Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение факторов конкурентоспособности товаров, проблем ее обеспечения.
Задачи курсовой работы:
1) раскрыть сущности таких понятий, как конкурентоспособность товара и конкурентоспособность фирмы;
2) определить факторы конкурентоспособности товаров (ценовые и неценовые), за счет чего возможно обеспечить товару преимущество перед товарами-аналогами и адаптировать его к потребностям покупателя;
ГЛАВА 1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ КАК ЦЕЛЬ УПРАВЛЕИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1 КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ. 5
1.2 ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. 7
1.3 МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ. 10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «АМТА» 14
2.1 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «АМТА» 14
2.2 ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. 16
2.3 АНАЛИЗ СБЫТА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ. 26
ГЛАВА 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. 32
3.1 ИМИДЖ, РЕПУТАЦИЯ, БРЭНД КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. 32
3.2 МЕРЫ, ПРЕДПРИНЯТЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 41
Необходимо отметить, что все оборудование ЗАО «АМТА» подвергается физическому износу, что означает постепенное изнашивание отдельных элементов основных фондов под воздействием срока эксплуатации, особенностей технологического процесса, степени загрузки оборудования и качества ремонтов. Формами проявления физического износа являются механический (взаимодействие отдельных деталей станка друг с другом) и коррозионно-механический (воздействие окружающей среды на оборудование).
Анализ данных табл. 3 показывает, что в 2008 году наблюдался высокий уровень показателя физического износа (71%) за счет того, что у предприятия находилось в наличии оборудование, отработавшее по два, три нормативных срока. За период с 2008 по 2009 год показатель физического износа снизился со 71% до 70% за счет выбытия физически устаревшего оборудования, но все же, величина коэффициента оставалась по- прежнему высокой. При дальнейшем выбытии старого оборудования и вводом нового коэффициент износа уменьшится и достигнет оптимальной величины.
Причины целодневных и внутрисменных потерь кроются в первую очередь, из-за изношенности оборудования в связи с его большим временем использования. Во-вторых, имеет место профилактика оборудования. В третьих, несвоевременная замена старых запчастей.
Оборудование – наиболее активная часть основных средств. Возрастание его удельного веса считается прогрессивной тенденцией. В процессе анализа наряду с исчислением доли среднегодовой стоимости активной части промышленно-производственных основных средств устанавливается количественная обеспеченность предприятия машинами и оборудованием, определяется их технический уровень и соответствие лучшим мировым образцам. При проведении анализа обеспеченности предприятия производственным оборудованием и эффективности его использования, все оборудование целесообразно сгруппировать по его участию в процессе производства. Задача наиболее полного использования оборудования заключается в том, чтобы свести к минимуму количество не установленного бездействующего оборудования. С этой целью необходимо сближение величин, характеризующих количество наличного, установленного и работающего оборудования. По ЗАО «АМТА» имеются данные, приведенные в (табл.9).
Таблица 9 Анализ обеспеченности
ЗАО «АМТА» оборудованием и его использования в 2009 году
Показатели | По плану | Фактически | Отклонение от плана (+,-) |
1.Количество наличного оборудования, (единиц) |
258 |
280 |
+22 |
1.1.Установленного, ед. | 254 | 271 | +17 |
1.1.1.Действующего, ед. | 243 | 262 | +19 |
1.1.2.Недействующего, ед. | 11 | 9 | -2 |
1.2.Неустановленного, ед. | 4 | 9 | +5 |
2.Коэффициенты использования наличного оборудования |
0,98 |
0,97 |
-0,01 |
по установленному (стр.1.1.:стр.1) |
0,98 |
0,97 |
-0,01 |
по действующему (стр.1.1.1.:стр.1) | 0,94 | 0,94 | - |
3.Коэффициент использования установленного оборудования стр.1.1.1.:стр.1.1) | 0,94 | 0,94
|
|
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что на предприятии находится наличного оборудования в 2009 году 280 единиц, что на 22 единицы больше чем по плану. По плану, наоборот, планировалось списать изношенное оборудование, но этого не произошло и количество оборудования осталось почти на уровне предшествующего года. Кроме того, в наличии имеется 9 единиц недействующего оборудования, это оборудование законсервировано. Действующего оборудования на 19 единиц больше планового. Коэффициент использования оборудования высок, это хороший показатель для предприятия.
