Сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 06:28, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть понятие сущности государства. Для достижения поставленной темы в работе использовались следующие задачи:
1.Раскрыть понятие власти как общечеловеческой категории.
2.Определить классовое и общечеловеческое в сущности государства
3.Определить функции государства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Власть как образующий элемент в сущности государства 5
1.1. Понятие власти 5
1.2. Особенности государственной власти 7
Глава 2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства 12
2.1. Классовый подход в сущности государства 12
2.2. Общечеловеческое в сущности государства 16
Глава 3. Функции государства: элементарное выражение сущности государства 19
3.1. Понятие функции государства 19
3.2. Классификация функций государства 19
3.3. Функции современного государства 21
3.4. Социальное назначение государства 24
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

32296 Общее понятие о государстве.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 
 
 
 

 

Введение

     В курсовой работе исследовалась тема «Сущность государства».

     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  на любом этапе развития человечества вопрос о том, каким должно быть государство, его функции, государственная власть оставался в той или иной степени насущным. Изучение данной темы в Российском государстве актуально еще потому, что оно находится на своеобразном распутье после десятилетий существования тоталитарного режима.

     Типология - осуществляемое посредством аналитических  процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев).

     Тип (исторический) государства и права - это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества.

     Существенными признаками правовой и политической (политико-правовой) системы являются:

     - принадлежность государственной власти, - кому принадлежит закрепленная в праве государственная (политическая) власть;

     - целенаправленность государственной  власти - в интересах каких социальных  групп эта власть осуществляется;

     - порядок осуществления (режим)  государственной власти - какими способами и методами эта власть осуществляется;

     - государственно-правовые и бытовые  традиции - какие цивилизованные  факторы играют наиболее существенную  роль.

     - На протяжении многих лет вопрос  о сущности государства решался  в нашей науке односторонне. Сущность государства видели лишь в его насильственной стороне, рассматривая его как диктатуру, ничем не ограниченную власть господствующего класса. При этом упускалось из вида, что общество едино. Следовательно, государство всегда выражает интересы всего общества и является способом его интеграции.1

     Цель  курсовой работы - раскрыть понятие  сущности государства. Для достижения поставленной темы в работе использовались следующие задачи:

     1.Раскрыть  понятие власти как общечеловеческой  категории. 

     2.Определить классовое и общечеловеческое в сущности государства

     3.Определить  функции государства.

     Объектом курсового исследования являются теоретические положения, раскрывающие сущность государства

     В качестве предмета выступает само государство

     Исследованию  данной темы уделяли внимание в свое время такие известные правоведы, как Байтин М.И., Загайнов Л.И., Денисов  А.И., Каск Л.И., Морозова Л.А. и другие.

     У каждого из авторов существует свое мнение по проблеме государства. Каждый из авторов приводит свою типологию признаков и функций государства по различным основаниям. Но ясно одно (даже если этого явно не видно в тексте), что все авторы (кроме тех, кто писал книги, статьи до 1985-88гг.) единогласны в том, что в Российском государстве признаки и функции государства признанные во всем мире либо искажены, либо отсутствуют полностью.

     Методологической основой работы составили, диалектический, исторический методы, метод анализа.

     По  своей структуре курсовая работа состоит из изучения следующих вопросов:

     1. Понятие власти как неотъемлемого  элемента раскрывающего сущность  государства

     2. Классовое и общечеловеческое  в сущности государства

     3. Функции государства.

 

Глава 1. Власть как образующий элемент в сущности государства

1.1. Понятие власти

     Изучение  сложной темы о сущности государства  представляется логически последовательным начать с рассмотрения неразрывно связанного с ней вопроса о политической власти. Чтобы разобраться в проблеме политической власти, необходимо уяснить, что такое власть вообще, то есть рассмотреть власть как общесоциологическую категорию.

     Известно, что политическая, или - что одно и то же - государственная, власть - не единственный вид общественной власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и для бесклассового общества, как для общества в целом, так и для различных составных его образований. Соответственно принято различать виды власти: власть рода, племени, общины; политическую (государственную); экономическую; различных общественных объединений; родительскую; церковную.

     Каждая  из разновидностей общественной власти имеет известное своеобразие, отличается специфическими особенностями. Вместе с тем всем им присущи общие черты, синтез которых позволяет дать характеристику власти как общесоциальной категории.

     При всем многообразии взглядов на власть многие из представителей различных  течений общественной мысли характеризуют ее как авторитет, обладающий возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле других людей.

     В связи с этим значительный интерес  представляет статья Ф. Энгельса "Об авторитете", которая и в современных  условиях сохраняет свое научное значение. В этой статье, обращенной против анархистов, пользовавшихся для обозначения власти термином "авторитет", Энгельс писал: "Авторитет в том смысле, о котором здесь идет речь, означает навязывание нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение"2.

     Ф. Энгельс рассматривал власть в качестве отношения, двуединое содержание которого означает, с одной стороны, навязывание  воли властвующего подвластному, с  другой - подчинение подвластного воле властвующего.

