Франчайзинг - инструмекнт развития МСП

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы было всесторонне рассмотреть теоретические основы франчайзинга, определить достоинства и недостатки данного явления, проанализировать опыт отечественных и мировых компаний, рассмотреть современные тенденции развития и дать оценку перспективности развития франчайзинга в малом и среднем бизнесе в России. Первая глава работы посвящена теоретическим основам: понятию, экономической сущности франчайзинга, его достоинствам и недостаткам, правовым аспектам исследуемого явления, а также истории развития франчайзинга в России и за рубежом. Во второй нашло отражение современное состояние развития франчайзинга в Российской экономике и на мировом рынке. Третья посвящена стратегиям регионального развития, и последняя глава ...

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 8
1.1. Понятие, экономическая сущность франчайзинга. Характеристика субъектов франчайзинговых отношений 8
1.2. Основные преимущества и недостатки применения франчайзинга 17
1.3. Правовые аспекты франчайзинга 20
1.4. История развития франчайзинга в России и за рубежом 24
Глава 2. Анализ структуры рынка франчайзинга 28
2.1. Современные тенденции развития франчайзинга на мировом рынке 28
2.2. Современное состояние и развитие франчайзинга в экономике России 38
Глава 3. Стратегии развития франчайзинга в регионах 55
3.1. Территориальные стратегии развития франчайзинга 55
3.2. Развитие бизнеса по системе франчайзинга на конкрентном примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 64
3.3. Расчёт доходности предприятия торговли на примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 71
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Список сносок………………………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 409.77 Кб (Скачать)

К преимуществам можно  отнести уникальный опыт работы корпорации GULLIVER, так как именно она стала первым и крупнейшим одежным ритейлером на российском рынке. Благодаря такому опыту, GULLIVER достигла оптимизации торговых процессов и сейчас помогает партнерам нивелировать все риски в бизнесе.

Также к преимуществам  франчайзинга GULLIVER можно отнести факт того, что партнеры не платят вступительных или ежемесячных взносов (роялти) за пользование торговой маркой GULLIVER.

В рамках схемы франчайзинга компания GULLIVER берет на себя функции сопровождения бизнеса франчайзи с момента принятия решения об открытии магазина.

- Оценка правильности  месторасположения будущего магазина  и согласование его

открытия.

- Разработка дизайн-проекта магазина.

- Контроль сроков производства  торгового оборудования.

- Составление дизайн-проекта освещения магазина.

- Зонирование торговой  площади.

- Разработка макетов и  контроль сроков производства.

- Поставка всех информационных  и рекламных материалов, необходимых  для открытия магазина.

- Выезд специалистов Корпорации  на открытие магазина.

- Обучение персонала магазина  технологиями мерчендайзинга и технологиями продаж GULLIVER.

- Консультации по формированию  заказа.

- Консультации по всем  бизнес-процессам, связанным с  работой магазина.

- Корпорации проводит  единую коммуникативную политику. Оказывает федеральную рекламную  поддержку, разрабатывает единый  план рекламных мероприятий.

- Контроль соблюдения  стандартов фирменной торговли.

Для оценки узнаваемости бренда в регионах России и за ее пределами  в корпорации создана система  аудита и мотивации франчайзи. Также, в рамках единой концепции корпорация проводит обучающие семинары и тренинги для партнеров.

Развивая бренд и открывая магазины разных форматов, корпорация формализует процедуру открытия магазинов, и их уникальный образ.

С моей точки зрения, ещё  одним преимуществом GULLIVER, является предоставление различных форматов фирменной торговли и концепций их продвижения. К примеру, формат магазина GULLIVER Kids, подразумевает вложения более доступных инвестиций, нежели формат магазина GULLIVER. Таким образом, у потенциального франчайзи есть  определенный выбор. Инвестиционные вложения на открытие такого магазина ниже, а популярность бренда всё та же. К тому же для открытия магазин GULLIVER Kids требуется меньшая площадь, чем для стандартного магазина и соответственно место для него будет легче найти.

Надо сказать, что GULLIVER вовремя подхватила эту идею, так как политика государства, направленная на укрепление семьи и повышение рождаемости в России, привела к тому, что детская одежда оказалась востребованной на рынке. И это только один из факторов, повлиявший на принятие решения о создании такого формата.

