Франчайзинг - инструмекнт развития МСП

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы было всесторонне рассмотреть теоретические основы франчайзинга, определить достоинства и недостатки данного явления, проанализировать опыт отечественных и мировых компаний, рассмотреть современные тенденции развития и дать оценку перспективности развития франчайзинга в малом и среднем бизнесе в России. Первая глава работы посвящена теоретическим основам: понятию, экономической сущности франчайзинга, его достоинствам и недостаткам, правовым аспектам исследуемого явления, а также истории развития франчайзинга в России и за рубежом. Во второй нашло отражение современное состояние развития франчайзинга в Российской экономике и на мировом рынке. Третья посвящена стратегиям регионального развития, и последняя глава ...

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 8
1.1. Понятие, экономическая сущность франчайзинга. Характеристика субъектов франчайзинговых отношений 8
1.2. Основные преимущества и недостатки применения франчайзинга 17
1.3. Правовые аспекты франчайзинга 20
1.4. История развития франчайзинга в России и за рубежом 24
Глава 2. Анализ структуры рынка франчайзинга 28
2.1. Современные тенденции развития франчайзинга на мировом рынке 28
2.2. Современное состояние и развитие франчайзинга в экономике России 38
Глава 3. Стратегии развития франчайзинга в регионах 55
3.1. Территориальные стратегии развития франчайзинга 55
3.2. Развитие бизнеса по системе франчайзинга на конкрентном примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 64
3.3. Расчёт доходности предприятия торговли на примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 71
Заключение 78
Список используемой литературы 80
Список сносок………………………………………………………………………………...85

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 409.77 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 8

1.1. Понятие, экономическая сущность франчайзинга. Характеристика субъектов франчайзинговых отношений 8

1.2. Основные преимущества и недостатки применения франчайзинга 17

1.3. Правовые аспекты франчайзинга 20

1.4. История развития франчайзинга в России и за рубежом 24

Глава 2. Анализ структуры  рынка франчайзинга 28

2.1. Современные тенденции развития франчайзинга на мировом рынке 28

2.2. Современное состояние и развитие франчайзинга в экономике России  38

Глава 3. Стратегии развития франчайзинга в регионах 55

3.1. Территориальные стратегии развития франчайзинга 55

3.2. Развитие бизнеса по системе франчайзинга на конкрентном примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 64

3.3. Расчёт доходности предприятия торговли на примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6» 71

Заключение 78

Список используемой литературы 80

Список  сносок………………………………………………………………………………...85

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основой экономик большинства крупных развитых стран в мире являются  предприятия малого и среднего бизнеса. В среднем, их доля в ВВП составляет от 50 до 70 процентов. Малый бизнес в развитых странах ориентирован в большей степени на непроизводственную сферу, то есть сферу обслуживания населения, поскольку услуги, экономящие свободное время людей, являются наиболее востребованными.

Тем не менее, помимо сферы обслуживания, малый и средний бизнес активно развивается в финансовой, производственной и научной сферах. Сегодня на территории Китайской Народной Республики функционируют тысячи небольших предприятий, продукция производства которых успешно поставляется и реализуется в разных точках земного шара. Интересно отметить тот факт, что доля выпуска продукции малых и средних предприятий Китая составляет более 60 процентов ВВП.

Что касается Российской Федерации, факт остается фактом – несмотря на то, что в результате масштабных структурных преобразований в экономике нашей страны, произошедших за последнее двадцатилетие, освободилось огромное количество экономически активного населения, в России малый бизнес развит на порядок меньше. Это, в первую очередь, связывают с отсутствием целостной политики государства в отношении малого и среднего предпринимательства на фоне нехватки материальных ресурсов.

Ликвидация или частичное сокращение деятельности многих предприятий государственного сектора, отраслевых институтов и учреждений, непосредственно вызвали резкое увеличение безработицы, в связи с чем, для большинства людей организация собственного бизнеса является одним из реальных способов материального обеспечения себя и своих близких.

Ежедневно в  средствах  массовой информации освещаются проблемы, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства в России. Говорится о том, что малый и средний бизнес есть не что иное как «сердце экономики», то есть основа ее развития и основа для ее диверсификации. Одна из самых важных задач, поставленных сегодня президентом перед правительством РФ – это увеличить к 2020 году долю малого и среднего бизнеса до 60-70 процентов, и тем самым достичь уровня общемирового показателя.

Следует отметить, что оценивать показатели доли малого и среднего предпринимательства в ВВП следует крайне осторожно. Профильный департамент Минэкономразвития в разделе «Малое и среднее предпринимательство» социально-экономического прогноза на  2012-2014 годы обозначил следующую динамику: в 2012 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП составит 21,5 процента, в 2013 – 21,8 процента, в 2014 – 22,1 процента. Шаг роста составляет ровно 0,3 процентных пункта в год. Однако, еще в 2010 году в «Проектной карте МСП» Минэкономразвития заявлялось, что к 2012 году эта доля составит 29 процентов. {1} Такое расхождение в прогнозируемых цифрах говорит, прежде всего, о неучтенных экспертами факторах, влияющих на экономические процессы в целом и в интересующем нас сегменте.

