Формирование организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Успешное функционирование и развитие предприятия в современных экономических условиях определяет необходимость принятия эффективных и обоснованных управленческих решений в режиме реального времени.

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основы формирования организационных структур управления 5

1.1. Понятие организационных структур управления. Анализ факторов, влияющих на их формирование 5

1.2. Сравнительный анализ различных типов организационных структур управления 6

1.2.1. Иерархические (бюрократические) структуры

управления 7

1.2.2. Органические (адаптивные) типы структур

управления 12

1.3. Проектирование функций управления 19

2. Оптимизация организационных структур управления на примере ОАО «ПК «БАЛТИКА» 26

2.1. Характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 26

2.2. Анализ существующей структуры управления 29

2.3. Анализ проблем ОАО «ПК «Балтика» 31

3. Совершенствование структуры управления ОАО «ПК «Балтика» 34

3.1. Анализ программного средства по формированию оптимальной оргструктуры управления 34

3.2. Разработка предложений по оптимизации организационной структуры управления 36

3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры 40

3.4. Анализ возможностей программы Fox Manager Pro 47

Заключение 51

Список использованных источников 53

Файлы: 1 файл

курсовая светник.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Принцип создания системы  управления предприятием заключается  в том, чтобы, провести разделение труда  по вертикали, которое осуществляется путем делегирования линейных полномочий сверху вниз по уровням управления, сформированным при построении структуры предприятия. В результате в структуре определяются руководители всех уровней (субъекты управления) и подчиненные им сферы контроля (объекты управления), создается иерархия уровней управления и образуется цепь команд. Кроме делегирования линейных полномочий сверху вниз, нужно определить штабные полномочия, обязанности руководителей по координации (стыковке) работ подразделений по горизонтали и обеспечить интеграцию деятельности всех подразделений для достижения общих целей организации.

В организациях обычно выделяют три уровня управления:

  • руководители низового звена — технический уровень (мастера — младшие начальники), которые руководят непосредственными исполнителями работ;
  • руководители среднего звена — руководители подразделений; руководители среднего звена, взаимодействуют на своем уровне с поставщиками и потребителями и поставляют большую часть информации высшему руководству;
  • руководители высшего звена, которые разрабатывают стратегию, формулируют цели и политику, взаимодействуют с внешней средой, принимают важнейшие решения, отвечают за мотивацию персонала, общую организацию работ   и управление предприятием.

 

Рисунок 8 – Алгоритм проектирования организационной структуры управления

 

В результате, для обеспечения полноты и непрерывности процесса управления на предприятии, по нашему мнению, необходимо предусмотреть выполнение следующих управленческих функций: взаимодействие с внешней средой, определение стратегии и политики, организацию работ, подбор, подготовку и мотивацию персонала, планирование и подготовку производства, управление производством, контроль производства и качества продукции, информационное обеспечение, разработку мероприятий, принятие решений, внедрение мероприятий.

Содержание и методы работ при выполнении перечисленных выше функций в процессе управления предприятием определяются для каждой функции в отдельности. При этом необходимо применять методы и подходы к управлению, накопленные практикой менеджмента и отвечающие содержанию и характеру реализуемых функций.

На основе процессного  подхода можно   построить модель управления   предприятием и показать на ней процесс управления как  непрерывную серию взаимосвязанных  управленческих функций (рис.9).

В соответствии с представленной моделью процесс управления начинается со взаимодействия с внешней средой. Исходя из требований заказчиков и рынков сбыта, предприятие определяет объемы поставок, сроки, цену и качество своей продукции и требования к поставщикам материалов и комплектующих элементов. Анализ предприятия принимает стратегические решения, то есть определяет долгосрочные цели, разрабатывает стратегию и политику. Затем проводятся мероприятия по организации работ, подбору, подготовке и мотивации персонала.

Исходя из стратегии  и политики, с учетом требований рынка и заказчиков, осуществляется планирование производства. Далее проводится подготовка производства, осуществляется непосредственное управление производством и проводится контроль производства и качества продукции. Полученная по результатам контроля информация анализируется и сравнивается с информацией о научно-техническом прогрессе (НТЦ), а также с информацией с рынков сбыта, от заказчиков и конкурентов. По результатам сравнительного анализа разрабатываются мероприятия и принимаются необходимые решения руководством предприятия.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 9 -  Модель управления предприятием

 

После этого осуществляется внедрение мероприятий для реализации принятых решений. Как правило, оперативные  решения, принимаемые руководством, направляются на устранение и предупреждение отклонений от технологии и требуемых характеристик продукции при управлении производством, а также на улучшение продукции и производственного процесса. Но кроме этого принимаемые меры могут быть направлены на корректировку ранее принятых оперативных планов, а также на сферу ответственности высшего руководства, например, на изменение организации работ, на повышение квалификации и мотивации персонала, а также на выбор более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих изделий.

После завершения процесса производства продукция поставляется заказчику или на рынки сбыта, и поставщик получает от них реакцию  на поставленную продукцию (обратная связь). Таким образом, цикл управления заканчивается  выполнением той же функции, с которой он и начинался — взаимодействием с внешней средой.

Для завершения создания системы управления необходимо разработать  нормативные документы, указывающие, как надо выполнять указанные  выше функции их исполнителями. Только после этого, можно будет сказать, что система управления предприятием сформирована.

 

2. ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ  СТРУКТУР

УПРАВЛЕНИЯ  НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПК «БАЛТИКА»

 

 

2.1. Характеристика  ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

 

Миссия отражает предназначение компании, определяет смысл ее существования. Миссия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» звучит следующим образом:

«Мы создаем  качественный продукт, который дарит  людям радость общения, делает их жизнь ярче и интереснее».

