

- Неспециализированные сети.

- Товары индивидуального спроса.

- Товары для быта.

- Другая специализированная торговля.

- Услуги (парикмахерские, автосервисы, фотостудии, рекламные и консалтинговые фирмы).

- Отели и рестораны.

- Строительство и обслуживание.

- Производство.

В Италии каждому новому франчайзи Итальянская ассоциация франчайзинга  выделяет 50 тысяч евро, из которых 50 процентов – это грант, а 50 процентов – кредит под маленький процент. Отрасли в Италии, в которых франчайзинг сегодня развивается наиболее динамично, – это косметическая промышленность и заведения фаст-фуд. Из итальянских брендов можно выделить: «Diesel», «Гранд Италия», «Сannella», «Coconuda», «Artigli» и другие.

Для наглядности воспользуемся  цифрами, предоставленными World Franchise Council WFC (2012 г.) и компанией E.M.T.G, которые показывают динамику лидерства среди Европейских франчайзеров (рис 2.4).

 

 

Рис 2.4. Европейские  лидеры по количеству франчайзеров, 2011-2012 гг.

 

В Дании рынок франчайзинговых  сетей достаточно ограничен. Оно  и понятно, ведь Дания – крошечное  государство, число жителей которого сравнимо с половиной населения  Москвы. Но, не смотря на это, Дания является довольно привлекательной страной для системы франчайзинга, так как имеет близкое соседство со странами Скандинавии, что облегчает доступ к последним. По некоторым данным Дания насчитывает более 250 франчайзинговых предприятий, число занятых в сфере франчайзинга приблизительно насчитывает 50 тысяч датчан. Одной из популярных франшиз Дании можно назвать «Pilgrim». Этот бренд стал одним из крупнейших брендов на мировом рынке бижутерии и аксессуаров. На сегодняшний день украшения под брендом «Pilgrim» продаются более чем в 5 000 магазинов, расположенных в Европе и Австралии. Марка «BoConcept» из меленького датского городка Хернинг уже более 5 лет представлена в России. Московская компания «Интерстиль» приобрела мастер-франшизу на ныне крупнейшую мебельную сеть.

В центральных и юго-восточных  европейских странах франчайзинг предстает как нечто относительно новое. Чешская Республика и Венгрия выступают абсолютными лидерами в осуществлении франчайзинговых систем на территории Европы. Пищевая и швейная промышленности являются наиболее привлекательными областями для франчайзинга. Чехословацкая обувная компания «Bata» создала первый индустриальный франчайзинг ещё в 1929 году. Сегодня она так же представлена в России. Шерстяная компания из Рубэ создала сеть производства и распределения текстильных изделий марки «Пингвин».

«Pietro Filipi» – лидирующая фирма в Чешской республике, занимающаяся  производством и продажей женской и мужской одежды, основанная в Праге в 1993 году. Также здесь присутствуют известные компании высокоразвитых стран, которые сумели довольно быстро укорениться на чешском рынке. Это такие компании, как: американские «McDonald's», «Kentucky Fried Chicken», «Pizza Hut», «Future Kids» (обучение), «Holiday Inn», «Choice Hotel International» (гостиницы), «Rentex-Hertz» (аренда автомобилей), Немецкие OBI (агробизнес), «Family Frost» (замороженные продукты); итальянские «Versace» и «Sergio Rossi» (магазины моды); французские «Yves Rocher» (косметика ) и «Lacoste», «Marks & Spencer», «Mothercare» (одежда для матери и ребенка и принадлежности), «Next» (семейная мода) из Великобритании и многие другие. И судя по всему, можно сказать, что Чешская Республика находится в начале многообещающего развития франчайзинга.

Информация о работе Франчайзинг - инструмекнт развития МСП