Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:22, курсовая работа
Цель исследования: экспериментально изучить в сравнительном плане состояние функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием и определить эффективные пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
заменяли продуктивным окончанием – ов, всех других типов окончаний. Примеры: "машинов" вместо "машин", "яблоков" вместо "яблок"", "ключов" вместо "ключей";
устраняли наращивание, игнорируя j. Примеры: "платев";
заменяли ударение (нарушение акцентуации). Примеры: "платёв", "грибов".
Полученные данные представлены в Таблице 15, 17 (см. Приложение 3).
Дети из контрольной группы допускали гораздо меньше аналогичных ошибок. Отказов от ответа было значительно меньше (3 отказа). У 3 детей из контрольной группы данный процесс находится на высоком уровне и 7 - среднем уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню. Полученные данные представлены в Таблице 15, 16 (см. Приложение 3).
В третьем задании этого раздела, при исследовании употребления предложно-падежных конструкций существительных дательного падежа множественного числа с предлогом - к, стало известно, что у 1 ребёнка из экспериментальной группы данная функция находится на среднем уровне, 6 - на низком уровне, 3 детей - на очень низком уровне. Дети в среднем набрали 0,4 балла, что соответствует низкому уровню и при этом допускали следующие ошибки, которые выражались в следующем:
заменяли форму множественного числа формой единственного числа. Примеры: "гусю" вместо "гусям", "до зайца" вместо "к зайцам";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (14 случаев);
заменяли словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, при этом опуская предлог Примеры: "машинкам" вместо "к машинам";
устраняли наращивание, игнорируя j. Примеры: "к платям", "к деревям";
пропускали предлоги. Примеры: "зайцам", "гусям", "машинам";
заменяли требуемый предлог другим, словом или предлогом. Примеры: "с гусями" вместо "к гусям"; "до машины" вместо "к машинам", "до зайца" вместо "к зайцам".
Полученные данные представлены в Таблице 15,17 (см. Приложение 3).
При выполнении этого задания дети из контрольной группы допускали гораздо меньше аналогичных ошибок. Отказов от ответа было значительно меньше (5 отказа). У 6 детей из контрольной группы данный процесс находится на высоком уровне и 2 - среднем уровне, 2 - на низком уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню. Полученные данные представлены в Таблице 15,16 (см. Приложение 3).
В четвёртом задании этого раздела, при исследовании употребления предложно-падежных конструкций существительных творительного падежа множественного числа с предлогами - над, - под, - за, стало известно, что у 3 детей экспериментальной группы данная функция находится на низком уровне, 7 детей - на очень низком уровне. Дети в среднем набрали 0,3 балла, что соответствует очень низкому уровню и при этом допускали следующие ошибки, которые выражались в следующем:
заменяли форму множественного числа формой единственного числа. Примеры: "над домом" вместо "над домами", "над лесом" вместо "над лесами";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (16 случаев);
заменяли словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, при этом опуская предлог Примеры: "над деревками" вместо "над деревьями";
устраняли наращивание, игнорируя j. Примеры: "над деревами", "над деревьями";
пропускали предлоги. Примеры: "дорогами";
заменяли требуемый предлог другим, словом или предлогом. Примеры: "по дорогами" вместо "над дорогами"; "под реками" вместо "над реками";
осуществляли лексическую замену. Примеры: "над водами"вместо "над реками".
Полученные данные представлены в Таблице 15, 17 (см. Приложение 3).
При выполнении этого задания дети из контрольной группы допускали гораздо меньше аналогичных ошибок. Отказов от ответа было значительно меньше (3 отказа). У 4 детей из контрольной группы данный процесс находится на высоком уровне и 6 - среднем уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню. Полученные данные представлены в Таблице 15,16 (см. Приложение 3).
В пятом задании, направленном на исследование употребления существительных в предложном падеже множественного числа, стало известно, что: у 1 ребёнка из экспериментальной группы данный процесс находится на среднем уровне и 1 - низком, 8 - на очень низком. Эти испытуемые набрали в среднем 0,3 балла, что соответствует очень низкому уровню. Полученные данные представлены в Таблице 15,17 (см. Приложение 3).
Дети из экспериментальной группы допускали следующие ошибки:
заменяли форму множественного числа формой единственного числа, при этом заменяли предлог. Примеры: "на крышу" вместо "над крышах", "на проводе" вместо "на проводах";
отказывались от ответа, говорили, что "не знают" (12 случаев);
заменяли словоизменение словообразованием при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, при этом иногда опуская предлог. Примеры: "кустиках" вместо "на кустах", "на дорожках" вместо "на дорогах";
устраняли наращивание, игнорируя j. Примеры: "на деревах", "на деревьях";
пропускали предлоги. Примеры: "проводе", "крыше", "дорогах";
заменяли требуемый предлог другим, словом или предлогом. Примеры: "под окном" вместо "на окнах", "над крышей" вместо "на крышах", "в кустах" вместо "на кустах", "за проводами" вместо "на проводах", "в дорогах" вместо "на дорогах";
осуществляли лексическую замену. Примеры: "на стекле" вместо "на окнах";
не правильно ставили ударение. Например: "на кустиках", "на стёкле", с искажением основы слова.
При выполнении этого задания дети из контрольной группы допускали гораздо меньше аналогичных ошибок. Отказов от ответа было значительно меньше (2 отказа). У 6 детей из контрольной группы данный процесс находится на высоком уровне и 3 - среднем, 1- на низком уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню. Полученные данные представлены в Таблице 15, 16 (см. Приложение 3).
Сравнительный количественный анализ ошибок при исследовании предложно - падежных конструкций существительных в у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием представлен нами в Таблицах 5, 6 и Диаграмме 3.
