Формирование организационной структуры службы маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 14:55, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной курсовой работы:
1) изучить теоретические основы формирования организационной структуры службы маркетинга;
2) анализ организации службы маркетинга на ОАО «Элара»;
3) дать рекомендации по повышению эффективности организации службы маркетинга на предприятии ОАО «Элара».
Объектом исследования является предприятие ОАО «Элара», а предметом – служба маркетинга.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические основы формирования организационной структуры службы маркетинга 5
1.1 Основы формирования организационных структур 5
1.2 Проектирование организационной структуры службы маркетинга 12
1.3 Современные тенденции и инструменты построения организационных структур 16
2 Анализ структуры службы маркетинга на промышленном предприятии ОАО ЧПЗ «Элара» 21
2.1 Общая характеристика предприятия 21
2.2 Организационная структура предприятия ОАО «Элара» 23
2.3 Анализ деятельности службы маркетинга и организационной структуры на предприятии ОАО «Элара» 26
3 Рекомендации по повышению эффективности организации службы маркетинга и организационной структуры ОАО «Элара» 29
3.1 Общие рекомендации по совершенствованию организационной структуры службы маркетинга на предприятии ОАО «Элара» 29
3.2 Улучшение документооборота и организация деловых контактов 30
3.3 Рекомендации по автоматизации маркетинговой службы 32
Заключение 37
Список литературы 38
Приложение А 39
Приложение Б 41
Приложение В 42

Файлы: 1 файл

Курсовая маркетинг.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУВПО «ВГТУ»)

 

 

Инженерно-экономический  факультет

 

Кафедра управления персоналом

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Маркетинг»

 

на тему: «Формирование организационной структуры службы маркетинга»

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка _______________3 курс, группа УП-081, Авраменко Ю.Ю.

                          

 

 

 

Руководитель____________ преподаватель Былдина Ю.В.

            

 

 

 

 

 

 

 

 Защищена_________________ Оценка____________________

                              

 

 

 

 

                                                                   2011

 

Замечания руководителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                               4

1 Теоретические основы формирования организационной структуры службы маркетинга                                                                                                                           5

   1.1 Основы формирования организационных  структур                                               5

   1.2 Проектирование организационной структуры службы маркетинга                   12

  1.3 Современные тенденции и инструменты построения организационных структур                                                                                                                              16

2 Анализ структуры службы маркетинга на промышленном предприятии ОАО ЧПЗ «Элара»                                                                                                                              21

    2.1  Общая характеристика предприятия                                                                   21

    2.2 Организационная структура предприятия ОАО «Элара»                                   23

    2.3 Анализ деятельности службы маркетинга и организационной               структуры  на предприятии ОАО «Элара»                                                        26

3 Рекомендации  по повышению эффективности организации  службы маркетинга  и организационной  структуры ОАО «Элара»                                                                   29

    3.1 Общие рекомендации по совершенствованию организационной структуры службы маркетинга на предприятии ОАО «Элара»                                          29

    3.2 Улучшение  документооборота и организация  деловых контактов                  30

    3.3 Рекомендации по автоматизации маркетинговой службы                                32

Заключение                                                                                                                        37

Список литературы                                                                                                           38

Приложение  А                                                                                                                   39

Приложение  Б                                                                                                                    41

Приложение  В                                                                                                                   42

 

 

 

 

Введение

        

           Маркетинг - процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, продукции и услуг посредством обмена, удовлетворяющего целям отдельных лиц и организаций.

Необходимым звеном системы управления предприятий  является маркетинговая деятельность. Именно она обеспечивает предприятию необходимый сбыт производимой продукции, что наполовину является залогом успешного его функционирования. От эффективности маркетинговой деятельности напрямую зависит эффективность работы всего предприятия.

Эффективное управление производством в условиях неустойчивой конъюнктуры рынка предполагает организацию специализированной маркетинговой службы на  предприятиях.

В настоящее  время данная тема курсовой работы является актуальной, так как в развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но ни на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Маркетинг является руководством к управлению, планированию, действию в условиях рыночной экономики. В этой связи необходимо разобраться в философии маркетинга в сравнении с философией сбыта.

Цель данной работы: изучить теоретические основы и практический опыт по формированию организационной структуры службы маркетинга на предприятии.

Задачи данной курсовой работы:

  1. изучить теоретические основы формирования организационной структуры службы маркетинга;
  2. анализ организации службы маркетинга на ОАО «Элара»;
  3. дать рекомендации по повышению эффективности организации службы маркетинга на предприятии ОАО «Элара».

Объектом исследования является предприятие ОАО «Элара», а предметом – служба маркетинга.

 

    1 Теоретические основы формирования организационной структуры службы маркетинга

        1.1 Основы формирования организационных структур

 

Термин «организация»  происходит от франц. organization и в наиболее общем виде означает строение, устройство чего-либо. Это понятие обычно используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, разделения обязанностей и на основе определенной структуры.

