Словоизменение и его сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: экспериментально изучить в сравнительном плане состояние функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием и определить эффективные пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Файлы: 1 файл

Словоизменение.docx

— 101.03 Кб (Скачать)

Словоизменение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования

В последние десятилетия  в психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях  подчеркивается значительная роль усвоения процессов словоизменения и словообразования для нормального развития устной речи детей. Доказано, что от полноценного овладения словоизменением и  словообразованием зависит не только состояние лексико- грамматической системы языка, но и развитие языковой компетенции ребенка и его речевой коммуникации в целом.

Количество детей, имеющих  отклонения в речевом развитии, неуклонно  растет. Среди них значительную часть  составляют дети 6-7 летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки, звуковой стороной языка, имея полноценный  слух и интеллект. Это-группа детей  с общим недоразвитием речи.

Пристальный интерес к  проблеме изучения и преодоления  общего недоразвития речи уделяли исследователи: Р.Е.Левина [25], Г.И. Жаренкова, Л.Ф.Спирова [35],Н.С.Жукова [16], С.Н. Шаховская, Т.Б.Филичева [38], Г.В.Чиркина, Г.А.Каше [19],А.В .Ястребова [50] и другие.

Многолетняя педагогическая практика показывает, что педагоги, родители детей с общим недоразвитием  речи обращаются за помощью логопеда тогда, когда с возникшими проблемами они сами уже не могут справиться. Логопеду приходится иметь дело с  достаточно запущенной проблемой, осложнённой  неудачными попытками родителей  и педагогов решить её самостоятельно.

Анализируя состояние  речи у детей с общим недоразвитием  речи, исследователи констатируют у  них недостаточность развития грамматического  строя речи уже в дошкольном возрасте (Р.Е.Левина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, В.К.Воробьёва, Т.В.Туманова и др.).

У детей с общим недоразвитием  речи наблюдаются трудности в  усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся в стойких аграмматизмах  в устной речи.

Вопрос особенностей формирования словоизменения имён существительных  у дошкольников с общим недоразвитием  речи на наш взгляд, изучен недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.

Таким образом, заявленная проблема является весьма актуальной и значимой в современной логопедии.

Проблема исследования - эффективные пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: словоизменение имен существительных.

Предмет исследования: состояние функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: экспериментально изучить в сравнительном плане состояние функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием и определить эффективные пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Задачи исследования:

·                   Анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования.

·                   Разработка методики исследования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

·                   Проведение в сравнительном плане констатирующего эксперимента и количественно – качественный анализ его результатов.

·                   Разработка основных направлений логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования: можно предположить, что у детей с общим недоразвитием речи функция словоизменения имен существительных менее сформирована, чем у детей с нормальным речевым развитием. Специально организованная коррекционно-логопедическая работа, включающая развитие навыков словоизменения, в дошкольном возрасте может способствовать своевременному и эффективному развитию устной речи.

Научная новизна  и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

·                    уточнены приемы и методы комплексной диагностики словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

·              были уточнены, расширены и выявлены особенности состояния словоизменения имён существительных у детей с общим недоразвитием речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием.

·                    определены основные направления логопедической работы по формированию словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Практическая  значимость.

- в подборе методического  материала, позволяющего наиболее  точно определить наличие особенностей в системе словоизмененения имён существительных;

- в разработке критериев  оценки данного нарушения;

- в выявлении характера,  степени выраженности и уровня  нарушений у старших дошкольников  с общим недоразвитием речи  функции словоизменения имён  существительных;

·                    - анализ структуры нарушения формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи позволил определить комплекс методических приемов логопедической работы по коррекции выявленных нарушений с учетом психолого-педагогических особенностей данной категории детей..

·                   дошкольники с ОНР имеют определенные общие и специфические отклонения в формировании словоизменения существительных, что составляет одну из необходимых предпосылок для формирования правильной устной речи (лексико-грамматического строя);

·                   коррекционно-педагогическая работа, построенная с учетом особенностей развития одного из ее компонентов (словоизменения имён существительных) сможет обеспечить качественное развитие у этих детей необходимых предпосылок для овладения правильной устной речью, и будет результативно способствовать предупреждению у них нарушений чтения и письма в период начального школьного обучения.

Методику исследования состояния  словоизменения существительных можно  использовать как диагностический  метод для определения уровня развития лексико-грамматического  строя речи у дошкольников. Полученные материалы могут быть использованы в работе специалистов, работающих с детьми с ОНР.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений. Объем работы – 75 страниц компьютерного набора. Список литературы включает 50 наименований. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами.

дошкольник недоразвитие речь логопедический словоизменение

 

ГЛАВА I. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И  У ДЕТЕЙ С НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ  РАЗВИТИЕМ

 

1.1           Содержание понятия "словоизменение существительных"

 

В зарубежной и отечественной  лингвистике, психолингвистике уже  давно сформировался устойчивый интерес к процессам словоизменения и словообразования. Современный  научный мир рассматривает их как систему особых процессов, связанную  с производством новых словесных  единиц и являющуюся неотъемлемым компонентом  языковой способности в целом [36].

Пристальный интерес к  проблеме словообразования и словоизменения у нормально развивающихся детей  начал зарождаться на рубеже 19 -20 веков. Практически все исследователи, изучавшие в разные времена речь детей, отмечали у них поразительные  качества, наиболее ярко раскрывающиеся еще в дошкольном возрасте. К таковым  ученые относят в первую очередь  особую внимательность, восприимчивость  детей к речи окружающих и удивительную способность производить новые  оригинальные наименования, отличные от образцов взрослой речи. К.И.Чуковский [43] отмечал, что "критическое отношение  к смыслу и форме слов наблюдается  не только у особо одаренных детей, но чуть ли не у всех без изъятия" [43].