     Во-первых, важно иметь в виду, что неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественная власть немыслима без принуждения, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает разные содержание и форму.

     Во-вторых, отношения по поводу власти, или властеотношения носят волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из "господства-подчинения" и "руководства-подчинения зависимости от конкретно-исторических условий власть может выступать как сочетание отношений "господства-подчинения" и руководства-подчинения", либо проявляться только в отношениях руководства-подчинения"3.

     Ф. Энгельс, показывая, что всякая организация  общества, в котором происходит процесс  производства и обращения продуктов, невозможна без авторитета, без власти, и отмечая, что с развитием крупной промышленности и крупного землевладения материальные условия производства и обращения неизбежно усложняются и стремятся к все большему расширению сферы этого авторитета, подчеркивал, что в будущем власть не исчезнет, а только изменит содержание и форму.

     Следует отметить также, что всякая власть, любая ее разновидность по общему правилу (за исключением отдельных, встречающихся в истории переходных форм) отличается формационным признаком, реально существует и проявляется в исторических границах определенной социально-экономической формации, отражает ее характер, уровень и тенденции развития.

     Изложенное  позволяет сформулировать краткое  определение понятия власти как  общесоциологической категории. Власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, которое заключается в подчинении воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

1.2. Особенности государственной  власти

     Когда в стране все хорошо и благополучно, общество едва ли задумывается над  тем, в какой мере это благополучие связано с властью. Но в периоды  стремительных изменений, лишений  и невзгод общество охватывает тревога: одни считают, что все неприятности и беды от власти как таковой и пусть ее будет меньше, другие просто убеждены, что стране необходима сильная авторитарная государственная власть. Именно такие настроения общественности имели место в последние десятилетия истории российской государственности4. Для большинства обывателей образ государственной власти неясен и довольно размыт, не говоря уж о сущности этой власти.

     В современной науке теории и истории  права и государства проблема государственной власти и ее сущности является весьма дискуссионной, что, на наш взгляд, совершенно справедливо, ибо власть государственная есть власть центральная, обладающая верховенством в обществе, самая сильная, самая влиятельная и авторитетная из всех проявлений власти как таковой5. Однако до сих пор остается неясным, что именно представляет собой государственная власть как правовая категория, какие содержит в себе элементы и какими обладает признаками (свойствами).

     Актуальность  нашего исследования обусловлена социально-политическими  преобразованиями российской государственности, новизной подхода Конституции РФ 1993 года к содержательной стороне государственной власти, принципам ее организации, то есть в значительной степени объективной историко-политической динамикой, наблюдаемой в конце XX столетия в стране и радикальным образом изменившей российскую государственность в целом.

     Несмотря  на множество классификаций государственной  власти, подходов к ее определению, на наш взгляд, для более содержательного  и полноценного анализа сущности государственной власти как правовой категории следует прежде всего обратить относительно пристальное внимание на истоки и природу власти в принципе, а именно как категории, собственно, общесоциологической.

     Современная кратология знает разнообразные трактовки (телеологические, бихевиористские, психологические, реляционистские и др.) понятия власти и множество классификаций власти по различным критериям, что отражает всю сложность и многоаспектность этого явления6.

     Одни  теоретики понимают власть как влияние  особого рода, другие - как способность  к достижению определенных целей, третьи - возможность использования разного рода средств, для четвертых власть представляется как особое отношение между управляющими и управляемыми субъектами7.

     Как правило, под властью понимается способность ее субъекта (отдельного человека, руководства крупной организации, государства) навязывать свою волю другим людям, коллективам, организациям, распоряжаться и управлять их действиями, используя разного рода насильственные и ненасильственные средства и методы, с тем чтобы приспособить их поведение к своим собственным интересам. Наиболее часто встречается следующее определение власти: "Власть - это специфический способ (средство), который обеспечивает следование воли управляемого субъекта воле субъекта управляющего8.

     Под социальной властью следует понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение в той или иной форме. Другими словами, суть власти можно представить следующей формулой: А имеет власть над Б, если А определяет поведение Б. Но почему А имеет власть над Б - именно этот вопрос и по сей день остается до конца неясным и весьма обсуждаемым.

     Несмотря  на все многообразие определений  сущности социальной власти, представители  социологической научной мысли (и не только они) считают, что власть как таковая всегда основана на принуждении. Однако некоторые ученые обращают наше внимание на то, что принуждение - это лишь признак власти, вследствие чего обычной ошибкой является отождествление власти с принуждением, которое, в свою очередь, является только ее наиболее заметным инструментом9. Действительно, в современном обществе существуют властные отношения, основанные не столько на подчинении одной субъекта воли, сколько на добровольном и, что важно, осознанном признании его власти над собой.

     Власть  с социально-правовой точки зрения есть ассиметричное, присущее всякой общности людей отношение господства и  подчинения между субъектами, опирающееся  на принуждение в той или иной форме, выражающееся в возможности  субъекта обеспечить подчинение объекта в соответствии со своими намерениями посредством использования соответствующих ресурсов.

Информация о работе Сущность государства