Франчайзинг - инструмекнт развития МСП

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы было всесторонне рассмотреть теоретические основы франчайзинга, определить достоинства и недостатки данного явления, проанализировать опыт отечественных и мировых компаний, рассмотреть современные тенденции развития и дать оценку перспективности развития франчайзинга в малом и среднем бизнесе в России. Первая глава работы посвящена теоретическим основам: понятию, экономической сущности франчайзинга, его достоинствам и недостаткам, правовым аспектам исследуемого явления, а также истории развития франчайзинга в России и за рубежом. Во второй нашло отражение современное состояние развития франчайзинга в Российской экономике и на мировом рынке. Третья посвящена стратегиям регионального развития, и последняя глава ...

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 8
1.1. Понятие, экономическая сущность франчайзинга. Характеристика субъектов франчайзинговых отношений 8
1.2. Основные преимущества и недостатки применения франчайзинга 17
1.3. Правовые аспекты франчайзинга 20
1.4. История развития франчайзинга в России и за рубежом 24
Глава 2. Анализ структуры рынка франчайзинга 28
2.1. Современные тенденции развития франчайзинга на мировом рынке 28
2.2. Современное состояние и развитие франчайзинга в экономике России 38
Глава 3. Стратегии развития франчайзинга в регионах 55
3.1. Территориальные стратегии развития франчайзинга 55
3.2. Развитие бизнеса по системе франчайзинга на конкрентном примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 64
3.3. Расчёт доходности предприятия торговли на примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 71
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Список сносок………………………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 409.77 Кб (Скачать)

В Венгрии система франчайзинга берёт своё начало в 90-х годах, после  распада политического строя  в 1989 году, благодаря открытию крупных  сетей гостиничного бизнеса и международного гиганта фаст-фуда – «McDonald’s». С этого момента франчайзинг в постоянном развитии на венгерской территории. В Венгрии каждая вторая франшиза контролируется представителями зарубежных компаний. Большинство субъектов франчайзинга в этой стране работает в сфере быстрого питания. Швейная промышленность также насчитывает определенное большинство, далее идут – гостиничный бизнес, недвижимость, спорт и туризм, различные услуги населению, услуги аренды, бензозаправки и прочее.

В Польше также активно  работает около сотни франчайзинговых  сетей, каждая восьмая из которых  принадлежит иностранным бизнесменам. Есть также и свои франчайзинговые  системы, к примеру, «TATUUM» – польский бренд, производящий модную и стильную одежду, которые развивают также свою сеть в России, Венгрии, Германии, Украине, Ческой Республике. Или «RESERVED» — это марка одежды, также работающая по франшизе не только в Польше, но и в других европейских странах. В Польше существует правительственная поддержка франчайзинга.

Привлекательным рынком для  американских и европейских франчайзеров стала Болгария.

Болгария, где сравнительно устойчивый политический климат, высокий экономический рост и благоприятная юридическая среда, представляет возможности, которые международные бизнес, включая франчайзинговый, начинает оценивать по достоинству.

Такие популярные международные  фирмы, как «Кентуки Френд Чикен», «Макдоналдс», «Пицца Хат» «Беннетон», «Данкин Донатс», «ЭРА», «Бест Вестерн», «Рэдиссон», «Шел», «Снеллинг Стаффинг», «Офис 1», и «Вилсон Ленинг» устойчиво укрепились на рынке Болгарии. Появились также болгарские франчайзинговые системы. Например, болгарская фирма «Поликонтакт», предоставляющая франшизу в сфере обслуживания и занятости населения, или компания «Хэппи», имеющая большую сеть ресторанов в стране.

Вообще, бизнес в Болгарии, в том числе и франчайзинговый, на мой взгляд, очень рентабелен. Во-первых, пока ещё, цены на недвижимость в Болгарии относительно низкие, что, безусловно, привлекает потенциальных инвесторов. Во-вторых, в стране довольно низкий уровень заработной платы.

Хорватия, также как Болгария,  является достаточно перспективным  рынком для успешного использования  франчайзинговой бизнес концепции. Однако, существует ряд факторов, сдерживающих рост франчайзинга в странах Центральной и  Юго-Восточной Европы. К ним можно отнести:

- отсутствие адекватной законодательной основы;

- недостаток внутреннего капитала;

- ограниченный доступ к кредитам;

- недостаточная информация относительно деловых возможностей;

-лингвистические барьеры;

-медленное внедрение  западного опыта и методов  работы в экономику переходного  периода.

Но, совершенно очевидно, что указанные проблемы осознаются правительствами указанных стран, проблемы постепенно прорабатываются и создают хорошую тенденцию совершенствования франчайзингового бизнеса.

В странах бывшего Советского Союза также не спеша начинают осваивать франчайзинговые технологии ведения бизнеса. Более быстрыми темпами среди этих стран развиваются Украина и Казахстан.

