Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 13:48, курсовая работа
Успешное функционирование и развитие предприятия в современных экономических условиях определяет необходимость принятия эффективных и обоснованных управленческих решений в режиме реального времени.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования организационных структур управления 5
1.1. Понятие организационных структур управления. Анализ факторов, влияющих на их формирование 5
1.2. Сравнительный анализ различных типов организационных структур управления 6
1.2.1. Иерархические (бюрократические) структуры
управления 7
1.2.2. Органические (адаптивные) типы структур
управления 12
1.3. Проектирование функций управления 19
2. Оптимизация организационных структур управления на примере ОАО «ПК «БАЛТИКА» 26
2.1. Характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 26
2.2. Анализ существующей структуры управления 29
2.3. Анализ проблем ОАО «ПК «Балтика» 31
3. Совершенствование структуры управления ОАО «ПК «Балтика» 34
3.1. Анализ программного средства по формированию оптимальной оргструктуры управления 34
3.2. Разработка предложений по оптимизации организационной структуры управления 36
3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры 40
3.4. Анализ возможностей программы Fox Manager Pro 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Принцип создания системы управления предприятием заключается в том, чтобы, провести разделение труда по вертикали, которое осуществляется путем делегирования линейных полномочий сверху вниз по уровням управления, сформированным при построении структуры предприятия. В результате в структуре определяются руководители всех уровней (субъекты управления) и подчиненные им сферы контроля (объекты управления), создается иерархия уровней управления и образуется цепь команд. Кроме делегирования линейных полномочий сверху вниз, нужно определить штабные полномочия, обязанности руководителей по координации (стыковке) работ подразделений по горизонтали и обеспечить интеграцию деятельности всех подразделений для достижения общих целей организации.
В организациях обычно выделяют три уровня управления:
Рисунок 8 – Алгоритм проектирования организационной структуры управления
В результате, для обеспечения полноты и непрерывности процесса управления на предприятии, по нашему мнению, необходимо предусмотреть выполнение следующих управленческих функций: взаимодействие с внешней средой, определение стратегии и политики, организацию работ, подбор, подготовку и мотивацию персонала, планирование и подготовку производства, управление производством, контроль производства и качества продукции, информационное обеспечение, разработку мероприятий, принятие решений, внедрение мероприятий.
Содержание и методы работ при выполнении перечисленных выше функций в процессе управления предприятием определяются для каждой функции в отдельности. При этом необходимо применять методы и подходы к управлению, накопленные практикой менеджмента и отвечающие содержанию и характеру реализуемых функций.
На основе процессного
подхода можно построить модель
управления предприятием и показать
на ней процесс управления как
непрерывную серию
В соответствии с представленной моделью процесс управления начинается со взаимодействия с внешней средой. Исходя из требований заказчиков и рынков сбыта, предприятие определяет объемы поставок, сроки, цену и качество своей продукции и требования к поставщикам материалов и комплектующих элементов. Анализ предприятия принимает стратегические решения, то есть определяет долгосрочные цели, разрабатывает стратегию и политику. Затем проводятся мероприятия по организации работ, подбору, подготовке и мотивации персонала.
Исходя из стратегии и политики, с учетом требований рынка и заказчиков, осуществляется планирование производства. Далее проводится подготовка производства, осуществляется непосредственное управление производством и проводится контроль производства и качества продукции. Полученная по результатам контроля информация анализируется и сравнивается с информацией о научно-техническом прогрессе (НТЦ), а также с информацией с рынков сбыта, от заказчиков и конкурентов. По результатам сравнительного анализа разрабатываются мероприятия и принимаются необходимые решения руководством предприятия.
Рисунок 9 - Модель управления предприятием
После этого осуществляется
внедрение мероприятий для
После завершения процесса производства продукция поставляется заказчику или на рынки сбыта, и поставщик получает от них реакцию на поставленную продукцию (обратная связь). Таким образом, цикл управления заканчивается выполнением той же функции, с которой он и начинался — взаимодействием с внешней средой.
Для завершения создания системы управления необходимо разработать нормативные документы, указывающие, как надо выполнять указанные выше функции их исполнителями. Только после этого, можно будет сказать, что система управления предприятием сформирована.
2. ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ПК «БАЛТИКА»
2.1. Характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
Миссия отражает предназначение компании, определяет смысл ее существования. Миссия ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» звучит следующим образом:
«Мы создаем качественный продукт, который дарит людям радость общения, делает их жизнь ярче и интереснее».
С момента образования ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» выполняет целый комплекс обязательств перед:
Корпоративные ценности
В ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» определены ценности, которые являются наиболее важными и значимыми для достижения поставленных целей:
Сотрудники компании
стремятся руководствоваться
Цели компании:
Стратегия:
Структура ОАО «ПК «Балтика»:
Цели: чего хотим достичь.
Постепенное увеличивать долю на пивном рынке России при сохранении высокой прибыльности.
Вывести бренд «Балтика» на лидирующие позиции в мире.
Стратегия: что будет способствовать достижению этих целей:
Рассмотрим дерево целей, где обозначим стратегически важные задачи:
Вывод: на деятельность предприятия существенное влияние оказывает такой фактор внешней среды, как покупатели.
Именно от покупателей зависит прибыли предприятия, а значит и его рентабельность. Поэтому сотрудники прилагают максимум усилий для того, чтобы заинтересовать покупателей качественной продукцией и наличием разнообразного ассортимента, тем самым, побудив его к покупке.
2.2. Анализ существующей структуры управления
На рисунке 10 представлена организационная структура ПК «Балтика».
ПРАВЛЕНИЕ:
Президент ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»
Вице-Президенты
Вице-президент по финансам и экономике
И. о. вице-президента по маркетингу
Вице-президент по корпоративным вопросам
Вице-президент по операционной деятельности
И. о. вице-президента по продажам в России
Директора филиалов
Директор завода Директор филиала Директор филиала
«Балтика-Санкт-Петербург» «Балтика - Новосибирск» «Балтика-Самара»
Директор обособленного Директор филиала Директор филиала
подразделения «Балтика-Вена» «Балтика-Пикра» «Балтика-Тула»
Директор филиала Директор филиала Директор филиала
«Балтика-Воронеж» «Балтика-Ростов» «Балтика-Челябинск»
Директор филиала Директор филиала
«Балтика-Ярославль» «Балтика-Хабаровск»
Рисунок 10 – Организационная структура «БАЛТИКА»
При этом следует отметить, что одной из целей компании является проектирование организационной структуры представительства компании в г. Архангельске – «Наше пиво».
В качестве объекта проектирования был выбран отдел продаж представительства компании «Балтика» в г. Архангельске – «Наше пиво».
Управленческая структура «Наше пиво» представлена на рис. 11.
Рисунок 11 - Управленческая структура фирмы «Наше пиво»
Генеральный директор (1 чел.) – осуществляет общее руководство предприятием. Все важные вопросы предприятия в обязательном порядке с ним согласуются.
Главный бухгалтер (1 чел.) – непосредственно подчиняется генеральному директору и отвечает за начисление заработной платы, оплату поставок, своевременное начисление налогов и за другую работу связанную с документацией предприятия.
Инспектор отдела кадров (1 чел.) – решение вопросов о приеме, найме, увольнении работников и оформление соответствующих документов.