Величина производственной мощности предприятия выступает организующим фактором и определяет возможный уровень использования материальных, трудовых, технических и финансовых ресурсов.
Если производственная мощность предприятия используется недостаточно полно, то это приводит к увеличению доли постоянных издержек в общей их сумме, росту себестоимости продукции и, как следствие, уменьшению прибыли.
На ЗАО «АМТА» имеет место значительная недогрузка основных фондов и в первую очередь оборудования. Это связано с рядом причин. Для ЗАО «АМТА», прежде всего, важно повысить коэффициент сменности работы оборудования. На предприятии имеют место значительные внутрисменные и целодневные простои – сказывается изношенность оборудования.
Подводя итоги анализа использования основных фондов на ЗАО «АМТА», сделаны следующие выводы:
- за анализируемый период их структура значительно улучшилась. В 2008 году среднегодовая стоимость промышленно-производственных основных фондов составила 40681,6 тыс.руб., в 2009 году ее повышение составило 43551 тыс.руб. (107,1%), что связано с реструктуризацией предприятия;
- несмотря на то, что за 2008-2009гг. прослеживалась тенденция вливания "молодого" оборудования в производство, основную долю, по-прежнему, занимали уже устаревшие станки, отработавшие сверх нормативного срока службы;
- более детальный анализ качественного состава оборудования ЗАО «АМТА» показал, что удельный вес автоматизированного оборудования составлял к концу 2009г. 17,7%, от общего числа оборудования, находящихся на предприятии. Следовательно, степень прогрессивности оборудования завода на современном этапе научно-технического прогресса, является невысоким, это подтверждает и то, что станки с числовым программным управлением занимают 3,8 % от общего количества оборудования;
- в связи с изношенностью оборудования имеют место их поломки, что дает сбой в производственной деятельности предприятия;
Финансовые результаты деятельности ЗАО «АМТА», как показали исследования, в значительной мере зависели от состояния, качества и структуры основных производственных фондов. Поэтому, улучшения использования основных средств на предприятии, является ключевой задачей в условиях деятельности в условиях рынка. Этого можно достичь путем: освобождения предприятия от физически устаревшего оборудования, машин и других основных средств или сдачи их в аренду, своевременного и качественного проведения ремонтных работ по модернизации оборудования; приобретения высококачественных и высокотехнологичных основных средств; повышения уровня квалификации обслуживающего персонала. А также, путем своевременного обновления, особенно активной части, основных фондов с целью недопущения чрезмерного морального и физического износа; повышения коэффициента сменности, уровня механизации и автоматизации производства; внедрения новой техники и прогрессивной технологии – малоотходной, безотходной, энерго- и топливосберегающей. Кроме того, улучшения использования основных средств на предприятии можно достичь путем совершенствования организации производства и труда, с целью сокращения потерь рабочего времени и простоя в работе машин и оборудования, а также увеличения загрузки станков и агрегатов.
Даже когда предложения каждого из конкурентов мало чем отличаются друг от друга, различия, относящиеся к имиджу самой компании или данной марки товара, могут быть весьма ощутимы для покупателей. Так, компании много работают над тем, чтобы создать себе имидж, который позволит им выделяться среди конкурентов. Имидж компании или товарной маркой должен служить воплощением всех отличительных преимуществ данного товара, а также занимаемой ими позиции на рынке. Разработка устойчивого и оригинального имиджа требует большой творческой работы. Имидж компании или товарной маркой не может быть внедрён в общественное сознание с помощью всего-навсего нескольких рекламных роликов. Об этом мы и поговорим дальше.
Достаточно большое количество покупателей спрашивает товары конкретных марок, отказываясь от товаров-заменителей, даже если последние предлагаются по более низким ценам. Компании, которые создают марочные товары со значительными привилегиями, надежно защищены от любых стратегий конкурентов по продвижению своих товаров на рынок. Таким образом, компании-поставщику имеет смысл делать значительные инвестиции для обеспечения своему марочному товару признания и предпочтения.
Создание марок товара – явление не новое. Марка несет потребителю определенный набор свойств, преимуществ и услуг. Самые лучшие торговые марки нередко несут в себе гарантию качества.
Товарная марка – имя, знак, символ, термин, рисунок или комбинация этих составляющих, используемая для идентификации предлагаемых продавцом или группой продавцов товаров или услуг, а также для обозначения их отличий от товаров и услуг конкурентов.