В Москве открытие первого  магазина формата GULLIVER Kids состоялось в 2008 году в детском торговом центре «Аэробус» на Варшавском шоссе. До этого в корпорации уже несколько лет успешно работал детский магазин в городе Краснодаре. «Наш проект GULLIVER Kids в Аэробусе окупился за 9 месяцев и доказал свою рентабельность и жизнеспособность. Сегодня мы развиваем этот  формат по системе франчайзинга, и на территории России открыто уже 15 магазинов. В 2009 году за разработку проекта и открытие магазинов формата GULLIVER Kids, корпорация GULLIVER получила профессиональную

премию Pro Fashion Awards как «лучший ритейлер детской одежды»», рассказывает Наталья Чиненова генеральный директор Корпорации GULLIVER в РФ.

Также, в период кризиса, были введены новые форматы открытия магазинов по системе франчайзинга это GULLIVER light и «GULLIVER малый формат» (для городов с численностью населения до 100 000 человек).

За время кризиса в  России было открыто более 40 новых  магазинов под брендом GULLIVER. А торговая марка стала лауреатом конкурса российских предприятий и вошла в 1 000 лучших предприятий России.

По словам Натальи Чиненовой, во время кризиса им удалось сохранить  рублевый товарооборот сети на уровне 2009 года, что подтвердило востребованность бренда на рынке и лояльность покупателей  к товарам ТМ GULLIVER.

Управляющий партнер Advance Capital Олег Сеньков говорит, что, имея несколько концепций, GULLIVER будет проще привлечь инвестиции. По словам гендиректора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, перспективность новой стратегии GULLIVER уже доказана многими крупными мировыми ритейлерами, в частности GAP, который, также развивает детскую розницу GAP Kids и магазины аксессуаров Love. Так как в названиях новых сетей используется уже известный бренд GULLIVER, «они не потребуют дополнительных рекламных вливаний»,  рассуждает она.

В заключение необходимо сказать, что такого успешного развития, компания добилась исключительно благодаря  внедрению системы франчайзинга в свой бизнес. Так как, подобные  темпы развития можно было ожидать  только благодаря продажам франшиз  предпринимателям, вкладывающим свои инвестиции в развитие отдельных  торговых точек. За счёт открытия франчайзинговых  точек по всей стране, компания ежегодно увеличивала объемы продаж  и соответственно свои обороты. Развивая свою собственную сеть не реально добиться таких результатов за короткий срок. Сейчас можно наблюдать довольно успешную корпорацию, с налаженными бизнес-процессами и хорошей узнаваемостью во всей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Расчёт доходности  предприятия фирменной торговли  на примере российской компании CorsoComo.

 

Для оценки эффективности  работы предприятия, использующего  в качестве инструмента для оганизационного развития бизнеса франчайзинговую форму управления, целесообразно будет произвести расчёт доходности предприятия торговли. Сделаем это на примере компании GULLIVER. А конкретно на примере предприятия малого формата GULLIVER KIDS в Сибирском регионе (г.Томск). Примерная форма для заполнения данного расчёта доходности взяты на официальном сайте компании GULLIVER. Берём за основу расчётов средние рекомендуемые значения.

Расчёт  доходности предприятия фирменной  торговли

Платежные обязательства  Партнеров Корпорации состоят из обязательного внесения депозитов, предоплаты за товары и осуществления  текущих платежей

1. Предлагаемая площадь  предприятия.

1.1. торговая (Sт), 60 м2

1.2. отдельное подсобное  помещение (Sп), 20 м2

1.3. общая (Sобщ =Sт+Sп), 80 м2

Рекомендуется придерживаться пропорционального соотношения  торговой площади и площади подсобного помещения, как 80% к 20%.

2. Расчет минимальной  выручки.

2.1. Предлагаемое время  работы предприятия (Tр), 12 часов.

Время работы предприятия  рассчитывается, с момента открытия до момента закрытия предприятия, в  часах. Работа предприятия рекомендуется  без перерывов и выходных.

Комментарии: берём стандартное  усреднённое время работы магазинов  данного формата, учитывая время  работы конкурирующих магазинов. В  данном случае режим работы будет  с 10-00 до 22-00.

2.2. Покупательский поток  за рабочий день (Пп), 2496 кол-во чел.

