Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:22, курсовая работа
Цель исследования: экспериментально изучить в сравнительном плане состояние функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием и определить эффективные пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Словоизменение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
В последние десятилетия в психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях подчеркивается значительная роль усвоения процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словоизменением и словообразованием зависит не только состояние лексико- грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки, звуковой стороной языка, имея полноценный слух и интеллект. Это-группа детей с общим недоразвитием речи.
Пристальный интерес к проблеме изучения и преодоления общего недоразвития речи уделяли исследователи: Р.Е.Левина [25], Г.И. Жаренкова, Л.Ф.Спирова [35],Н.С.Жукова [16], С.Н. Шаховская, Т.Б.Филичева [38], Г.В.Чиркина, Г.А.Каше [19],А.В .Ястребова [50] и другие.
Многолетняя педагогическая практика показывает, что педагоги, родители детей с общим недоразвитием речи обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с достаточно запущенной проблемой, осложнённой неудачными попытками родителей и педагогов решить её самостоятельно.
Анализируя состояние речи у детей с общим недоразвитием речи, исследователи констатируют у них недостаточность развития грамматического строя речи уже в дошкольном возрасте (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, В.К.Воробьёва, Т.В.Туманова и др.).
У детей с общим недоразвитием
речи наблюдаются трудности в
усвоении морфологии и синтаксиса,
проявляющиеся в стойких
Вопрос особенностей формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи на наш взгляд, изучен недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Таким образом, заявленная проблема является весьма актуальной и значимой в современной логопедии.
Проблема исследования - эффективные пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: словоизменение имен существительных.
Предмет исследования: состояние функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: экспериментально изучить в сравнительном плане состояние функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием и определить эффективные пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
· Анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования.
· Разработка методики исследования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
· Проведение в сравнительном плане констатирующего эксперимента и количественно – качественный анализ его результатов.
· Разработка основных направлений логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: можно предположить, что у детей с общим недоразвитием речи функция словоизменения имен существительных менее сформирована, чем у детей с нормальным речевым развитием. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа, включающая развитие навыков словоизменения, в дошкольном возрасте может способствовать своевременному и эффективному развитию устной речи.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
· уточнены приемы и методы комплексной диагностики словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
· были уточнены, расширены и выявлены особенности состояния словоизменения имён существительных у детей с общим недоразвитием речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием.
· определены основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость.
- в подборе методического
материала, позволяющего
- в разработке критериев оценки данного нарушения;
- в выявлении характера,
степени выраженности и уровня
нарушений у старших
· - анализ структуры нарушения формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи позволил определить комплекс методических приемов логопедической работы по коррекции выявленных нарушений с учетом психолого-педагогических особенностей данной категории детей..
· дошкольники с ОНР имеют определенные общие и специфические отклонения в формировании словоизменения существительных, что составляет одну из необходимых предпосылок для формирования правильной устной речи (лексико-грамматического строя);
· коррекционно-педагогическая работа, построенная с учетом особенностей развития одного из ее компонентов (словоизменения имён существительных) сможет обеспечить качественное развитие у этих детей необходимых предпосылок для овладения правильной устной речью, и будет результативно способствовать предупреждению у них нарушений чтения и письма в период начального школьного обучения.
Методику исследования состояния словоизменения существительных можно использовать как диагностический метод для определения уровня развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников. Полученные материалы могут быть использованы в работе специалистов, работающих с детьми с ОНР.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений. Объем работы – 75 страниц компьютерного набора. Список литературы включает 50 наименований. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами.
дошкольник недоразвитие речь логопедический словоизменение
ГЛАВА I. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
1.1 Содержание понятия "словоизменение существительных"
В зарубежной и отечественной
лингвистике, психолингвистике уже
давно сформировался устойчивый
интерес к процессам
Пристальный интерес к
проблеме словообразования и словоизменения
у нормально развивающихся
Следствием этого становится появление в активной речи детей огромного количества производных слов, не имеющих аналогов в нормативном языке. Примером могут служить такие образования, как: "грязилка", "выдремался" и т.п. Большинство исследователей указывает не только на частоту, но и на совпадаемость таких "общедетских речений" у разных детей.
