Сущность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 06:28, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - раскрыть понятие сущности государства. Для достижения поставленной темы в работе использовались следующие задачи:
1.Раскрыть понятие власти как общечеловеческой категории.
2.Определить классовое и общечеловеческое в сущности государства
3.Определить функции государства.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Власть как образующий элемент в сущности государства 5
1.1. Понятие власти 5
1.2. Особенности государственной власти 7
Глава 2. Классовое и общечеловеческое в сущности государства 12
2.1. Классовый подход в сущности государства 12
2.2. Общечеловеческое в сущности государства 16
Глава 3. Функции государства: элементарное выражение сущности государства 19
3.1. Понятие функции государства 19
3.2. Классификация функций государства 19
3.3. Функции современного государства 21
3.4. Социальное назначение государства 24
Заключение 35
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

32296 Общее понятие о государстве.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

     4. Культурно-воспитательная. Культура  всегда выступала важнейшим компонентом общественной жизни. Принимая нормативные правовые акты в сфере культуры, государство целенаправленно формирует морально-эстетическую и нравственную модель в обществе.

     Специфическая социальная роль, которую играют правовые нормы в духовной жизни общества, наиболее полно выражается и реализуется в сочетании с другими социальными механизмами. Именно поэтому преобразования в области культуры нельзя рассматривать вне связи с экономическими, социальными и политическими процессами, происходящими в обществе, с осуществляемой государством деятельностью по защите прав и свобод личности.

     В современных условиях политика демократических  государств в сфере культуры ориентирована  на сохранение накопленного культурного  богатства и дальнейшее его развитие, наиболее полное удовлетворение культурных потребностей различных слоев общества, создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, обеспечение благоприятных условий для доступа всех социальных слоев к ценностям национальной и мировой культуры, поддержание престижа национальной культуры за рубежом.

     Государство создает правовую основу для реализации прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. Законодательство призвано, в частности, обеспечить присущими ему специфическими средствами необходимую охрану прав и законных интересов личности в духовной сфере, каковой и является культура. С помощью законодательства государство гарантирует возможность приобщения к духовным и материальным ценностям, созданным человеком. В этом проявляется гуманистическая направленность государственной политики в области культуры.

     Важно подчеркнуть, что современное законодательство о культуре учитывает прогрессивные  достижения мировой культуры и ориентировано  на общечеловеческие ценности, признаваемые нормами международного права. В заключительном Документе Конференции СБСЕ по человеческому измерению, проходившей в Копенгагене в 1990 году, подчеркивается, что государства принимают на себя обязательства издания таких законов, которые будут способствовать взаимопониманию и терпимости, особенно в области образования, культуры и информации.

     Реальность  осуществления права на участие  в культурной жизни, доступ к культурным ценностям в значительной степени  зависит от многообразия видов культурных учреждений: библиотеки (государственные, муниципальные, юношеские, библиотеки для слепых), театры (детские, драматические, музыкальные), картинные галереи, выставочные и концертные залы и т.п. Право пользования учреждениями культуры государство обеспечивает также доступными ценами на билеты в музеи, театры, концертные залы, установлением льгот для учащихся, инвалидов и других социально незащищенных слоев населения.

     В многонациональном государстве (каковым, например, является Российская Федерация) культура каждого народа составляет важнейшую часть (элемент) многонациональной культуры. Поэтому, проявляя заботу о каждом человеке или народе и обеспечивая им защиту, государство создает условия для сохранения и развития многонациональной культуры общества в целом. На территории России проживает более ста народов, и каждый из них обладает уникальными особенностями культуры, языка, традиций и обычаев. Одной из основных задач национальной политики Российской Федерации в духовной сфере является сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям.

     5. Экологическая функция обусловлена обязанностью государства по созданию экологически безопасных условий жизни своих граждан, обеспечивающих им право на благоприятную окружающую среду. Сюда входит деятельность государства по охране природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, сбалансированное решение проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

     Содержание  экологической функции современных  демократических государств характеризуется такими конкретными направлениями деятельности государства, как бюджетное финансирование природоохранных мероприятий; забота о земле, воде, атмосферном воздухе, недрах, диком животном и растительном мире; борьба с радиоактивным загрязнением, создание гарантий радиационной безопасности населения; содействие разработке и внедрению экологически чистых технологий (в том числе связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов); совершенствование экологического законодательства, установление юридической ответственности за экологические правонарушения; развитие системы экологического образования и воспитания.21

     6. Правоохранительная. Проявляется в  охране государством прав и  законных интересов личности (в  том числе в защите права  собственности), в организации охраны правопорядка и обеспечении законности, в предупреждении правонарушений и борьбе с ними. Эти задачи решаются с помощью созданной государством системы правоохранительных органов (судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности).

     Важное  значение для реализации данной функции  в современных условиях имеет  правовое воспитание, направленное на уважение к закону, на формирование правомерного поведения у граждан, а также борьба государства с  коррумпированностью чиновников и бюрократизацией государственного аппарата. Сегодня как никогда остро перед государством стоит проблема обеспечения безопасности граждан, защита их от криминальных посягательств, проблема борьбы с организованной преступностью и мафиозными структурами.

     7. Информационная.

     Реальность  высокотехнологического XXI в. диктует  свои правила развития современного общества, в том числе и в  сфере права. Существующие тенденции  позволяют говорить о начале формирования единой системы общественных отношений  в сфере использования информационных технологий, которая предназначается как для поддержания существующих отношений, так и для формирования структуры нового информационного технологического общества и его интеграции в мировое информационное пространство.