Покупательский поток  за рабочий день рассчитывается следующим  образом:

1. Производится подсчет  количества проходящих непосредственно  мимо предприятия людей 

- один час в утренее время (Пуmр) = 208 чел.

- один час в обеденное (Поб) = 208 чел.

- один час в вечернее (Пвч) = 208 чел.

Комментарии: допустим, что  проходимость мимо нашего магазина будет  составлять половину от средней проходимости через входные двери супермаркета "Быстроном".

 Справка: Большой супермаркет,  находится в престижном районе  города и пользуется огромной  популярностью у томичей. Режим работы с 09.00 до 22.00. Площадью около 2000 кв.м.  Средняя проходимость: 5500 человек в день Адрес: ул. Вершинина, 46/2. [25]

 

2. Рассчитывается средний  покупательский поток в час  (Пчас=Пуmр+Поб+Пвч)/3).

Пчас=(208x3)/3=208 чел.

3. Рассчитывается средний  покупательский поток за рабочий  день предприятия (Пп=Пчас х Тр).

Пп=208x12=2496 чел.

2.3. Прогнозируемое количество  посетителей предприятия (Пм=Пп х 0,1) ,кол-во чел.

Пм=(Пп х 0,1) =2496x0,1=250 чел.

Прогнозируемое количество посетителей магазина =10% от покупательского  потока за рабочий день.

2.4. Прогнозируемое количество  покупок за рабочий день (С=Пм  х 0,1) ,единиц.

С=250x0,1=25 единиц

Прогнозируемое количество покупок за рабочий день = 10% от прогнозируемого  количества посетителей магазина.

2.5. Выручка предприятия  за рабочий день (Vд = С х ($ 17 - 20)) ,$

Vд = 25x($ 17 - 20)= $500

Выручка предприятия за рабочий  день = прогнозируемое количество покупок за рабочий день умноженное на среднюю стоимость покупки ($17-20).

ИТОГО, выручка в месяц (Vм = Vд х (30 - 31): ,$

Vм =Vд x (30-31) = $500x30=$15000

ИТОГ, выручка за год (Vr = Vм х 12): ,$

Vr=$15000x12=$180000

3. Текущие затраты в  месяц (Zm)

3.1. Арендная ставка (Акв.м) за м2,$40

3.2. Арендная плата в  месяц (Ам = Sобщ х Акв. м) общая, 80x$40=$3200

Необходимо учитывать  возможность разных арендных ставок за торговую площадь и за подсобное  помещение соответственно.

3.3. Заработная плата персонала  (3Пм) ,$800

Для расчёта з/п берём трёх продавцов-консультантов. Средняя з/п на данную должность в г.Томске составляет 20000 рублей или $800. [25]

3.4. Оплата коммунальных  услуг (Кум) ,$

Комментарии: как правило, коммунальные услуги в крупных ТЦ оплачивает арендодатель.

3.5. Налоги (Nм) ,$

ЕСН, НДС, Налог на прибыль

ЕСН=34%

НДС=18%

Налог на прибыль=20%

3.6. Прочие затраты (Zпр) (хоз. нужды, канцтовары и т.д.),$100

ИТОГО, в месяц: (Zм = Ам +3Пм+КУм+Nм+Zпр) ,$

Zм=$3200+$800+$100=$4100

ИТОГО, в год: (Zr = Zм х 12) ,$

Zr=$4100x12=$49200

4. Прибыль предприятия  за календарный год.

(Pr), $ (Pr = Vr - (SТ +Zr))

Pr=$180000 – ($60000+$49200)=$180000-$109200=$70800

Учитывая, что наценка  на товар варьируется в пределах 150%-300%, себестоимость высчитываем  приблизительно, ориентируясь на наценку 200%.

Выручка предприятия за год  минус себестоимость товара, минус  текущие затраты за год.

5. Окупаемость проекта  ( ТМпроекта)

5.1. Инвестиции в открытие  предприятия (I проекта)

5.1.1. Ремонт помещения  (I рем.) ,$

Предлагаемая сумма указывается  из расчета около $30 на м2 (данные могут отличаться в зависимости от региона, формата проекта и прочих условий)

Комментарии: как правило, в крупных ТЦ уже произведён ремонт.