В Украине с каждым годом  наблюдается тенденция развития сектора услуг и общепита. По статистическим данным, на конец 2011 года, в Украине было зарегистрировано 657 компаний франчайзеров и 1533 франчайзи.  Большинство франшизных предприятий принадлежит зарубежным брендам. Из украинских брендов можно назвать такие как: «Хирш» (агентство недвижимости); «SPAR-Украина» (супермаркеты); «Унмоменто» (услуги химчистки), «Дрыгало» (полуфабрикаты), «БиСмак» (рестораны быстрого питания), «Кидс Клаб» (детский клуб), «Джинсы Суперцена» и другие.

Казахстан зарекомендовал себя как стабильная, демократичная страна, располагающая благоприятными условиями  для ведения бизнеса. На Международной  конференции «Франчайзинг для Бизнеса  и Экономики Казахстана»  выступил с докладом Бекнур Кисиков – Казахстанский Союз Франчайзинга, автор книги «Франчайзинг в Казахстане». В своём докладе он озвучил следующие цифры:  «в Казахстане представлены более 120 франчайзинговых систем, а количество франчайзи насчитывает примерно 1000 точек по всей стране, около 14 000 человек заняты в секторе. Оборот казахстанского франчайзинга достигает полмиллиона долларов США в год. Растет доля присутствия иностранных компаний на отечественном рынке именно через систему франчайзинга, а не через импорт. В Казахстане франчайзинг представлен больше иностранными компаниями. Это характерно не только для нас, но и для соседнего Китая. 90 процентов казахстанского франчайзинга – это иностранные компании. Если говорить о казахстанских франчайзерах, то их малое количество. Многие из них не афиширует свою деятельность как франчайзеры, потому на самом деле – это чаще всего лицензионные соглашения или просто право или уступка товарного знака третьему лицу». {22}

Резюмируя выше изложенное, можно совершенно определенно сказать, что степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в Соединенных Штатах. Однако, страны Евросоюза находятся на верном стабильном пути к развитию франчайзингового потенциала. Анализ зарубежной практики позволил выделить наиболее развитые в сфере франчайзинга рынки, а также рынки, имеющие большой потенциал для дальнейшего развития, но ввиду некоторых сдерживающих факторов, не полностью освоивших его механизмы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Современное состояние и развитие франчайзинга в экономике России.

 

Франчайзинг в России начал  развиваться значительно позже, чем в США и Европе. Представители  бизнеса довольно долгое время не рассматривали франчайзинг как эффективный бизнес-инструмент. Этому отчасти способствовали пробелы в законодательстве, которые нередко использовали недобросовестные предприниматели, не придерживающиеся правил, существующих в бизнесе, основанном на эксплуатации чужих идей и вложенных инвестиций.

Так, например, в Перми  в 2003 году местная компания «Русторг» за 300 000 долларов приобрела франшизу у федеральной сети дискаунтеров «Пятерочка», и долгое время, пользуясь узнаваемым брендом, получала огромные скидки у поставщиков, а также закупала товары в кредит. В результате, региональный франчайзи «Пятерочки» задолжал поставщикам более 6 000 000 долларов.

Это произошло из-за того, что магазин, получив бренд и технологии дискаунтера, предлагал клиентам товары для более дорого сегмента рынка, следствием чего стало его неминуемое банкротство и удар по репутации франчайзера.

Довольно печальным, но показательным  является пример небезызвестного предпринимателя Владимира Довганя, называемого в шутку отцом франчайзинга. И первое успешное отечественное кафе, открытое им в 1993 году под названием «Дока-Пицца». Его сеть в свое время достигла 1000 точек. Но имидж «Дока-Пиццы» был подорван ухудшением качества товара со стороны недобросовестных франчайзи, и вся технологическая пирамида рухнула.

Очевидно, что за исключением  случаев прямого мошенничества, отсутствие опыта у франчайзи должны компенсировать устанавливаемые  франчайзерами стандарты, технологии и кадровые программы, которые предоставляются в рамках франшизы, однако так выходит далеко не всегда.

Несмотря на это, сегодня  в России наблюдается возрастающий интерес к развитию бизнеса с  использованием концепций франчайзинга.

После ухудшения экономической  ситуации в стране большинство компаний испытали дефицит оборотных средств и начали закрывать нерентабельные проекты в регионах, одновременно сосредоточив внимание на развитие более успешных и уже зарекомендовавших себя проектов.

В сложившейся ситуации, перспективы  развития франчайзинга существенно возросли как за счет снижения конкуренции на рынке, так  и за счет объективного желания владельцев бизнеса хоть как-то его сохранить в период кризиса, хотя бы и ценой «потери собственного лица».