     Одним из таких новых направлений деятельности современного Российского государства является реализация информационной функции, вставшей в один ряд с такими важными направлениями государственной деятельности, как социальное, экономическое и политическое.

     Учитывая  современные реалии перехода к информационному обществу и построения электронного государства, автор считает, что информационная функция выступает сегодня основной функцией современного Российского государства, других государств и всего мира в целом.

     Одним из первых обоснованно выделил и подробно проанализировал информационную функцию Ю.Т. Просвирнин.

     Так, он справедливо утверждает, что в  процессе развития общества появились  определенные факторы, которые привели  к возрастанию роли информации, а  следовательно, к более четкому выделению информационной функции государства.

     К таким факторам можно отнести:

     1) формирование единого мирового  информационного пространства и  углубление процессов информационной  интеграции; повышение уровня доступности,  распространения и использования информации, ее реальное обеспечение техническими средствами;

     2) возрастание роли информационно-коммуникационной  инфраструктуры в системе общественного  производства;

     3) становление и в последующем  доминирование в экономике новых  технологических укладов, базирующихся на массовом использовании информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций; производство информации в объемах, необходимых и достаточных для обеспечения жизнедеятельности и развития общества во всех его частях и направлениях;

     4) повышение уровня образования,  научно-технического и культурного  развития за счет расширения  возможностей систем информационного  обмена на международном, национальном  и региональном уровнях и соответственно  увеличение роли квалификации  работников, их профессионализма и способностей к творчеству;

     5) усиление значимости проблем  обеспечения информационной безопасности  личности, общества и государства22.

     Информационная  функция обладает всеми существенными  признаками основных функций государства, выделяемыми в науке.

     1. Она непосредственно выражает  и предметно конкретизирует сущность  современного государства - демократического  гражданского общества в информационном  государстве. Ее содержание учитывает  групповые (корпоративные), национальные  и частные интересы членов общества.

     2. В ней реализуется разносторонняя  практическая деятельность в  сфере информатизации внутри  страны и на международной  арене.

     3. Данная функция представляет  собой уже устойчиво сложившееся  основное направление деятельности  государства по информатизации общества.

     4. В информационной функции государства  проявляется и присущая ему  на современном этапе развития  динамика социально-экономических,  политических и духовных преобразований  в жизни информационного общества.23

     II. К числу внешних функций современных государств относятся такие направления деятельности, которые осуществляются государством в отношениях с другими государствами либо связаны с участием государства в международных организациях. Это обеспечение безопасности и целостности страны, ее суверенитета (защита от нападения со стороны других государств, в том числе и противодействие иностранным разведкам); сотрудничество с другими государствами по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам и, прежде всего, по вопросам, которые затрагивают интересы многих государств и требуют коллективного реагирования мирового сообщества, организации совместных мероприятий. Речь идет об осуществлении совместных космических проектов, борьбе с наркобизнесом, с международным терроризмом, участии в предотвращении и ликвидации последствий крупных экологических катастроф, в обеспечении мирового правопорядка.

     В системе внешних функций современного государства можно выделить следующие  основные функции.

     1. Политическая. Содержание политической функции составляет развитие политических отношений между государствами: создание представительств одних государств на территории других, деятельность послов, дипломатов; заключение международных договоров, участие в международных организациях, обмен официальными парламентскими делегациями и т.д.

     2. Функция обороны (защита государства  от нападения извне и укрепление  собственных вооруженных сил).

     Устав ООН и другие международные документы  в качестве важнейшего принципа современных  международных отношений закрепили уважение суверенитета и невмешательство государств в дела друг друга. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение - одной из важнейших государственных функций. Государство должно иметь возможность пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также свою экономическую, политическую и информационную независимость. Осуществление функции обороны обеспечивает суверенитет, самостоятельность государства на международной арене, а также защиту его населения и территории. Как подчеркивается, например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим средствам. Однако до тех пор, пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения на Российскую Федерацию, Россия будет вынуждена поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории - неотъемлемых составляющих государственной целостности Российской Федерации.

     3. Функция интеграции в мировую экономику проявляется в деятельности по внешнеэкономическому сотрудничеству (в том числе в предоставлении другим государствам кредитов, займов, в использовании новейших зарубежных технологий и т.д.), в создании совместных предприятий с зарубежными партнерами, в поддержке иностранных капиталовложений (создание благоприятного инвестиционного климата, предоставление иностранным инвесторам таможенных, налоговых и других льгот).

     4. Одной из приоритетных функций  современного демократического  государства является социальная функция, осуществляемая в сфере международных отношений. Речь идет прежде всего о защите прав личности (принятие международных актов - деклараций, конвенций - в области обеспечения прав человека, деятельность Европейского Суда по правам человека и т.д.) и осуществлении различных форм гуманитарной деятельности (гуманитарная миссия "Врачи без границ" и др.).

     5. Экологическая. В современных  условиях многие экологические  проблемы (уменьшение озонового  слоя, глобальное потепление климата, угроза исчезновения редких животных, загрязнение рек, почвы и атмосферного воздуха и др.) не могут быть решены усилиями только одного государства. Они требуют согласованных действий многих государств, входящих в мировое сообщество, приобретая характер планетарных экологических проблем. Нерациональное природопользование, характерное для многих развитых государств (неразумное, потребительское отношение к природно-экономическим и сырьевым ресурсам, приводящее к их истощению, использование разрушительных для экологии технологий), создает опасный дисбаланс в окружающей человека природной среде и несет реальную угрозу жизненно важным интересам будущих поколений человечества. Современные государства участвуют в решении глобальных экологических проблем, осуществляют совместные мероприятия по преодолению последствий техногенных катастроф и т.п.

Информация о работе Сущность государства