По данным Национального  института системных исследований проблем предпринимательства, по итогам первого полугодия 2012 года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года в целом по стране отмечается положительная динамика всех рассматриваемых  показателей развития малого предпринимательства. Общий объем оборота малого предпринимательства в Российской Федерации в первом полугодии 2012 года составил 6 543,3 млрд. рублей, что на 21,8 процента выше аналогичного показателя 2011 года (с учетом индекса потребительских цент рост составил 16,8 процента). На 1 июля 2012 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось на 3 процента по сравнению с 1 июля 2011 года. {2}

По разным экспертным оценкам, реальная доля выпуска продукции  малых и средних предприятий в 2012 году колеблется от 20 до 25 процентов ВВП. {3} Приведенные цифры, безусловно, являются приблизительными. Но и этот показатель уже в два раза выше, чем аналогичный показатель десятилетней давности, что в целом можно характеризовать как индикатор положительной динамики развития малого и среднего предпринимательства в России. Очевиден факт, что для более динамичного развития сектора, необходим ряд мер всесторонней целенаправленной государственной поддержки всех этапов формирования  и развития сектора, от дешевого кредитования и льготного налогообложения до оказания юридической помощи и размещения государственных заказов у субъектов малого предпринимательства.

Мировой опыт экономически развитых стран показывает, что малый бизнес вполне успешно соседствует с крупными корпорациями, и правительства развитых стран давно пришли к выводу, что экономическое процветание государства базируется именно на органичном развитии как малого, так и крупного бизнеса, без существенных «перекосов» в ту или иную сторону.

Организация малого бизнеса по франшизе является одной из наиболее популярных форм такого сотрудничества. Смысл состоит в том, что крупные компании заключают долгосрочные договоры с небольшими фирмами или индивидуальными предпринимателями на право организации и ведения бизнеса от своего имени. Договором определяется, что малые предприятия вправе осуществлять свой бизнес исключительно в форме, установленной крупным предприятием в течение определенного периода и в определенном месте.

К плюсам такого взаимодействия бесспорно можно отнести то, что малый предприниматель получает явную поддержку от крупных компаний – франчайзеров. Помощь заключается не только в вопросах закупки оборудования или продукции, но также в вопросах подбора персонала, составления бизнес-плана, передачи знаний, регламентов, технологий, методов эффективного ведения бизнеса, что является особенно важным для начинающих предпринимателей. То есть, крупные компании передают начинающим предпринимателям так называемый лицензионный комплекс, охватывающий интеллектуальную собственность, промышленные образцы и товарные знаки, охраняемые авторским правом, а также технологию и систему ведения бизнеса, производство и реализацию продукции и услуг. Такой порядок взаимодействия между крупными компаниями и их более мелкими партнерами получило название франчайзинг.

В условиях франчайзинга малые предприятия осуществляют свою деятельность на основе франшизы. Под франшизой понимается право предпринимателя на ведение закрепленной во франчайзинговом договоре деятельности, будь то торговля товарами или оказание услуг, при использовании торговой марки и уникальных технологий франчайзера.

Следует отметить, что использование методов франчайзинга возможно практически во всех отраслях хозяйства малого бизнеса: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства. И это далеко не исчерпывающий перечень.

Несомненно, специфика малого бизнеса такова, что он больше всего нуждается в двух вещах: финансировании и информации. Информационную поддержку, как уже было отмечено, предприниматель в полной мере получает от франчайзера: торговая марка, ноу-хау, результаты маркетинговых, социальных исследований, даже сформированная клиентская база. На начальном этапе комплекс этих факторов дает важные конкурентные преимущества предпринимателю, и, опосредованно, помогает решить проблему финансовой поддержки предприятия. Как известно, основными финансовыми источниками для предприятий малого бизнеса являются собственные средства или привлеченный капитал – средства банков, других организаций или частных лиц. И хотя кредитование малого бизнеса сейчас очень популярная форма привлечения денежных средств, которая должна способствовать становлению малого бизнеса и увеличению его доли в экономике региона и страны в целом, но, как показывает практика, предпринимателям достаточно сложно получить кредит, поскольку банки считают такой бизнес неустойчивым и пытаются минимизировать свои риски.

Получение банковских кредитов, в основном, затрудняется по причинам непрозрачной или недостоверной отчетности предприятия, незначительного масштаба бизнеса, низкого качества проработки бизнес-планов при привлечении кредитов; низкого уровня юридической грамотности заемщика для надлежащего оформления всех необходимых документов. В основном, банки выдают кредиты на развитие бизнеса предприятиям, опыт работы которых превышает полгода. Проекты «в чистом поле» или «с нуля», к сожалению, в нашей стране на сегодняшний день развиваются достаточно медленно.

