Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:22, курсовая работа
Цель исследования: экспериментально изучить в сравнительном плане состояние функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием и определить эффективные пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
заменяли словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, при этом использовали иное окончание. Примеры: "лапки", "капустка", "яблочка";
использовали более
заменяли продуктивным окончанием – ов, всех других типов окончаний. Примеры: "яблоков", "котов";
заменяли форму единственного числа на форму множественного числа. Примеры: "яблоки", "платьев", "катами", "головы";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (12 отказов);
заменяли ударение (нарушение акцентуации). Примеры: "котом", "платёв", "котов";
осуществляли лексическую замену. Примеры: "кочанка", "картошка" вместо "капуста"; "головы" вместо "ананас";
смягчали согласную, игнорируя j, например: "платя".
Полученные данные представлены в Таблице 11,17 (см. Приложение 3).
У 7 детей контрольной группы данная функция находится на среднем уровне, у 2 - на низком, 1 - на очень низком уровне. Дети в среднем набрали 0,7 балла, что соответствует среднему уровню. Испытуемые этой группы допускали аналогичные ошибки, но значительно реже. Отказов от ответа было значительно меньше (5 отказов). Полученные данные представлены в Таблице 12, 16 (см. Приложение 3).
Во втором задании этого раздела, при исследовании потребления беспредложных падежных конструкций существительных в родительном падеже стало известно, что у 1 ребёнок из экспериментальной группы данная функция находится на среднем уровне, у 6- на низком уровне, 3 - на очень низком уровне. Дети в среднем набрали 0,4 балла, что соответствует низкому уровню и при этом допускали следующие ошибки:
заменяли словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, при этом использовали иное окончание. Примеры: "ручки";
заменяли продуктивным окончанием – ов, всех других типов окончаний. Примеры: "зубков", "крылов";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (7 отказов);
заменяли ударение (нарушение акцентуации). Примеры: "крылов", "зубков";
осуществляли лексическую замену. Примеры: "половина туловища" вместо "хвоста" (с добавлением дополнительного уточняющего слова), "носа" вместо "хобота"; "лица" вместо "хобота";
использовали словотворчество. Примеры: "держалки", вместо "ручки".
Полученные данные представлены в Таблице 11,17 (см. Приложение 3).
У 9 детей контрольной группы данная функция находится на среднем уровне, у 1 ребёнка - на высоком уровне. Дети в среднем набрали 0,6 балла, что соответствует среднему уровню. Испытуемые этой группы допускали аналогичные ошибки, но значительно реже. Отказов от ответа было значительно меньше (9 отказов). Полученные данные представлены в Таблице 12, 16 (см. Приложение 3).
В третьем задании этого раздела, при исследовании потребления беспредложных падежных конструкций существительных в дательном падеже единственного числа стало известно, что у 2 детей из экспериментальной группы данная функция находится на среднем уровне, у 4- на низком уровне, 4 - на очень низком уровне. Дети в среднем набрали 0,4 балла, что соответствует низкому уровню и при этом допускали следующие ошибки:
заменяли словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, при этом использовали иное окончание. Примеры: "ёжику", "лошадке";
форму одного падежа заменяли формой другого падежа. Примеры: "белкам" вместо "белке", "козам" вместо "козе";
заменяли продуктивным окончанием – ов, всех других типов окончаний. Примеры: "крышков";
заменяли форму единственного числа на форму множественного числа. Примеры: "козам", "белкам", "коням", "животным";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (10 отказов);
заменяли ударение (нарушение акцентуации). Примеры: "коням", "зверям";
осуществляли лексическую замену. Примеры: "животным" вместо "белке", "нечем носить" вместо "ручки".
Полученные данные представлены в Таблице 11, 17 (см. Приложение 3).
