Франчайзинг - инструмекнт развития МСП

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы было всесторонне рассмотреть теоретические основы франчайзинга, определить достоинства и недостатки данного явления, проанализировать опыт отечественных и мировых компаний, рассмотреть современные тенденции развития и дать оценку перспективности развития франчайзинга в малом и среднем бизнесе в России. Первая глава работы посвящена теоретическим основам: понятию, экономической сущности франчайзинга, его достоинствам и недостаткам, правовым аспектам исследуемого явления, а также истории развития франчайзинга в России и за рубежом. Во второй нашло отражение современное состояние развития франчайзинга в Российской экономике и на мировом рынке. Третья посвящена стратегиям регионального развития, и последняя глава ...

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 8
1.1. Понятие, экономическая сущность франчайзинга. Характеристика субъектов франчайзинговых отношений 8
1.2. Основные преимущества и недостатки применения франчайзинга 17
1.3. Правовые аспекты франчайзинга 20
1.4. История развития франчайзинга в России и за рубежом 24
Глава 2. Анализ структуры рынка франчайзинга 28
2.1. Современные тенденции развития франчайзинга на мировом рынке 28
2.2. Современное состояние и развитие франчайзинга в экономике России 38
Глава 3. Стратегии развития франчайзинга в регионах 55
3.1. Территориальные стратегии развития франчайзинга 55
3.2. Развитие бизнеса по системе франчайзинга на конкрентном примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 64
3.3. Расчёт доходности предприятия торговли на примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 71
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Список сносок………………………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 409.77 Кб (Скачать)

Статистика по динамике развития франчайзинга в странах мира представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Статистика по динамике франчайзинга в странах  мира

Страна

Кол-во объектов

Занятость, чел.

Кол-во  
франчайзеров

Изменение развития за три года, %

Россия

20 731

277 480

485

+98

Дания

8000

27 200

200

+11

Финляндия

6800

42 000

265

+20

Франция

53 002

693 164

1375

+20

Германия

58 000

452 000

960

+5

Греция

18 089

-

563

+3

Венгрия

18 000

95 000

341

+6

Польша

41 263

350 000

565

+47,5

Хорватия

1000

15 680

170

+13

Словения

1527

6910

107

+4,8

Швеция

18 000

102 000

550

+83

Турция

44 225

252 000

1640

+18,8

Великобритания

34 800

453 000

842

+4

Украина

18 499

145 174

247

-18

США

854 511

9 578 000

-

-2,1





(по данным World Franchise Council WF и компании E. M. T. G)

 

Согласно предварительным  расчетам ассоциации, сделанным на основе прошлогодних исследований, по итогам 2012 года благодаря открытию новых точек значительно выросло число рабочих мест, одновременно увеличился и суммарный товарооборот франчайзинговых компаний. Результаты развития франчайзинга в 2013 году будут, по оценкам, еще более впечатляющими. Однако Россия по-прежнему сильно отстает от развитых стран по общему количеству компаний.

Из тех компаний, что  уже представлены на Российском рынке, чуть больше половины работают 5 лет и дольше, а 43, 5 процента - это более молодые франшизы (см. рис 2.5).

Рис 2.5. Франшизы по времени существования на российском рынке

Приведенная диаграмма наглядно демонстрирует темпы развития молодого рынка франчайзинга в России.

От общего количества франчайзинговых  компаний отечественные бренды занимают 62% рынка (рис 2.6).

Рис. 2.6. Структура  российского рынка франчайзинга по происхождению компаний.

В частности, на российском рынке развитием франчайзинга занимаются компании, некоторые из которых представлены в приведённой ниже таблице 2.2.

