Формирование организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Успешное функционирование и развитие предприятия в современных экономических условиях определяет необходимость принятия эффективных и обоснованных управленческих решений в режиме реального времени.

Оглавление

Введение 3

1. Теоретические основы формирования организационных структур управления 5

1.1. Понятие организационных структур управления. Анализ факторов, влияющих на их формирование 5

1.2. Сравнительный анализ различных типов организационных структур управления 6

1.2.1. Иерархические (бюрократические) структуры

управления 7

1.2.2. Органические (адаптивные) типы структур

управления 12

1.3. Проектирование функций управления 19

2. Оптимизация организационных структур управления на примере ОАО «ПК «БАЛТИКА» 26

2.1. Характеристика ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» 26

2.2. Анализ существующей структуры управления 29

2.3. Анализ проблем ОАО «ПК «Балтика» 31

3. Совершенствование структуры управления ОАО «ПК «Балтика» 34

3.1. Анализ программного средства по формированию оптимальной оргструктуры управления 34

3.2. Разработка предложений по оптимизации организационной структуры управления 36

3.3. Разработка проектного варианта организационной структуры 40

3.4. Анализ возможностей программы Fox Manager Pro 47

Заключение 51

Список использованных источников 53

Файлы: 1 файл

курсовая светник.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Достоинства дивизионной структуры:

  • она   обеспечивает  управление   многопрофильными  предприятиями   с общей   численностью   сотрудников   порядка   сотен   тысяч   и   территориально удаленными подразделениями;
  • обеспечивает большую гибкость и более быструю реакцию на изменения в окружении предприятия по сравнению с линейной и линейно - штабной;
  • при расширении границ самостоятельности отделений они становятся «центрами получения прибыли», активно работая на повышении эффективности и качества производства;
  • более тесная связь производства с потребителями.

Недостатки  дивизионной структуры:

  • большое    количество    «этажей»    управленческой    вертикали;    между рабочими и управляющим производством подразделения -  3  и более уровня управления, между рабочими и руководством компании - 5 и более;
  • разобщенность штабных структур отделений от штабов компании;
  • основные    связи    -    вертикальные,    поэтому    остаются    общие    для иерархических структур недостатки - волокита, перегруженность управленцев, плохое взаимодействие при решении вопросов, смежных для подразделений;
  • дублирование функций на разных «этажах» и как следствие высокие затраты на содержание управленческой структуры;
  • в отделениях, как правило, сохраняется линейная или линейно - штабная структура со всеми их недостатками.

 

1.2.2. Органические (адаптивные) типы структур управления

 

Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными.

Основой бригадной (кросс – функциональной) структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам). Форма бригадной организации работ – достаточно древняя организационная форма, но только с 80-х годов началось ее активное применение как структуры управления организацией, во многом прямо противоположной иерархическому типу структур. Основными принципами такой организации управления являются:

  • автономная работа рабочих групп (бригад);
  • самостоятельное принятие решений рабочими группами и координация деятельности по горизонтали;
  • замена жестких управленческих связей бюрократического типа гибкими связями;
  • привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных 
    подразделений.

Эти принципы разрушают  свойственное иерархическим структурам жесткое распределение сотрудников  по производственным, инженерно-техническим, экономическим и управленческим службам, которые образуют изолированные системы со своими целевыми установками и интересами.

В организации, построенной  по этим принципам, могут как сохраняться  функциональные подразделения (рис. 4), так отсутствовать (рис. 5).

 

Рисунок 4 – Кросс - функциональная организационная структура

 

 

Рисунок 5 – Бригадная структура организации

 

В первом случае работники  находятся под двойным подчинением - административным (руководителю функционального  подразделения, в котором они  работают) и функциональным (руководителю рабочей группы или бригады, в  которую они входят). Такая форма организации называется кросс-функциональной, во многом она близка к матричной. Во втором случае функциональные подразделения как таковые отсутствуют. Такая форма достаточно широко применяется в организации управления по проектам.

Преимущества  бригадной (кросс-функциональной) структуры:

  • сокращение управленческого аппарата, повышение эффективности управления;
  • гибкое использование кадров, их знаний и компетентности;
  • создание условий для самосовершенствования;
  • возможность    применения    эффективных    методов    планирования    и управления;
  • сокращение потребности в специалистах широкого профиля.

Недостатки  бригадной (кросс-функциональной) структуры:

  • усложнение взаимодействия, вы особенности для кросс-функциональной структуры;
  • сложность в координации работ отдельных бригад;
  • высокая квалификация и ответственность персонала;
  • высокие требования к коммуникациям.

Основным принципом  построения проектной структуры является концепция проекта, под которым понимается любое целенаправленное изменение в системе, например, освоение и производство нового изделия, внедрение новых технологий, строительство объектов. Деятельность предприятия рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет фиксированное начало и окончание. Под каждый проект выделяются трудовые, финансовые, промышленные ресурсы, которыми распоряжается руководитель проекта. Каждый проект имеет свою структуру, и управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию работ, координацию действий исполнителей. После выполнения проекта структура проекта распадается; ее компоненты, включая сотрудников, переходят в новый проект или увольняются. По форме структура управления по проектам может соответствовать как бригадной (кросс-функциональной) структуре, так и дивизионной структуре, в которой определенный дивизион (отделение) существует не постоянно, а на срок выполнения проекта.