Понятие «структура» - латинского происхождения и обозначает взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение. Заметно, что термины «организация» и «структура» в значительной степени повторяют, дублируют друг друга. Словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организаций, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организаций. Структура – один из важнейших компонентов системы. Система, в свою очередь, отличается от структуры наличием целевой ориентации, придающей последней определенную направленность.

Организация маркетинга, или маркетинговой деятельности, охватывает широкий спектр работ и функций, имеющих место при внедрении и использовании рыночной философии организации предпринимательства, главным принципом которой является ориентация на потребителя - на изучение и удовлетворение его потребностей и желаний.

Для осуществления  всего комплекса работ и функций  в сфере маркетинга, для их организации и координации в предпринимательских структурах создаются, в зависимости от степени интеграции и охвата маркетинговой концепцией подразделений организации, группы, отделы, службы и управления маркетингом. Такие образования служат соединительным звеном между работами и работниками, устанавливая как соответствующий способ взаимодействия работников внутри своего подразделения, так и формы отношений со смежными подразделениями организации и субъектами определяющей среды. Здесь организационное образование выступает как система определенной организационной структуры. 

Организационная структура  определяет сложившийся в организации численный состав подразделений, связи и отношения между ними, а также уровень их интеграции в единое целое. Она устанавливает степень обособленности, департаментизации (организационного обособления) вхожих в нее подразделений, уровень их правовой самостоятельности в получении необходимой информации и принятии решений Структура как бы закрепляет внутреннюю композицию организации, фиксирует количественный и качественный составы входящих в нее образований, их иерархическую субординацию, распределение власти и самостоятельности между ними.

Выбор организационной  структуры подразделения предприятия  зависит от многих факторов. Наиболее важны следующие факторы: тип организации, в которой создается подразделение; вид стратегии, которой придерживается организация; уровень существующего проектируемого разделения труда в подразделении; тип департаментизации основных функций и работ; наличие и развитость технологических и функциональных связей со смежными подразделениями организации; наличие связей с внешней средой; существующие нормы управляемости и контролируемости; уровень, занимаемый в иерархии управления; степень централизации и децентрализации в принятии решений; необходимый уровень дифференциации и интеграции данного подразделения в процессе взаимодействия его со смежными отделами организации [3].

В зависимости  от характера и уровня взаимодействия различают несколько типов организационных структур предприятий (табл. 1).

Механистическая организационная структура (когда система проектируется наподобие машинного механизма) базируется на использовании формальных правил и процедур, централизации в принятии решений и жесткой иерархии власти в системе управления организацией и ее подразделениями.

 

 

Таблица 1 - Основные типы организационных структур

 

Тип организационной структуры

Характеристика  взаимодействия

Уровень взаимодействия

Механистическая Органическая

Взаимодействие  с внешней средой

«Организация  — Внешняя среда»

Традиционная (линейно-функциональная) Дивизиональная, или отделенческая Матричная

Взаимодействие подразделений

«Подразделение  — Подразделение»

Корпоративная Индивидуалистская

Взаимодействие  с человеком

«Индивид — Организация»


 

Органическая организационная структура (отражает качества живого организма) характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и привлечением работников к принятию решений, высокой ответственностью при выполнении заданий и гибкостью структуры власти.

Традиционная организационная структура является комбинацией линейной и функциональной схем организационных структур, которые достаточно эффективно действуют в условиях стабильного и экстенсивного развития производства.

Дивизиональная организационная структура сочетает централизованное планирование на верхнем уровне иерархии и децентрализованную деятельность подразделений. Она ориентирована на конечный результат (продукт, потребитель, рынок) и наиболее эффективна для многопродуктового производства и территориально разобщенных рынков. Создается возможность линейной и функциональной координации и принятия решений по уровням; все это повышает качество организации предпринимательской деятельности.

Матричная организационная структура является комбинацией функциональной и продуктовой схем, благодаря чему обретает цели и необходимые ресурсы по их достижению.

Корпоративная организационная структура представляет собой социальный тип организации, в которой имеются максимальная централизация и авторитарность руководства, возможность объединения людских ресурсов и монополия на информацию.

Индивидуалистская организационная структура — совокупность полуавтономных образований, деятельность которых базируется на принципах конкуренции и кооперации, увязки интересов всех подразделений (членов); устойчивость и конкурентоспособность таких структур очень высокая.

При разработке организационной структуры необходимо учитывать уровень разделения труда в организации и ее подразделениях. Это связано с тем, что возможно изменение специализации работ, как по функциям, так и по их конкретному применению и решению отдельных задач. Возможности применения технологической (горизонтальной) и управленческой (вертикальной) специализаций должны быть учтены при совершенствовании организационной структуры.

Особое внимание при разработке структуры организации  должно быть обращено на рост специализации отдельных работ и возможность (необходимость) их департаментизации. В зависимости от ее направления — ориентации или на ресурсы, или на результаты — осуществляется департаментизация того или иного типа, например по функциям, продукту, технологиям, численности, времени, территории, потребителю, рынку, матричная и т. д.

Информация о работе Формирование организационной структуры службы маркетинга