Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:22, курсовая работа
Цель исследования: экспериментально изучить в сравнительном плане состояние функции словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи и у детей с нормальным речевым развитием и определить эффективные пути и приемы формирования словоизменения имён существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Е. М. Мастюкова выделяет три основные группы детей с общим недоразвитием речи.
В первую группу входят дети с так называемым неосложненным вариантом общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение ЦНС. Недоразвитие всех компонентов речи у таких детей сопровождается малыми неврологическими дисфункциями (недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность мышечных дифференцировок и пр.), некоторой эмоционально-волевой незрелостью, слабой регуляцией произвольной деятельности и т. д.
Для второй группы детей
характерен осложненный вариант
общего недоразвития речи, когда собственно
речевой дефект сочетается с рядом
неврологических и
В этой группе, по мнению Е.М.Мастюковой, наиболее частыми являются следующие синдромы:
1.Гипертензионно - гидроцефальный
сидром, который характеризуется
повышенным внутричерепным
2.Церебрастенический сидром
характеризуется повышенной
3.Синдромы двигательных расстройств,
проявляются в изменении мышечного тонуса, в нарушении координации движений, в несформированность общей, тонкой ручной, а также артикуляторной моторики, что в свою очередь проявляются в виде тремора, синкинезий, насильственных движений, лёгких парезов, спастичности, характеризующих стертую форму дизартрии [21].
Клиническое и психолого-педагогическое
обследование детей второй группы выявляет
наличие у них характерных
нарушений познавательной деятельности,
обусловленных как самим
Третью группу составляют дети с глубоким и стойким недоразвитием речи, обусловленным органическим поражением речевых зон коры головного мозга. Как правило, это дети с моторной алалией.
На этом уровне разговорная речь детей становится более развернутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц.
В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков.
Активный, и особенно пассивный,
словарь детей значительно
Дети используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения.
Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения и словообразования.
Звуковая сторона речи
детей, находящихся на этом уровне речевого
развития, существенно улучшается по
сравнению с первым и вторым уровнем.
Исчезает смазанность, диффузность
произношения артикуляторно простых
звуков. Остаются лишь нарушения произношения
некоторых артикуляторно
Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова, Л. М. Чудинова считают, что все разновидности общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста можно отнести к одной из трёх групп. Но проведенное многолетнее массовое изучение речи шести-семилетних дошкольников показало, что стабильно выделяется еще одна категория детей - четвертый уровень., У них обнаруживаются нерезко выраженные нарушения в лексике, фонетике, грамматике [25, 35,40, 50].
У детей нет грубых нарушений
звукопроизношения, а имеет место
лишь недостаточно четкая дифференциация
звуков (р-рь-л-ль-иот, ш-ч-щ, ть-ц-с-сь и
др.). Своеобразие нарушения слоговой
структуры у этих детей заключается
в том, что, понимая значение слова,
они не могут удержать в памяти
его фонематический образ, а потому
возникает искажение
1) персеверации: бпибиблиотекаръ - библиотекарь;
2) перестановки звуков и слогов: потрной - портной;
3) сокращение согласных при стечении: качиха кет кань — ткачиха ткет ткань;
4) замены слогов: кабуетка - табуретка;
5) в редких случаях - опускание слогов: трехтажный - трехэтажный.
Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция создают впечатление общей смазанности речи. Несформированность звукослоговой структуры, смешение звуков свидетельствуют о низком уровне дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования.
Наряду с недостатками
фонетико-фонематического
При обозначении действий
и признаков предметов
При наличии определенного запаса слов, обозначающих профессии, дети испытывают большие трудности при назывании лиц мужского и женского рода: одни одинаково называют и женщин и мужчин (летчик вместо летчица), другие предлагают свою форму словообразования, не свойственную русскому языку (скрепучка вместо скрипачка).
Значительные трудности у детей этого уровня вызывает образование слов с помощью увеличительных суффиксов.
Также, у детей отмечаются
стойкие трудности в
Дети, отнесенные к четвертому уровню речевого развития, достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета (большой - маленький), пространственную противоположность (далеко - близко), оценочную характеристику (плохой - хороший). Трудности проявляются в выражении антонимических отношений следующих слов: жадность – не жадность, вежливость.
С дифференциацией глаголов, включающих приставки - ото -, вы -, также справляются не все дети.
Недостаточный уровень сформированности
лексических средств языка
В грамматическом оформлении речи данной категории детей отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа (дети увидели медведев, воронов).
Имеют место нарушения
согласования прилагательных с существительными,
если в одном предложении
Особую сложность для этих детей представляют конструкции с придаточными предложениями. При этом обнаруживаются следующие ошибки:
1) пропуски союзов (мама предупредила, я не ходил далеко — чтобы не ходил далеко);
2) замена союзов (я побежал, куда сидел щенок - где сидел щенок);
3) инверсия (наконец все увидели, долго искали которого котенка - увидели котенка, которого долго искали).
В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.
Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.
Дети испытывают трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств [39].
Речевая недостаточность у большинства детей с общим недоразвитием речи сопровождается несформированностью отдельных компонентов двигательной, когнитивной, эмоционально-аффективной сфер психической деятельности [Журнал №3, 2005. Логопед.].
Так данные экспериментальных
исследований Г.С. Гуменной (1978), Т.Д. Барменковой
(1997) свидетельствуют о том, что
дошкольники с общим
Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова отмечают, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточные устойчивость и объём внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий [25, 40,44, 50].
Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н.
Усанова, Э.Л. Фигередо (1991) в работе
"Сравнительное психолого-
При исследовании зрительного
восприятия давалось задание опознать
предмет в усложнённых
Исследование мнестических функций позволяет заключить, что запоминание словесных стимулов у детей с общим недоразвитием речи значительно хуже, чем у детей без речевой патологии.
Исследование функции внимания показывает, что дети с недоразвитием речи быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактике, ошибаются на протяжении всей работы.
У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью сформированы зрительное восприятие, внимание и память. Дети с ОНР малоактивны [44].
В исследованиях Ю.Ф. Гаркуши
и В.В. Коржевиной (2001) отмечается, что
у дошкольников с общим недоразвитием
речи имеются нарушения общения,
проявляющиеся в незрелости мотивационо-потребностной
сферы; форма общения у старших
дошкольников преобладает ситуативно-
Учёные отмечают недостаточно сформированную координацию движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляционной [44].
У детей значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
Таким образом, у детей
с общим недоразвитием речи (в
зависимости от уровня недоразвития)
нарушены или недостаточно сформированы
операции программирования, отбора, синтеза
языкового материала в процессе
порождения высказывания, а также
операции выбора и операции комбинирования,
следствием чего оказывается нарушенным
языковое и речевое оформление высказывания.
Нарушены все аспекты лексико-
1.4 Особенности
словоизменения имён
Р.И. Лалаева [24], Л.Г. Парамонова [27], Н.С. Жукова [16], Р.И.Левина [25], Т.Б.Филичева [38 ], А.В. Ястребова [50] и другие учёные пришли к общему выводу о том, что дети с недоразвитием речи плохо владеют навыками образования имен прилагательных и существительных, недостаточно точно понимают значение приставочных глаголов, что в свою очередь, существенно обедняет возможности детей в использовании языковых средств. Они отмечали, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения словоизменения, как прилагательных и глаголов, так и существительных.