Таблица 2.2

Франчайзинговые компании, развивающие бизнес в России

Компания

Происхождение, регион

Направление

Benetton

Италия

Сеть бутиков

Coca-cola

США

Предприятия питания

Ecco

Дания

Обувные магазины

English First

Великобритания

Школы иностранных языков

Formoza

Россия, Москва

Компьютеры

Grillmaster

Германия

Предприятия питания

Ives Rocher

Франция

Салоны парфюмерии

Naf-Naf

Франция

Сеть бутиков

Pizza Hut

США

Предприятия питания

Subway

США

Предприятия питания

«Ароматный мир»

Россия, Москва

Торговля, алкоголь

«Баскин Роббинс»

США

Предприятия питания

«Диана»

Россия, Москва

Сеть химчисток

«Копейка»

Россия, Москва

Сеть универмагов

«Красный куб»

Россия, Москва

Подарки

«Крошка-картошка»

Россия, Москва

Предприятие питания

«Сибнефть»

Россия, Омск

АЗС

ТНК

Россия, Тюмень

АЗС


 

Для оценки динамики увеличения объемов франчайзинга целесообразно  воспользоваться данными федеральной  службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

При этом, необходимо отметить, что статистические данные о точном количестве франчайзинговых сетей в России не совсем точны.

Это связано с тем, что, как говорилось ранее, у нас в  стране нет законодательно определенного  понятия франчайзинга как такового. Предприятия оформляют отношения  с франчайзи, заменяя договоры франчайзинга рядом других договоров. Практика показывает, что часто вместо договора франчайзинга (договора коммерческой концессии) заключается  обычный лицензионный договор, по которому одна сторона (лицензиар),  передаёт право на использование результатами интеллектуальной деятельности или  средствами индивидуализации, предусмотренными договором, другой стороне (лицензиату). При этом, и к договору коммерческой концессии и к лицензионному  договору предъявляются одинаковые требования: заключение договора в  письменном виде и обязательная государственная  регистрация в Роспатенте.

По данным Роспатента за 2011 г. количество зарегистрированных лицензионных договоров и товарных знаков, в отношении которых зарегистрированы договоры, составило 4743 и 10216 соответственно (смотрим табл. 2.3).

 

Таблица 2.3

Количество зарегистрированных лицензионных договоров и товарных знаков, в отношении которых зарегистрированы договоры

 

Вид договора

2009

2010

2011

Договоры

Товарные знаки

Договоры

Товарные знаки

Договоры

Товарные знаки

Лицензионные договоры/ Договоры коммерческой концессии, всего 
в том числе:

4916/940

9157

5836/1169

11720

4743/1403

10216/2769

от российских правообладателей

3976

5902

4805

8174

3897/1114

6831/1896

от иностранных правообладателей

940

3255

1031

3546

846/289

3385/873


http://www.rupto.ru/rupto/portal/de8f69c8-8d31-11e1-1ed9-9c8e9921fb2c

 

При этом 82,26 процента лицензионных договоров было заключено от имени российских правообладателей, а остальные 17,84 процента — от иностранных (см. рис. 2.7).

 

Рис. 2.7. Количество заключенных лицензионных договоров  в 20011 г. по данным отчётов о деятельности Роспатента.

Опираясь на данные Роспатента, можно отследить примерную динамику увеличения количества товарных знаков, в отношении которых зарегистрированы лицензионные договоры, представленную на рис.2.8.

Рис. 2.8. Динамика увеличения количества товарных знаков, в отношении которых зарегистрированы лицензионные договоры (2004–2011 гг.)

График отражает изменение  соотношения между российскими  и зарубежными франчайзинговыми компаниями, выходящими на рынок за период с 2004 по 2011 годы. Из него видно, что иностранные правообладатели ведут более сдержанную политику в отношении своего расширения на Российском рынке. Российские франчайзеры более «волотильны».

Такая практика является немаловажной отличительной чертой российского  франчайзинга от общепринятой. 

Структуру реализуемых франшиз  в рамках франчайзинговых отношений  в основном определяют потребности  населения в определенных товарах  и услугах, и тенденции развития той или иной отрасли. Именно поэтому, наибольшей популярностью у франчайзи пользуются франшизы для розничной торговли, которые дают право на ее ведение под товарным знаком раскрученных торговых сетей.

С другой стороны, на привлекательность бизнеса по франшизе влияет непосредственно стоимость самой франшизы – т.е. на развитие рынка влияет не столько спрос потребителя товара (услуги), сколько спрос со стороны франчайзи. В этом случае наиболее привлекательны франшизы в сфере услуг, так как они не требуют масштабных инвестиционных вложений в данный вид бизнеса. Как факт, в США лучше развит именно сегмент рынка услуг.

