Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа
Целью работы было всесторонне рассмотреть теоретические основы франчайзинга, определить достоинства и недостатки данного явления, проанализировать опыт отечественных и мировых компаний, рассмотреть современные тенденции развития и дать оценку перспективности развития франчайзинга в малом и среднем бизнесе в России. Первая глава работы посвящена теоретическим основам: понятию, экономической сущности франчайзинга, его достоинствам и недостаткам, правовым аспектам исследуемого явления, а также истории развития франчайзинга в России и за рубежом. Во второй нашло отражение современное состояние развития франчайзинга в Российской экономике и на мировом рынке. Третья посвящена стратегиям регионального развития, и последняя глава ...
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 8
1.1. Понятие, экономическая сущность франчайзинга. Характеристика субъектов франчайзинговых отношений 8
1.2. Основные преимущества и недостатки применения франчайзинга 17
1.3. Правовые аспекты франчайзинга 20
1.4. История развития франчайзинга в России и за рубежом 24
Глава 2. Анализ структуры рынка франчайзинга 28
2.1. Современные тенденции развития франчайзинга на мировом рынке 28
2.2. Современное состояние и развитие франчайзинга в экономике России 38
Глава 3. Стратегии развития франчайзинга в регионах 55
3.1. Территориальные стратегии развития франчайзинга 55
3.2. Развитие бизнеса по системе франчайзинга на конкрентном примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 64
3.3. Расчёт доходности предприятия торговли на примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 71
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Список сносок………………………………………………………………………………...85
Выбор пути географического расширения — один из решающих факторов для достижения успеха. При этом необходимо учитывать, что выбрав неверную стратегию, можно свести «на нет» результат направленных на расширение усилий, что негативно скажется на эффективности работы потенциально продуктивной системы. Поэтому выбор подобной стратегии — задача, требующая исключительно продуманного подхода.
В общем, эффективная территориальная стратегия состоит из трех основных компонентов:
При выработке территориальной стратегии, в любом случае необходимо определиться с механизмом предоставления франшизы. Франчайзи могут быть проданы права как на несколько торговых точек одновременно, так и только на одну. Кроме того, необходимо определить территорию для франчайзи и, в частности, выяснить целесообразность предоставления франчайзи эксклюзивных территорий и задать их границы. Третий компонент, от которого зависит эффективность территориальной стратегии – объем передаваемых прав франчайзи на возможность расширения внутри границ своей территории.
На практике существует две популярные концепции построения территориальной стратегии. Первая, пожалуй, самая популярная, когда франчайзеры продают права владения отдельными торговыми точками, вторая - основана на использовании одного из трех типов многоуровневого франчайзинга: мастера франчайзинга, территориального франчайзинга или субфранчайзинга.
Для того чтобы территориальная стратегия принесла успех, необходимо решить, будет ли компания заниматься многоуровневым франчайзингом, и если да, то по какому принципу будет построена франшизная система.
В многоуровневом франчайзинге выделяют основные три стратегии развития:
Мастер франчайзинг
Мастер франчайзинг
Так, зарубежная компания «Wendy's» использовав данную модель франчайзинга увеличила число торговых точек от 2 до 1 400 всего лишь за девять лет.
Кроме того, мастер франчайзинг
способствует снижению риска возникновения
конфликтов между франчайзерами
и франчайзи в связи с
Мастер франчайзинг является эффективной стратегией в том случае, если франчайзер не располагает достаточным капиталом и трудовыми ресурсами для создания крупной сети при помощи собственных предприятий. После того как сеть создана, франчайзер может выкупить торговые точки и без особых сложностей получить над ними контроль.
И самое главное, мастер франчайзинг
является практически незаменимой
стратегией для компаний, осуществляющих
выход на международные рынки. Он
позволяет существенно
Несмотря на обозначенные преимущества мастер франчайзинга, для многих франчайзеров данная концепция неприемлема. Так, по результатам проведенных исследований начинающие франчайзеры, которые строят свою систему на принципе мастер франчайзинга, со временем оказываются наименее успешными. Основной причиной неудач молодых франчайзинговых компаний является то, что принимая данную концепцию за основу, они автоматически лишаются права отбирать наиболее эффективных франчайзи, среди тех, которые приобретают дополнительные точки, что очень важно, когда бизнес еще не развит.
