Сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 06:28, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть понятие сущности государства. Для достижения поставленной темы в работе использовались следующие задачи:
1.Раскрыть понятие власти как общечеловеческой категории.
2.Определить классовое и общечеловеческое в сущности государства
3.Определить функции государства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Власть как образующий элемент в сущности государства 5
1.1. Понятие власти 5
1.2. Особенности государственной власти 7
Глава 2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства 12
2.1. Классовый подход в сущности государства 12
2.2. Общечеловеческое в сущности государства 16
Глава 3. Функции государства: элементарное выражение сущности государства 19
3.1. Понятие функции государства 19
3.2. Классификация функций государства 19
3.3. Функции современного государства 21
3.4. Социальное назначение государства 24
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

32296 Общее понятие о государстве.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

     6. Поддержание мира (или, как ее  еще называют, поддержание мирового  порядка). Необходимо подчеркнуть,  что ведение агрессивных, захватнических  войн сопутствовало всем этапам развития человеческого общества. Сохраняется эта угроза и сегодня. Однако наличие оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического) значительно снижает возможность развязывания новых агрессивных войн. Важным фактором сохранения мира на планете является совместная деятельность государств по разрешению межнациональных конфликтов, обеспечению мирового правопорядка (миротворческие миссии по нормализации ситуаций в Нагорном Карабахе, Югославии, Абхазии, Ираке и др.).

     К внешнеполитической деятельности современного государства относится и сотрудничество с другими государствами в таких сферах, как культура (культурный обмен, организация международных конкурсов, выставок), борьба с организованной преступностью (в том числе через интерпол) и др.

     Осуществление внешнеполитических функций государства, как правило, относится к компетенции  правительства, которое координирует и контролирует деятельность соответствующих  государственных органов и институтов. Сюда входит комплектование правительством дипломатического и консульского аппарата, ведение международных переговоров и заключение международных договоров и соглашений, руководство органами разведки.

     На  разных этапах развития государства  на первый план могут выходить разные функции. В современных демократических государствах, как уже отмечалось, совершенствуется механизм охраны, защиты прав человека. Основные права и свободы граждан, провозглашенные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, получают конституционное закрепление.

     Содержание  функций государства может изменяться под воздействием разных факторов, таких как международная обстановка (процессы разоружения, угроза межнациональных  конфликтов и т.п.), реальная опасность  техногенных и экологических  катастроф, процессы глобализации, происходящие в современном мире.

     Существует  также определенная связь функций  и формы государства. Вполне понятно, что у федеративного государства  набор функций будет несколько  иным, чем у государства унитарного, поскольку федеративному государству приходится решать еще и задачи федеративных отношений: во избежание распада федерации, государство должно выявлять и согласовывать интересы субъектов Федерации, учитывать национальный фактор в своей политике, использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем возникающих противоречий.

     Функции государства реализуются с помощью  разных методов. В зависимости от содержания функции используются правовые, организационные, контрольные, воспитательные, принудительные, правообеспечительные и другие методы. В современной литературе по теории государства и права выделяются следующие основные методы, обеспечивающие нормальное и эффективное функционирование государства:

     1) метод нормативного правового  регулирования;

     2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний;

     3) метод рекомендаций, т.е. ориентации  на конкретный вариант поведения,  и метод поощрения, стимулирующий  общественно полезную деятельность;

     4) метод договорного регулирования;

     5) методы надзора и контроля;

     6) метод информационного влияния  на общество. 
 
 

 

Заключение

     Определить  сущность явления - значит выявить то главное в нем, что определяет его существование в том, а  не в ином виде.

     По  поводу сущности государства в отечественном  правоведении преобладал классовый подход, согласно которому сущностью любого государства было выявление того, какой класс стоит у "руля управления" обществом. При этом не отрицалось, что по мере развития и совершенствования общественных отношений, повышения производительности труда и консолидации населения страны сущность государства постепенно меняется, т.е. государство определялось как аппарат, машина в руках господствующего класса для подавления своих классовых противников.

     Современная наука более широко подходит к вопросу об определении сущности государства. При его характеристике следует ответить на несколько вопросов, один из которых: как соотносятся государство и общество, является ли государство структурой искусственной, противоестественной человеческому обществу (Лао-цзы), или же государство - органичная часть общества (Платон)?

     На  сегодняшний день кроме классового подхода существуют четыре наиболее известные теории, пытающиеся по-своему ответить на вопрос о том, какова сущность государства.

