Словоизменение и его сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: экспериментально изучить в сравнительном плане состояние функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием и определить эффективные пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Файлы: 1 файл

Словоизменение.docx

— 101.03 Кб (Скачать)

Для уточнения значения предлогов  в коррекционной работе используются графические схемы.

Образование форм существительных множественного числа

Проводится в следующем  порядке:

а) образование беспредложных  конструкций существительных множественного числа;

б) образование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

Образование форм существительных  множественного числа осуществляется в следующей последовательности: дательный, творительный родительный, предложный падежи (предложные конструкции)

Последовательность работы внутри каждой падежной формы определяется закономерностями появления отдельных  форм в онтогенезе Здесь учитывается, является ли продуктивной данная форма, какое окончание (ударное или безударное) она имеет. Выделены следующие этапы образования форм множественного числа существительных:

I этап- продуктивные формы:

а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.

II этап- менее продуктивные формы:

а) с ударным окончанием; б) с безударным окончанием.

III этап - дифференциация  грамматических форм. [23]

Вывод: на основе планомерного накопления наблюдений над различными сторонами речи у детей развивается  чутье языка и овладение речевыми средствами, возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи при свободном  общении. Успешная коррекция речевого недоразвития происходит в процессе результатов воздействия, направленного  на речевые и неречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников. Коррекционные задачи решаются путем четкой организацией жизни детей и правильным подбором коррекционных и воспитательных мероприятий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Данная дипломная работа посвящена изучению проблемы словоизменения существительных у школьников с  ОНР.

Основной целью нашей  работы является изучение и сравнение  особенностей понимания и употребления словоизменений существительных у  дошкольников с ОНР в сравнении  со сверстниками без речевых нарушений.

Проведенный анализ научно-теоретической  литературы показал, что понимание  речи окружающих и грамматически  правильное оформление собственных  высказываний являются важным условием коммуникации. Употребление и понимание  данных конструкций предполагает высокий  уровень развития лексико-грамматического  строя речи, словесно-логического  и абстрактного мышления.

На основе рекомендаций Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой, И.В. Прищеповой нами была разработана  методика изучения словоизменения существительных  у дошкольников.

Результаты эксперимента показали:

у детей из экспериментальной  группы большие трудности возникали  при дифференциации множественного и единственного числа и при  употреблении беспредложных конструкций  родительного и творительного падежей  существительных единственного  числа. Также и при употреблении предложно-падежных конструкций родительного дательного и предложного падежей  множественного числа;

дети из контрольной группы также испытывали трудности в  выполнении заданий, но в меньшем  количестве. У дошкольников возникали  трудности при дифференциации множественного и единственного числа и при  употреблении предложно-падежных конструкций  родительного и предложного падежей;

Нарушения построения предложно-падежных конструкций проявляется в пропуске, замене предлогов, опускании предлогов, искажении окончаний. Неправильное употребление падежей с предлогами наблюдается у дошкольников с  ОНР гораздо чаще, чем неправильное понимание тех же конструкций  с предлогом.

При выполнении задания назвать  один предмет и много предметов  испытуемые обеих групп допускали  ошибки: использование словообразования вместо словоизменения, не учитывали  беглую гласную.

Результаты констатирующего  эксперимента позволили нам сформулировать следующие выводы:

овладение словоизменением  дошкольниками с ОНР находится  на гораздо низшем уровне, чем у  нормально развивающихся сверстников. Дети с ОНР испытывают серьезные  затруднения в словоизменении;

образование производных  слов доступно дошкольникам с ОНР  лишь на материале хорошо усвоенных, наиболее частотных и продуктивных моделей словоизменения;

при усвоении навыков словоизменения существительных у дошкольников с ОНР наиболее трудными являются: предложно-падежные конструкции, дифференциация единственного и множественного числа.

Полученные опытно-экспериментальным  путем результаты позволили определить основные направления логопедической работы.

