Франчайзинг - инструмекнт развития МСП

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы было всесторонне рассмотреть теоретические основы франчайзинга, определить достоинства и недостатки данного явления, проанализировать опыт отечественных и мировых компаний, рассмотреть современные тенденции развития и дать оценку перспективности развития франчайзинга в малом и среднем бизнесе в России. Первая глава работы посвящена теоретическим основам: понятию, экономической сущности франчайзинга, его достоинствам и недостаткам, правовым аспектам исследуемого явления, а также истории развития франчайзинга в России и за рубежом. Во второй нашло отражение современное состояние развития франчайзинга в Российской экономике и на мировом рынке. Третья посвящена стратегиям регионального развития, и последняя глава ...

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 8
1.1. Понятие, экономическая сущность франчайзинга. Характеристика субъектов франчайзинговых отношений 8
1.2. Основные преимущества и недостатки применения франчайзинга 17
1.3. Правовые аспекты франчайзинга 20
1.4. История развития франчайзинга в России и за рубежом 24
Глава 2. Анализ структуры рынка франчайзинга 28
2.1. Современные тенденции развития франчайзинга на мировом рынке 28
2.2. Современное состояние и развитие франчайзинга в экономике России 38
Глава 3. Стратегии развития франчайзинга в регионах 55
3.1. Территориальные стратегии развития франчайзинга 55
3.2. Развитие бизнеса по системе франчайзинга на конкрентном примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 64
3.3. Расчёт доходности предприятия торговли на примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 71
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Список сносок………………………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 409.77 Кб (Скачать)

Виды франчайзинга можно  также проклассифицировать по количеству франшиз:

1) франчайзинг отдельно  взятого предприятия;

2) корпоративный франчайзинг.

История корпоративного франчайзинга связана с переходом семейного  бизнеса к корпоративному франчайзинговому бизнесу, для которого характерен приход компаний или отдельных лиц, готовых  вкладывать инвестиции в отдельно взятое предприятие, работающее по системе  франчайзинга и создавать свою региональную сеть, привлекая к этому наемные  лица.

В  рамках корпоративного франчайзингового бизнеса можно  выделить  два основных его направления развития.

Первое направление развития  франчайзинговой сети подразумевает  ограничение определенным видом  деятельности. Часто непосредственно  при участии владельца франшизы, в качестве генерального менеджера.

Второе направление подразумевает  охват сразу несколько сфер франчайзингового бизнеса, например, включая во франчайзинговую систему одновременно франчайзинговые компании делового и товарного франчайзинга, либо делового и производственного франчайзинга.

Одни из крупнейших торговых марок, таких как «Pizza Hut» и «Kentucky Fried Chicken» (деловой франчайзинг), уже  более 30 лет принадлежат компании «PepsiCo» (производственный франчайзинг). Для справки, более 25% американских франшизодателей являются владельцами  корпоративных франшизных сетей.

Франчайзинговый бизнес также  можно проклассифицировать по стратегии  расширения франчайзингового бизнеса  на 4 вида:

1) классический франчайзинг,  на условиях опциона;

2) конверсионный франчайзинг;

3) дочерний франчайзинг;

4) франчайзинговый контракт  на менеджмент 

Когда мы говорим об организации  франчайзинговой компании, как правило, выстраивается классическая схема, когда предприниматель покупает франшизу и, заручившись поддержкой франчайзера, создает новое франчайзинговое предприятие и начинает развивать бизнес по систему франчайзинга.

Классическим франчайзингом  на условиях опциона называется способ ведения бизнеса, при котором  между франчайзи и франчайзером заключается договор на приобретение франшизы на условиях опциона. Помимо создания одного франчайзингового предприятия, ограниченного конкретной территорией, франчайзи имеет преимущественное право на открытие еще нескольких новых франчайзинговых предприятий на льготных условиях, под торговой маркой франчайзера.

В дальнейшем, деятельность франчайзи по расширению бизнеса  во многом определяется условиями заключенного франчайзингового договора с франчайзером. В нём, как правило, оговаривается  территория освоения конкретного региона, количество франшиз и график их открытия.

Конверсионный франчайзинг – это способ ведения бизнеса, при котором к франчайзинговой системе «под зонтик» бренда франчайзера присоединяется действующее самостоятельное предприятие аналогичного или смежного профиля, владелец которого заключает с компанией франчайзера договор о предоставлении франшизы. {13}

Дочерний франчайзинг – одна из форм создания франшизных предприятий. Такая форма подразумевает конверсию, но в качестве франчайзи выступает опытный предприниматель с уже организованным бизнесом.

