Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 06:28, контрольная работа
Цель курсовой работы - раскрыть понятие сущности государства. Для достижения поставленной темы в работе использовались следующие задачи:
1.Раскрыть понятие власти как общечеловеческой категории.
2.Определить классовое и общечеловеческое в сущности государства
3.Определить функции государства.
Введение 3
Глава 1. Власть как образующий элемент в сущности государства 5
1.1. Понятие власти 5
1.2. Особенности государственной власти 7
Глава 2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства 12
2.1. Классовый подход в сущности государства 12
2.2. Общечеловеческое в сущности государства 16
Глава 3. Функции государства: элементарное выражение сущности государства 19
3.1. Понятие функции государства 19
3.2. Классификация функций государства 19
3.3. Функции современного государства 21
3.4. Социальное назначение государства 24
Заключение 35
Список использованной литературы 38
6.
Поддержание мира (или, как ее
еще называют, поддержание мирового
порядка). Необходимо подчеркнуть,
что ведение агрессивных,
К внешнеполитической деятельности современного государства относится и сотрудничество с другими государствами в таких сферах, как культура (культурный обмен, организация международных конкурсов, выставок), борьба с организованной преступностью (в том числе через интерпол) и др.
Осуществление
внешнеполитических функций государства,
как правило, относится к компетенции
правительства, которое координирует
и контролирует деятельность соответствующих
государственных органов и
На разных этапах развития государства на первый план могут выходить разные функции. В современных демократических государствах, как уже отмечалось, совершенствуется механизм охраны, защиты прав человека. Основные права и свободы граждан, провозглашенные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, получают конституционное закрепление.
Содержание
функций государства может
Существует
также определенная связь функций
и формы государства. Вполне понятно,
что у федеративного
Функции
государства реализуются с
1) метод нормативного правового регулирования;
2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний;
3)
метод рекомендаций, т.е. ориентации
на конкретный вариант
4)
метод договорного
5) методы надзора и контроля;
6)
метод информационного влияния
на общество.
Определить сущность явления - значит выявить то главное в нем, что определяет его существование в том, а не в ином виде.
По поводу сущности государства в отечественном правоведении преобладал классовый подход, согласно которому сущностью любого государства было выявление того, какой класс стоит у "руля управления" обществом. При этом не отрицалось, что по мере развития и совершенствования общественных отношений, повышения производительности труда и консолидации населения страны сущность государства постепенно меняется, т.е. государство определялось как аппарат, машина в руках господствующего класса для подавления своих классовых противников.
Современная наука более широко подходит к вопросу об определении сущности государства. При его характеристике следует ответить на несколько вопросов, один из которых: как соотносятся государство и общество, является ли государство структурой искусственной, противоестественной человеческому обществу (Лао-цзы), или же государство - органичная часть общества (Платон)?
На сегодняшний день кроме классового подхода существуют четыре наиболее известные теории, пытающиеся по-своему ответить на вопрос о том, какова сущность государства.
Теория плюрализма. Сторонники этой теории (Ласки, Дюверже, Дарендорф, Даль и др.) рассматривают общество как совокупность страт. При этом под стратами понимаются значительные группы людей, объединенных по различным признакам: возраст, пол, профессиональная принадлежность, социальное положение, место жительства и т.д. Страты создают различные общественные и политические организации, которые, продвигая в жизнь интересы той или иной страты, пытаются оказать давление на государственную власть. Следовательно, сам человек в отдельности влиять на политику государства не в силах, но при воздействии политических организаций той или иной страты интересы людей учитываются государственной властью. Ввиду того что интересы у каждой страты различны (плюрализм), эта теория иначе называется теорией плюралистической демократии.
Технократическая
теория. Возникла в 20-е гг. XX в. (его
часто называют "административным
веком") как ответ на бюрократизацию
общества. Истоки данного подхода
к пониманию природы
Сторонники данной теории (Веблен, Барнхейм, Сойман, Мулет, Зигфрид и другие) пытаются отграничить технократов от бюрократов. Если последние обладали властью исключительно в силу своей принадлежности к аппарату государства, то технократ обладает властью в силу своей компетентности, знаний и умений, опыта. По мнению Мейно, технократы - это группа лиц, профессионально занятых управлением, имеющих высокий уровень специальной подготовки, которые в отличие от выборных лиц не несут политической ответственности. Лишь управленцы (менеджеры) способны определить действительные потребности общества от мнимых, просчитать оптимальные пути развития и найти необходимые для этого цели.
Данная
теория, отдавая должное важности
профессионализма во всех сферах, в
том числе и управлении государством,
не оставляет места для
Теория элит. Появилась эта теория в начале XX в. Крупнейшие сторонники: Парето, Моски, Сартори. По мнению Парето, элита образуется двояким образом:
1)
элиту образуют все
2)
в число элиты входят люди,
осуществляющие функции
Таким образом, элита - особый, достаточно узкий социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе. В обществе идет постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства. Победившая элита посредством собственных членов и ставленников проводит свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства.
Юридический
подход. Начало юридического подхода
к сущности государства заложил
выдающийся ученый Г. Еллинек (конец XIX
века), который рассматривал государство
как социальное образование и
как правовое (юридическое) учреждение.
Более важным он считал познание юридической
природы государства, которое связывал
с изучением велений, исходящих от государства
(правовых норм), и деятельности юридических
учреждений. В рамках данного учения принято
рассматривать государство как юридическое
лицо, как юридическую персонификацию
нации (Эсмен). Г. Кельзен, рассматривая
государство с юридических позиций, сравнивал
его с правопорядком. Подобный подход
и сегодня сохранен в сфере международного
публичного права.24