Также, при использовании концепции мастер франчайзинга обостряется проблема отбора франчайзи. Успех развития напрямую связан с выбором надежного партнера из числа незнакомых людей. Поскольку мастер франчайзинг предполагает выбор только одного партнера, риски связанные с неудачным выбором намного серьезнее, чем когда выбирается несколько франчайзи.
Еще весьма серьезной проблемой является разработка реалистичного плана и эффективной системы повышения мотивации мастер франчайзи. Чтобы заключить контракт, франчайзеру необходимо заранее оговорить квоту точек, которые он будет продавать, и которым впоследствии будет оказывать поддержку. Такой подход стимулирует концентрацию усилий мастер франчайзи на продаже франшиз, но он также предполагает, что франчайзер имеет четкое представление о размере данной квоты. Открывая новый бизнес на новом рынке, франчайзер может точно не знать, какое количество франшиз мастер франчайзи должен продать на нем.
Многие франчайзеры, тем более не обладающие опытом международного франчайзинга, имели проблемы, устанавливая нереальные квоты для франчайзи из-за непонимания особенностей рынка (см. рис. 3.1).
Рис.3.1. Структура мастер франчайзинга
Перечисленные проблемы, возникающие
при использовании мастер франчайзинга,
частично снимаются в схеме
Соглашение о территориальном франчайзинге предоставляет франчайзи право размещения нескольких торговых точек на определенной территории.
Одно из основных преимуществ территориального франчайзинга заключается в том, что концепция позволяет сократить число франчайзи, которых необходимо привлечь в систему.
Поиск одного подходящего франчайзи в конкретном регионе обходится значительно дешевле, чем поиск двадцати, особенно если прибыль от территориального франчайзинга превышает прибыль, получаемую от управления одной торговой точкой.
Соглашения о территориальном франчайзинге позволяют системе быстро расширяться при относительно меньших затратах.
Еще одно значительное преимущество территориального франчайзинга состоит в том, что в данном случае франчайзи могут добиться эффекта масштаба на уровне мини-сети, так как перед ними открывается больше возможностей, чем перед франчайзи, владеющими одной торговой точкой. В некоторых случаях, например, при разработке политики централизации контроля над деятельностью сотрудников или приобретении компьютерного оборудования, можно существенно снизить расходы региональной сети. Такие возможности повышают привлекательность франшизной системы для франчайзи за счет перспективы увеличения размера прибыли.
Кроме того, территориальный
франчайзинг позволяет
Наряду с приведенными возможностями, территориальный франчайзинг предоставляет механизм передачи знаний от одной торговой точки к другой, поскольку опыт, приобретаемый франчайзи, может быть применен на нескольких торговых точках одновременно. Территориальная франшиза обеспечивает как стимул, так и возможность передачи знаний от одной торговой точки к другой в пределах определенной территории.
При этом, перечисленные преимущества территориального франчайзинга влекут за собой и ряд сложностей.
Территориальный франчайзинг может приводить к проблеме усиления влияния франчайзи на деятельность компании франчайзера. Вместо системы, включающей множество небольших франшизных точек, франчайзер получаете систему, образованную несколькими крупными франчайзи. Разумеется, в первом случае с франчайзи гораздо проще договориться, чем во втором. Кроме того, негативные последствия от действий одного отдельно взятого франчайзи вопреки интересам франчайзера гораздо меньше, чем в случае противостояния с крупным региональным франчайзи. Следовательно, позиции франчайзера гораздо прочнее, когда система включает большое количество небольших торговых точек, чем когда несколько крупных региональных франчайзи.
