Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:22, курсовая работа
Цель исследования: экспериментально изучить в сравнительном плане состояние функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием и определить эффективные пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для уточнения значения предлогов в коррекционной работе используются графические схемы.
Образование форм существительных множественного числа
Проводится в следующем порядке:
а) образование беспредложных
конструкций существительных
б) образование предложно-падежных
конструкций существительных
Образование форм существительных
множественного числа осуществляется
в следующей
Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных форм в онтогенезе Здесь учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет. Выделены следующие этапы образования форм множественного числа существительных:
I этап- продуктивные формы:
а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.
II этап- менее продуктивные формы:
а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.
III этап - дифференциация грамматических форм. [23]
Вывод: на основе планомерного
накопления наблюдений над различными
сторонами речи у детей развивается
чутье языка и овладение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная дипломная работа посвящена изучению проблемы словоизменения существительных у школьников с ОНР.
Основной целью нашей работы является изучение и сравнение особенностей понимания и употребления словоизменений существительных у дошкольников с ОНР в сравнении со сверстниками без речевых нарушений.
Проведенный анализ научно-теоретической литературы показал, что понимание речи окружающих и грамматически правильное оформление собственных высказываний являются важным условием коммуникации. Употребление и понимание данных конструкций предполагает высокий уровень развития лексико-грамматического строя речи, словесно-логического и абстрактного мышления.
На основе рекомендаций Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой, И.В. Прищеповой нами была разработана методика изучения словоизменения существительных у дошкольников.
Результаты эксперимента показали:
у детей из экспериментальной группы большие трудности возникали при дифференциации множественного и единственного числа и при употреблении беспредложных конструкций родительного и творительного падежей существительных единственного числа. Также и при употреблении предложно-падежных конструкций родительного дательного и предложного падежей множественного числа;
дети из контрольной группы также испытывали трудности в выполнении заданий, но в меньшем количестве. У дошкольников возникали трудности при дифференциации множественного и единственного числа и при употреблении предложно-падежных конструкций родительного и предложного падежей;
Нарушения построения предложно-падежных
конструкций проявляется в
При выполнении задания назвать один предмет и много предметов испытуемые обеих групп допускали ошибки: использование словообразования вместо словоизменения, не учитывали беглую гласную.
Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать следующие выводы:
овладение словоизменением
дошкольниками с ОНР находится
на гораздо низшем уровне, чем у
нормально развивающихся
образование производных слов доступно дошкольникам с ОНР лишь на материале хорошо усвоенных, наиболее частотных и продуктивных моделей словоизменения;
при усвоении навыков словоизменения существительных у дошкольников с ОНР наиболее трудными являются: предложно-падежные конструкции, дифференциация единственного и множественного числа.
Полученные опытно-
Таким образом, на основании полученных результатов мы разработали методические рекомендации коррекционной работы по уточнению и закреплению функций и операций, которые обеспечивают понимание словоизменения существительных.
Развитие процесса словоизменения
существительных имеет
Вывод: у детей с общим
недоразвитием речи функция словоизменения
имен существительных менее
Таким образом, можно утверждать, что в нашей дипломной работе цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.— СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003.- 128.
2. Артамонова С.В. Психолого-педагогические исследования влияния коммуникативных особенностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на качество её коррекции в условиях детской поликлиники. Логопедия. Научно-методический журнал №2 (16), 2007. стр. 12-18.
3. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно – методическое пособие/Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: В.Секачев, 2007.-224 с.
4. Виноградов В.А., Арутюнов Н.Д. Энциклопедический словарь языкознания. - М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия". 1998. с. 363.
5. Виноградов В.В. Русский язык. - М. "Русский язык"., 2001. – с.720.
6. Выготский Л. С. Развитие устрой речи //Детская речь. 1996. Ч. 1. С. 51.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
8. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие./ Сост. И.Ю.Кондратенко. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 224.
9. Гинзбург Е. Л. Слово как членимое единство, как комбинация морфем. - Пермь. 1973.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., "Наука",1961. – с. 336.
11. Гвоздев А.Н. Усвоение
детьми звуковой стороны
12. Грибова О.Е. Технология
организации логопедического
13. Денисова О.А., Захарова
Т.В., Кобрина Л.М. и др. Пособие
для самостоятельной работы
14. Ермишина Г.И. Обучение
пересказу детей с ОНР.
15. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание. - М., Просвещение, 1990. – 220 с.
16. Жукова Н.С. Преодоление
общего недоразвития у
17. Жукова Н.С., Мастюкова
Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия.
18. Зорина С.В., Лалаева
Р.И., Серебрякова Н.В. Нарушения
речи и их коррекция у детей
с задержкой психического
19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., "Владос"., 1985. – с. 286.
20. Коррекционно-педагогическая
работа в дошкольных
21. Лалаева Р.И., Серебрякова
Н.В. Формирование лексики и
грамматического строя у
22. Лалаева Р.И., Серебрякова
Н.В. Формирование правильной
разговорной речи у
23. Лалаева Р.И., Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР: Учеб.пособие для студ.высш.уч.заведений: М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2004.
24. Лалаева Р.И. Методика
психолингвистического
25. Левина Р.Е. Нарушения
письма у детей с
26. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. педвузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 680 с.
27. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. - СПб. "Дельта"., 1999. с. – 208.
28. Поваляева М.А. Справочник логопеда /М.А. Поваляева. – Изд. 5-е.- Ростов н /Д: Феникс, 2006, с - 445.
29. Преодоление общего
недоразвития речи
30. Русский язык. Энциклопедия. - М., "Астрель".,2003, с. 620.
31. Розенталь Д.Э., Голуб И.В., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 1994. – 558 с.
32. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994 г. 344 с.
33. Смирнова И.А. Логопедическая
диагностика, коррекция и
34. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.И. Аксенова, Н.М. Назаровой, - 2-е изд., стереотип – М.: Изд. центр "Академия", 2001г.
35. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. – М., 1980.
36. Туманова Т.В. Нарушение процессов словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников с общим недоразвитием речи). – М., Издательство "Коррекционная педагогика", 2005 г. – 144 с.
37. Ткаченко Т.А. Учим
говорить правильно. Система
38. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999.
39. Филичева Т.Б. Особенности
речевого развития
40. Филичева Т.Б., Чиркина
Г.В.Устранение общего
41. Флерова Ж.М. Логопедия. Серия " Мир вашего ребёнка".-2-е изд.,-Ростов н/Д: Феникс,2004.
42. Фуреева Е.П., Шипилова Е.В., Филиппова О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно – педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе/ Е.П.Фуреева и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 208 с.
43. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1990.
44. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Гульнара Рустэмовна Шашкина. – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 192 с.
45. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. - М.,1947.-С.175.
46. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.,1958.
47. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., "Владос", 2005, – с. 292.
48. Цейтлин С.И. Язык
и ребенок. Лингвистика
49. Щерба Л.Б. Языковая
система и речевая
50. Ястребова А.В. Преодоление
общего недоразвития речи у
учащихся начальных классов