У 1 ребёнка из контрольной группы данная функция находится на высоком уровне, у 8 детей - на среднем уровне, у 1 ребёнка - на низком уровне. Дети в среднем набрали 0,6 балла, что соответствует среднему уровню. Испытуемые этой группы допускали аналогичные ошибки, но значительно реже. Отказов от ответа было значительно меньше (5 отказов). Полученные данные представлены в Таблице 12, 16 (см. Приложение 3).
В четвёртом задании этого раздела, при исследовании потребления беспредложных падежных конструкций существительных в творительном падеже единственного числа стало известно, что у 1 ребёнка из экспериментальной группы данная функция находится на среднем уровне, у 3- на низком уровне, 6 - на очень низком уровне. Дети в среднем набрали 0,3 балла, что соответствует очень низкому уровню и при этом допускали следующие ошибки:
заменяли словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, Примеры: "полотенчеком";
осуществляли лексическую замену. Примеры: "молотом" вместо "молотком", "топором" вместо "пилой", "ковшом" вместо "ведром", "замком" вместо "ключом", "салфеткой" вместо "полотенцем";
заменяли форму единственного числа на форму множественного числа. Примеры: "ложками" вместо "ложкой", "вёдрами" вместо "ведром";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (20 отказов);
заменяли ударение (нарушение акцентуации). Примеры: "замков" вместо "замков", "ведрами";
· использовали словотворчество. Примеры: "черпаком".
Полученные данные представлены в Таблице 11, 17 (см. Приложение 3).
У 1 ребёнка из контрольной группы данная функция находится на высоком уровне, у 7 детей - на среднем уровне, у 2 ребёнка - на низком уровне. Дети в среднем набрали 0,6 балла, что соответствует среднему уровню. Испытуемые этой группы допускали аналогичные ошибки, но значительно реже. Отказов от ответа было значительно меньше (6 отказов). Полученные данные представлены в Таблице 12, 16 (см. Приложение 3).
Качественно-количественный анализ правильных ответов при исследовании беспредложных падежных конструкций существительных в разных падежах у дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием представлен нами в Таблице 3 и Диаграмме 2.
Таблица 3
Качественно-количественный анализ правильных ответов при исследовании беспредложных падежных конструкций существительных в разных падежах у дошкольников (уровень успешности %)
Типы ошибок |
Кол - во правильных ответов | |
ЭГ |
КГ | |
Форма одного падежа заменяется формой другого падежа. |
97 % |
97,5 % |
Неправильное употребление лексического значения слова |
96,25 % |
97 % |
Замена словоизменения словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: |
||
- к- |
96,3 % |
99,6 % |
-чк- |
100 % |
96 % |
-ик |
99,6 % |
98,8 % |
-иц- |
99,6 % |
100 % |
Использование более продуктивной формы мужского рода творительного падежа, с окончанием - ом. |
95,4 % |
98,3 % |
Замена продуктивным окончанием – ов, всех других типов окончаний. |
94,6 % |
96,7 % |
Устранение наращения, игнорируя j |
98,75 % |
99,2 % |
Отказ от ответа |
78,3 % |
90,4 % |
Замена ударения (нарушение акцентуации) |
94,6 % |
98 % |
Словотворчество |
96,6 % |
97,5 % |
Средний показатель |
59,8% |
88,2% |
Диаграмма 2
Качественно-количественный анализ правильных ответов при исследовании беспредложных падежных конструкций существительных в разных падежах у дошкольников (уровень успешности %)
Количественный анализ правильных ответов при исследовании беспредложных падежных конструкций существительных в разных падежах у дошкольников представлен нами в сравнительной Таблице 4.
Таблица 4
Сравнительный количественный анализ правильных ответов при исследования беспредложных падежных конструкций существительных в разных падежах у дошкольников (в %)
№ |
Падежи |
ЭГ |
КГ |
Кол-во правильных ответов % | |||
2.1. |
Винительный падеж |
63% |
83,3 % |
2.2. |
Родительный падеж |
37% |
75 % |
2.3. |
Дательный падеж |
67% |
80 % |
2.4. |
Творительный падеж |
55% |
71,7 % |
Средний показатель |
59,8% |
88,2% |
Данные, представленные в таблице, наглядно показывают, что дошкольники с общим недоразвитием речи дают меньше правильных ответов, чем сверстники с нормальным речевым развитием.