Менее развит бизнес по производственным франшизам, т.к. он обладает существенной капиталоемкостью и требует от франчайзи  высокой степени специализированной профессиональной готовности. При этом, производственный франчайзинг считается более стабильным и доходным. Более того, эксперты считают, что по мере роста конкуренции в ближайшие годы начнется бум спроса на производственные франшизы.

В отличии от тех же США, в России наибольшей популярностью пользуется товарный франчайзинг. Происходит это за счёт относительно недорогой стоимости франшиз, где значительная часть инвестиций идёт на закупку товара. Структура Российского рынка франшиз представлена на нижеследующей диаграмме (рис.2.9).

 

Рис.2.9. Структура  рынка франшиз на российском рынке

 

Из диаграммы видно, что  «львиную» долю рынка занимает торговля – 52 процента и 5 процентов соответственно, далее идут франшизы предприятий общественного питания – 16 процентов, услуги – 24 процента и прочие франшизы – 4 процента.

По моему мнению, такое  распределение связано с тем, что торговля, как правило, более  высоко рентабельна и, соответственно, связанные с ней бизнес-проекты быстрее окупаются и имеют меньше рисков. Соответственно, банки охотнее выдают предпринимателям кредиты под такие проекты.

Для сведения, в США больше распространены франшизы в В2В-сфере (28 процентов), общепите (24 процента), а ритейл-франшизы занимают лишь 9 процентов. Не в последнюю очередь это связано с тем, что за рубежом ставки по кредитам для франчайзи существенно ниже, чем в России, где они могут достигать от 20 до 47 процентов, против 7 процентов в США и даже 4 процентов – во Франции (данные E.M.T.G.).

Опираясь на эти данные можно предположить, сколь огромен  потенциал франчайзинга в России в случае проведения банками более  лояльной кредитной политики.

Из представленной выше диаграммы, очевидно, что сектор торговли непродовольственными товарами занимает ведущее место  в структуре рынка. Его доля составляет 52% и это самый высокий показатель.

В свою очередь, сектор непродовольственных  товаров можно поделить на франшизы в сфере торговли (рис.2.10):

Рис.2.10. Структура  рынка франшиз в секторе торговли не продовольственными товарами

Но следует отметить, что  информация по данной диаграмме приблизительна. Поскольку, в нашей стране не существует законодательно закреплённого понятия  франчайзинг, что приводит к несколько завышенным результатам оценочных данных относительно текущего состояния рынка франшиз в секторе непродовольственной торговли.

Преобладают в этом секторе  российского франчайзинга, в первую очередь, франшизы фирменных магазинов одежды.

Производители и оптовые  поставщики одежды в условиях жесткой  конкуренции активно стремятся  выстраивать фирменные розничные  сети для сбыта своей продукции. Из примеров франшиз магазинов одежды можно назвать: «Sela»; «SAVAGE»; «ESPRIT»; «DIM»; «Finn Flare»; «Gloria Jeans»; «WoolStreet»; «MoDaMo»; «Flo&Jo»; «SODA»; «Кувыр.com»; «ТВОЕ»; «BAON» и многие другие бренды.

Франшизы магазинов одежды, в сравнении с франчайзингом  в других отраслях бизнеса, можно  назвать самыми демократичными. Большинство  франчайзеров – правообладателей одежных  брендов – не взимают со своих  франчайзи паушальных взносов при  заключении договоров на организацию  магазина. При запуске магазина и  в процессе дальнейшего ведения  бизнеса на франчайзи также не возлагается обязанность выплачивать  франчайзеру роялти – ежемесячные платежи, размер которых привязан к месячному обороту магазина. Франчайзер получает прибыль с оптовых поставок одежды своим партнерам – магазинам франчайзи. Маркетинговые и рекламные сборы, взимаемые с франчайзи, также не часто встречаются в программах франчайзинга магазинов одежды, более того, в случае если они предусмотрены договором, они могут оставаться в распоряжении магазина для рекламного оформления принадлежащих ему торговых площадей.

Информация о работе Франчайзинг - инструмекнт развития МСП