Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа
Целью работы было всесторонне рассмотреть теоретические основы франчайзинга, определить достоинства и недостатки данного явления, проанализировать опыт отечественных и мировых компаний, рассмотреть современные тенденции развития и дать оценку перспективности развития франчайзинга в малом и среднем бизнесе в России. Первая глава работы посвящена теоретическим основам: понятию, экономической сущности франчайзинга, его достоинствам и недостаткам, правовым аспектам исследуемого явления, а также истории развития франчайзинга в России и за рубежом. Во второй нашло отражение современное состояние развития франчайзинга в Российской экономике и на мировом рынке. Третья посвящена стратегиям регионального развития, и последняя глава ...
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 8
1.1. Понятие, экономическая сущность франчайзинга. Характеристика субъектов франчайзинговых отношений 8
1.2. Основные преимущества и недостатки применения франчайзинга 17
1.3. Правовые аспекты франчайзинга 20
1.4. История развития франчайзинга в России и за рубежом 24
Глава 2. Анализ структуры рынка франчайзинга 28
2.1. Современные тенденции развития франчайзинга на мировом рынке 28
2.2. Современное состояние и развитие франчайзинга в экономике России 38
Глава 3. Стратегии развития франчайзинга в регионах 55
3.1. Территориальные стратегии развития франчайзинга 55
3.2. Развитие бизнеса по системе франчайзинга на конкрентном примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 64
3.3. Расчёт доходности предприятия торговли на примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 71
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Список сносок………………………………………………………………………………...85
Статистика по динамике развития франчайзинга в странах мира представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Статистика по динамике франчайзинга в странах мира
Страна |
Кол-во объектов |
Занятость, чел. |
Кол-во |
Изменение развития за три года, % |
Россия |
20 731 |
277 480 |
485 |
+98 |
Дания |
8000 |
27 200 |
200 |
+11 |
Финляндия |
6800 |
42 000 |
265 |
+20 |
Франция |
53 002 |
693 164 |
1375 |
+20 |
Германия |
58 000 |
452 000 |
960 |
+5 |
Греция |
18 089 |
- |
563 |
+3 |
Венгрия |
18 000 |
95 000 |
341 |
+6 |
Польша |
41 263 |
350 000 |
565 |
+47,5 |
Хорватия |
1000 |
15 680 |
170 |
+13 |
Словения |
1527 |
6910 |
107 |
+4,8 |
Швеция |
18 000 |
102 000 |
550 |
+83 |
Турция |
44 225 |
252 000 |
1640 |
+18,8 |
Великобритания |
34 800 |
453 000 |
842 |
+4 |
Украина |
18 499 |
145 174 |
247 |
-18 |
США |
854 511 |
9 578 000 |
- |
-2,1 |
(по данным World Franchise Council WF и компании E. M. T. G)
Согласно предварительным расчетам ассоциации, сделанным на основе прошлогодних исследований, по итогам 2012 года благодаря открытию новых точек значительно выросло число рабочих мест, одновременно увеличился и суммарный товарооборот франчайзинговых компаний. Результаты развития франчайзинга в 2013 году будут, по оценкам, еще более впечатляющими. Однако Россия по-прежнему сильно отстает от развитых стран по общему количеству компаний.
Из тех компаний, что уже представлены на Российском рынке, чуть больше половины работают 5 лет и дольше, а 43, 5 процента - это более молодые франшизы (см. рис 2.5).
Рис 2.5. Франшизы по времени существования на российском рынке
Приведенная диаграмма наглядно демонстрирует темпы развития молодого рынка франчайзинга в России.
От общего количества франчайзинговых компаний отечественные бренды занимают 62% рынка (рис 2.6).
Рис. 2.6. Структура российского рынка франчайзинга по происхождению компаний.
В частности, на российском рынке развитием франчайзинга занимаются компании, некоторые из которых представлены в приведённой ниже таблице 2.2.
Таблица 2.2
Франчайзинговые компании, развивающие бизнес в России
Компания |
Происхождение, регион |
Направление |
Benetton |
Италия |
Сеть бутиков |
Coca-cola |
США |
Предприятия питания |
Ecco |
Дания |
Обувные магазины |
English First |
Великобритания |
Школы иностранных языков |
Formoza |
Россия, Москва |
Компьютеры |
Grillmaster |
Германия |
Предприятия питания |
Ives Rocher |
Франция |
Салоны парфюмерии |
Naf-Naf |
Франция |
Сеть бутиков |
Pizza Hut |
США |
Предприятия питания |
Subway |
США |
Предприятия питания |
«Ароматный мир» |
Россия, Москва |
Торговля, алкоголь |
«Баскин Роббинс» |
США |
Предприятия питания |
«Диана» |
Россия, Москва |
Сеть химчисток |
«Копейка» |
Россия, Москва |
Сеть универмагов |
«Красный куб» |
Россия, Москва |
Подарки |
«Крошка-картошка» |
Россия, Москва |
Предприятие питания |
«Сибнефть» |
Россия, Омск |
АЗС |
ТНК |
Россия, Тюмень |
АЗС |
Для оценки динамики увеличения
объемов франчайзинга целесообразно
воспользоваться данными
При этом, необходимо отметить, что статистические данные о точном количестве франчайзинговых сетей в России не совсем точны.
Это связано с тем, что,
как говорилось ранее, у нас в
стране нет законодательно определенного
понятия франчайзинга как такового.