Следствием этого становится появление в активной речи детей  огромного количества производных  слов, не имеющих аналогов в нормативном  языке. Примером могут служить такие  образования, как: "грязилка", "выдремался" и т.п. Большинство исследователей указывает не только на частоту, но и на совпадаемость таких "общедетских  речений" у разных детей.

Психологи, ученые - лингвисты, педагоги, физиологи, заинтересовавшись  подобными феноменами детской речи, пытались по-разному обозначить их и найти им объяснение. К.И. Чуковский [43] называл их "Общедетские речения", "образования по внутренней привычке", А.Н.Гвоздев [11]- "образования по аналогии", A.M. Шахнарович - "неологизмы", С.Н.Цейтлин [48]- "детские речевые инновации".

Уже в конце 19 - начале 20 веков  исследователи противопоставляли  доминировавшей тогда имитативной  концепции развития речи факты появления  уже у 2-3-летних детей таких слов, которые не могли быть заимствованы у взрослых. Так, К.И. Чуковский [43] характеризовал эти явления как проявление высокого лингвистического мастерства и одаренности  ребенка. К. Бюлер, анализируя детские  образования по аналогии, объяснял их тем, что ребенок в состоянии "открыть" для себя основной принцип  всех флективных языков и перенести  его на разнообразные случаи [36].

Долгое время словообразование и словоизменение рассматривалось  не обособленно, а как часть грамматической системы языка в связи с  этим словообразование на ряду со словоизменением признавались "однопорядковыми" явлениями (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) и считались важнейшими аспектами усвоения грамматики родного языка. Однако, если учесть, что при словообразовании от одного слова образуются другие, отличные от него слова, а при словоизменении тождество слова "лексемы" не нарушается, т.е. мы имеем дело с одним и тем же словом в разных грамматических формах, становится очевидным, что эти процессы не могут считаться "однопорядковыми" [36].

Тем не менее, некоторые ученые – лингвисты (Ф.Ф. Фортунатов, А.И. Смернитский, А.А. Зализняк и др.) высказывали мысль  о том, что граница между словообразованием  и словоизменением не абсолютна [36].

В.А.Виноградов, Н.Д. Арутюнов отмечали, что понимание формы  слова отражается на содержании терминов: формы словоизменения и формы  словообразования. В современном  русском языке грамматическая структура  переживает переходную стадию от синтетического строя к смешанному, аналитика – синтетическому, и как в лексике слова перерастают в идиомы и фразы, так и в грамматике слово может обрастать сложными аналитическими формами, своего рода грамматическими идиоматизмами [4].

Некоторые лингвисты, например И.И. Мещанинов, предлагает различать  при изучении строя языка "понятийные категории" и "грамматические категории" [4].

И.И Мещанинов пишет: "понятийными  категориями, передаются в самом  языке понятия, существующие в данной общественной среде. Эти понятия  выявляются в языке его лексики  и грамматическом строе. Те понятийные категории, которые получают в языке  свою синтаксическую или морфологическую  форму становятся грамматическими  понятиями" [4].

Мысль о необходимости  различать общие категории, лежащие  в основе всей системы языка и  категории грамматические (грамматически  выраженные понятийные категории) очень  плодотворна [5].

С точки зрения классического  лингвистического подхода словоизменение рассматривается двояко: с одной  стороны - как процесс или результат  образования новых слов, с другой стороны - как особый раздел науки, учение о том, "как делаются слова"[45], по какой модели они построены и какой единицей мотивированы (словом, словосочетанием). Предметом непосредственного изучения при этом является слово, его состав, структура и способы его образования как действующей в языке единицы [36].

Е. Л. Гинзбург писал в  своей работе "Слово как членимое единство, как комбинация морфем" писал, что слово - это основная структурно-семантическая  единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений к действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфических  для каждого языка [9].

В структурном произношении слово состоит из морфем, от которых  отличается самостоятельностью и свободным  воспроизведением в речи, и представляет собой строительный материал для  предложения, в отличие от которого не выражает сообщения [31].

Основной тип слова - простые  знаменательные (самостоятельные) слова (дом, ходить, большой). Различия между  основными типами слов сказываются  и в их грамматических функциях, и в грамматической природе, в  их формах. Понятие формы слова  отождествлялось с формальным признаком  грамматического значения. Иногда же форма слова просто смешивалась  с окончанием. Чаще под формой слова  понималось внешнее морфологическое  выражение грамматического значения в строе отдельного слова.

Слова, имеющие форму, являются грамматическими. Такое понимание  формы слова отражается и на содержании термина: словоизменение [9].

Формы словоизменения –  это флексии падежей и спряжения, под которыми понимается изменения  глаголов по лицам (а, следовательно, и  числам), временам и наклонениям, иначе  говоря, это формы слов как частей предложения [4].

При словоизменении тождество  слова не нарушается, в отличие  от словообразования, где от одного слова образуются другие, отличные от него слова.

Словоизменение в некотором  классе слов представляет собой изменение  по определенной грамматической категории  или категориям, которые называются словоизменительными для данного  класса слов. Например, словоизменение существительных состоит из изменения  по падежам и числам: сад-сада-саду и т.д., сады-садов-садам и т.д. Словоизменение существительного иногда называется также склонением [31].

Семантический строй категории  имени существительного глубоко  отпечатлевается и в основных грамматических формах имени существительного – в формах рода, числа и падежа. В имени существительном синтаксические функции этих форм осложнены оттенками  лексических значений. Даже падежи имени существительного являются в  большинстве случаев не формами  простого отношения, а формами соотношения [45].

Имя существительное — часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях числа и падежа, а также в несловоизменительных категориях рода и одушевлённости – неодушевлённости [5].

Информация о работе Словоизменение и его сущность