Например, компания «Росинтер» (по данным на 30 сентября 2009 года управляла 340 ресторанами, включая 88 точек обслуживания, работающих на основе договоров франчайзинга, в 38 городах России, СНГ, Центральной Европы и стран Балтии) в кризисном 2009 году продолжила и даже форсировала развитие по франчайзингу. Было открыто 25 новых партнерских точек, при том, что средние инвестиции в один ресторан составляют около 600 000 долларов.

Актуальность франчайзинга стала еще более очевидной  в посткризисный период, когда  многие компании стали рассматривать  продажу франшиз не только как  способ построения региональных сетей, но также как прямой способ пополнения корпоративного бюджета.

Декларированные крупными компаниями намерения о своем развитии в  формате франчайзинга существенно расширили возможности для малых и средних предприятий, рассматривающих и оценивающих перспективы работы под «зонтиком» именитых разрекламированных брендов.

Концепции популярного бренда, работающие по системе франчайзинга, позволили предпринимателям быстро и эффективно предоставить сервис конечному потребителю.

Собственные разработки чаще бывают менее эффективны, так как  риски связанные с созданием  и  внедрением новой концепции  учитываются в инвестициях на запуск проекта и соответственно, в дальнейшем, влияют на цену конечного  продукта и ожидаемую доходность.

Так, по информации, предоставленной информационным агентством «Росбизнесконсалтинг», на основании данных маркетингового исследования «Рынок франчайзинга: итоги 2010г., прогноз 2011г.», проведенного NeoAnalytics, выяснилось, что рентабельность франчайзингового бизнеса превосходит рентабельность обычного независимого предприятия. {23}

По данным исследования, для компаний, работающих в рамках франчайзинговых соглашений, средняя  рентабельность инвестиций за первые 10 лет работы составляет более 600 процентов, а для обычных независимых предприятий за аналогичный период – только 300 процентов.

Кроме того, в исследовании отмечено, что наиболее критичными для развития молодой компании являются первые три года ее существования. В  течение этого периода в среднем  в мире около 80 процентов созданных самостоятельных предприятий прекращают свое существование, в то время как для франчайзинговых компаний доля банкротов в первые 3 года составляет менее 5 процентов. 70 процентов компаний, работающих по франчайзингу создают свою клиентскую базу в первые 18 месяцев работы. Что касается самостоятельных фирм, то подобная база, за аналогичный период, появляется  только в 30 процентах случаев.

Кроме того, в исследовании отмечено, что 60 процентов франчайзинговых компаний в течение первых 1,5 лет могут позволить себе открыть второй магазин. В тоже время лишь 30 процентов независимых фирм могут позволить себе тоже самое, что, по моему мнению, является следствием более низких темпов прироста клиентской базы, и меньшей рентабельностью по сравнению с компаниями, работающими в рамках франчайзинговых соглашений.

Также, в исследовании отмечено, что в целом, за последние пять лет в мире менее 8 процентов франчайзинговых предприятий оказались нежизнеспособными. Через 10 лет на рынке продолжают работать 90 процентов франчайзинговых фирм и лишь 18 процентов самостоятельных предприятий.

Российский франчайзинг только подтверждает статистические данные, приведенные в исследовании.

По мнению генерального директора компании E.M.T.G и члена совета директоров Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ) Екатерины Сойак, основная масса франчайзинговых сетей без драматических осложнений прошла наиболее острую фазу экономического кризиса 2008-2010 годов.

По данным РАФ, в России насчитывается около 500 франчайзеров и более 20 тысяч франчайзинговых  точек (см. таблицу 2.1). Для нашей страны это чрезвычайно низкие показатели. Согласно им, наша страна едва опережает Грецию, население которой более чем в 10 раз меньше населения России.

Тем не менее, следует отметить, что в  России за последние три года популярность и активность франчайзинга выросла на 98 процентов и по данным статистики является самой высокой среди многих стран Европы. По данным Европейской ассоциации статистики, динамика развития франчайзинга в России существенно опережает страны с более высоким уровнем развития и качеством экономики, такие как Дания, Финляндия, Греция, Венгрия, Хорватия, Словения, Швеция и Украина. По данным опроса коммерческих предприятий и частных предпринимателей, система франчайзинга в России значительно повышает эффективность работы и позволяет выходить на новые рубежи за очень короткие сроки. К одной из проблем более широкого продвижения и использования франчайзинговой схемы в России является отсутствие необходимой базы знаний и несовершенство законодательной системы в данной области.

Важно отметить, что согласно приведенным данным, занимающая второе место по темпам роста франчайзинговых отношений Польша (47,5 процента), в настоящее время все еще имеет в два раза больше франчайзинговых объектов (41263), а также больше занятых и франчайзеров.

За трехлетний период отмечен  большой рост франчайзинга во Франции  и Финлядии (по 20 процентов) и в Турции (18,8 процента). У остальных стран, отмечен рост в пределах от 3 до 11 процентов, что несопоставимо по темпам с Россией.

Информация о работе Франчайзинг - инструмекнт развития МСП