5.1.2. Торговое оборудование (I то) ,$6400

Из расчета около $80 на м2

5.1.3. освещение (I свет) ,$

Из расчета около $30 на м2.

Включено в арендную ставку.

5.1.4. Оргтехника и програмное обеспечение (I орг. т.) ,$3000

Предполагаемая сумма $2500 - 3500

5.1.5. Инвестиции в оборот (I об.) ,$60000

Первая закупка товара (по договору купли-продажи) или оплата депозита (по договору комиссии).

5.1.6. ИТОГО: (I проекта = I рем. + I то. + I свет. + I орг. т. + I об.):,$

Iпроекта = Iрем.+Iсвет.+Iорг.т.+Iоб. = $6400+$3000+$60000=$69400

5.2. Срок окупаемости проекта

(ТМ проекта = (I проекта  / (Pr /12)) , календарные месяцы

Срок окупаемости = Итоговая сумма инвестиций в открытие предприятия/Прибыль  предприятия за год /12.

TM проекта = $69400/($70800/12) = 11,76 календарных месяца.

Безусловно, данный расчет приблизительный. Ряд факторов не учтен, однако проведенного расчета, достаточно чтобы принять  решение о целесообразности дальнейшего  изучения предложения.

Согласно расчётам срок окупаемости  проекта, составляет около 12 месяцев, что  вполне соответствует заявлениям менеджмента  компании. По словам Натальи Чиненовой, генерального директора GULLIVER в России, в среднем, новые проекты выходят на окупаемость через 1,5 года как минимум. И это применительно к магазинам площадью 300-500 кв.м, где вложенные инвестиции на порядок выше ($300-400 тыс.).

По информации официальных  источников, открытие магазина площадью 100 кв. м окупается в течении двух лет, а затраты на его открытие составляют около $60-70 тыс. При этом, для выхода в «плюс», месячная выручка должна составлять более $15 тыс. Собственно, эти показатели соответствуют расчётам, приведённым выше, с учетом их приблизительности.

Статистика показывает, что  компания GULLIVER регистрирует одну из самых низких закрываемостей магазинов - таких случаев было всего восемь. [34]

Таких неплохих результатов, по всей видимости, в GULLIVER достигают тем, что в течение некоторого времени оказывают помощь франчайзи, в случае если дела магазина пошли плохо. Так, на срок до трех месяцев франшизной торговой точке предоставляется кризис-менеджер для выхода из сложившейся ситуации. И, что важно, часть непроданных остатков GULLIVER забирает у партнеров и реализует в собственных дисконт-центрах. Надо сказать, что это встречается в сфере одежного франчайзинга не так часто.

По словам президента GULLIVER, компания использует собственную сеть для помощи партнерам.  Через нее они продают невыкупленный фрачайзи товар и некоторые остатки партнеров, конечно, наравне с товаром, заказанным для собственной розницы.

Такая помощь может стать  хорошим подспорьем для начинающего  франчайзи. Ведь для того, чтобы бизнес «встал на ноги» и начал делать определенные объёмы продаж, необходимо время. Необходимо создание круга лояльных и постоянных покупателей, а в  свою очередь, для этого потребуется  реклама - инвестиции. Поэтому помощь в ликвидации одёжного «балласта» будет  очень актуальна.

Расчёт, выполненный на примере  бюджетного по инвестиционным вложениям  проекта, выбран не зря. На мой взгляд, именно небольшие магазины - «фишка»  регионального развития. Такие магазины, позволят компании почти беспрепятственно прийти в города с населением до 100 тыс. жителей. Пока такие города «вакантны»: та же шведская сеть H&M, которая считается  одним из наиболее агрессивных игроков  мирового одежного ритейла, туда не зайдет, поскольку ее минимум по торговой площади составляет 600 кв. м. А для регионального франчайзи, это будет адекватным и допустимым вариантом начала бизнеса. Открыв магазин в 80 кв. м в маленьком городке, человек станет зарабатывать $1-2 тыс. в месяц. Это будет неплохо для него. Поэтому мини-форматы магазинов  позволят GULLIVER выйти на такие рынки, куда ее конкуренты пока не пришли или придут очень нескоро. А первые, как известно, всегда имеют преимущества.

Информация о работе Франчайзинг - инструмекнт развития МСП