Психологи, ученые - лингвисты, педагоги, физиологи, заинтересовавшись подобными феноменами детской речи, пытались по-разному обозначить их и найти им объяснение. К.И. Чуковский [43] называл их "Общедетские речения", "образования по внутренней привычке", А.Н.Гвоздев [11]- "образования по аналогии", A.M. Шахнарович - "неологизмы", С.Н.Цейтлин [48]- "детские речевые инновации".
Уже в конце 19 - начале 20 веков
исследователи
Долгое время словообразование и словоизменение рассматривалось не обособленно, а как часть грамматической системы языка в связи с этим словообразование на ряду со словоизменением признавались "однопорядковыми" явлениями (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) и считались важнейшими аспектами усвоения грамматики родного языка. Однако, если учесть, что при словообразовании от одного слова образуются другие, отличные от него слова, а при словоизменении тождество слова "лексемы" не нарушается, т.е. мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах, становится очевидным, что эти процессы не могут считаться "однопорядковыми" [36].
Тем не менее, некоторые ученые
– лингвисты (Ф.Ф. Фортунатов, А.И. Смернитский,
А.А. Зализняк и др.) высказывали мысль
о том, что граница между
В.А.Виноградов, Н.Д. Арутюнов отмечали, что понимание формы слова отражается на содержании терминов: формы словоизменения и формы словообразования. В современном русском языке грамматическая структура переживает переходную стадию от синтетического строя к смешанному, аналитика – синтетическому, и как в лексике слова перерастают в идиомы и фразы, так и в грамматике слово может обрастать сложными аналитическими формами, своего рода грамматическими идиоматизмами [4].
Некоторые лингвисты, например И.И. Мещанинов, предлагает различать при изучении строя языка "понятийные категории" и "грамматические категории" [4].
И.И Мещанинов пишет: "понятийными категориями, передаются в самом языке понятия, существующие в данной общественной среде. Эти понятия выявляются в языке его лексики и грамматическом строе. Те понятийные категории, которые получают в языке свою синтаксическую или морфологическую форму становятся грамматическими понятиями" [4].
Мысль о необходимости различать общие категории, лежащие в основе всей системы языка и категории грамматические (грамматически выраженные понятийные категории) очень плодотворна [5].
С точки зрения классического лингвистического подхода словоизменение рассматривается двояко: с одной стороны - как процесс или результат образования новых слов, с другой стороны - как особый раздел науки, учение о том, "как делаются слова"[45], по какой модели они построены и какой единицей мотивированы (словом, словосочетанием). Предметом непосредственного изучения при этом является слово, его состав, структура и способы его образования как действующей в языке единицы [36].
Е. Л. Гинзбург писал в своей работе "Слово как членимое единство, как комбинация морфем" писал, что слово - это основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений к действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфических для каждого языка [9].
В структурном произношении слово состоит из морфем, от которых отличается самостоятельностью и свободным воспроизведением в речи, и представляет собой строительный материал для предложения, в отличие от которого не выражает сообщения [31].
Основной тип слова - простые
знаменательные (самостоятельные) слова
(дом, ходить, большой). Различия между
основными типами слов сказываются
и в их грамматических функциях,
и в грамматической природе, в
их формах. Понятие формы слова
отождествлялось с формальным признаком
грамматического значения. Иногда же
форма слова просто смешивалась
с окончанием. Чаще под формой слова
понималось внешнее морфологическое
выражение грамматического
Слова, имеющие форму, являются грамматическими. Такое понимание формы слова отражается и на содержании термина: словоизменение [9].
Формы словоизменения –
это флексии падежей и
При словоизменении тождество слова не нарушается, в отличие от словообразования, где от одного слова образуются другие, отличные от него слова.
Словоизменение в некотором
классе слов представляет собой изменение
по определенной грамматической категории
или категориям, которые называются
словоизменительными для
Семантический строй категории
имени существительного глубоко
отпечатлевается и в основных
грамматических формах имени существительного
– в формах рода, числа и падежа.
В имени существительном
Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях числа и падежа, а также в несловоизменительных категориях рода и одушевлённости – неодушевлённости [5].