Сущность, типы, формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в изучение сущности, типа и формы государства в конкретно-исторических условиях его возникновения и развития.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. дать понятия и характерные черты института государства с его составляющих частей;
2. изучить исторический опыт становления института государства;
3. разобрать особенности сущности, типа и формы государства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………
с.3
Глава Ι. Теоретические основы изучения сущности, типов и формы государства
Сущность государства………………… ………………………..
с.5
Типы государства………………………………………………...
с.12
Формы государства………………………....................................
с.18
Заключение ……………………………………………………………..
с.25
Список литературы ……………………………………………………
с.27

Файлы: 1 файл

курсоваяяяя.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»

Факультет дополнительного профессионального  образования

Отделение «Юриспруденции»

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по теории государства и права

 

«Сущность, типы, формы государства»

 

 

 

 

Работа выполнена:

студенткой  1 курса

отделения «юриспруденции»

Дрбоян  Анна Гариковна

 

Научный руководитель:

К. п.н., Доцент, Зав. отделения

Рудых Сергей Александрович

 

 

 

 

г. Армавир,2013 год.

Содержание

Введение …………………………………………………………………

с.3

Глава Ι. Теоретические основы изучения сущности, типов и формы государства

Сущность государства………………… ………………………..

с.5

Типы государства………………………………………………...

с.12

Формы государства………………………....................................

с.18

Заключение ……………………………………………………………..

с.25

Список  литературы ……………………………………………………

с.27


 

 

Введение

Актуальность  данной темы выражается в том, что исследование института  государства является одним из главных в изучении такого предмета как теория государства и права, так как  форму, сущность и тип государства можно определить как устройство или строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения.

Вопрос о  сущности государства достаточно многогранен  в своем рассмотрении. Существует множество мнений,  точек зрения и позиций, от которых можно отталкиваться, рассматривая его. Сущность государства – это смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Типология же государств, то есть их классификация по типам, способствует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

Цель данной работы состоит в изучение сущности, типа и формы государства в конкретно-исторических условиях его возникновения и развития.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. дать понятия  и характерные черты института  государства с его составляющих частей;

2. изучить исторический  опыт становления института государства;

3. разобрать  особенности сущности, типа и  формы государства.

Объект  исследования – устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики.

Предметом исследования являются сущность, типы и формы государства, рассмотренные в различных подходах их определения.  

Научное исследование в этой области имеет важное теоретическое и практическое значение, устанавливая случайности и закономерности.

 

Глава Ι. Теоретические  основы изучения сущности, типов и формы государства

      1. Сущность государства.

Основы  каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии. [Ас-Самарканди]

Вопрос о  сущности государства достаточно многогранен  в своем рассмотрении. Существует множество мнений,  точек зрения и позиций, от которых можно отталкиваться  рассматривая его. Но для начала следует разобраться с понятием самого государства.

Так как государство – это сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление, то вопросы о его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым.  Противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом.

История государства  неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической (государственной) власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии.

Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях.

Итак, ознакомившись  немного с понятием государства, поговорим о его сущность. Сущность государства – это смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская  теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение.

Классовый подход при раскрытии сущности государства  – крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли  многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств по меньшей мере теоретически неверно. Вполне правдиво что, классовый характер, классовая направленность деятельности государства – его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество – от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических  странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых, сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества. Иначе говоря, в демократическом государстве второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства требует учета обоих начал. Игнорирование любого из них сделает характеристику этой сущности односторонней.

На государство  и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко  оказывают сильное влияние национальные и даже националистические факторы. Иногда государственная власть оказывается  в руках узкой группы, клана  либо отдельных лиц, выражает их интересы, но такая власть обычно камуфлирует свои интересы, выдает их за общесоциальные и общенациональные.

Рассматривая саму сущность государства со стороны первичности его общесоциальной направленности, по моему мнению, следует более подробно ознакомиться с различными «концепциями сущности государства».

Как мы уже говорили, когда речь идет о сущности государства, то имеется в виду направленность его социального назначения; то есть интересы каких общественных сил, функционирующая политическая власть представляет и защищает. Несмотря на то, что государство есть организация политической власти определенного общества, в реальном мире были и есть разные государства, преследующие различные цели и задачи. Поэтому акцентирование внимания на проблеме сущности государства позволяет глубже понять вопрос о том, кому или чему государство может и должно служить, какие социальные задачи оно собирается решать.

Начнем с марксистско-ленинское учения о сущности государства. Сущность государства марксизм-ленинизм свел к обеспечению классового господства. Из многочисленных высказываний К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина видно, что государство они определяли как машину, инструмент в руках экономически господствующего класса для подавления сопротивления эксплуатируемых классов. С позиций марксизма-ленинизма государство рассматривалось исключительно как орудие классового господства, которое с отмиранием классов должно отмереть и само.

Анархическая  концепция сущности государства. С точки зрения анархистов, любое государство стесняет людей, ограничивает их свободу, а поэтому государство должно быть уничтожено. Обществом, по их мнению, должны управлять так называемые федерации мелких автономных ассоциаций производителей.

Либерально-демократическая  концепция сущности государства. Она исходит из представлений о таком государстве, которое должно выражать интересы среднего класса и уравновешивать противоположные классы, исполнять роль некоего арбитра.

Сущность  фашистского государства. Сторонники этого типа государства проповедуют концепцию открытой террористической диктатуры наиболее национально - передовых, прогрессивных, с их точки зрения, рас, людей над остальными. Идейной основой фашистского государства выступают: расизм, шовинизм, национализм, вождизм, геополитика и т.д.

Сущность  тоталитарного государства. Концепция тоталитарного государства сводится к необходимости всеобщего огосударствления общества, сведения на нет роли гражданского общества. Тоталитарное государство становится над обществом, все подчиняет своим интересам, нередко прикрываясь благими намерениями.

Корпоративное государство и его сущность. Сторонники корпоративного государства исходят из того, что государство - это совокупность публичных служб, выполняющих специальные функции, не увязанные с потребностями общества, а исходящие из интересов отдельных корпораций, самих государственных служб, функций. В корпоративных государствах устанавливается авторитарно-политический режим, они нередко скатываются в сторону фашистской диктатуры.

Государство всеобщего благоденствия и его сущность. Концепция исходит из представления, что государство - это исключительное благо, оно существует для того, чтобы сделать людей счастливыми, достойными. Этой концепции присуща излишняя иллюзорность при характеристике государства.

Сущность  этнократического (национального) государства. Идея такого государства направлена на то, чтобы государство обслуживало чисто национальные интересы.

Информация о работе Сущность, типы, формы государства