Преимущества  структуры управления по проектам:

  • высокая гибкость;
  • сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.

Недостатки  структуры управления по проектам:

  • очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта, который должен не только управлять всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учитывать место проекта в сети проектов компании;
  • дробление ресурсов между проектами;
  • сложность взаимодействия большого числа проектов в компании;
  • усложнение процесса развития организации как единого целого.

Преимущества такой структуры перевешивают   недостатки    на   предприятиях    с небольшим    числом    одновременно    выполняемых    проектов.    Возможности воплощения принципов современной философии качества определяются формой управления проектами.

Матричная (программно - целевая) структура управления представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе     двойного  подчинения     исполнителей:     с     одной     стороны непосредственному       руководителю       функциональной  службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с 2-мя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб. Для деятельности, которая имеет четко выраженное начало и окончание, формируются проекты, для постоянной деятельности - целевые программы. В организации и проекты, и целевые программы могут сосуществовать (рис. 6).

Рисунок 6 – Матричная структура управления

 

Преимущества  матричной структуры:

  • лучшая ориентация на проектные или программные цели и спрос;
  • более   эффективное   текущее   управление,    возможность    снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;
  • более  гибкое  и эффективное  использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;
  • относительная автономность проектных групп или программных комитетов способствует развитию у работников навыков принятия решений, управленческой культуры, профессиональных навыков;
  • улучшение контроля за отдельными задачами проекта или  целевой программы;
  • любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо – «хозяин» процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы; 
  • сокращается время реакции на нужды проекта или программы, так как созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

Недостатки  матричных структур:

  • трудность установления четкой ответственности за работу по заданию подразделения и по заданию проекта или программы (следствие двойного подчинения).

В таблице 1 приведена  сравнительная характеристика типов  организационных структур управления.

Таблица 1 - Сравнительные характеристики типов структур управления

Бюрократический тип

Органический  тип

 

Четко определенная иерархия

Постоянные изменения  лидеров (групповых  или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем

 

Система обязанностей и прав

Система норм и ценностей, формируемая  в процессе обсуждений и   согласований

Разделение каждой задачи на ряд процедур

Процессный подход к  решению проблем

Обезличенность во   взаимоотношениях

Возможность самовыражения,                                                                            саморазвития

Жесткое разделение трудовых функций

Временное закрепление  работы за 

интегрированными проектными группами


1.3. Проектирование функций управления

 

В процессе проектирования организационных систем целесообразно  ориентироваться на такие понятия, как общие оперативные и операционные цели.

Общие цели соответствуют  назначению, миссии стратегическим замыслам организации. Они характеризуют  внешнюю направленность организации, перспективы её развития и защитные функции. Эти цели содержатся в уставе организации, отражаются в рекламе  и официальных изданиях и используются при создании имиджа организации.

Оперативные цели соответствуют  текущему моменту деятельности организации  и тому, что на самом деле занимается организация. Эти цели отличаются внутренней направленностью, мобилизацией ресурсов и отражаются в планах работы организации.

Операционные цели характеризуются  конкретизацией и детализацией 
задач, более чётки распределением функциональных обязанностей, контролем за исполнительской дисциплиной, возможностью изменения параметров.

Эта классификация позволяет выделить необходимые цели-ориентиры в той последовательности, которая наилучшим образом способствует достижению главной цели организации.

После разработки развёрнутой  во времени последовательности целей  ориентиров   необходимо   определить   стратегическую   концепцию   организации.

Правильный выбор стратегии  позволяет перейти к следующему этапу организационного проектирования - к созданию организационной структуры. На рис. 7 показана последовательность действий перехода от цели организации к организационной структуре управления с последующей оценкой эффективности построения этой структуры.

Рисунок 7 – Этапы организационного проектирования

 

Выполнение всех этапов организационного проектирования должно сопровождаться экономическим анализом, учитывающим как ресурсные возможности организации, так и потребности внешней среды. Поскольку проектирование организации определяет её будущее и последовательность её развития, все этапы проектирования предусматривают проведение вычислительных экспериментов с использованием процедур моделирования.

В частности, цель, определяемая на первом этапе проектирования, - это  исходная модель будущего состояния  организации. Другие элементы модели организации  могут   быть   представлены   в   виде   развёрнутого   алгоритма, отражающего последовательность действий на этапах организационного проектирования

Исследование и проектирование функций управления является наиболее трудоемкой задачей, так как любое  их изменение приводит к изменению  структуры управления. Выделение функций управления вызвано ещё и многообразием управленческой деятельности, то есть процессами     принятия    решения.     Поскольку    каждая     отдельная     функция характеризует  специфическую  управленческую  деятельность,  то  совокупность таких   функций  позволяет  формировать  конкретную  систему управления.

Информация о работе Формирование организационных структур