Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 13:48, курсовая работа
Успешное функционирование и развитие предприятия в современных экономических условиях определяет необходимость принятия эффективных и обоснованных управленческих решений в режиме реального времени.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования организационных структур управления 5
1.1. Понятие организационных структур управления. Анализ факторов, влияющих на их формирование 5
1.2. Сравнительный анализ различных типов организационных структур управления 6
1.2.1. Иерархические (бюрократические) структуры
управления 7
1.2.2. Органические (адаптивные) типы структур
управления 12
1.3. Проектирование функций управления 19
2. Оптимизация организационных структур управления на примере ОАО «ПК «БАЛТИКА» 26
2.1. Характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 26
2.2. Анализ существующей структуры управления 29
2.3. Анализ проблем ОАО «ПК «Балтика» 31
3. Совершенствование структуры управления ОАО «ПК «Балтика» 34
3.1. Анализ программного средства по формированию оптимальной оргструктуры управления 34
3.2. Разработка предложений по оптимизации организационной структуры управления 36
3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры 40
3.4. Анализ возможностей программы Fox Manager Pro 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические основы формирования организационных структур управления 5
1.1. Понятие организационных структур управления. Анализ факторов, влияющих на их формирование 5
1.2. Сравнительный анализ
различных типов
1.2.1. Иерархические (бюрократические) структуры
управления 7
1.2.2. Органические (адаптивные) типы структур
управления 12
1.3. Проектирование функций управления 19
2. Оптимизация организационных структур управления на примере ОАО «ПК «БАЛТИКА» 26
2.1. Характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 26
2.2. Анализ существующей структуры управления 29
2.3. Анализ проблем ОАО «ПК «Балтика» 31
3. Совершенствование структуры управления ОАО «ПК «Балтика» 34
3.1. Анализ программного средства по формированию оптимальной оргструктуры управления 34
3.2. Разработка предложений
по оптимизации
3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры 40
3.4. Анализ возможностей программы Fox Manager Pro 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
ВВЕДЕНИЕ
Успешное функционирование и развитие предприятия в современных экономических условиях определяет необходимость принятия эффективных и обоснованных управленческих решений в режиме реального времени.
В процессе выполнения функций управления приходится принимать большое количество решений, осуществляя планирование, организацию работы, мотивацию людей, контролировать и координировать все происходящие в организации процессы.
Используемые на большинстве предприятий традиционные формы управления и организации производства основаны на функциональном подходе. Недостатками данных форм управления являются высокая степень инертности, отсутствие качественной информации лиц, принимающих решения (ЛПР).
В настоящее время используемые системы автоматизации производства предназначены для решения проблемы автоматизации предприятия, как в целом, так и отдельных его структурных подразделений и встраиваются в существующие структуры управления, не меняя их, что затрудняет реализацию управленческих решений.
Вместе с тем ставится задача разработки системы управления предприятием с участием ЛПР, которая способна оперативно реагировать на возмущающие внешние и внутренние факторы.
Таким образом, актуальность работы состоит в решении задачи моделирования и проектирования взаимодействия лица, принимающего решения, с создаваемой системой управления для обеспечения новых интегрированных организационных форм управления бизнес-процессами предприятия.
Целью курсовой работы является разработка комплекса моделей, алгоритмов и программных средств построения динамических структур управления бизнес-процессами в условиях интегрированной системы управления предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие
организационных структур
Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования предприятия.
Под организационной структурой фирмы понимается её организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и её подразделениями целями и распределением между ними функций.
Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.
Организационная структура направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.
Организационные структуры управления фирмами отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями.
К ним могут быть отнесены следующие факторы:
1.2. Сравнительный
анализ различных типов
Структуры управления на многих современных предприятиях были построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале XX века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
Организационная структура управления, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры.
1.2.1. Иерархические (
Распространенным типами такой структуры является: линейно-функциональная, линейно-штабная организационная структура управления и дивизионная.
Основу линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу (рис. 1.). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.
Достоинства линейной структуры:
Недостатки линейной структуры:
Линейно-штабная организационная структура является развитием линейной и призвана ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. Линейно - штабная структура включает в себя специализированные подразделения (штабы), которые не обладают правами принятия решений и руководства какими - либо нижестоящими подразделениями, а лишь помогают соответствующему руководителю в выполнении отдельных функций, прежде всего, функций стратегического планирования и анализа. В остальном эта структура соответствует линейной (рис. 2).
Рисунок 1 – Линейная структура управлений
Рисунок 2 – Линейно - штабная структура управления
Достоинства линейно - штабной структуры:
При наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура считается первым шагом к более эффективным органическим структурам управления.
Недостатки линейно - штабной структуры: 1
Дивизионные структуры управления, которые предоставляют определенную самостоятельность своим производственным подразделениям, оставляя за руководством корпорации стратегию развития, научно - исследовательские разработки, финансовую и инвестиционную политику. В этом типе структур сделана попытка сочетать централизованную координацию и контроль деятельности с децентрализованным управлением. (рис. 3).
Рисунок 3 – Дивизионная структура управления
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы). Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции (изделиям или услугам) - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей -потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация. Аналогичные структуры управления широко внедрялись, начиная с 60-х годов в форме создания производственных объединений.