Много ошибок допускали дошкольники экспериментальной и контрольной групп при употреблении родительного и творительного падежей. Приведенные данные, свидетельствуют о несформированности беспредложных падежных конструкций существительных дошкольниками.
Характерные ошибки, которые встречались у дошкольников из экспериментальной и контрольной групп: замена словоизменения словообразованием, при помощи суффиксов - ик, - к, - очк, - чик; замена продуктивным окончанием – ов, всех других типов окончаний; использование более продуктивной формы мужского рода творительного падежа, с окончанием - ом; замена формы множественного числа на форму единственного числа; замена ударения (нарушение акцентуации).
Были выявлены случаи, когда
дошкольники не могли ответить на
вопрос, они говорили "я не знаю,
как сказать", "я не могу объяснить",
ответы детей с подобными
Дети из экспериментальной группы дали 59,8% правильных ответов, а дошкольники из контрольной группы - 88,2% от общего количества ответов в этих заданиях (240 ответов).
Виды ошибок при исследовании
беспредложных конструкций
Качественно- количественный анализ ошибок и правильных ответов исследования беспредложных падежных конструкций существительных в разных падежах у дошкольников с ОНР и у детей с нормальным речевым развитием представлены в виде Таблиц 13, 14 (см. Приложение 3).
Следующим разделом нашей
методики явилось изучение предложно-падежных
конструкций существительных
В первом задании этого
раздела, при исследовании употребления
предложно-падежных конструкций существительных
единственного числа стало
пропускали предлоги. Примеры: "книги" вместо "в книге";
заменяли требуемый предлог другим, словом или предлогом. Примеры: "над книгой" вместо "на книге"; "с вешалком" вместо "за вешалкой";
заменяли форму единственного числа формой множественного числа. Примеры: "на тарелках" вместо "на тарелке"; "под тарелками" вместо "под тарелкой";
правильно употребляли предлог при неправильном выражении падежного окончания. Примеры: "в книгу" вместо "в книге", "под тарелку" вместо "под тарелкой";
нарушали дифференциацию предлогов. Примеры: "над книгой" вместо "на книге", "на тарелках" вместо "над тарелках", "около тарелке" вместо "под тарелкой", "у тарелки" вместо "по тарелкой";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (8 случаев);
осуществляли лексическую замену. Примеры: "в миске" вместо "в тарелке"; "на супе" вместо "на тарелке", "на стенке" вместо "на вешалке", "под крючком" вместо "под вешалкой";
заменяли ударение (нарушение акцентуации). Примеры: "на тарелках".
Полученные данные представлены в Таблице 15, 17 (см. Приложение 3).
У 5 детей из контрольной группы данный процесс находится на высоком уровне и 5 - среднем уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню.
Дети из контрольной группы допускали аналогичные ошибки, но значительно меньше. Отказов от ответа было значительно меньше (5 отказов). Полученные данные представлены в Таблице 15, 16 (см. Приложение 3).
В втором задании этого раздела, при исследовании употребления предложно-падежных конструкций существительных родительного падежа множественного числа стало известно, что у 1 ребёнка из экспериментальной группы данная функция находится на среднем уровне, 6 - на низком уровне, 3 детей - на очень низком уровне. Дети в среднем набрали 0,4 балла, что соответствует низкому уровню и при этом допускали следующие ошибки, которые выражались в следующем:
заменяли форму множественного числа формой единственного числа. Примеры: "яблока" вместо "яблок";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (8 случаев);
заменяли словоизменения словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Примеры: "платьичков" вместо "платьев"; "рыбков" вместо "рыбы".