Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 13:48, курсовая работа
Успешное функционирование и развитие предприятия в современных экономических условиях определяет необходимость принятия эффективных и обоснованных управленческих решений в режиме реального времени.
Введение 3
1. Теоретические основы формирования организационных структур управления 5
1.1. Понятие организационных структур управления. Анализ факторов, влияющих на их формирование 5
1.2. Сравнительный анализ различных типов организационных структур управления 6
1.2.1. Иерархические (бюрократические) структуры
управления 7
1.2.2. Органические (адаптивные) типы структур
управления 12
1.3. Проектирование функций управления 19
2. Оптимизация организационных структур управления на примере ОАО «ПК «БАЛТИКА» 26
2.1. Характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 26
2.2. Анализ существующей структуры управления 29
2.3. Анализ проблем ОАО «ПК «Балтика» 31
3. Совершенствование структуры управления ОАО «ПК «Балтика» 34
3.1. Анализ программного средства по формированию оптимальной оргструктуры управления 34
3.2. Разработка предложений по оптимизации организационной структуры управления 36
3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры 40
3.4. Анализ возможностей программы Fox Manager Pro 47
Заключение 51
Список использованных источников 53
Достоинства дивизионной структуры:
Недостатки дивизионной структуры:
1.2.2. Органические (адаптивные) типы структур управления
Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными.
Основой бригадной (кросс – функциональной) структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Форма бригадной организации работ – достаточно древняя организационная форма, но только с 80-х годов началось ее активное применение как структуры управления организацией, во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются:
Эти принципы разрушают
свойственное иерархическим структурам
жесткое распределение
В организации, построенной по этим принципам, могут как сохраняться функциональные подразделения (рис. 4), так отсутствовать (рис. 5).
Рисунок 4 – Кросс - функциональная организационная структура
Рисунок 5 – Бригадная структура организации
В первом случае работники
находятся под двойным
Преимущества бригадной (кросс-функциональной) структуры:
Недостатки бригадной (кросс-функциональной) структуры:
Основным принципом построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается; ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются. По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.
Преимущества структуры управления по проектам:
Недостатки структуры управления по проектам:
Преимущества такой структуры перевешивают недостатки на предприятиях с небольшим числом одновременно выполняемых проектов. Возможности воплощения принципов современной философии качества определяются формой управления проектами.
Матричная (программно - целевая) структура управления представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируются проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать (рис. 6).
Рисунок 6 – Матричная структура управления
Преимущества матричной структуры:
Недостатки матричных структур:
В таблице 1 приведена сравнительная характеристика типов организационных структур управления.
Таблица 1 - Сравнительные характеристики типов структур управления
Бюрократический тип |
Органический тип |
Четко определенная иерархия |
Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем |
Система обязанностей и прав |
Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований |
Разделение каждой задачи на ряд процедур |
Процессный подход к решению проблем |
Обезличенность во взаимоотношениях |
Возможность самовыражения, |
Жесткое разделение трудовых функций |
Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами |
1.3. Проектирование функций управления
В процессе проектирования
организационных систем целесообразно
ориентироваться на такие понятия,
как общие оперативные и
Общие цели соответствуют назначению, миссии стратегическим замыслам организации. Они характеризуют внешнюю направленность организации, перспективы её развития и защитные функции. Эти цели содержатся в уставе организации, отражаются в рекламе и официальных изданиях и используются при создании имиджа организации.
Оперативные цели соответствуют текущему моменту деятельности организации и тому, что на самом деле занимается организация. Эти цели отличаются внутренней направленностью, мобилизацией ресурсов и отражаются в планах работы организации.
Операционные цели характеризуются
конкретизацией и детализацией
задач, более чётки распределением функциональных
обязанностей, контролем за исполнительской
дисциплиной, возможностью изменения
параметров.
Эта классификация позволяет выделить необходимые цели-ориентиры в той последовательности, которая наилучшим образом способствует достижению главной цели организации.
После разработки развёрнутой во времени последовательности целей ориентиров необходимо определить стратегическую концепцию организации.
Правильный выбор стратегии позволяет перейти к следующему этапу организационного проектирования - к созданию организационной структуры. На рис. 7 показана последовательность действий перехода от цели организации к организационной структуре управления с последующей оценкой эффективности построения этой структуры.
Рисунок 7 – Этапы организационного проектирования
Выполнение всех этапов организационного проектирования должно сопровождаться экономическим анализом, учитывающим как ресурсные возможности организации, так и потребности внешней среды. Поскольку проектирование организации определяет её будущее и последовательность её развития, все этапы проектирования предусматривают проведение вычислительных экспериментов с использованием процедур моделирования.
В частности, цель, определяемая на первом этапе проектирования, - это исходная модель будущего состояния организации. Другие элементы модели организации могут быть представлены в виде развёрнутого алгоритма, отражающего последовательность действий на этапах организационного проектирования
Исследование и проектирование функций управления является наиболее трудоемкой задачей, так как любое их изменение приводит к изменению структуры управления. Выделение функций управления вызвано ещё и многообразием управленческой деятельности, то есть процессами принятия решения. Поскольку каждая отдельная функция характеризует специфическую управленческую деятельность, то совокупность таких функций позволяет формировать конкретную систему управления.