Франчайзинг - инструмекнт развития МСП

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы было всесторонне рассмотреть теоретические основы франчайзинга, определить достоинства и недостатки данного явления, проанализировать опыт отечественных и мировых компаний, рассмотреть современные тенденции развития и дать оценку перспективности развития франчайзинга в малом и среднем бизнесе в России. Первая глава работы посвящена теоретическим основам: понятию, экономической сущности франчайзинга, его достоинствам и недостаткам, правовым аспектам исследуемого явления, а также истории развития франчайзинга в России и за рубежом. Во второй нашло отражение современное состояние развития франчайзинга в Российской экономике и на мировом рынке. Третья посвящена стратегиям регионального развития, и последняя глава ...

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 8
1.1. Понятие, экономическая сущность франчайзинга. Характеристика субъектов франчайзинговых отношений 8
1.2. Основные преимущества и недостатки применения франчайзинга 17
1.3. Правовые аспекты франчайзинга 20
1.4. История развития франчайзинга в России и за рубежом 24
Глава 2. Анализ структуры рынка франчайзинга 28
2.1. Современные тенденции развития франчайзинга на мировом рынке 28
2.2. Современное состояние и развитие франчайзинга в экономике России 38
Глава 3. Стратегии развития франчайзинга в регионах 55
3.1. Территориальные стратегии развития франчайзинга 55
3.2. Развитие бизнеса по системе франчайзинга на конкрентном примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 64
3.3. Расчёт доходности предприятия торговли на примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 71
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Список сносок………………………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 409.77 Кб (Скачать)

Возвращаясь к общей структуре  рынка франшиз, можно выделить сектор услуг – 24 процента и общественное питание – 16 процентов.  А вот на долю продуктового сектора приходится самый низкий показатель – всего 4 процента. Это обусловлено спецификой данного сегмента отрасли, где присутствуют довольно  жесткие стандарты. Крупные сети ограниченно используют формат франчайзинга, и по количеству франшиз наблюдается перераспределение в сторону специализированной торговли продовольственными товарами. Эти тенденции характерны для мировой практики.

Франчайзинг продуктового ритейла  в настоящее время представлен всеми основными форматами розничной торговли: дискаунтеры, супермаркеты, «магазины у дома», гипермаркеты. На сегодня самым востребованным франчайзинговым форматом продовольственного магазина является дискаунтер. Связано это, прежде всего, с тем, что главным фактором успешности магазина у нас все еще остается розничная цена товаров (а не его качество и уровень розничного сервиса), поэтому дискаунтеры очень популярны в покупательской среде. Дискаунтеры – это экономичные универсамы самообслуживания, ориентированные на покупателей со средним и низким уровнем дохода. {24}

Можно выделить следующих ритейлеров в сфере продовольственной торговли: «Пятерочка», «Перекрёсток», «Копейка»,  «Магнит», «Патэрсон», «Мосмарт», «Вестер Гипер», «Гроссмарт», «АБК» и другие.

На основе мирового опыта  можно предположить, что в России особенно активно будут развиваться  сети гипермаркетов, торгово-развлекательных  центров, моллов, дискаунтеров и небольших супермаркетов. Хотя в ближайшие три года будет происходить небольшой спад темпов увеличения оборота российской розницы, сети магазинов не потеряют темпов своего развития.

Структура рынка франшиз  в сфере услуг представлена на диаграмме (рис. 2.11):

 

 

Рис. 2.11. Структура  рынка франшиз в сфере услуг

 

В данном секторе преобладают  услуги для бизнеса. Удачным примером франчайзинга в сфере услуг для  бизнеса является Группа компаний F1. Группа компаний F1 осваивает новые проекты и в будущем намерена участвовать в перспективных венчурных проектах, способствующих росту российского научно-производственного потенциала и внедрению новых технологий, развивать товаропроводящую сеть России. Ежемесячно услугами предприятий Группы компаний F1 пользуются тысячи организаций Сибири, десятки тысяч частных лиц. Среди клиентов Группы компаний F1 – муниципальные службы и крупные организации Сибири, Дальнего Востока и СНГ. Под эгидой F1 работает более двух тысяч франчайзи, среди них 1С, ООО «Центр КИС», ООО «Центр Ф1», ООО «Телеком», ЗАО «Маяк»  и многие другие компании.

Персональные услуги всё  больше набирают «обороты» и занимают приличную долю рынка франшиз  в сфере услуг. К таким компаниям  можно отнести Тонус-клуб – крупнейшую сеть спортивно-оздоровительных клубов в России, одну из наиболее успешных отечественных франчайзинговых  сетей. Из салонов красоты выделяется «Имидж Лаборатория Персона-LAB» - самая, пожалуй, известная и успешная компания, развивающаяся на условиях франшизы.

Туризм представляют компании «Global Travel», «ВКО Клуб», «Горячие туры», «Магазин Горящих Путёвок», «Велл», «1001 тур» и другие.