Марочное название – часть марки, которую можно произнести.
Марочный знак – часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести – изображение, геометрическая фигура, реже звуки и даже запахи.
Товарный знак – товарная марка, прошедшая правовую защиту.
Товарные знаки выполняют следующие функции:
- фиксируют отличительные особенности товара;
- дают имя изделиям;
- позволяют потребителям узнавать товар;
- облегчают потребителям запоминание товара;
- указывают источник происхождения;
- доносят до потребителя информацию о товаре;
- стимулируют стремление купить товар;
- символизируют гарантию качества товара.
Выбор нужного названия торговой марки представляет собой важнейшую часть процесса маркетинга. К этому вопросу нужно подходить очень тщательно. Хорошее название может в значительной мере способствовать успеху товара. Наиболее крупные маркетинговые компании разработали форматизированный алгоритм выбора торговой марки. Поиск наилучшего названия торговой марки – задача сложная. Её решение начинается с тщательного обзора товара и его преимуществ, целевых рынков и предложенных маркетинговых стратегий.
Другим важным элементом обеспечения конкурентоспособности товара является упаковка и маркировка товаров: через свой внешний вид они доносят до покупателя капитал товарной марки, а функциональность их оформления влияет на восприятие качества товара. Фирма для обеспечения конкурентоспособности своего товара должна принять оптимальное решение относительно упаковки своего товара и снабдить его всей необходимой информацией по поводу использования.
Еще одной возможностью повысить конкурентоспособность своему товару является послепродажная поддержка товаров.
Услуги по послепродажной поддержке товара.
Фирма должна разработать комплекс услуг, которые потребители хотели бы иметь и которые были бы эффективным орудием в борьбе с конкурентами. Фирме предстоит решить, какие именно наиболее важные услуги следует предложить, каким должен быть качественный уровень каждой из предлагаемых услуг и в каких формах эти услуги будут предлагаться. Деятельность по представлению услуг может координироваться отделом сервисного обслуживания клиентов, который работает с жалобами и замечаниями, занимается вопросами кредитования, материально-технического обеспечения, технического обслуживания и информации, предназначенной для распространения среди клиентов.
Услуги по послепродажной поддержке товара – услуги, направленные на подкрепление реального товара.
Хорошее обслуживание покупателей – это смысл, суть успешного предпринимательства: гораздо дешевле сохранить совокупный капитал имеющихся покупателей, чем привлечь новых, или того сложнее, вернуть утраченных. Компании, которые предоставляют высококачественные услуги, как правило, значительно превосходят менее ориентированных на предоставление услуг конкурентов. Сравнительное исследование деятельности компаний, заслуживающих как высокие, так и низкие оценки покупателей по качеству услуг, показано, что компании с более высоким качеством предоставляемых услуг имеют возможность запрашивать более высокую цену за свой товар, быстрее развиваются и получают более высокую прибыль. Очевидно, маркетологам следует основательно поразмыслить над стратегиями предоставления услуг.
Решая, какие именно услуги по послепродажной поддержке стоит предложить, прежде всего необходимо определить, какие именно виды услуг ценит ваш покупатель и каково относительное значение этих услуг.
Итак, наиболее конкурентный товар – товар, который наиболее полно удовлетворяет потребности покупателя, и создание такого товара будет стимулировать повторные его покупки. Для достижения этой цели производителю приходится делать вложения в сферу обслуживания, но осуществлять их необходимо так, чтобы политика обслуживания не стала обременительной по стоимости ни для производителя, ни для продавца.
Для обеспечения конкурентоспособности товара определенную роль играет и установленная на него цена. Какую назначить цену, если фирма только начинает свою деятельность на рынке? На сколько снизить цену при сезонной распродаже? Как установить цены, приемлемые для различных слоев населения? Эти и многие другие, связанные с определение необходимого уровня цены, вопросы сегодня стоят перед маркетологам.
В целях повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на 2010 год было произведено техническое перевооружение производства, реализация следующих проектов:
1. Приобретение и монтаж нового оборудования по производству вафель
Производительность линии 400 кг/час;126 тн/мес.
Стоимость оборудования –1млн. ЕВРО
Подписание контракта на поставку оборудования –февраль 2010
Подписание кредитного договора-февраль 2010
Монтаж оборудования – август-сентябрь 2010