Таким образом, на основании  полученных результатов мы разработали  методические рекомендации коррекционной  работы по уточнению и закреплению  функций и операций, которые обеспечивают понимание словоизменения существительных.

Развитие процесса словоизменения существительных имеет исключительное значение для развития лингвистических  способностей дошкольников и их общего развития. От полноценного овладения  словоизменением зависит не только состояние системы языка, но и  развитие языковой компетенции ребёнка  и его речевой коммуникации в  целом.

Вывод: у детей с общим  недоразвитием речи функция словоизменения имен существительных менее сформирована, чем у детей с нормальным речевым  развитием. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа, включающая развитие навыков словоизменения, в дошкольном возрасте может способствовать своевременному и эффективному развитию устной речи.

Таким образом, можно утверждать, что в нашей дипломной работе цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.— СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003.- 128.

2.     Артамонова С.В. Психолого-педагогические исследования влияния коммуникативных особенностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на качество её коррекции в условиях детской поликлиники. Логопедия. Научно-методический журнал №2 (16), 2007. стр. 12-18.

3.     Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно – методическое пособие/Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: В.Секачев, 2007.-224 с.

4.     Виноградов В.А., Арутюнов Н.Д. Энциклопедический словарь языкознания. - М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия". 1998. с. 363.

5.     Виноградов В.В. Русский язык. - М. "Русский язык"., 2001. – с.720.

6.     Выготский Л. С. Развитие устрой речи //Детская речь. 1996. Ч. 1. С. 51.

7.     Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.

8.     Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие./ Сост. И.Ю.Кондратенко. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 224.

9.     Гинзбург Е. Л. Слово как членимое единство, как комбинация морфем. - Пермь. 1973.

10. Гвоздев А.Н. Вопросы  изучения детской речи. - М., "Наука",1961. – с. 336.

11. Гвоздев А.Н. Усвоение  детьми звуковой стороны русского  языка. – СПб.: "Акцидент", 1995.- 64 с.

12. Грибова О.Е. Технология  организации логопедического обследования: метод.пособие / О.Е.Грибова. – 2 – е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96 с.

13. Денисова О.А., Захарова  Т.В., Кобрина Л.М. и др. Пособие  для самостоятельной работы студентов  по логопедии: Учебное пособие.  – СПб.: Наука- Питер, 2005, - с. 232.

14. Ермишина Г.И. Обучение  пересказу детей с ОНР. Логопед.  Научно – методический журнал  № 3, 2005,с.78- 83.

15. Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление  общего недоразвития речи у  дошкольников, второе издание. - М., Просвещение, 1990. – 220 с.

16. Жукова Н.С. Преодоление  общего недоразвития у дошкольников: Кн.для логопеда/ Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.-320.

17. Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург. "Литур"., 2004. – с. 320.

18. Зорина С.В., Лалаева  Р.И., Серебрякова Н.В. Нарушения  речи и их коррекция у детей  с задержкой психического развития. - М., "ВЛАДОС".,2004. – 303 с.

19. Каше Г.А. Подготовка  к школе детей с недостатками  речи. - М., "Владос"., 1985. – с. 286.

20. Коррекционно-педагогическая  работа в дошкольных учреждениях  для детей с нарушениями речи./ Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: Секачев  В.Ю., Т.Ц. " Сфера", 2007.- 128 с.

21. Лалаева Р.И., Серебрякова  Н.В. Формирование лексики и  грамматического строя у дошкольников  с ОНР. - СПб.: "Союз", 2001.

22. Лалаева Р.И., Серебрякова  Н.В. Формирование правильной  разговорной речи у дошкольников. СПб., "Феникс", 2004. – с. 224.

23. Лалаева Р.И., Н.В.Серебрякова,  С.В.Зорина. Нарушение речи и их  коррекция у детей с ЗПР:  Учеб.пособие для студ.высш.уч.заведений: М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2004.

24. Лалаева Р.И. Методика  психолингвистического исследования  нарушений речи: Учебно-методическое  пособие. СПб.: Наука-Питер, 2006.-103 стр. 35-54.