Медицинские услуги также  начинают развивать свой бизнес через  систему франчайзинга. К таким  компаниям относятся «Инвитро», насчитывающая уже более 150 франшизных точек по всей России.

Что касается рынка общественного  питания то ситуация на нем следующая. По данным государственной статистики наибольшая доля российского фаст-фуда, естественным образом приходится на Москву. Её доля составляет около 20 процентов оборота всех предприятий общепита России.

Согласно данным международной  компании TGI, Россия по потреблению  фаст-фуда стоит на последнем месте в рейтинге 16 стран, где развиты эти системы питания. У нас регулярно посещает предприятия быстрого обслуживания только треть населения (33 процента). Из российских брендов фаст-фуда можно выделить: «РОСТИК'C-KFC», «Едок», «Чайная ложка», «Елки-Палки», «Му-му» и многие другие. Из зарубежных это «МакДональдс», «Subway», «Грильмастер», «Сбарро», «Pizza Hut»  и другие бренды. Как правило, здесь выплачивается и паушальный взнос, и ежемесячные роялти, в виде процентов с оборота или выручки.

Если сравнивать размеры  паушальных взносов и роялти России и США, можно сделать вывод  о том, что наши франчайзеры, в  целом, ориентируются на мировые  стандарты. Среднее значение роялти в США составляет 4,2–10,6 процента, а франшизная плата (паушальный взнос)  в пределах $14 000-$35 000. В нижеследующей таблице перечислены некоторые бренды, выставляемые ими паушальные взносы и роялти.

Таблица 2.4

Размер паушального  взноса и роялти в российском франчайзинговом  бизнесе

 

Компания

Сфера бизнеса

Размер роялти

Паушальный взнос

Сбарро

Предприятия питания

6% от выручки

$40 000

Subway

Предприятия питания

8% от выручки

$12 000

РОСТИК'C-KFC

Предприятия питания

6% и 5% от оборота

$40 900

Чайная ложка

Предприятия питания

5 % от оборота

$30 000

Иль Патио

Предприятия питания

6% от выручки

35 000 евро


 

При этом, учитывая ставки, существующие на рынке кредитования в России, картина с точки зрения привлекательности  развития бизнеса по франшизе представляется в менее, чем в США, оптимистичном свете.

В связи с тем, что в  России  вопрос обслуживания франчайзинга, в частности франчайзи для  начала ведения бизнеса, еще находится  в зачаточном состоянии, практически  отсутствуют специальные кредитные  программы.

К сожалению, на сегодняшний  день, ни один из коммерческих банков не предлагает комплексных систем обслуживания субъектов франчайзинга. Более того, у франчайзи возникают немалые  проблемы с получением кредитных  средств, так как банки не заинтересованы в разработке и применении для них эффективных кредитных схем. Банки изначально не очень охотно кредитуют субъекты малого предпринимательства, так как считают довольно рискованным данный вид деятельности. Как утверждает первый вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев: "Не надо забывать, что существует надзорный орган в лице Центробанка, который требует от банков формирования адекватных резервов от возможных потерей по ссуде. Если мы возьмем зарубежный опыт, то там поддержка малого бизнеса заключается в том, что государство, банки и сам малый бизнес делят между собой риски, а в России пока этого нет".{25}

Однако,  статистика по «выживанию» субъектов малого предпринимательства, большая часть из которых не выживает в первый год, имеет сильные расхождения со статистикой, которую демонстрируют франчайзи. Несмотря на это, получить кредит для развития франчайзингового бизнеса не так то просто. В первую очередь для получения кредитных средств от банка, необходим хороший бизнес-план, который предприниматель может подготовить  как самостоятельно, так и с помощью привлечения консультантов, однако, для осуществления второго варианта также потребуются определенные финансовые вложения.

На сегодняшний момент времени банками предлагаются несколько  вариантов по кредитованию малого бизнеса. Среди этих вариантов наиболее распространенным является кредит с аннуитетной системой расчётов платежей, при которой тело кредита и проценты по его использованию погашаются равными платежами, сам кредит выдается единовременно. При выплате такого кредита доля процентов уменьшается от месяца к месяцу, в то время, как доля возврата кредита увеличивается. Минус такого способа кредитования очевиден. Заёмщик первое время выплачивает исключительно банковские проценты, а основная сумма долга как бы «подвисает». И заинтересованность досрочного погашения кредита становится менее актуальной.

Более удобным вариантом  для заемщика  является овердрафт  и кредитная линия. Но, к сожалению,  далеко не все коммерческие банки  могут это предложить. Такой вариант  предполагает получение, кредитуемой  организацией, заема короткими и среднесрочными траншами. С помощью регулирования длины транша, заемщик может регулировать и выплачиваемые проценты. Овердрафт также предусматривает возможность оплаты платежных обязательств, кредитуемого субъекта, при отсутствии средств на его счете. Овердрафт безусловно наиболее доступный вид кредита, не требующий залога и поручительства. Однако таким видом кредита могут воспользоваться лишь компании, уже функционирующие на рынке и имеющие солидные обороты по счетам.