Присоединение к известной  франчайзинговой системе «под зонтик»  бренда франчайзера в подобных случаях  продиктовано несколько иными целями.

Как правило, это стремление выйти на общенациональный рынок  и повышение своей конкурентоспособности  с помощью общепризнанного товарного  знака или преимуществ конкретной стратегии, научных исследований и  разработок.

Естественно, что подобный владелец франшизы в большей степени  независим от франчайзера и во многих случаях предпочитает сохранять  свое первоначальное фирменное наименование в качестве добавочного, а зачастую и основного.

Франчайзинговый контракт на менеджмент – форма взаимоотношений между франчайзером и франчайзи, при которой, формально являясь владельцем франчайзингового предприятия, франчайзер в действительности выступает лишь в роли инвестора, ограничиваясь своей пассивной ролью и полностью полагаясь на менеджмент в этом франчайзинговом предприятии со стороны франчайзера. {14}

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные преимущества и недостатки применения франчайзинга.

 

Как и любой другой способ ведения бизнеса, франчайзинг имеет  свои преимущества и недостатки. Успешные предприниматели и руководители понимают преимущества франчайзинга и  при принятии решений о целесообразности использования его в своем  бизнесе, сравнивают  их с недостатками. 

Существенным преимуществом  франчайзинга является то, что компания франчайзер получает дополнительные  конкурентные преимущества для своей  сети перед другими аналогичными системами за счет:

• достижения единообразия всех участников сети (франчайзера и франчайзи);

• ускоренного продвижения на рынке за счет тиражирования отработанных технологий;

• повышения репутации всей сети основанной на использовании единых стандартов качества.

Формирование  и  реализация общих целей происходит на базе единого стратегического  видения, качественных характеристик  избранной модели франчайзинга, заданного  уровня управленческого потенциала, деловой этикой франшизных отношений.

Общее стремление к  совершенствованию и грамотное  управление, направленное на оптимизацию  информационных, материальных и финансовых потоков позволяют добиваться стабильности в развитии франчайзинговой сети и стимулирует ее рост.

Повышение репутации  системы в целом оказывает  серьезное воздействие на уровень  доверия к субъектам франшизных отношений и их репутацию. Использование  преимуществ системы дает дополнительные возможности развития каждого франчайзи.

Выделим основные преимущества и недостатки франчайзинга для обеих  сторон.

Преимущества  для франчайзера:

• Быстрое расширение рынков сбыта, увеличение объема продаж и территориальное расширение бизнеса.

• Проведение единой ценовой политики и увеличение контроля на рынке без нарушения антимонопольного законодательства.

• Контроль качества результатов деятельности.

• Централизация маркетинговой деятельности.

• Дополнительный доход от взносов франчайзи, и от оказания им дополнительных услуг (прибыль от возможной сдачи в аренду франчайзи недвижимости и оборудования, прибыль от возможного кредитования франчайзи и от уменьшения сроков оборота).

• Экономия административно-хозяйственных и управленческих расходов в связи с перенесением их части на франчайзи и в связи с отсутствием необходимости инвестировать в дочерние структуры и филиалы.

Преимущества  для франчайзи:

• Возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными капитальными вложениями.

• Мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком или фирменным наименованием.

• Вступление в отлаженную систему под известной торговой маркой с гарантией обучения и всесторонней поддержки франчайзера.

• Франчайзер может оказать содействие в доступе к кредитным ресурсам как товарным, так и денежным.

• Экономия на дорогостоящих маркетинговых исследованиях, рекламной кампании и др.

• Гарантированность постоянного снабжения.

• Возможность приобретения основных фондов у франчайзера путем лизинга или по остаточной стоимости.

• Снижение риска банкротства и других коммерческих и финансовых рисков.

Недостатки для  франчайзера:

• Получение меньшей части прибыли от торгового франчайзингового предприятия, чем от собственного.

• Невысокая репутация одного из франчайзинговых предприятий при отсутствии должного контроля за качеством может отразиться на репутации самой компании.

• Трудности с подбором компетентного в основах бизнеса франчайзи.

• Обучая франчайзи, франчайзер готовит себе возможного конкурента.

• Отсутствие реальной правовой базы по ведению франчайзингового бизнеса.

• Сложность контроля независимых франчайзи.