25. Левина Р.Е. Нарушения  письма у детей с недоразвитием  речи. - М., "Просвещение"., 1961. –  с. 320.

26. Логопедия: Учебник  для студентов дефектол. фак. педвузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н.  Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2002. — 680 с.

27. Парамонова Л.Г. Упражнения  для развития письма. - СПб. "Дельта"., 1999. с. – 208.

28. Поваляева М.А. Справочник  логопеда /М.А. Поваляева. – Изд. 5-е.- Ростов н /Д: Феникс, 2006, с - 445.

29. Преодоление общего  недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие /Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманных исследований, В. Секачев, 2007. – 224 с.

30. Русский язык. Энциклопедия. - М., "Астрель".,2003, с. 620.

31. Розенталь Д.Э., Голуб  И.В., Теленкова М.А. Современный  русский язык. – М., 1994. – 558 с.

32. Селивёрстов В.И. Речевые  игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994 г. 344 с.

33. Смирнова И.А. Логопедическая  диагностика, коррекция и профилактика  нарушений речи у дошкольников  с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР.  – СПб.: " ДЕТСТВО – ПРЕСС", 2004, - 320 с.

34. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений / Л.И.  Аксенова, Н.М. Назаровой, - 2-е изд., стереотип – М.: Изд. центр "Академия", 2001г.

35. Спирова Л.Ф. Особенности  речевого развития учащихся с  тяжёлыми нарушениями речи. –  М., 1980.

36. Туманова Т.В. Нарушение  процессов словообразования в  устной и письменной речи (у  младших школьников с общим  недоразвитием речи). – М., Издательство "Коррекционная педагогика", 2005 г. – 144 с.

37. Ткаченко Т.А. Учим  говорить правильно. Система коррекции  общего недоразвития речи у  детей 6 лет.- М.: "ГНОМ и Д", 2004.

38. Филичева Т.Б. Особенности  формирования речи у детей  дошкольного возраста. – М., 1999.

39. Филичева Т.Б. Особенности  речевого развития дошкольников. Дети с проблемами в развитии. - 2004, № 1.-СПб.: "СОЮЗ". Стр.5 -7.

40. Филичева Т.Б., Чиркина  Г.В.Устранение общего недоразвития  речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие/. Филичева  Т.Б., Чиркина Г.В. – 3-е изд.  – М.: Айрис-пресс, 2005г.

41. Флерова Ж.М. Логопедия.  Серия " Мир вашего ребёнка".-2-е  изд.,-Ростов н/Д: Феникс,2004.

42. Фуреева Е.П., Шипилова  Е.В., Филиппова О.В. Нарушения  речи у школьников: коррекционно  – педагогическая работа при  общем недоразвитии речи в  массовой школе/ Е.П.Фуреева и  др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. –  208 с.

43. Чуковский К.И. От  двух до пяти. – М., 1990.

44. Шашкина Г.Р. Логопедическая  ритмика для дошкольников с  нарушениями речи: Учебное пособие  для студ. высш. пед. учебн. заведений  / Гульнара Рустэмовна Шашкина.  – М.: Издательский центр "Академия", 2005. – 192 с.

45. Щерба Л.В. Преподавание  иностранных языков в средней  школе. - М.,1947.-С.175.

46. Эльконин Д.Б. Развитие  речи в дошкольном возрасте. М.,1958.

47. Хватцев М.Е. Логопедия. - М., "Владос", 2005, – с. 292.

48. Цейтлин С.И. Язык  и ребенок. Лингвистика детской  речи. - М., "Владос"., 2000, - с. 220.

49. Щерба Л.Б. Языковая  система и речевая деятельность. - Л., 1974. – 428 с.

50. Ястребова А.В. Преодоление  общего недоразвития речи у  учащихся начальных классов общеобразоват


Информация о работе Словоизменение и его сущность