Именно поэтому, предприниматели, решившие организовать свой бизнес именно по франшизе, имеют лучшие шансы воспользоваться услугами кредитования малого бизнеса при поддержке компаний франчайзеров.

В тоже время, крупные компании франчайзеры, использующие схему развития бизнеса с помощью франчайзинга, получают возможность развивать свои торговые сети ускоренными темпами по сравнению с органическим ростом, через открытие собственных торговых точек. Выгода франчайзера очевидна – в расширении сети и, что важно, повышении узнаваемости его марки, а также в финансовых поступлениях от процветающих младших партнеров – франчайзи. Кроме того, франчайзинг позволяет снизить расходы на развитие сети, разделяя их с франчайзи, что позволяет изыскать дополнительные средства на развитие производства и разработку новых продуктов.

Итак, актуальность выбранной темы исследования на сегодняшний день определяется многими важными аспектами:

- во-первых, особой ролью малого и среднего предпринимательства в экономической жизни любого государства, и недостаточным развитием данного сектора в России;

- во-вторых, возможностью занятости на предприятиях малого и среднего бизнеса неработающего экономически активного населения страны и, как следствие, снижением уровня безработицы в России, что способствует снижению социальной напряженности граждан;

- в-третьих, широким спектром возможностей применения методов франчайзинга практически во всех сферах хозяйственной деятельности. - в-четвертых, возможностью увеличения конкуренции в стране. Именно благодаря ведению бесконечной борьбы за выживание, малый бизнес вынужден постоянно развиваться, быстро откликаться на изменение рыночной конъюнктуры, быть лучшими, чтобы преуспевать.

Все вышесказанное делает франчайзинг крайне привлекательным  в качестве эффективной формы  организационного развития бизнеса. Франчайзинг  вполне заслуженно конкурирует с кампаниями, проводимыми с целью развития собственных сетей, как местных, так и региональных. Практически во всем развитом мире франчайзинг давно стал основной экономической моделью.

Целью настоящей работы было всесторонне рассмотреть теоретические основы  франчайзинга, определить достоинства и недостатки данного явления, проанализировать опыт отечественных и мировых компаний, рассмотреть современные тенденции развития и дать оценку перспективности развития франчайзинга в малом и среднем бизнесе в России.

Первая глава работы посвящена  теоретическим основам: понятию, экономической  сущности франчайзинга, его достоинствам и недостаткам, правовым аспектам исследуемого явления, а также истории развития франчайзинга в России и за рубежом.

Во второй главе нашло  отражение современное состояние  развития франчайзинга в Российской экономике и на мировом рынке.

Третья глава посвящена стратегиям регионального развития, и последняя глава знакомит с развитием бизнеса по системе франчайзинга на примере российской аптечной сети «Аптеки 36,6».

В заключении дается оценка перспективности развития франчайзинга в малом и среднем бизнесе в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы франчайзинга

    1.  Понятие, экономическая сущность франчайзинга.

Характеристика  субъектов франчайзинговых отношений.

 

Термин «франчайзинг»  образован от английского «franchising»  – право, привилегия. А термин «франшиза» образован от французского «franchise» – льгота, привилегия. {4}

По сути, эти термины  равнозначны, и различия в их наименовании обусловлены лишь особенностями  транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной и франкоязычной  литературы.

В разных странах термин «франчайзинг» приобрёл свои особенности  и формы, характерные для каждой отдельной страны. И, несмотря на это, экономисты разных стран стараются  дать свое определение франчайзингу.

В частности, на страницах  «Толкового экономического и финансового  словаря»   Ив Бернара и Жан-Клода Колли, переиздаваемого во Франции на протяжении 20 лет, термину «франчайзинг» даётся такое определение, как: «контракт, по которому предприятие за вознаграждение предоставляет другим самостоятельным предприятиям право на использование его фирменного имени и его торговой марки для продажи товаров и услуг». {5} 

В книге Скотта А. Шейна «От мороженого к Интернету. Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании»: - «термин «франчайзинг» обозначает любые коммерческие взаимоотношения… в результате возникновения которых лицо предлагает, продает или распределяет любому другому лицу товары или услуги, которые: (1) обозначаются торговой маркой, знаком обслуживания, торговым названием товара, рекламным или другим коммерческим знаком…или (2) в отношении которых существует прямое или косвенное требование соответствовать стандартам качества, предписанным другим лицом при осуществлении деятельности франчайзи под именем, использующим торговую марку, знак обслуживания, торговое название товара, рекламный или иной коммерческий знак». {6}

Информация о работе Франчайзинг - инструмекнт развития МСП