С момента образования  ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» выполняет целый комплекс обязательств перед:

  • сотрудниками: обеспечивать достойные условия труда, заниматься развитием профессиональных навыков персонала, обеспечивать достойную заработную плату;
  • акционерами: реализовывать поставленные задачи, приносить прибыль и оправдывать инвестиционные вложения;
  • потребителями: обеспечивать высокое качество продукции, отвечать вкусам и потребностям;
  • партнерами: соблюдать условия партнерских отношений, действовать строго в рамках законодательства;
  • обществом: соблюдать его ценности, нормы и правила, добросовестно вести бизнес в рамках законов общества.

Корпоративные ценности

В ОАО «Пивоваренная  компания «Балтика» определены ценности, которые являются наиболее важными и значимыми для достижения поставленных целей:

 

  • Ответственность
  • Сотрудничество
  • Инновационность
  • Стремление к совершенству

Сотрудники компании стремятся руководствоваться этими  принципами в своей работе, во взаимоотношениях с клиентами и партнерами, друг с другом.

Цели компании:

  1. Постепенное увеличивать долю на пивном рынке России при сохранении высокой прибыльности.
  2. Вывести бренд «Балтика» на лидирующие позиции в мире.

Стратегия:

  1. Фокус на построении сильных брендов, премиализации и инновациях.
  2. Лидерство во всех ценовых сегментах, регионах и каналах продаж.
  3. Поиск дополнительных источников прибыльного роста:
    • за счет географической экспансии;
    • за счет развития смежных направлений.
  4. Повышение эффективности бизнес-процессов и операционное совершенство.
  5. Создание и постоянное развитие лучшей команды профессионалов

Структура ОАО  «ПК «Балтика»:

  1. Филиалы
  2. Сбытовые подразделения и региональные склады
  3. Дочерние предприятия и зарубежные представительства

Цели: чего хотим достичь.

Постепенное увеличивать долю на пивном рынке  России при сохранении высокой прибыльности.

Вывести бренд  «Балтика» на лидирующие позиции  в мире.

Стратегия: что будет  способствовать достижению этих целей:

    1. Фокус на построении сильных брендов, премиализации и инновациях.
    2. Лидерство во всех ценовых сегментах, регионах и каналах продаж.
    3. Поиск дополнительных источников прибыльного роста:
    • за счет географической экспансии;
    • за счет развития смежных направлений.
    1. Повышение эффективности бизнес-процессов и операционное совершенство.
    1. Создание и постоянное развитие лучшей команды профессионалов.
    2. Формирование у сотрудников предприятия сознания того, что их зарплата напрямую связана с процветанием предприятия.
    3. Формирование у служащих предприятия чувства гордости за работу, которую они выполняют (оформление магазина, рабочая форма персонала).
    4. Сформировать на предприятии такой стиль управления, при котором работник будет ощущать свою полезность и важность выполняемой им работы.

Рассмотрим дерево целей, где обозначим стратегически важные задачи:

    1. Использование программ развития предприятия;
    2. Освоение новых видов деятельности;
    3. Увеличение числа потребителей в прежнем сегменте рынка;
    4. Внедрение новых технологий;
    5. Внедрение информационных технологий;
    6. Перераспределение функций.

Вывод: на деятельность предприятия  существенное влияние оказывает такой фактор внешней среды, как покупатели.

Именно от покупателей  зависит прибыли предприятия, а  значит и его рентабельность. Поэтому сотрудники прилагают максимум усилий для того, чтобы заинтересовать покупателей качественной продукцией и наличием разнообразного ассортимента,  тем самым, побудив его к покупке.

2.2. Анализ существующей  структуры управления

 

На рисунке 10 представлена организационная структура ПК «Балтика».

 

ПРАВЛЕНИЕ:


 

Президент ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»


 

Вице-Президенты


 


 

 

Вице-президент по финансам и экономике

 


И. о. вице-президента по маркетингу


Вице-президент по корпоративным вопросам


Вице-президент по операционной деятельности


И. о. вице-президента по продажам в России


 

 

 


 

Директора филиалов


 

 

Директор завода     Директор филиала    Директор филиала

«Балтика-Санкт-Петербург»          «Балтика - Новосибирск»    «Балтика-Самара»

 

Директор обособленного    Директор филиала    Директор филиала

подразделения «Балтика-Вена»   «Балтика-Пикра»      «Балтика-Тула»

 

  Директор филиала     Директор филиала    Директор филиала

«Балтика-Воронеж»              «Балтика-Ростов»           «Балтика-Челябинск»

        

Директор филиала     Директор филиала

«Балтика-Ярославль»                      «Балтика-Хабаровск»

 

 

Рисунок 10 – Организационная структура «БАЛТИКА»

 

При этом следует отметить, что одной из целей компании является проектирование организационной структуры представительства компании в г. Архангельске – «Наше пиво».

В качестве объекта проектирования был выбран отдел продаж представительства компании «Балтика» в г. Архангельске – «Наше пиво».

Управленческая структура  «Наше пиво» представлена на рис. 11.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  11 - Управленческая структура фирмы «Наше пиво»

 

Генеральный директор (1 чел.) – осуществляет общее руководство предприятием. Все важные вопросы предприятия в обязательном порядке с ним согласуются.

Главный бухгалтер (1 чел.) – непосредственно подчиняется генеральному директору и отвечает за начисление заработной платы, оплату поставок, своевременное начисление налогов и за другую работу связанную с документацией предприятия.

Инспектор отдела кадров (1 чел.) – решение вопросов о приеме, найме, увольнении работников и оформление соответствующих документов.

Информация о работе Формирование организационных структур