     Теория  плюрализма. Сторонники этой теории (Ласки, Дюверже, Дарендорф, Даль и др.) рассматривают общество как совокупность страт. При этом под стратами понимаются значительные группы людей, объединенных по различным признакам: возраст, пол, профессиональная принадлежность, социальное положение, место жительства и т.д. Страты создают различные общественные и политические организации, которые, продвигая в жизнь интересы той или иной страты, пытаются оказать давление на государственную власть. Следовательно, сам человек в отдельности влиять на политику государства не в силах, но при воздействии политических организаций той или иной страты интересы людей учитываются государственной властью. Ввиду того что интересы у каждой страты различны (плюрализм), эта теория иначе называется теорией плюралистической демократии.

     Технократическая  теория. Возникла в 20-е гг. XX в. (его  часто называют "административным веком") как ответ на бюрократизацию общества. Истоки данного подхода  к пониманию природы государства  можно найти во взглядах Сен-Симона, который считал, что без политиков нация продолжала бы процветать, а без технических специалистов (инженеров, врачей, учителей и т.п.) погибла бы.

     Сторонники  данной теории (Веблен, Барнхейм, Сойман, Мулет, Зигфрид и другие) пытаются отграничить технократов от бюрократов. Если последние обладали властью исключительно в силу своей принадлежности к аппарату государства, то технократ обладает властью в силу своей компетентности, знаний и умений, опыта. По мнению Мейно, технократы - это группа лиц, профессионально занятых управлением, имеющих высокий уровень специальной подготовки, которые в отличие от выборных лиц не несут политической ответственности. Лишь управленцы (менеджеры) способны определить действительные потребности общества от мнимых, просчитать оптимальные пути развития и найти необходимые для этого цели.

     Данная  теория, отдавая должное важности профессионализма во всех сферах, в  том числе и управлении государством, не оставляет места для возможности  реализации столь популярной в былые  годы идеи о том, что каждая кухарка может управлять государством.

     Теория  элит. Появилась эта теория в начале XX в. Крупнейшие сторонники: Парето, Моски, Сартори. По мнению Парето, элита образуется двояким образом:

     1) элиту образуют все преуспевающие  в обществе лица, представляющие собой "сливки" того или иного социального слоя;

     2) в число элиты входят люди, осуществляющие функции публичного  управления.

     Таким образом, элита - особый, достаточно узкий  социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе. В обществе идет постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства. Победившая элита посредством собственных членов и ставленников проводит свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства.

     Юридический подход. Начало юридического подхода  к сущности государства заложил  выдающийся ученый Г. Еллинек (конец XIX века), который рассматривал государство  как социальное образование и  как правовое (юридическое) учреждение. Более важным он считал познание юридической природы государства, которое связывал с изучением велений, исходящих от государства (правовых норм), и деятельности юридических учреждений. В рамках данного учения принято рассматривать государство как юридическое лицо, как юридическую персонификацию нации (Эсмен). Г. Кельзен, рассматривая государство с юридических позиций, сравнивал его с правопорядком. Подобный подход и сегодня сохранен в сфере международного публичного права.24 
 

 

Список использованной литературы

 
  1. Алехин  А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1995.
  2. Байтин М. И. Государство и политическая власть. Саратов, 1972.
  3. Венгеров А. Б. Теория государства  и право: учебник.-  М.: Юриспруденция, 1999 г.
  4. Вершило Н.Д., Экологическая функция российского государства в контексте устойчивого развития // Экологическое право, 2005, N 4.
  5. Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2003.
  6. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002.
  7. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. N 7.
  8. Жиделев В.А., Государственная власть как правовая категория // Право и политика, 2007, N 6.
  9. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.
  10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18.
  11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. I.
  12. Образ власти в общественном сознании (социологический обзор) // Личность и власть. М., июнь 2000.
  13. Просвирнин Ю.Т. Теоретико-правовые аспекты информатизации в современном Российском государстве: Дис. ... канд. юрид. наук (12.00.01). М., 2002.
  14. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2002.
  15. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малъко. Саратов, 1995.
  16. Теория государства и права: учебник (А.В. Мелехин) Маркет ДС, 2007.
  17. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М., 2002. С. 75
  18. Теория государства и права: учебник для юридических вузов (под ред. А.С. Пиголкина) ОАО "Издательский Дом "Городец", 2003.
  19. Федосеева Н.Н., Информационная функция современного российского государства // Юрист, 2007, N 6.
  20. Чибинев В.М., Вектор развития социальной функции современного государства // Право и политика, 2007, N 1.
  21. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2004.
  22. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.
  23. Чиркин В.Е. Основы государственной власти. – М.: Юристъ, 1996.
  24. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.

Информация о работе Сущность государства