• Необходимость формирования специальных фондов поддержки снижает гибкость использования прибыли.

Недостатки для  франчайзи:

• Контроль, осуществляемый франчайзером, оставляет меньше самостоятельности в бизнесе.

• Потеря репутации франчайзером приведет франчайзи к потере собственной репутации.

• Услуги, предоставляемые франчайзером, например обязательные взносы в общий рекламный фонд, могут представлять серьёзную статью затрат для франчайзи.

• Объемы продаж могут оказаться ниже запланированных.

• Трудно влиять на общую стратегию франчайзера.

• Конфликт из-за концентрации торговых точек.

Множество преимуществ и  недостатков, требует серьезного и  грамотного подхода при принятии решений как о формировании и  применении концепции франчайзинга, так и об участии во франшизных отношениях. Но надо сказать, что модели франчайзинга, мотивации франчайзеров и франчайзи, цели и схемы взаимодействия сторон, при наличии общих признаков, могут существенно различаться  между собой. Соответственно будут  изменяться и перечисленные выше преимущества и недостатки.

И всё же, рассматривая франчайзинг  как форму организационного бизнеса, можно с уверенностью сказать, что франчайзинг является рентабельной финансовой моделью, генерирующей высокую прибыль на инвестированный капитал при относительно низком уровне рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Правовые аспекты франчайзинга.

 

Понятие «франчайзинг» не введено в юридический глоссарий, который используется в действующем  законодательстве. В российском законодательстве отношения франчайзинга именуются  как коммерческая концессия и  до недавнего времени регулировались статьями Гражданского кодекса РФ (часть  вторая, глава 54, статьи 1027-1030)  «Коммерческая  концессия» и Законом РФ от 23 сентября 1992г № 3250-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями  от 11.12.2002г.). 

С 2008 года на смену закону «О товарных знаках …» пришла часть  четвертая ГК РФ статьи 1225-1551, которая  регулирует вопросы, связанные с  правом на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Одновременно вступили в действия изменения  в 54 главу ГК РФ.

До принятия IV части ГК большая часть обсуждений 54 главы  ГК РФ была посвящена вопросам внесения новых терминов в ГК, правомерности  передачи фирменного наименования и  коммерческого обозначения, двойной  регистрации договора, неоправданно долгих сроков регистрации охраняемых прав, ответственности  правообладателя   по  требованиям, предъявляемым к  пользователю, обязанности правообладателя  контролировать качество.

Многие правообладатели  использовали коммерческую концессию  для обеспечения возможности  более быстрого вступления в правоотношения с партнерами и установления долгосрочного  характера взаимных связей. Договор  подлежал обязательной регистрации  в налоговом органе, но не являлся  ничтожным до регистрации, стороны  не могли ссылаться на него только в отношениях с третьими лицами. Если в договоре содержалось охраняемое право (например, товарный знак), то договор  подлежал еще одной регистрации  в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Поэтому значительное количество правообладателей использовали в практике два договора: коммерческой концессии  и лицензионный договор.

Лицензионный договор  использовали те правообладатели, которые  передавали конкретное охраняемое право. Срок окончания действия передаваемого  по лицензионному договору права  влиял не на срок действия договора коммерческой концессии, а только на лицензионный договор, продление срока которого (а впоследствии по требованию Роспатента – его перезаключение) не влияло на отношения сторон по договору коммерческой концессии.

С введением новых норм договор коммерческой концессии  является ничтожным до момента регистрации  в Роспатенте. Срок ее формально  не установлен и потому может быть достаточно длительным, что не стимулирует  использование таких договоров.

А также после введения в действие части IV ГК РФ фирменное  наименование может принадлежать только одному лицу и соответственно распоряжение исключительным правом (в том числе  путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования  фирменного наименования) не допускается. Много проблем возникало также  с передачей права на коммерческое обозначение по договору коммерческой концессии.

Между тем, как правило, основным объектом интеллектуальной собственности, который передается пользователю или  лицензиату по договору коммерческой концессии или лицензионному  договору, является зарегистрированный товарный знак или знак обслуживания. Именно зарегистрированный товарный знак является основным средством индивидуализации производимых товаров или оказываемых  услуг, поэтому часто именно он является основным компонентом договора, к  которому могут быть добавлены и  другие объекты, такие как промышленные образцы, объекты авторского права, техническая документация, ноу-хау, полезные модели, изобретения и др.

Информация о работе Франчайзинг - инструмекнт развития МСП