Предприятия оформляют
По данным Роспатента за 2011 г. количество зарегистрированных лицензионных договоров и товарных знаков, в отношении которых зарегистрированы договоры, составило 4743 и 10216 соответственно (смотрим табл. 2.3).
Таблица 2.3
Количество зарегистрированных
лицензионных договоров и товарных
знаков, в отношении которых
Вид договора |
2009 |
2010 |
2011 | |||
Договоры |
Товарные знаки |
Договоры |
Товарные знаки |
Договоры |
Товарные знаки | |
Лицензионные договоры/ Договоры
коммерческой концессии, всего |
4916/940 |
9157 |
5836/1169 |
11720 |
4743/1403 |
10216/2769 |
от российских правообладателей |
3976 |
5902 |
4805 |
8174 |
3897/1114 |
6831/1896 |
от иностранных |
940 |
3255 |
1031 |
3546 |
846/289 |
3385/873 |
http://www.rupto.ru/rupto/
При этом 82,26 процента лицензионных договоров было заключено от имени российских правообладателей, а остальные 17,84 процента — от иностранных (см. рис. 2.7).
Рис. 2.7. Количество заключенных лицензионных договоров в 20011 г. по данным отчётов о деятельности Роспатента.
Опираясь на данные Роспатента,
можно отследить примерную
Рис. 2.8. Динамика
увеличения количества товарных знаков,
в отношении которых
График отражает изменение соотношения между российскими и зарубежными франчайзинговыми компаниями, выходящими на рынок за период с 2004 по 2011 годы. Из него видно, что иностранные правообладатели ведут более сдержанную политику в отношении своего расширения на Российском рынке. Российские франчайзеры более «волотильны».
Такая практика является немаловажной отличительной чертой российского франчайзинга от общепринятой.
Структуру реализуемых франшиз в рамках франчайзинговых отношений в основном определяют потребности населения в определенных товарах и услугах, и тенденции развития той или иной отрасли. Именно поэтому, наибольшей популярностью у франчайзи пользуются франшизы для розничной торговли, которые дают право на ее ведение под товарным знаком раскрученных торговых сетей.
С другой стороны, на привлекательность бизнеса по франшизе влияет непосредственно стоимость самой франшизы – т.е. на развитие рынка влияет не столько спрос потребителя товара (услуги), сколько спрос со стороны франчайзи. В этом случае наиболее привлекательны франшизы в сфере услуг, так как они не требуют масштабных инвестиционных вложений в данный вид бизнеса. Как факт, в США лучше развит именно сегмент рынка услуг.
Менее развит бизнес по производственным
франшизам, т.к. он обладает существенной
капиталоемкостью и требует от франчайзи
высокой степени
В отличии от тех же США, в России наибольшей популярностью пользуется товарный франчайзинг. Происходит это за счёт относительно недорогой стоимости франшиз, где значительная часть инвестиций идёт на закупку товара. Структура Российского рынка франшиз представлена на нижеследующей диаграмме (рис.2.9).
Рис.2.9. Структура рынка франшиз на российском рынке
Из диаграммы видно, что «львиную» долю рынка занимает торговля – 52 процента и 5 процентов соответственно, далее идут франшизы предприятий общественного питания – 16 процентов, услуги – 24 процента и прочие франшизы – 4 процента.
По моему мнению, такое распределение связано с тем, что торговля, как правило, более высоко рентабельна и, соответственно, связанные с ней бизнес-проекты быстрее окупаются и имеют меньше рисков. Соответственно, банки охотнее выдают предпринимателям кредиты под такие проекты.
Для сведения, в США больше распространены франшизы в В2В-сфере (28 процентов), общепите (24 процента), а ритейл-франшизы занимают лишь 9 процентов. Не в последнюю очередь это связано с тем, что за рубежом ставки по кредитам для франчайзи существенно ниже, чем в России, где они могут достигать от 20 до 47 процентов, против 7 процентов в США и даже 4 процентов – во Франции (данные E.M.T.G.).
Опираясь на эти данные можно предположить, сколь огромен потенциал франчайзинга в России в случае проведения банками более лояльной кредитной политики.
Из представленной выше диаграммы,
очевидно, что сектор торговли непродовольственными
товарами занимает ведущее место
в структуре рынка. Его доля составляет
52% и это самый высокий
В свою очередь, сектор непродовольственных товаров можно поделить на франшизы в сфере торговли (рис.2.10):
Рис.2.10. Структура
рынка франшиз в секторе
Но следует отметить, что информация по данной диаграмме приблизительна. Поскольку, в нашей стране не существует законодательно закреплённого понятия франчайзинг, что приводит к несколько завышенным результатам оценочных данных относительно текущего состояния рынка франшиз в секторе непродовольственной торговли.
Преобладают в этом секторе российского франчайзинга, в первую очередь, франшизы фирменных магазинов одежды.
Производители и оптовые
поставщики одежды в условиях жесткой
конкуренции активно стремятся
выстраивать фирменные
Франшизы магазинов одежды,
в сравнении с франчайзингом
в других отраслях бизнеса, можно
назвать самыми демократичными. Большинство
франчайзеров – правообладателей одежных
брендов – не взимают со своих
франчайзи паушальных взносов при
заключении договоров на организацию
магазина. При запуске магазина и
в процессе дальнейшего ведения
бизнеса на франчайзи также не
возлагается обязанность