Банки, как правило, лимитируют размеры кредитной линии, этим самым  они добиваются снижения риска невыплат.  Размер кредитной линии может  быть увеличен до 30 процентов годового оборота заемщика, максимальная длина транша при этом будет составлять 365 дней.

Основными сложностями, возникающими у российских франчайзи являются высокие процентные ставки и залоговое обеспечение. Для избегания подобных сложностей, возможно комплексное использование различных вариантов кредитования.

На практике, банки довольно часто предлагают предпринимателям такие кредиты, ставки по которым  отталкивают предпринимателей и  не способствуют развитию бизнеса. В  том числе это связано с  тем, что  малые предприниматели  недостаточно защищены, и пока еще  не стали реальной составляющей Российской экономики, способной влиять на общеэкономическую  ситуацию и в частности на политику кредитных учреждений. 

Многочисленные банковские комиссии – одна из первых проблем, с которой сталкивается большинство  предпринимателей при попытке получения  банковских кредитов. К таким комиссиям  могут относиться: комиссия за расчётно-кассовое обслуживание; комиссия за рассмотрение банком пакета документов предприятия  на кредитование; комиссия за ежемесячное  обслуживание ссудного счета; комиссия банка за досрочное погашение  кредита (от 1% до 5 % от погашаемой суммы); комиссия за кредит без залога (также  составляет от 1 до 5% от суммы взятого  кредита), комиссия за нестрахование закладываемого имущества и комиссия за несвоевременное погашение кредита.

Надо сказать, что финансирование субъектов франчайзинга в нашей  стране не достаточно отработано, однако эксперты отмечают положительные тенденции  на рынке кредитных услуг.

Как показывает практика, опасения банков о повышенной степени риска  невозврата кредитов в малом бизнесе  являются не совсем обоснованными. Статистика доли невозврата таких кредитов не превышает 1,5% от общего объема выданных кредитов. Заместитель председателя правления «Росэнергобанка» Ольга Замараева утверждает, что «малый бизнес - эта некая середина, которая обеспечивает подушку стабильности, безопасности и доходности банков. Поэтому этот рынок в ближайшее время будет развиваться в разы». {26} Но, не смотря на это, средняя ставка процента по кредитам для среднего и малого бизнеса всё ещё довольно велика и составляет 15-16% и 17-19% соответственно.

Следует также отметить, что в последнее время появляются банки, которые предлагают кредитные  схемы непосредственно под франчайзинг. Такие схемы  учитывают специфику  деятельности данного направления.

Поэтому вполне обоснованно можно утверждать о перспективе развития кредитования рынка франчайзинга в России и развития франчайзинговой системы в целом.

Безусловно, для ускорения  этого развития необходим комплексный  подход. В первую очередь, необходимо создание полноценной правовой базы, регулирующей отношения субъектов  франчайзинга, создание определенных экономических условий для полноценного функционирования данного вида бизнеса, укрепление поддержки малого бизнеса, в частности франчайзи, со стороны  государства и иных субъектов экономических отношений.

России, безусловно, необходимо учитывать западный опыт этого направления  развития бизнеса, так как это  позволит на примере отработанных и  показавших свою эффективность и состоятельность франчайзинговых схем, развивать и совершенствовать франчайзинговый бизнес на российском рынке.

В разрезе территорий развитие франчайзинга происходит неоднородно. Безусловно определенное влияние на уровень потребительской и предпринимательской  активности влияют такие факторы, как: географические, социально-экономические условия, национальные и культурные различия, особенности административного регулирования и многие другие факторы.

Тем не менее, региональные рынки развиваются по системе  франчайзинга и занимают определённую долю в структуре рынка франшиз  России (см. рис. 2.12):

Рис. 2.12. Франшизы России по Федеральным округам

Очевидным является тот факт, что потенциальные ресурсы для  внедрения систем франчайзинга на региональном уровне, используются не в полном объёме.

Развитие франчайзинговых  сетей в регионах, позволит привлечь определенные ресурсы на территорию деятельности франчайзера, активизировать деятельность местных поставщиков  и сохранить бюджетные поступления. Это безусловно благоприятно скажется на развитии экономики того или иного  региона.

 

Глава 3. Стратегии развития франчайзинга в регионах.

3.1. Территориальные  стратегии развития франчайзинга.

 

Для того чтобы стать успешным франчайзером необходимо выбрать верную стратегию управления территориями.

Явление франчайзинга наблюдается  в тех случаях, когда рост прибыли  и объема продаж происходит быстрее  за счет увеличения числа торговых точек в рамках существующей системы, чем за счет расширения операционных масштабов локализованного бизнеса.

Информация о работе Франчайзинг - инструмекнт развития МСП