Еще одна проблема территориального франчайзинга – снижение эффективности труда наемного персонала. Держателю территориальной франшизы приходится нанимать менеджеров для управления торговыми точками. Таким сотрудникам обычно начисляется фиксированная заработная плата, размер которой не зависит от объемов операционной прибыли, генерируемой торговой точкой. Подобная схема начисления заработной платы, отрицательно сказывается на эффективности труда наемного персонала. Более того, внутри системы, построенной по принципу территориального франчайзинга, рано или поздно формируется определенная иерархия во главе с франчайзи, аналогично иерархии торговых точек, которыми владеет сама компания, со всеми сопутствующими недостатками (см. рис. 3.2).
Рис.3.2. Структура территориального франчайзинга
Другая схема организации франчайзинга, называемая субфранчайзинг, наоборот призвана максимально стимулировать франчайзи на развитие.
По условиям субфранчайзинга, держатель франшизы имеет право на перепродажу торговой точки другим франчайзи.
В рамках данной системы субфранчайзер несет ответственность за обучение франчайзи, поддержку в открытии торговой точки и за сбор роялти.
Субфранчайзинг способствует развитию системы, поскольку ответственность за отбор франчайзи, предоставление им необходимой поддержки, осуществление мониторинга их деятельности и сбор роялти несет субфранчайзер. Кроме того у франчайзера появляется возможность увеличить количество подотчетных единиц, с привлечением меньших трудовых ресурсов.
При этом, хотя субфранчайзинг способствует развитию бизнеса с привлечением меньшего количества трудовых ресурсов и с меньшими инвестициями капитала по сравнению с прямым франчайзингом, в большинстве случаев это не самая лучшая стратегия для франчайзера. Применяя данную концепцию, франчайзер наделяет своих партнеров значительной долей власти над своим бизнесом, поскольку субфранчайзеры несут ответственность за больший объем прибыли и управляют большим количеством торговых точек, чем любой оператор торговой точки. В результате, с субфранчайзерами гораздо сложнее вести переговоры, чем с франчайзи, поскольку франчайзер оказывается в практически зависимом от субфранчайзера положении. Также в системе кроется еще один недостаток. Чтобы система субфранчайзинга нормально функционировала, франчайзерам приходится заранее оговаривать план развития франшизной точки. Это существенно осложняет процесс планирования.
Еще один недостаток субфранчайзинга – проблема отбора квалифицированных субфранчайзеров. Во многих случаях финансовые требования, предъявляемые к субфранчайзерам, выше, чем аналогичные требования, предъявляемые к обычным франчайзи. Немногие желающие работать по субфраншизе располагают несколькими миллионами долларов, необходимыми для ее приобретения.
Соответственно, если франчайзер начнет развивать сеть по схеме субфранчайзинга без заранее определенного плана развития вплоть до конкретных точек, это может закончиться пустой тратой времени, поскольку с учетом дороговизны франшиз в условиях неопределенности потенциальные квалифицированные франчайзи не заинтересуются предложением (см. рис. 3.3).
Рис.3.3 Структура субфранчайзинга
Еще один аспект территориальной стратегии, который следует учесть при создании франшизной системы - целесообразность предоставления франчайзи права на расширение в пределах выделенной территории, прежде чем франчайзер начнет давать франшизы лицам, находящимся в данный момент за пределами системы.
Большинство франчайзеров предоставляют своим франчайзи это право. Более того, развитие некоторых систем во многом зависит от увеличения числа франшизных точек. Например, более 60 процентов новых торговых точек системы «McDonald's» основаны франчайзерами, уже работающими в данной системе.
В основном стратегия предоставления существующим франчайзи возможности расширения путем приобретения новых торговых точек оправдывает себя. Право открывать новые точки может стать для франчайзи дополнительным стимулом к соблюдению правил системы, что, в свою очередь, значительно упрощает процесс мониторинга их деятельности. Если франчайзер использует результаты аудита операционной деятельности как критерий при принятии решения о предоставлении права на открытие дополнительных точек, то франчайзи будут стремиться показать наилучший результат, чтобы получить право на расширение.