Таблица 5
Сравнительный количественный анализ ошибок при исследовании предложно-падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием
Виды ошибок |
Кол-во ошибок | |
ЭГ |
КГ | |
Пропуск предлогов |
100 % |
0,6 % |
Замена словоизменения словообразованием при помощи суффиксов |
3,6 % |
3,6 % |
Замена требуемого предлога другим, словом или предлогом. |
4,5 % |
2,1 % |
Форма множественного числа заменяется формой единственного числа |
10,3 % |
1,8 % |
заменяли форму единственного числа формой множественного числа. |
6 % |
3,3 % |
Правильное употребление предлога при неправильном выражении падежного окончания |
3 % |
4,2 % |
Нарушение дифференциации предлогов: |
||
Около (у) |
0,9 % |
0,9 % |
-на- |
2,4 % |
1,2 % |
-в- |
100 % |
0,6 % |
-под- |
1,2 % |
0,9 % |
-над- |
1,2 % |
0,6 % |
-к- |
0,3 % |
0,9 % |
Устраняли наращивание, игнорируя j |
9,4 % |
3,9 % |
Заменяли ударение |
2,1 % |
0,9 % |
Лексическая замена |
6 % |
3,3 % |
Отказ от ответа |
15,5 % |
5,2 % |
Средний показатель |
39 % |
18,3% |
Диаграмма 3
Сравнительный анализ количества ошибок при исследовании предложно-падежных конструкций существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием (уровень успешности %)
Таблица 6
Сравнительный анализ количества правильных ответов и ошибок в исследовании предложно- падежных конструкций существительных в разных падежах у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием (уровень успешности в %)
Исследование предложно- | |||||
Задания |
Количество правильных ответов % |
Общее кол-во правильных ответов |
Кол-во ошибок % |
Общее кол-во ошибок % |
Кол-во детей допускающих ошибки |
Экспериментальная группа | |||||
Исследование. понимания и употребления предложно-падежных конструкций ед. ч |
71,1% |
61% |
28,9% |
39 % |
9 |
В родительном падеже |
40,0% |
60,0% |
10 | ||
В дательном падеже |
56,7% |
43,3% |
8 | ||
В творительном падеже |
60,0% |
40,0% |
10 | ||
В предложном падеже |
50% |
50% |
9 | ||
Контрольная группа | |||||
Исследование понимания и употребления предложно-падежных конструкций ед.ч. |
81,7% |
81,7 % |
18,3 % |
18,3 % |
3 |
Родительный |
56,7% |
43,3 % |
1 | ||
Дательный |
63,4% |
36,6% |
2 | ||
Творительный |
75% |
25% |
4 | ||
Предложный |
56,7% |
26,7% |
1 |
Таким образом, как видно из Таблиц 5 и 6, дошкольники с ОНР допускают значительно больше ошибок и дают меньше правильных ответов, чем их сверстники с нормальным речевым развитием.
Результаты экспериментальной
работы, при исследовании предложно
- падежных конструкций показали, что
большие трудности
У дошкольников с общим
недоразвитием речи выявляется существенное
отставание и разрыв в дифференциации
предлогов в экспрессивной
Иногда при выполнении заданий на словоизменение дети основывались на словообразовании, использовали уменьшительно - ласкательные суффиксы и при этом использовали иное окончание
Часто учащиеся заменяли форму множественного числа формой единственного числа, например, "на крышах – на крыше". В этом случае не учитывался признак множественности. Также заменяли форму одного падежа формой другого падежа, например, "самолёт летит в небе" (правильно, "самолёт летит по небу")". Очень часто неправильно ставили ударение, осуществляли лексическую замену слов.
Дети контрольной группы допускали аналогичные ошибки, но в меньшем количестве.
Дети из экспериментальной группы предоставили 61 % правильных ответов, в то время как дошкольники из контрольной группы назвали 81,7 % правильных ответов из 330 (100 %), при исследовании предложно-падежных конструкций. Полученные данные наглядно представлены в Таблицах 5,6 и Диаграмме 3.
у 6 детей из экспериментальной группы данный процесс находится на низком и 4 дошкольников на очень низком уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,4 балла, что соответствует очень низкому уровню. Полученные данные представлены в Таблице 17 (см. Приложение 3).
у 5 детей из контрольной группы данный процесс находится на высоком уровне и 5 дошкольников на среднем уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню при исследовании предложно-падежных конструкций. Полученные данные представлены в Таблице 16 (см. Приложение 3).
Таким образом, при исследовании словоизменения у дошкольников с ОНР стало известно, что:
у 1 ребёнка из экспериментальной группы данный процесс находится на низком и 9 детей на очень низком уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,4 балла, что соответствует очень низкому уровню сформированности словоизменения имён существительных. Дети делали многочисленные ошибки и не всегда помощь экспериментатора была эффективной. У дошкольников с общим недоразвитием речи любое усложнение материала вызывает отказы от его проведения и увеличение количества ошибок.
у 5 дошкольников из контрольной группы данный процесс находится на высоком уровне и 5 детей на среднем уровне. Эти испытуемые набрали в среднем 0,7 балла, что соответствует среднему уровню сформированности словоизменения имён существительных. Эта группа дошкольников отличалась внимательностью, хорошей работоспособностью. Они допускали меньше ошибок при выполнении заданий.
Полученные данные представлены в Таблицах 16,17 (см. Приложение 3) и нижеприведенной Таблице 7 и Диаграмме 4.
Таблица 7
Сравнительная характеристика результатов исследования словоизменения существительных у дошкольников (кол-во детей)
Группы испытуемых |
Уровни сформированности | |||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий | |
Экспериментальная группа (ЭГ) |
- |
- |
1 |
9 |
Контрольная группа (КГ) |
5 |
5 |
- |
- |